Учебно-методическое пособие курск 2006


НазваниеУчебно-методическое пособие курск 2006
страница1/15
Дата публикации29.11.2013
Размер1.43 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
vb2.userdocs.ru > Химия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Курский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению
и социальному развитию»

Кафедра биологической химии


ЗАДАНИЯ
ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО,
МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО
И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Курск – 2006


УДК 577.1(072)

Печатается по решению

ББК 28.707.2я7

редакционно-издательского




совета ГОУ ВПО КГМУ




Росздрава


Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического и фармацевтического факультетов (УМО – 245 от 09.05.06 г.).
Задания по биологической химии для самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, фармацевтического и стоматологического факультетов (учебно-методическое пособие) / Под ред. проф. А.И. Конопли и проф. Л.Г. Прокопенко (2-е изд., испр. и перераб.). – Курск: КГМУ, 2006. – 92 с.
Рецензенты:

заведующий кафедрой биологической химии ГОУ ВПО ВГМА им. Бурденко Росздрава, д.м.н., профессор ^ В.В. Алабовский

заведующая кафедрой фундаментальной и клинической биохимии с лабораторной диагностикой ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Ф.Н. Гильмиярова
Важная роль в освоении современной биохимии принадлежит самостоятельной работе студентов как составляющей процесса обучения.

Данное учебно-методическое пособие подготовлено авторами в помощь студентам. Пособие включает 16 разделов. Каждый раздел начинается введением, определяющим объем и основные вопросы, включенные в данный раздел. По каждому разделу приводится достаточно большое количество задач, способствующих развитию логического мышления, умению применять теоретические знания для решения конкретных задач. Решение задач позволит студенту закрепить, систематизировать и расширить свои знания. Знания, полученные при решении задач, могут быть включены в сетку знаний, получаемых студентом при участии других медико-биологических дисциплин, в том числе и клинических. Заканчиваются разделы тестами на подстановку, которые за короткий промежуток времени позволят преподавателю или самому студенту проверить уровень усвоения основных вопросов.

Учебно-методическое пособие может быть использовано как во внеаудиторной, так и в аудиторной работе.


ISBN 5-7487-1113-3

ББК 28.707.2я7







© Коллектив авторов

© ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2006




О Г Л А В Л Е Н И Е


Раздел

Название

Стр.

I.

АМИНОКИСЛОТЫ И ПЕПТИДЫ. Прокопенко Л.Г. ………

4

II.

БЕЛКИ. Авдеева Л.С. …………………………………………...

6

III.

ФЕРМЕНТЫ. Конопля А.И. ……………………………………

13

IV.

БИОЭНЕРГЕТИКА. Яхонтов Ю.О. …………………………...

21

V.

ОБМЕН УГЛЕВОДОВ. Рыжикова Г.Н. ………………………

25




1. Гликолиз …………………………………………………

34




2. Пентозофосфатный путь ……………………………….

34




^ 3. Цикл трикарбоновых кислот …………………………

35




4. Глюконеогенез ……………………………………………

35




^ 5. Регуляция обмена глюкозы ……………………………

36

VI.

ОБМЕН ЛИПИДОВ. Кедровская Н.Н. ………………………..

37




^ 1. Транспортные формы липидов ……………………….

41




2. Обмен жирных кислот ………………………………….

42




^ 3. Обмен холестерина ……………………………………...

42




4. Регуляция липидного обмена …………………………

43

VII.

СТРУКТУРА КЛЕТОЧНЫХ МЕМБРАН.

Быстрова Н.А. …………………………………………………….


45

VIII.

АЗОТИСТЫЙ ОБМЕН. Чалая Л.П. …………………………..

48




^ 1. Общие пути обмена аминокислот ……………………..

52




2. Индивидуальные пути обмена аминокислот ………...

53

IX.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБМЕНА ГЛЮКОЗЫ,

ЖИРНЫХ КИСЛОТ И АМИНОКИСЛОТ.

Смахтин М.Ю. ……………………………………………………



55

X.

МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕДАЧИ
ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.


Быстрова Н.А. ……………………………………………………



57




^ 1. Нуклеиновые кислоты ………………………………….

61




2. Репликация ………………………………………………

62




3. Транскрипция ……………………………………………

62




4. Трансляция ………………………………………………

63

XI.

БИОХИМИЯ ВИТАМИНОВ. Кедровская Н.Н. ……………...

65

XII.

БИОХИМИЯ ГОРМОНОВ. Чалая Л.П. ………………………

73

XIII.

ОБМЕН ВОДЫ И ЭЛЕКТРОЛИТОВ. Чалая Л.П. ………….

81

XIV.

КИСЛОТНО-ЩЕЛОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Конопля А.И. ……………………………………………………..


83

XV.

ОБМЕН ПОРФИРИНОВ. Рыжикова Г.Н. ……………………

86

XVI.

БЕЛКИ ПЛАЗМЫ КРОВИ. Суняйкин К.И. ………………….

88


^ I. АМИНОКИСЛОТЫ И ПЕПТИДЫ
Аминокислоты – это мономеры, из которых построены высокомолекулярные полимеры, называемые белками. Соединения, образованные из аминокислот, соединенных между собой пептидными связями, называются пептидами. Белки представляют собой полипептиды. В состав пептидов и белков человека и животных входит 20 аминокислот. Образованные ими пептидные (полипептидные) цепи состоят из остова (–NH–СН2–СО–NH–СН2–СО–) и боковых групп (R-группы). Остов имеет одинаковую структуру во всех пептидах, различаются пептиды по структуре и последовательности расположения R-групп.

От структуры R-групп зависят структура, физико-химические и биологические свойства пептидов и белков.

1.1. Аминокислоты служат строительными блоками белков, поэтому знание их структуры и химических свойств имеет первостепенное значение для понимания механизма выполнения белками их функций.

Назовите аминокислоты, для R-групп которых характерны перечисленные ниже свойства:

а) небольшая полярная R-группа, содержащая гидроксильную группу, играет важную роль в функционировании активных центров;

б) R-группа, создающая наименьшие сферические ограничения;

в) R-группа, несущая при физиологических значениях рН положительный заряд;

г) серосодержащая R-группа, нейтральная при всех значениях рН;

д) ароматическая R-группа, имеющая гидрофобную природу и нейтральную при всех значениях рН;

е) R-группа, несущая отрицательный заряд при рН 7;

ж) ароматическая R-группа, способная участвовать в образовании водородных связей;

з) R-группа, образующая дисульфидные внутри- и межцепьевые связи;

и) R-группа, представляющая собой остаток насыщенного углеводорода и вносящая важный вклад в гидрофобные взаимодействия;

к) полярная, незаряженная R-группа, превращающаяся после гидролиза в группу, заряженную при рН 7 отрицательно. Напишите формулы этих аминокислот.

1.2. Анализ смеси аминокислот начинают с разделения смеси на компоненты методом ионообменной хроматографии. Небольшие количества смеси вносят в верхнюю часть колонки, заполненной частицами полистирола, содержащими остатки сульфоновой кислоты. Затем через колонку пропускают буферный раствор. Аминокислоты проходят через колонку с разными скоростями, поскольку их движение тормозят два фактора: 1) электростатическое притяжение между отрицательно заряженными остатками сульфоновой кислоты и положительно заряженными функциональными группами аминокислот и 2) гидрофобное взаимодействие между боковыми цепями аминокислот и сильно гидрофобным остовом полистироловой смолы. Определите, какая аминокислота из каждой указанной ниже пары будет входить из колонки первой при пропускании через колонку буфера с рН 7,0:

а) аспарагиновая кислота и лизин;

б) аргинин и метионин;

в) глутаминовая кислота и валин;

г) глицин и лейцин;

д) серин и аланин.

1.3. Напишите формулы кислот, входящих в состав природных белков. Выделите среди них аминокислоты с:

а) неполярными (гидрофобными) радикалами;

б) полярными (незаряженными) радикалами;

в) отрицательно заряженными (кислыми) радикалами;

г) положительно заряженными (основными) радикалами.

1.4. Напишите формы, в которых аланин преобладает при рН 1, 7 и 10.

1.5. Укажите суммарный заряд (–, 0 или +) для глицина, аспарагиновой кислоты, лизина и гистидина при рН 1, 2, 4, 6, 10. Изоэлектрические точки глицина – 6, аспарагиновой кислоты – 3, лизина – 10, гистидина – 4.

1.6. Смесь глицина, аланина, глутаминовой кислоты, лизина, аргинина и серина разделяли методом электрофореза на бумаге при рН 6. Какие соединения двигались: а) к аноду; б) к катоду; в) оставались на месте? Изоэлектрические точки аланина – 6, глутаминовой кислоты – 3, аргинина – 11, серина – 6, остальных аминокислот – см. предшествующую задачу.

1.7. Укажите суммарный заряд, который несет пептид сер–тир–мет–глу–гис–фен–арг–три–гли–лиз–про–вал при рН 7. В какой среде находится изоэлектрическая точка этого пептида?

1.8. Напишите формулу трипептида, у которого резко преобладают кислые свойства, назовите этот пептид.

1.9. Напишите формулу трипептида, у которого резко преобладают основные свойства, назовите этот трипептид.

1.10. Один из методов разделения полипептидов основан на различии их растворимости. Растворимость крупных полипептидов в воде зависит от степени полярности их R-групп, особенно от числа ионизируемых групп: чем больше ионизируемых групп, тем выше растворимость полипептида. Какой полипептид из каждой перечисленной ниже пары более растворим в указанных условиях?

а) (глу)20 или (гли)20 при рН 7,0;

б) (лиз-ала)3 или (фен-мет)3 при рН 7,0;

в) (ала-сер-гли) 5 или (асп-сер-гис)5 при рН 9,0;

г) (ала-асп-глу)5 или (асп-сер-гис)5 при рН 3,0.
^ II. БЕЛКИ
Классификация белков основывается на трех признаках – составе, форме и функции.

По составу белки делятся на простые и сложные. В состав первых входят только аминокислоты, в состав вторых – кроме аминокислот входят группировки другой химической природы. Такие группировки называются простетическими. В зависимости от природы простетической группы выделяют нуклеопротеиды, гликопротеиды, липопротеиды, хромопротеиды, металлопротеиды, фосфопротеиды. По форме молекулы различают глобулярные и фибриллярные белки. По функции различают каталитические, транспортные, регуляторные, рецепторные и сократительные белки.

Принято выделять четыре уровня структурной организации белковой молекулы.

Первичная структура определяется: ^ 1) природой входящих в молекулу аминокислот, 2) абсолютным и относительным количеством остатков каждой аминокислоты, 3) последовательностью аминокислотных остатков в полипептидной цепи. В случае наличия простетических групп их состав и количество также включаются в первичную структуру.

Вторичная структура характеризуется пространственной ориентацией остова полипептидной цепи без учета различий по составу и конформации боковых цепей (R-групп). Третичная структура описывает полную трехмерную структуру полипептидной цепи, в том числе и ориентацию простетических групп. Четвертичная структура белка образуется в результате нековалентного агрегирования двух или большего числа полипептидных цепей.

Первые три уровня характеризуют структуру полипептидной цепи, они используются для описания всех белков, четвертый уровень характерен только для белков, состоящих из двух или нескольких полипептидных цепей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Учебно-методическое пособие курск 2006 iconУчебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011
Нейропсихология. Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета. – Курск: Изд-во Курск гос...
Учебно-методическое пособие курск 2006 iconУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии
Гримова Т. А. Пашин Е. Н. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета....
Учебно-методическое пособие курск 2006 iconПрограмма экономической практики учебно-методическое пособие для...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным...
Учебно-методическое пособие курск 2006 iconУчебно-методическое пособие для студентов Поварова И. А. Гончарова...
Поварова И. А. Гончарова В. А. Курсовая и дипломная работа по логопедии: Требования к научно-исследовательской работе студентов...
Учебно-методическое пособие курск 2006 iconУчебно-методическое пособие Издание 3-е, переработанное
Т33 Теория государства и права : учеб метод пособие / Р. Б. Го­ловкин [и др.]; Владим юрид ин-т; Каф гос правовых дисциплин. – Изд....
Учебно-методическое пособие курск 2006 iconСписок использованных источников Анташов В. А., Уварова Г. В. Экономический...
Анташов В. А., Уварова Г. В. Экономический советник менеджера: Учебно-практическое пособие. – М.: Финансы, учет, аудит, 2006. – 318...
Учебно-методическое пособие курск 2006 iconМетодика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями...
Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое...
Учебно-методическое пособие курск 2006 iconМ. В. Косцова
К 908 Психологическая характеристика личности студента: учебно-методическое пособие. Севастополь: снуяэиП, 2013. – 77 с
Учебно-методическое пособие курск 2006 iconУчебно методическое пособие «Я вожатый ио спо»? Иркутск, 2006г
Барышников В. В. – председатель комитета по молодежной политике Иркутской области
Учебно-методическое пособие курск 2006 iconУчебно-методическое пособие иностранный язык (английский)
Зав кафедрой иностранных языков для гуманитарных и естественнонаучных специальностей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница