Методика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала


НазваниеМетодика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала
страница1/6
Дата публикации11.07.2013
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА “ЧЕЛОВЕК И МИР”

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА “ЧЕЛОВЕК И МИР”

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность изучаемой дисциплины

В Республике Беларусь на современном этапе реформирования системы, педагогического образования повышаются требования к уровню профессионализма будущего учителя начальных классов, а также к его методической, социальной, психолого-педагогической и эстетической подготовке. В.этих условиях совершенствование научно-методической подготовки студентов выступает не только как объективная, но и как субъективная потребность будущего учителя в становлении своей профессиональной компетентности.

Традиционная модель педагогического образования, которая призвана решить двуединую задачу – передачу современному учителю знаний, умений и навыков и формирование его личности, – дополняется социальными, культурными и научно-методическими задачами его подготовки.

«Методика преподавания предмета «Человек и мир»» – педагогическая наука, исходит из закономерностей, открытых педагогикой, и использует ее методы исследования. Методика связана со всеми разделами педагогики, а также с психологией. Содержание курса «Человек и мир» диктует необходимость тесной связи методики преподавания природоведения с естественными науками, философией, этикой, эстетикой, историей Беларуси, социологией, социальной экологией и др.
^ 1.2. Цель и задачи изучаемой дисциплины
Целью курса является подготовка будущих учителей к формированию у младших школьников высоконравственного отношения к природе, самому себе, к людям в процессе природоведческого и обществоведческого начального образования.

Задачи курса:

- дать студентам теоретические и практические знания по методике преподавания школьного курса «Человек и мир», формированию представлений и понятий о предметах и явлениях природы, общественной жизни, строении и функционировании организма человека, основах гигиены, правилах и нормах взаимоотношений людей;

– обеспечить методику реализации возможностей курса – «Человек и мир» в решении задач духовно-нравственного развития младших их школьников, экологического, эстетического воспитания, формирования общечеловеческих и национальных культурных ценностей;

– формировать у студентов профессиональные навыки и умения рационально готовиться, творчески разрабатывать и проводить уроки, практические занятия, экскурсии с учащимися, основываясь на разумном сочетании традиционной, устоявшейся методики и новых подходов и технологий обучения;

– учить студентов строить учебно-воспитательный процесс, исходя из государственных, национальных интересов и документов о школе, правах ребенка, концепции экологического образования и воспитания. Учитывать в вопросах методики обучения и воспитания индивидуальные различия учащихся, осуществлять дифференцированное обучение, вести разнообразную внеклассную и общественно полезную экологическую работу в младших классах.
^ 1.3. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен закрепить и развить следующие академические (АК), социально-личностные (СЛК) и профессиональные компетенции (ПК), предусмотренные в образовательном стандарте ОСРБ 1-01-02 02-2008.

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

АК-2. Владеть исследовательскими навыками;

АК-3. Уметь работать самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень;

АК-4. уметь применять междисциплинарный подход при решении проблем;

АК-5. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течении всей жизни;

СЛК-1. Быть способным к социальному взаимодействию;

СЛК-2. Обладать способностью к межличностным коммуникациям;

СЛК-3. Уметь работать в коллективе;

СЛК-4. Быть способным к ценностно-смысловой ориентации в мире.

ПК-1. Осуществлять отбор и организацию учебного материала для аудиторной и внеаудиторной работы;

ПК-2. Знать сущность, содержание и структуру образовательных процессов;

ПК-3. Использовать различные методы, средства, формы обучения, применять современные ТСО;

ПК-4. Внедрять в образовательный процесс новые прогрессивные технологии, подходы, методы и приемы работы;

ПК-5. Приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;

ПК-6. Знать особенности и владеть навыками консультирования детей и их родителей;

ПК-7. Определять цели инноваций и способы их достижений;

ПК-8. Уметь анализировать деятельность коллег и собственную деятельность с целью ее совершенствования;

ПК-9. Повышать уровень общедидактической и методической подготовленности к организации и ведению учебно-воспитательной работы;
Для развития академических компетенций при изучении курса «Методика преподавания предмета «Человек и мир»» студенты должны

^ Знать и уметь использовать:

-цели и задачи, содержание и особенности построения программы «Человек и мир»;

-основные требования к природоведческой подготовке младших школьников по годам обучения;

- пути формирования и развития представлений и понятий о природе, обществе, человеке в начальной школе;

- методы и приемы обучения предмету «Человек и мир», основные формы организации учебного процесса;

уметь и быть способными:

- проводить анализ новых образовательных программ, действующих учебников, учебных пособий по предмету «Человек и мир» для начальной школы, научно-методической литературы;

- составлять годовое, тематическое, поурочное планирование по курсу «Человек и мир»;

- пользоваться разнообразными методами и приемами преподавания образовательных компонентов «Природа и человек», «Человек и общество», «Человек и его здоровье»;

- планировать процесс обучения (отбирать учебный материал, соответствующие методы, средства и формы обучения) и осуществлять его;

- самостоятельно конструировать и выполнять различные типы заданий;

- проводить внеурочные и внеклассные занятия с использованием разнообразных приемов природоохранной работы с младшими школьниками.
^ 1.4. Структура содержания учебной дисциплины

Изучение дисциплины «Методика преподавания предмета «Человек и мир»» для специальностей1-01 02 02 Начальное образование, дополнительная специальность 1-01 02 02-04 Начальное образование. Белорусский язык и литература;1-01 02 02 Начальное образование, дополнительная специальность 1-01 02 02-06 Начальное образование. Физическая культура;

рассчитано на 132 часа (в том числе аудиторных — 60 часов: лекции —26 ч.; практические занятия — 30 ч.)
^ 1.5. Методы (технологии) обучения

Основными методами обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются:

  • лекционные занятия с элементами проблемного обучения (проблемное изложение материала, обучающе-исследовательский метод);

  • элементы учебно-исследовательской деятельности, реализуемые на семинарских занятиях и в самостоятельной работе студентов;

  • метод учебных ситуаций, реализуемых на семинарских занятиях;

  • групповые технологии при проведении семинарских занятий.


^ 1.6. Организация самостоятельной работы студентов

При изучении курса используются следующие формы самостоятельной работы:

  • контролируемая самостоятельная работа в аудитории;

  • выполнение индивидуальных заданий методического характера;

  • подготовка внеаудиторных вопросов к темам курса с консультациями преподавателя;

  • подготовка рефератов.


^ 1.7. Диагностика компетенции студентов

Оценка учебных достижений студента на экзамене, промежуточных учебных достижений производится по 10-балльной шкале. Для оценки учебных достижений студента используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для оценки учебных достижений студентов используется следующий дагностический инструментарий:

  • проведение тестирования (АК-1, ПК-1, 2, 7, 8);

  • защита выполненных самостоятельных заданий в рамках КСР (АК-1—3);

  • защита выполненных на практических занятиях индивидуальных заданий (АК-1, ПК-1, 2, 7, 8);

  • сдача экзамена по дисциплине (АК-1, ПК-1, 2, 7, 8).



^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в курс.

Методика преподавания предмета «Человек и мир» - одна из педагогических наук. Ее предмет, задачи и методы исследования. Методологические основы, связь с другими науками.

Зарождение и развитие методики преподавания природоведения в России и Беларуси. Становление естественно-географических предметов и методики преподавания в XIX-XXI в. Основные идеи реформирования школьного образования в Беларуси на рубеже XX-XXI ст.
Тема 2. Цель, задачи, содержание и структура интегрированного предмета «Человек и мир» в современной начальной школе. Значение естественнонаучного образования для развития младшего школьника.
Предмет «Человек и мир» — интегрированный учебный предмет начальной школы. Его цель и задачи. Содержание и структура курса, объединяющего биологические, географические, социально-экономические и общественно-исторические знания. Взаимосвязь образовательных компонентов «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество». Связь с учебным предметом «Мая Радзіма – Беларусь». Характеристика основных разделов. Система природоведческих и обществоведческих знаний по компонентам и классам. Преемственность и внутрипредметные связи. Элементарные научные знания об объектах неживой и живой природы, связях и взаимосвязях в природе, между природой и человеком, обществом; о человеке как части природы, здоровье и жизнь которого зависят от состояния окружающей среды; о личности как саморазвивающемся субъекте природы и общества, продолжателе национальной культуры и общечеловеческих ценностей. Требования к знаниям и умениям учащихся. Стандарт - образовательной области «Человек и мир» начальной школы. Моделирование и опыт разработки авторских программ.

Экологическое образование младших школьников. Значение системы экологического образования в начальной школе. Формы и методы экологического образования: экскурсия в природу, работа на экологической тропе, полевые практикумы, беседы экологического содержания, решение экологических задач и анализ экологических ситуаций. Экологические игры как форма экологического образования.

Эстетическое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников. Воспитание высших нравственных качеств: доброты, сопереживания, милосердия, ответственности.


^ Тема 3. Формирование представлений и понятий.
Роль ощущений, восприятий, представлений в познании. Понятия как педагогическая категория. Классификация представлений и понятий.

Формирование и развитие понятий о живой и неживой природе, внешнем строении объектов природы, их многообразии, классификации, связях строения и условий жизни, существующих взаимосвязях. Процесс усвоения первоначальных знаний об особенностях строения и функционирования организма человека, на основе которых формируются санитарно-гигиенические знания, навыки и умения заботиться о своем здоровье.

Необходимость связи знаний и чувств, развитие эмоционального опыта детей.
^ Тема 4. Материальное обеспечение предмета «Человек и мир»
Средства обучения. Определение классификация средств обучения. Представление о средствах как носителях специфических функциональных свойств: схематичности, динамичности, объемности, адекватности, структурности и др.

Школьный учебник. Содержание и структура учебника, принципы изложения материала, учет возрастных особенностей школьников. Структурные компоненты учебника: тексты (основные, дополнительные и пояснительные) и внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения знаний, иллюстративный аппарат, аппарат ориентировки). Приемы работы с текстами и иллюстрациями учебника.

Натуральные объекты. Модели макеты, приборы. Печатные пособия: карты, учебные картины, таблицы. Рисуночное и словесно-знаковое моделирование учебного материала. Технические средства обучения: грамзапись, экранные пособия (диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы, телепередачи, видеозаписи).

Картографическая наглядность на уроках окружающего мира. Методика работы с ней.

Учебное оборудование, его классификация и использование в процессе обучения. Уголок живой природы. Значение уголка живой природы в процессе изучения природоведения у младших школьников. Требования к организации и расположению живого уголка. Особенности содержания различных представителей в уголке живой природы: животные, требования к отбору и условия их содержания; растения, требования к отбору и условия их содержания.

Экологические установки по его организации. Пришкольный участок и природоведческая площадка, кабинет природоведения, краеведческий уголок, музей. Учебно-экологическая тропа.
^ Тема 5. Методы, приемы и формы обучения предмету «Человек и мир»

Методы обучения. Сущность понятия «методы обучения»: их структура и функции. Классификация методов по источнику знаний, характеру познавательной деятельности учащихся и др. Методические приемы и их классификация. Взаимосвязь методов и методических приемов.

Практические методы. Распознавание природных объектов. Наблюдение, их роль в развитии детей младшего школьного возраста. Требования к организации и содержанию наблюдений. Подготовка учителя и детей к процессу наблюдения. Последовательность этапов в процессе наблюдения. Приемы, используемые для успешного проведения наблюдения. Способы фиксирования наблюдений.

Эксперимент или опыт. Значение эксперимента как метода обучения в учебном процессе. Кратковременные и длительные эксперименты. Методика проведения экспериментов на уроках и во внеурочной деятельности.

Практические работы.

Словесные методы обучения, их роль. Монологическая речь учителя: рассказ (его виды), инструктаж. Диалогическая форма изучения материала. Виды беседы. Эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, дискуссия на уроке. Требования к вопросам. Работа с текстом учебника.

Наглядные методы обучения. Их роль. Обеспечение образным материалом при формировании представлений и теоретических знаний. Тесная связь наглядных методов со словесными, различное их сочетание. Организация восприятия детьми различных средств наглядности— натуральных и изобразительных.

Система организационных форм обучения по предмету «Человек и мир». Классификация форм обучения, их взаимосвязь.

Урок, внеурочные занятия, внеклассная работа. Перспективное и тематическое планирование учебного материала, форм организации занятий.

Урок — ведущая форма учебно-воспитательного процесса в курсе «Человек и мир». Функции урока и: основные требования к нему. Характеристика типов уроков: вводные, комбинированные, обобщающие и др.

Предметный урок как форма учебно-воспитательного процесса в курсе «Человек и мир». Роль предметного урока в учебном процессе, его структура и основные этапы. Особенность методики работы учителя на данном уроке. Групповая и самостоятельная работа на предметном уроке. Обсуждение выводов самостоятельной работы детей

Взаимосвязь типа и структуры урока. Фронтальные, групповые, индивидуальные виды работ на уроке, их сочетание. Закрепление и контроль знаний учащихся на уроках «Человек и мир». Рабочая тетрадь и приемы работы с ней. Тестовые задания и их типы.

Экскурсия – одна из форм учебной работы. Ее значение в учебно-воспитательном процессе. Сходство и отличие экскурсии и урока. Тематика и виды экскурсий. Требования, предъявляемые к организации экскурсии. Основные методы, применяемые учителем на экскурсии. Самостоятельные и групповые работы учащихся на экскурсии, их организация. Послеэкскурсионная работа. Обработка материала экскурсии, изготовление наглядных пособий.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала iconМетодика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика...
Целью курса Методика преподавания предмета “Человек и мир” является подготовка будущих учителей к формированию у младших школьников...
Методика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала iconУчебник по предмету «Человек и мир» как вербальное средство обучения....
Вопросы к контрольному срезу по предмету «Методика преподавания предмета «Человек и мир»»
Методика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала iconВопросы к государственному экзамену по методиках преподавания в начальных...
Содержание и система занятий по обучению чтению в подготовительный и основной периоды обучения грамоте
Методика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала iconОтчёт по учебной практике Методика преподавания предмета «Физическая культура»
Знакомство с учебно-тематическим планированием процесса обучения физической культуре. Изучение содержания конспекта урока (анализ...
Методика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Методика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Методика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Методика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Методика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала iconВопросы к государственному экзамену по дисциплине «Методика преподавания...
Методика обучения решению простых задач, раскрывающих конкретный смысл арифметических действий
Методика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала iconУчебная программа для подготовки альпинистов утверждены Правлением фар
Целью настоящей программы является: интенсификация и повышение качества учебного процесса; перенесение части учебного материала (теоретического...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница