Новые рубежи отечественного машиностроения


НазваниеНовые рубежи отечественного машиностроения
страница1/4
Дата публикации14.07.2013
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4
Новые рубежи отечественного машиностроения

08.07.2009

7 июля 2009 года в г. Екатеринбурге прошла Всероссийская конференция «Состояние и перспективы развития машиностроительного комплекса Российской Федерации в современных условиях».

Организаторами форума выступили Союз машиностроителей России совместно с Правительством Свердловской области при поддержке Всероссийской политической партии «Единая Россия», Госкорпорации «Ростехнологии», Российского Союза ректоров и других общественных организаций. Такая конференция впервые состоялась в рамках Международной выставки вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил 2009».

В работе конференции приняли участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, более 300 ведущих предприятий и организаций машиностроения и оборонно-промышленного комплекса, отраслевой и вузовской науки, образования, влиятельных общественных организаций. Другими словами, на форуме был представлен практически весь спектр властных структур, директорского корпуса и машиностроительного сообщества, от кого напрямую зависит развитие отечественного машиностроительного комплекса.

На конференции было зачитано приветствие Председателя Союза машиностроителей России, генерального директора Госкорпорации «Ростехнологии» С.В.Чемезова к участникам и организаторам форума, в котором выражена уверенность в том, что итоги конференции помогут консолидировать все силы машиностроительного сообщества для эффективного решения первоочередных задач, стоящих перед отраслью.

А таких задач, действительно, немало, и они предметно обсуждались на заседаниях тематических секциях конференции. Вот темы некоторых из них: законодательное обеспечение инновационного развития машиностроения и смежных с ним отраслей; импортозамещение в машиностроении как механизм повышения конкурентоспособности отечественной продукции; кадры машиностроения: развитие инновационного потенциала молодёжи машиностроительной отрасли; укрепление оборонно-промышленного комплекса России как фактор её национальной безопасности и другие.

Большинство докладчиков озвучивали неутешительные цифры, иллюстрирующие падение объемов производства, и далеко не новые, формальные меры по выводу отрасли из кризиса. Среди наиболее популярных сегодня - «махровый» протекционизм, принятие очередных законопроектов и программ господдержки.

Первым неутешительную статистику реального состояния российского машиностроения озвучил зампред Госдумы Валерий Язев. По его словам, с начала этого года машиностроение стало наиболее пострадавшим сектором российской промышленности. К примеру, за 5 месяцев 2009 года производство машин и оборудования в России (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) сократилось на 27,6%. Уровень производства легковых автомобилей снизился на 61,5%. Сильнее всего кризис ударил по производству грузовиков, который упал на 73%. Не лучше дела обстоят и с автобусами - падение составило 65,4%.

По словам Язева, общероссийский машиностроительный комплекс создает только 3% ВВП, а общая доля машиностроения в выпуске промышленной продукции в России равняется 20%. В то же время в Китае машиностроители занимают в промпроизводстве долю в 40%, в США - 46%, а в ФРГ - 54%. При этом доля машиностроительной продукции в экспорте из России не превышает сегодня 5%. А на мировых рынках российская высокотехнологичная продукция занимает лишь 0,2% - 0,3%.

Такую угрожающую ситуацию еще больше усугубляет износ основных фондов промышленных предприятий, который по ряду направлений составляет сегодня от 50 до 74%. Как отметил докладчик, эксплуатируемое российскими машиностроительными заводами оборудование используется более чем по 20 лет, при норме эксплуатации в два раза меньшей.

Язев также подчеркнул, что более-менее приличный уровень технологий наблюдается сегодня только в ракетно-космической отрасли и авиастроении. Что касается остальных направлений, к примеру, станкостроения и электронной промышленности, то там, по словам депутата Госдумы, «произошел серьезнейший обвал».

Не отличалось оптимизмом и выступление зампреда «Союза машиностроителей России» Владимира Гутенёва. Он также обратил внимание на нехватку современного оборудования в отрасли. По его словам, объем современных обрабатывающих центров и ЧПУ (числовое программное управление) на предприятиях машиностроения не превышает сегодня 5%, а его состав по своему техническому уровню соответствует середине 80-х годов прошлого века. И это в то время, когда за рубежом доля высокотехнологичного оборудования приближается к 50%.

Между тем, в сравнении с иностранными производителями и при одинаковом объеме производства российским предприятиям требуется в 20-30 раз больше сотрудников, - сообщил собравшимся гендиректор ОАО «Ижевский машзавод» Владимир Гродецкий. По его словам, расходы предприятий на содержание персонала в 2-3 раза превышают зарубежные, притом, что им выплачивают в 10 раз меньшую зарплату, а сами предприятия содержат в 10 раз больше производственных помещений, чем требуется для реальных производственных нужд.

Выводы, к которым приходили докладчики, были фактически одинаковы - продукция российского машиностроения в большинстве своем неконкурентоспособна. Как отметил Владимир Гутенёв, на зарубежном рынке более-менее конкурировать могут не более 50-ти российских компаний, а уровень технологий, которые использует большинство производителей, относятся к 60-70-м годам прошлого века.

Что касается мер по выводу отрасли из кризиса, то тут мнения выступавших экспертов разошлись. Валерий Язев считает, что принципиальным окажется принятие базового закона о промышленной политике, где бы были обозначены приоритеты дальнейшего развития отрасли. При этом он отметил, что депутатами уже были подготовлены 2 законопроекта, но были отклонены правительством по причине декларативности предлагаемых мер.

В другом направлении мыслит гендиректор «Уралмашзавода» Назим Эфендиев, предложивший разработать модную нынче систему ограничений на импорт продукции, аналогичной выпускаемой в России. По его мнению, таким механизмом сможет стать увеличение таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа машиностроения продукцию - на 30% для новой техники, и на 20% для бывшей в употреблении. По мнению г-на Эфендиева, подобный протекционизм заставит потребителей покупать отечественную продукцию и вывести машиностроение из кризиса. Впрочем, тот же Валерий Язев указал на двоякость подобной политики - производители могут успокоиться отсутствием иностранных конкурентов, а кроме того, повысить цены на свою продукцию.

В свою очередь гендиректор Ижмаша Владимир Гродецкий заявляет, что спасти отрасль невозможно только лишь заменой «изношенного станка на новый» или абсолютным импортозамещением. Было бы неплохо, заявляет руководитель завода, создать федеральную целевую программу по технологическому перевооружению предприятий оборонки. И решать вопрос с привлечением финансовых средств на поддержку отрасли в рамках госпрограмм по техперевооружению.

В целом на конференции были даны оценки ситуации в машиностроительном комплексе России, определены резервы повышения эффективности отрасли, включая использование механизмов кооперации, выработаны рекомендации, которые будут направлены в органы исполнительной и законодательной власти для использования при формировании федеральной и региональной стратегий развития промышленности.

^ РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Машиностроительный комплекс - один из ведущих в промышленности страны, в решающей степени влияющий на научно-технический прогресс в других отраслях хозяйства, динамику развития наукоемких и инновационных технологий в экономике страныВключает две группы отраслей: 1) машиностроение и 2) металлообработкуПо составу - одна из наиболее сложных отраслей промышленности, насчитывающая около 20 крупных комплексных отраслей и более 100 специализированных подотраслейБольшое развитие в машиностроении получили специализация и кооперация, оказывающие значительное влияние на размещение производстваЗа годы экономических реформ объем производства здесь сократился более чем в два разаВ конце 1990-х годов в связи с сокращением импорта машиностроительной продукции наблюдается рост производства в большинстве отраслей рассматриваемого комплексаАктуальные проблемы современного развития машиностроения:

1Реконструкция и техническое перевооружение предприятий, внедрение инновационных технологий.

2Освоение производства тех видов продукции, выпуск которых (в условиях традиционной монополизации и олигополии экономики) был сосредоточен на предприятиях республик бывшего СССР, после распада которого оказавшихся за рубежом.

3Конверсия производстваПоложительной чертой можно считать то, что решение этой задачи осуществляется на многих предприятиях ВПК одновременно с предыдущей.

4Расширение производства высокотехнологичной и конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукцииЭта задача реализуется двумя путями: а) оснащение отечественного оборудования частично импортными деталями и механизмами; б) создание с зарубежными компаниями совместных предприятий на территории России.

5Подготовка инженерных и рабочих кадров, поскольку за годы экономического кризиса высококвалифицированный потенциал рабочей силы на предприятиях отрасли резко сократился, что в современных условиях является серьезным препятствием для расширения производства и выпуска высокотехнологичной продукции.

По характеру размещения все отрасли и производства машиностроительного комплекса в самом общем плане можно разделить на три группы:

а) отрасли, выпускающие металлоемкую продукцию (тяжелое машиностроение) и размещающиеся вблизи металлургических баз;

б) отрасли малой металлоемкости, но большой трудоемкости, ориентирующиеся на научно-исследовательские и проектные центры, располагающие высококвалифицированной рабочей силой (электроника, электротехника, приборостроение и тп);

в) отрасли средней металлоемкости и трудоемкости, выпускающие, как правило, габаритную малотранспортабельную продукцию (производство сельскохозяйственных машин, оборудования для торговли и пищевой промышленности)В своем размещении такие отрасли ориентируются на районы потребления готовой продукции.

В целом машиностроительный комплекс требует большого количества квалифицированной рабочей силыОтносится к числу широко распространенных по территории РоссииВ районах европейской части страны (кроме Северного экономического района) играет специализирующую роль, в восточных районах, как правило, вспомогательную и обслуживающую роль, ориентируясь на потребности специализирующих комплексов и отраслей.

С точки зрения характера производимой продукции отрасли машиностроительного комплекса можно разделить на следующие основные группы:
1Тяжелое машиностроение, выпускающее металлоёмкую продукцию относительно малой трудоемкостиСюда включают производство металлургического, горношахтного, нефтегазопромыслового и энергетического оборудования.

2Общее машиностроение выпускает оборудование и машины средней металлоемкости и трудоемкости, технически относительно несложные и, как правило, значительных габаритовК нему относят транспортное машиностроение (без автомобилестроения и самолетостроения), сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения), выпуск химического, нефтеперерабатывающего, лесного, целлюлозно-бумажного и строительного оборудования.

3Среднее машиностроение включает производства, выпускающие продукцию средней металлоемкости и повышенной трудоемкостиСюда относят автомобилестроение, самолетостроение, тракторостроение, станкостроение, производство оборудования для пищевой и легкой промышленности.
4Точное машиностроение малой металлоемкости, но высокой трудоемкости и наукоемкостиОно включает такие производства, как электроника, электротехника, приборостроение и тп.

5Производство металлических изделий, включающее выпуск инструментов, некоторых простейших бытовых товаров и сельскохозяйственных орудий.

6Ремонт Машин и техники.

В состав машиностроения включают первые четыре группы отраслей, а последние две относятся к металлообработке.

Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и отчасти районы потребленияНапример, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается преимущественно вблизи металлургических баз и районов горнодобывающей промышленности

^ РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Крупнейшие предприятия расположены на Урале (Уралмаш в Екатеринбурге и Южурал-тяжмаш в Орске) и в Сибири (Сибтяжмаш в Красноярске)Крупные центры по выпуску горношахтного оборудования сформировались в Западной Сибири (Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово)Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности сложилось на Урале, в Поволжье, на Северном Кавказе, в Западной СибириКрупнейшие центры энергетического машиностроения - Санкт-Петербург, Таганрог, Белгород, Подольск, Екатеринбург.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портамОсновные центры морского судостроения сформировались на побережье Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг) и Белого моря (Архангельск, Северодвинск)Речное судостроение представлено предприятиями на крупнейших речных магистралях: Волге (Нижний Новгород, Волгоград, Астрахань), Енисее (Красноярск), Амуре (Хабаровск, Благовещенск).
Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей общего машиностроенияПассажирские тепловозы выпускают в Коломне (Московская область), электровозы --в Новочеркасске (Ростовская область), маневровые тепловозы - в Муроме (Владимирская область)В Демихово налажено производство пригородных электропоездов, в Мытищах (Московская область) и Санкт-Петербурге - вагонов для метрополитена, в Усть-Катаве (Челябинская область) и Екатеринбурге - трамваевВыпуск грузовых вагонов осуществляется в Нижнем Тагиле, Брянске, Калининграде, Новоалтайске, платформ для перевозки контейнеров - в Абакане, пассажирских вагонов - в Твери.

Сельскохозяйственные машины и оборудование выпускают в Ростове-на-Дону и Красноярске (зерноуборочные комбайны), Бежецке Тверской области (льноуборочные машины), Воронеже, Саратове, Омске, Новосибирске, БиробиджанеТракторостроение представлено в Санкт-Петербурге, Волгограде, Владимире, Липецке, Челябинске, Рубцовске (Алтайский край).

Автомобилестроение получило развитие преимущественно в европейских районах страныГрузовые автомобили выпускают в Москве (ЗИЛ), Набережных Челнах (Камаз), Нижнем Новгороде (ГАЗ), Миассе Челябинской области (УралАЗ)Производство легковых автомобилей осуществляется в Москве (ОАО "Москвич"), Тольятти (ВАЗ), Нижнем Новгороде, Ижевске (ОАО "Ижмаш"), автобусов - в Павлове Нижегородской области, Ликино-Дулево, Кургане, Голицино Московской области, мотоциклов -- в Ирбите Свердловской области, Коврове Владимирской области, Ижевске.

Наиболее крупные центры авиастроения - Воронеж (ИЛ-96), Казань (ТУ-204/214), Ульяновск (АН-124 "Руслан", ТУ-204/214), Самара (ТУ-154), Саратов (ЯК-42), Омск (АН-70 и АН-74), Новосибирск (АН-38), Иркутск (самолет-амфибия), Казань, Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону, Оренбург (производство вертолетов), Пермь и Рыбинск (производство авиадвигателей).
Станкостроение относится к числу широко распространенных по территории страны отраслейНаряду со старыми, сложившимися районами Центра и Северо-Запада большое развитие оно получило в Поволжье и на Урале.

Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств. Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы: 1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение. 2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность. 3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др. За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения. Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня. Машиностроительный комплекс – важнейший комплекс, играющий огромную роль в производственном процесса, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою отраслевую структуру, специализацию внутри нее и отличительные особенности. На его развитие и размещение оказывает влияние гамма факторов. Развитие и размещение его отраслей базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторов, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса: . Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов. . Объемы капитальных вложений, источники финансирования. . Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов. . Базовый уровень развития науки и техники. . Пути сообщения и транспортная сеть. . Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации. . Формы организации производства .

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся: - Центральный (Электросталь). - Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.) - Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске) - Северо- Западный: Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы) - новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод "Автоммаш" в г. Волгодонске. Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов. На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск). Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д. Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт- Петербург), Уральский (Екатеринбург) и Западно-Сибирский (Новосибирск) районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне. Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул). Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д. Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург, Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск).

Тракторные заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных - в Чебоксарах. Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе «Ростсельмаш», а также на Таганрогском и Красноярском заводах, картофелеуборочных- в Рязани, льноуборочных- в Бежецке (Тверская область). Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке; гусеничные пропашные- во Волгограде, Владимире; промышленные- в Барнауле, Челябинске, Брянске, Чебоксарах. Станкостроительная промышленность - техническая база всего машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно- технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков - полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных типах станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.). Узкая специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией большинство районов страны. В настоящее время предприятия станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%). Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск. Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности размещения весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промышленности. В этой самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.

    1. Сравнительная характеристика отраслевой структуры машиностроения развитых и развивающихся стран мира

Размещение отраслей стран мира сложилось под влиянием большого числа причин, главная из которых - трудовой фактор. Ориентация на труд и определяет главные сдвиги в размещении отрасли: она переместилась в районы с «дешевым» трудом. После войны машиностроение особенно быстро развивалось в Японии, Италии, впоследствии в Южной Корее, на Тайване, Гонконге, а также в некоторых странах «новой индустриализации».

Вторым по значению фактором, оказывающим воздействие на размещение машиностроения, является научно-технический прогресс. НТП определяет структурные сдвиги в машиностроении. Общеэкономические тенденции, вызванные научно-технической революцией, предопределили нарастание доли труда в стоимости продукции. Тем самым положение стран с дешевым трудом стало предпочтительным по сравнению со странами, обладающими ресурсами.

В- третьих, происходит систематическое усложнение машиностроительного производства, предопределившее разделение стран на производителей массовой продукции и производителей высококвалифицированной наукоемкой продукции, а также появление тенденции «передачи» массовых, но не требующих затрат квалифицированного труда производств в «новые» страны и сохранения высококвалифицированных производств в старых странах, «монополистах» научно-технического прогресса.[11]

На все вышеуказанные процессы накладывается тенденция усиления специализации и кооперирования в машиностроении отдельных стран и всего мира. Эта тенденция обусловлена прежде всего выгодами увеличения масштаба производства. В этой связи можно утверждать, что практика действий ТНК, создающих производственную и кооперационную сеть, рассчитанную на рынки целых континентов, имеет определенные технико-экономические основания.

Определить уровень развития машиностроения в разных странах весьма сложно. Однако по сумме признаков можно выделить следующие группы стран:

1. Страны обладающие полной номенклатурой машиностроительного производства. Примеры: США, Германия, Япония. К этой группе относится и Россия.

2. Страны обладающие малосущественными пропусками в структуре машиностроения – Англия.

3. Страны с существенными пробелами в структуре машиностроения - Италия.

4. Страны вынужденные импортировать часть машиностроительной продукции из-за рубежа.

5. Страны с неравномерным развитием отраслевой структуры машиностроения: экспорт машин покрывает менее половины импорта. (Канада, Бразилия).[17]

Данная типология может быть использована для регионализации глобальной экономической системы и определения роли отдельных регионов в размещении мирового машиностроения.

На регион «Северная Америка» (США, Канада, Мексика) приходится 1/3 мирового машиностроительного производства.

Этот регион выступает на мировых рынках прежде всего как экспортер продукции высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей.

На регион «Западная Европа приходится от 25 до 30% продукции мирового машиностроения.

Третий регион- «Восточная и Юго-восточная Азия» (около 20 % продукции машиностроения), лидер которого- Япония.

В Бразилии формируется четвертый регион мирового машиностроения.[12]

В последние годы страны с дешевым рабочим трудом оказались в более благоприятном положении, чем страны обладающие сырьевыми ресурсами.

Вторым по значению фактором стал научно- технический прогресс. Усложняется машиностроительное производство, поэтому выделяются страны- производители массовой продукции, производители сложной наукоемкой продукции, развивается специализация и межстрановое кооперирование.

Особенностью машиностроения развитых стран по сравнению с развивающимися является наиболее полная структура машиностроительного производства и увеличение доли электротехники; высокое качество и конкурентоспособность продукции; отсюда- высокая экспортность и большой удельный вес в машиностроительного продукции в общей стоимости экспорта (Япония- 64%, США, ФРГ- 48%, Канада- 42%, Швеция- 44%).[7]

Общее машиностроение далеко не однородно в развитых и развивающихся странах. В первой группе стран преобладает станкостроение, тяжелое машиностроение, производство оборудования, в другой- сельскохозяйственное машиностроение. Лидерами станкостроения являются ФРГ, США, Италия, Япония, Швеция. На всю группу развивающихся стран приходится всего 6% выпуска продукции станкостроения.

В электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная индустрия. Выделяются две подотрасли электронной промышленности: военно-промышленная и бытовая электроника.

Первая- удел экономически развитых стран, вторая (требующая большого количества дешевых рабочих рук) стала обычной для развивающихся стран. Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Маврикий экспортируют бытовую технику даже в развитые страны.[11]

В самом машиностроении в последние годы развивается процесс интернационализации производства. Этот процесс осуществляется в основном между промышленно развитыми странами, где сосредоточенно около 9/10 мощностей машиностроения и более 9/10 объема НИОКР. В машиностроении внедряются гибкие автоматизированные производства и системы автоматизированного проектирования. В производстве оборудования для этих систем главная роль принадлежит Японии и США.[12]

Структура транспортного машиностроения также изменилась. Интенсивно развивались судостроение и автомобильная индустрия. Причем заметно переселение судостроения и производства подвижного железнодорожного состава в развивающиеся страны.

Локомотивы выпускают Индия, Бразилия, Аргентина, Турция. Среди производства вагонов выделяются Мексика, Египет, Иран, Таиланд.

Заметные изменения произошли и в автомобилестроении. На первое место вышла Япония, обогнав США, затем Франция, Италия, Испания, Великобритания. Производство грузовых автомобилей сосредоточенно в США, Японии, странах СНГ, России и Канаде. Автосборка, помимо Бразилии и Республики Корея, в последние годы распространилась по всему миру. Значительно растет автомобилестроение в Китае, стимулируемое развитием автосборки в «свободных экономических зонах».

В основном роль отдельных регионов мира в размещении машиностроения такова: на страны Северной Америки приходится более 30% мирового машиностроительного производства, на страны Западной Европы- 25-30 %, на страны Восточной и Юго-Восточной Азии- 20%.

По важнейшему показателю, отражающему масштабы развития отрасли, стоимости продукции машиностроения среди развитых стран лидируют США, Япония и ФРГ. Другие страны существенно уступают им по масштабам машиностроения. Доля развитых стран в машиностроении мира около 90%.

В странах СНГ на долю машиностроительного комплекса приходится 30% стоимости продукции промышленности. Эти страны занимает промежуточное положение между экономически развитыми и развивающимися странами мира.[12]

В целом основная часть выпуска продукции машиностроения по-прежнему сосредоточена в развитых странах. Сдвиг машиностроения в страны с дешевым трудом был обусловлен энергетическим кризисом. Несмотря на это, доля развивающихся стран (особенно стран «новой индустриализации») в производстве машиностроительной продукции продолжает оставаться незначительной, и говорить о коренных сдвигах в мировом машиностроении не приходится.

  1   2   3   4

Похожие:

Новые рубежи отечественного машиностроения iconСтивен Волинский Квантовое сознание
Предназначенное для работы самостоятельно, в парах или в группах, это смелое путешествие ведет нас на новые рубежи и продвигается...
Новые рубежи отечественного машиностроения iconО проведении открытого туристского слёта Университета машиностроения
Открытый туристский слёт Университета машиностроения «Прорыв» (далее туристский слёт) является комплексным физкультурно-спортивным,...
Новые рубежи отечественного машиностроения iconХрестоматия по истории отечественного государства и права
Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Сост. А. В. Скоробогатов, Л. И. Галеева. – Казань: Изд-во «Таглимат»...
Новые рубежи отечественного машиностроения iconВероника Рот Избранная
У нее появляются новые друзья, новые обязанности и новые чувства – любовь к немного нелюдимому и загадочному наставнику. Однако у...
Новые рубежи отечественного машиностроения iconУдивительный в Волшебник из Страны Оз
Подобно книгам Л. Кэррола и А. Милна, Дж. Р. Толкиена и Дж. Барри, истории Баума перешагнули национальнолитературные границы: на...
Новые рубежи отечественного машиностроения iconИстория отечественного государства и права Глоссарный тренинг 0415. 01. 02;ГТ. 01;1

Новые рубежи отечественного машиностроения iconИстория отечественного государства и права Глоссарный тренинг 0415. 02. 02;ГТ. 01;1

Новые рубежи отечественного машиностроения iconСодержание
Батычко В. Т. История отечественного государства и права в вопросах и ответах., 2005г
Новые рубежи отечественного машиностроения iconКурс расписание учебных занятий студентов 1 курса института машиностроения...

Новые рубежи отечественного машиностроения iconКурс расписание учебных занятий студентов 1 курса института машиностроения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница