Методика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика преподавания предмета “Человек и мир”


Скачать 64.18 Kb.
НазваниеМетодика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика преподавания предмета “Человек и мир”
Дата публикации11.07.2013
Размер64.18 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > География > Документы
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА “ЧЕЛОВЕК И МИР”

Целью курса «Методика преподавания предмета “Человек и мир” является подготовка будущих учителей к формированию у младших школьников высоконравственного отношения к природе, самому себе, к людям в процессе природоведческого и обществоведческого начального образования.

Задачами курса является:

– усвоение студентами теоретических и практических знаний по методике преподавания школьного курса «Человек и мир», формирование представлений и понятий о предметах и явлениях природы, общественной жизни, строении и функционировании организма человека, основах гигиены, правилах и нормах взаимоотношений людей.

– формирование у студентов профессиональных навыков и умений рационально готовиться, творчески разрабатывать и проводить уроки, практические занятия, экскурсии с учащимися, основываясь на разумном сочетании традиционной, устоявшейся методики и новых подходов и технологий обучения.

– формирование у студентов умений строить учебно-воспитательный процесс, исходя из государственных, национальных интересов и документов о школе, правах ребенка, концепции экологического образования и воспитания. Учитывать в вопросах методики обучения и воспитания индивидуальные различия учащихся, осуществлять дифференцированное обучение, вести разнообразную внеклассную и общественно полезную экологическую работу в младших классах.

^ Выпускник должен знать:

– цели и задачи, содержание и особенности построения программы «Человек и мир»;

– основные требования к природоведческой подготовке младших школьников по годам обучения;

– пути формирования и развития представлений и понятий о природе, обществе, человеке в начальной школе;

– методы и приемы обучения предмету «Человек и мир», основные формы организации учебного процесса;

уметь:

– проводить анализ новых образовательных программ, действующих учебников, учебных пособий по предмету «Человек и мир» для начальной школы, научно-методической литературы;

– составлять годовое, тематическое, поурочное планирование по курсу «Человек и мир»;

– пользоваться разнообразными методами и приемами преподавания образовательных компонентов «Природа и человек», «Человек и общество», «Человек и его здоровье»;

– планировать процесс обучения (отбирать учебный материал, соответствующие методы, средства и формы обучения) и осуществлять его;

– самостоятельно конструировать и выполнять различные типы заданий;

– проводить внеурочные и внеклассные занятия с использованием разнообразных приемов природоохранной работы с младшими школьниками.

владеть:

- навыками использования различных методов, средств, форм обучения, применения современных ТСО;

- навыками анализа деятельности коллег и собственной деятельности с целью ее совершенствования.

^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА “ЧЕЛОВЕК И МИР”

  1. Учебник по курсу «Человек и мир» как средство обучения

Содержание и структура учебника, принципы изложения материала, учет возрастных особенностей школьников. Структурные компоненты учебника: тексты (основные, дополнительные и пояснительные) и внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения знаний, иллюстративный аппарат, аппарат ориентировки). Приемы работы с текстами и иллюстрациями учебника.

  1. ^ Экологическое образование младших школьников.

Значение системы экологического образования в начальной школе. Формы и методы экологического образования: экскурсия в природу, работа на экологической тропе, полевые практикумы, беседы экологического содержания, решение экологических задач и анализ экологических ситуаций. Экологические игры как форма экологического образования.

  1. ^ Наблюдение – ведущий метод обучения в курсе «Человек и мир»

Роль наблюдений в развитии детей младшего школьного возраста.

Требования к организации и содержанию наблюдений. Подготовка учителя и детей к процессу наблюдения. Последовательность этапов в процессе наблюдения. Приемы, используемые для успешного проведения наблюдения. Способы фиксирования наблюдений.

  1. ^ Экскурсия – одна из форм учебной работы по предмету «Человек и мир».

Значение экскурсии в учебно-воспитательном процессе. Сходство и отличие экскурсии и урока. Тематика и виды экскурсий. Требования, предъявляемые к организации экскурсии. Основные методы, применяемые учителем на экскурсии. Самостоятельные и групповые работы учащихся на экскурсии, их организация. Послеэкскурсионная работа. Обработка материала экскурсии, изготовление наглядных пособий.



  1. ^ Предметный урок как форма учебно-воспитательного процесса в курсе «Человек и мир».

Роль предметного урока в учебном процессе, его структура и основные этапы. Особенность методики работы учителя на данном уроке. Групповая и самостоятельная работа на предметном уроке. Обсуждение выводов самостоятельной работы детей.

  1. ^ Уголок живой природы и его организация в начальной школе

Значение уголка живой природы в процессе изучения природоведения у младших школьников. Требования к организации и расположению живого уголка. Особенности содержания различных представителей в уголке живой природы: животные, требования к отбору и условия их содержания; растения, требования к отбору и условия их содержания.

  1. ^ Формирование природоведческих представлений и понятий в процессе изучения предмета «Человек и мир» у младших школьников.

Характеристика природоведческих представлений и понятий. Методика поэтапного формирования представлений и понятий в процессе изучения предмета.

  1. ^ Эксперимент, как метод обучения по курсу «Человек и мир»

Значение эксперимента как метода обучения в учебном процессе. Кратковременные и длительные эксперименты. Методика проведения экспериментов на уроках и во внеурочной деятельности.

1. Основная литература по разделу

1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

2. Вдовиченко, В.М. Человек и мир в I классе: уч.-метод. Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко. – Минск : ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2005.

3. ^ Вдовиченко, В.М. Человек и мир во 2 классе: уч.-метод. пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А. Ковальчук. – Минск : Нар.асвета, 2005. – 142 с.

4. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания : учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений/ Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. — М. : Издательский центр «Академия»,2004.-496 с.

5. Минаева, В.М. Развитие отечественной методики преподавания природоведения: Хрестоматия / В.М. Минаева. – Витебск : Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 66 с.

6. Минаева, В.М. Экологическое воспитание в начальных классах / В.М. Минаева, И.А. Шарапова. – Минск : Нар. Асвета, 1998. – 112 с.

7. Пакулова, В. М. Методика преподавания природоведения: учебник для студентов пед. ин-тов / В. М. Пакулова, В. Н. Кузнецова. – М. : Просвещение, 1990. – 192 с.

^ 2. Дополнительная литература по разделу

    1. 1. Аквилева, Г.Н. Натуральные средства обучения и методика работы с ними / Г.Н. Аквилева //Начальная школа. – 2000. – № 2. – с.91.

    2. 2. Богданец, Т.П. Самые сложные темы начального естествознания / Т.П. Богданец // Начальная школа. – 2005. – №8. – С.42.

    3. 3. Вдовиченко, В.М. Природоведческое образование: достижения и возможности / В.М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук // Пачатковая школа. – 2007. – №1. – С.25.

    4. 4. Кавальчук, Т.А. Сезонные экскурсии в природу / В.М. Вдовиченко // Пачатковая школа. – 2004. – №8. – С.46.

    5. 5. Ковальчук, В.В. Технология кооперативного обучения и ее реализации по курсу «Человек и мир» / В.В. Ковальчук // Пачатковая школа.― 2007.― №3.― С.21.

    6. 6. Кузьмина, Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения / Н.М. Кузьмина //Начальная школа. – 2003. – №9. – С.68.

    7. 7. Панова, Н.В. Формирование естественнонаучных понятий у младших школьников / Н.В. Панова // Начальная школа. – 2006. – №7. – С.77.

Похожие:

Методика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика преподавания предмета “Человек и мир” iconУчебник по предмету «Человек и мир» как вербальное средство обучения....
Вопросы к контрольному срезу по предмету «Методика преподавания предмета «Человек и мир»»
Методика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика преподавания предмета “Человек и мир” iconМетодика преподавания предмета “человек и мир” содержание учебного материала
В. этих условиях совершенствование научно-методической подготовки студентов выступает не только как объективная, но и как субъективная...
Методика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика преподавания предмета “Человек и мир” iconОтчёт по учебной практике Методика преподавания предмета «Физическая культура»
Знакомство с учебно-тематическим планированием процесса обучения физической культуре. Изучение содержания конспекта урока (анализ...
Методика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика преподавания предмета “Человек и мир” icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Методика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика преподавания предмета “Человек и мир” icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Методика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика преподавания предмета “Человек и мир” icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Методика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика преподавания предмета “Человек и мир” icon31. 01. 2013 Методика преподавания богословских дисциплин
Преподавание синтез науки и искусства. В наше время идет процесс формализации и бюрократизации. Это не всегда абсолютно плохо, т...
Методика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика преподавания предмета “Человек и мир” iconВопросы к государственному экзамену по методиках преподавания в начальных...
Содержание и система занятий по обучению чтению в подготовительный и основной периоды обучения грамоте
Методика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика преподавания предмета “Человек и мир” iconВопросы к государственному экзамену по дисциплине «Методика преподавания...
Методика обучения решению простых задач, раскрывающих конкретный смысл арифметических действий
Методика преподавания предмета “человек и мир” Целью курса м етодика преподавания предмета “Человек и мир” iconБогданова О. Ю. и др. Методика преподавания литературы / О. Ю. Богданова,...
Цель занятия: научить студентов использовать на уроках литературы методику преподавания «сквозных» тем; помочь в разработке планов-конспектов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница