План-конспект семинара. «Границы. Как их устанавливать и соблюдать»


Скачать 97.76 Kb.
НазваниеПлан-конспект семинара. «Границы. Как их устанавливать и соблюдать»
Дата публикации11.07.2013
Размер97.76 Kb.
ТипПлан-конспект
vb2.userdocs.ru > География > План-конспект
План-конспект семинара.

«Границы. Как их устанавливать и соблюдать».
Наиважнейшим навыком для людей, имеющих помогающие профессии: педагогов, социальных работников, психологов и др. является умение устанавливать и удерживать границы общения, личностные границы. Что же это такое – наши личностные границы? Как их осознавать, как устанавливать и как уважать чужие границы? Ответам на эти вопросы посвящен семинар «Границы, как их устанавливать и соблюдать».

Он призван обратить внимание читателя на важность вопроса и дать самые основные понятия, связанные с границами.
1.Что такое границы? Какие существуют границы.

Что же такое границы?

Границы – это то, что разграничивает МОЕ и НЕ МОЕ. То, что лежит в зоне моего владения, моей ответственности, и что не лежит. В нормальной ситуации границы установлены, обговорены, охраняются и нарушение их вызывает конфликт интересов.

Существует несколько видов границ.

  1. Личностные границы. то что входит в структуру личности: темперамент, волевая сфера, эмоциональная сфера.

  2. Физические границы, они формируются в утробе матери, когда начинает формироваться кожа.

  3. Территориальные границы. У каждого разные. Они формируются когда ребенок начинает говорить что это мое, не отдам. Они могут видоизменяться по жизни. Мы сами выбираем что мы включаем в территориальные грницы.

  4. Социальные границы. Формируются с 4 лет, когда ребенок начинает активно общаться с окружающим миром. Ему уже интересно взаимодействие. Они формируются по жизни, всю жизнь. Они могут видоизменятся.

  5. Функциональные границы. Всякого вида договоренности, распределение функции, денежные вопросы. Время. Разные правила. Уставы.

В реальной жизни мы часто и естественно сталкиваемся с границами и прежде всего с территориальными. Это государственные границы, Каждый из нас имеет собственную квартиру и дверь в нее обычно закрыта. На работе у каждого есть свое рабочее место. Обычно на нем распоряжается только его хозяин. К территориальным границам относятся также земельная собственность, двор, комната человека в квартире, его кровать и стол в общей комнате, шкаф, место в шкафу, компьютерное пространство и др.

Какие еще существуют границы?

^ Функциональные границы - это различные договоренности, правила, уставы, функциональные обязанности, договоры, соглашения. Поступая на работу, мы подписываем трудовой договор, где четко обозначены наши функциональные обязанности, время работы и заработная плата. Нарушение такого договора одной из сторон повлечет за собой штрафные санкции или судебное разбирательство.

^ Личностные границы - это понятие более тонкое, но уловить его смысл совершенно необходимо, так как именно эти границы наиболее трудно и устанавливать и соблюдать.

К личностным границам относятся присущий нам темперамент, самочувствие, настроение, сложившиеся взгляды, убеждения, цели, ценности. Наше право выбора, решения, желания и потребности, вкусы. Наша самооценка, достоинства, таланты, способности. Наши чувства, ощущения, мысли, помыслы, мечты, поступки, желания, отношения.
2. Почему важно устанавливать свои личностные границы.

В зависимости от того, какие границы именно личностные границы мы рассматриваем, установление и охрана их будет выглядеть по-разному. Но это всегда означает, что если нас заставляют поступать нехарактерным для него образом, мы не должны соглашаться на это (должны уметь сказать «нет»). Как их установить или фиксировать? Как охранять? Как уважать чужие личностные границы? За что мы можем взять ответственность, а за что брать ответственность не должны. Этому посвящена вторая часть вебинара. (Подробности в статье.)

Установление личностных границ неминуемо влечет за собой принятие на себя ответственности за все, что происходит на нашей территории. Т.е. за происходящее в нашей жизни. Заботиться об этой территории — задача нелегкая. В равной степени не просто предоставить другим людям право самим заботиться о том, что находится в пределах их собственных границ. Установление границ и поддержание их целостности — ответственная работа.
3. Почему необходимо соблюдать границы других людей.

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Необходимо относиться с уважением к границам других людей, если хотим по праву требовать уважения к своим собственным границам. Мы должны обращаться с их границами так, как хотим, чтобы они обращались с нашими. Если мы любим и уважаем людей, которые говорят нам «нет», то и они в ответ станут любить и уважать наше «нет». Свобода порождает свободу. Если мы принимаем свободу других, то в случае их отказа в нашей просьбе, мы не сердимся, не испытываем чувства вины и не лишаем этих людей нашей любви. Если мы принимаем свободу других, то и сами чувствуем себя свободными.
4. Каковы признаки нарушения/слабости границ?

Такие люди:
• С трудом в своей личности определяют то, что принадлежит им, а что другим. Они часто делают что-то потому, что «так делают нормальные люди/ все женщины/ настоящие мужики/ думающие и ответственные работники». Хотя сами в этой деятельности могут быть не только не заинтересованы, но и не любить ее в принципе.
• С трудом говорят другим нет.
• Полагают, что их счастье и другие чувства зависит от других
• Продолжают отношения с людьми, которые обращаются с ними плохо или которых они не любят
• Доверяют другим потому, что другие лучше знают и мнение других важнее.
• Занимаются делами и проблемами других, а не своими. Время на других уходит больше, чем на себя.
• Им трудно просить о чем-то в чем они нуждаются
• Не могут дать отпор другим людям, которые могут пользоваться их вещами или деньгами
• Застенчивы
• Подчиняются желанию друзей
• Опасаются показать свое истинное я, стараются быть такими, какими их хотят видеть
• Им трудно высказать свое мнение или открыть свои мысли.
• Чувствительны к критике
• Не могут хранить секреты
• Чувствуют себя опустошенными, завидуют другим
• Вкладывают в отношения больше, чем получают от них
• Чувствуют себя ответственными за чувства других
• Часто испытывают гнев.
• Им трудно быть с самим собой наедине.
5. Как мы устанавливаем границы. Как правильно это делать.

Реактивная фаза установления границ – учимся говорить «НЕТ». На этой фазе человек активно указывает на то, что ему не нравится, против чего он выступает и чего не станет делать. Но затем наступает постреактивная фаза. Человек начинает устанавливать

новые взаимоотношения - взаимоотношения между равными, основанные на любви к ближнему, как к самому себе.

Способы установления границ.

  • Просто сказать НЕТ, в ответ на предложение, или просьбу.

  • Рассказать о своих границах. Выразить то что мы хотим, во что верим и т.п

  • Устанавливая временные рамки общения (вы сами решаете сколько и когда с кем общаться), например, оговаривая время которое Вы будете выслушивать другого, или время ожидания, если договорились о встрече.

  • Сказать о своих чувствах, используя «Я - сообщение», если человек нарушает границы и не замечает этого. После «Я – сообщения» можно попросить так не делать.

  • Здоровая конфронтация (формулу см. в предыдущих материалах).

  • При помощи правды о себе (ложь обозначает ваши границы не в том месте, где они находятся на самом деле).

  • При помощи последовательности (сказал – сделал).

  • При помощи установления эмоциональной дистанции (если человек нарушает ваши границы, то отстраниться от близкого общения с ним и вовлеченности в его дела).


6. Основные законы границ:

- что посеешь, то и пожнешь;

- каждый сам отвечает за свою жизнь;

- мы не можем изменить других людей;

- хочешь, чтобы уважали твои границы – уважай чужие;

- границы должны быть явно обозначены - не скрывайте свои границы.

^ О законах границ и о том, как они работают, вы можете прочитать в статье «Законы границ»
7. Что мешает нам устанавливать и охранять свои границы.

Давайте подробнее рассмотрим все те ложные мотивы, которые мешают нам установить границы.

1. ^ Страх потерять любовь или оказаться отвергнутым. Под влиянием этого страха люди говорят «да», а затем внутренне возмущаются этим. Это преобладающий мотив «мучеников». Они дают, чтобы получить взамен любовь, а если не получают ее, то чувствуют себя несчастными.

2. Боязнь гнева со стороны окружающих. Из-за старых ран и неверно поставленных границ некоторые люди не могут вынести, когда кто-то сердится на них.

^ 3. Страх одиночества. Некоторые люди уступают другим, потому что им кажется, что таким способом они сумеют «завоевать» любовь и положить конец своему одиночеству.

^ 4. Страх нарушить сложившееся представление о любви. Мы созданы для любви. Если мы не любим, то испытываем боль. Многие люди не могут сказать: «Я люблю тебя, но это делать не хочу». Такое высказывание лишено для них всякого смысла. Они считают, что любить — значит всегда говорить только «да».

5. Вина. У многих людей уступчивость и готовность отдавать мотивируется виной. Они стараются сделать достаточно добрых дел, чтобы избавиться от внутреннего чувства вины и начать уважать себя. Говоря «нет», они плохо относятся к себе, поэтому продолжают свои попытки «заработать хорошее отношение к себе, во всем соглашаясь с другими людьми.

^ 6. Стремление «отдать долг». Многие люди получали в своей жизни вещи, за которые дающие заставляли их чувствовать себя виноватыми. Например, родители говорили им что-то вроде: «У меня никогда не было того, что есть у тебя», или: «Помни, ты получаешь не заслуженные тобой блага». Такие люди чувствуют себя обязанными за все, что им дали.

7. Одобрение. Многие, даже став взрослыми, чувствуют себя детьми, ищущими родительского одобрения. Поэтому, когда кто-нибудь из окружающих чего-то от них хочет, они уступают и тем самым угождают этому символическому внутреннему родителю.

^ 8. Предположение, что в случае их отказа другой человек может испытать чувство потери. Часто бывает, что люди, должным образом не разобравшиеся со своими собственными потерями и разочарованиями, уступают по причине чрезмерного сочувствия. Каждый раз, когда им приходится отказывать другому человеку, они чувствуют его печаль, и причем чувствуют ее в такой степени, которая тому человеку даже и не снилась. Они боятся причинить боль, поэтому соглашаются.
Общая идея такова: мы были призваны к свободе, и результатом этой свободы становятся благодарность, щедрое сердце и любовь к другим. Если человек дарит от изобилия, то получает великую награду. Воистину блаженнее давать, чем получать. Если ваши добрые дела не доставляют вам радости и веселья, то вам надо сверить свои поступки с пятым законом.

Сначала - свобода, а затем - служение. Если вы служите, чтобы избавиться от страха, то обречены на неудачу. Предоставьте Богу работать над вашим страхом, избавьтесь от него и создайте здоровые границы. Они помогут вам сохранить свободу, к которой вы призваны.
8. Самые распространенные заблуждения о границах.

Если я устанавливаю границы, значит я эгоист. Проведем разграничительную черту между эгоистом и служителем. Эгоист соединяет в себе повышенный интерес к своим собственным желаниям и нежелание служить другим. Напротив, устанавливающий свои границы, служитель определяет, насколько ему надо позаботиться о себе, чтобы хорошо исполнять свое служение другим.

^ Границы - это признак неповиновения. Многие христиане боятся, что установление границ и требование их соблюдения сигнализирует о внутреннем бунте или неповиновении. В религиозных кругах часто можно услышать высказывания: «Твое нежелание принимать участие в этом деле показывает твое непослушание». Из-за этого заблуждения бесчисленное количество людей занимаются тем, что не имеет для них никакой духовной или эмоциональной ценности. В действительности дела обстоят совершенно иначе: признаком неповиновения зачастую является именно недостаток границ. Люди с шаткими границами внешне уступают, а в душе кипят от негодования, желая восстать. Они бы и хотели сказать «нет», да боятся. Поэтому они прикрывают свой страх неискренним «да»

^ Установление границ может вызвать негативную реакцию со стороны окружающих. Возможно, что, устанавливая границы, мы вызовем гнев у окружающих. Они могут начать нападать на нас или избегать нас. Невозможно заставить людей принимать наши границы. Границы — это лакмусовая бумажка для определения качества взаимоотношений. Люди, способные уважать их, с пониманием и любовью отнесутся к нашим желаниям, мнению и различиям. С людьми, кто негативно реагирует на наши отказы и ограничения, сможем сохранить добрые отношения только путем соглашательства.

^ Если я устанавливаю границы - значит я сержусь. Начальные этапы формирования границ сопровождаются усилением гнева, по мере их роста и развития это проходит.

Почему это так? Вспомните функцию гнева — «система раннего оповещения». Мы чувствуем гнев, когда кто-то вторгается на запретную территорию. Если вы способны пресечь вторжение на самом раннем этапе, то потребность в гневе отпадает, это значит, что вы вполне способны управлять своей жизнью и защищать свои ценности.

^ Когда другие устанавливают границы - это приносит мне вред.

Во-первых, нам может существенно повредить, особенно в детстве, когда при общении с нами устанавливают не соответствующие обстоятельствам границы. Эгоцентричный, незрелый или зависимый родитель может нанести ребенку вред, говоря «нет» в неподходящее время.

Во-вторых, мы переносим наши собственные обиды на других. Случается, что, испытав боль и обиду, человек передает это другим. Довольно часто бывает так, что люди, в детстве пострадавшие от неправильно установленных границ, соответствующим образом строят свои отношения с окружающими.

В-третьих, неспособность принимать ограничения со стороны другого может означать идолопоклонническую позицию. Если в вашей жизни есть человек, от которого вы не можете слышать «нет», то это значит, что вы передали контроль над своей жизнью в его руки. Угрожая отказом общаться с вами, он может заставить вас сделать все, что угодно. Это довольно часто случается в браках, когда один супруг держит другого в сетях эмоционального шантажа, постоянно угрожая уходом.

В-четвертых, неспособность принимать границы окружающих может служить признаком, что вы не умеете принимать на себя ответственность. Некоторые люди настолько привыкают к тому, что другие спасают их, что начинают верить, будто их благополучие - не их собственная проблема, а проблема кого-то другого. Когда им отказывают в помощи, они чувствуют себя брошенными и нелюбимыми. Такие люди не желают нести ответственность за свою собственную жизнь.

^ Устанавливая границы - я чувствую себя виноватым. Нам иногда кажется, что если мы что-то получили — значит мы что-то должны и отдать. Налицо проблема несуществующего долга. Любовь, которую мы получили, или деньги, или время, одним словом, все, что может заставить нас чувствовать себя обязанными, следует воспринимать как дар. «Дар» подразумевает, что никто никому ничего не должен. Все, что на самом деле нужно - это благодарность. У дарящего нет даже мысли, что за подарком последует плата. Он подарил что-то только потому, что любит этого человека и хочет ей или ему сделать приятное. Важно научиться различать тех, кто «даст, чтобы получить», и тех. кто действительно дарит от чистого сердца.

Границы - вещь постоянная, а я боюсь сжигать мосты. Важно понять, что ваше «нет» всегда зависит только от вас. Вы в полном смысле этого слова владеете своими границами. Не они владеют вами, а вы ими. Если вы, например, в общении с кем-то установите границы, и они будут правильно поняты, то их всегда можно пересмотреть. В дополнение к этому, если вы чувствуете себя в большей безопасности, вам легче «передвинуть» черту.

Подробнее о распространенных заблуждениях вы можете прочитать в статье «Заблуждения о границах»

Похожие:

План-конспект семинара. «Границы. Как их устанавливать и соблюдать» iconСтатья Самые распространенные заблуждения о границах (барьерах)
Или: как быть, если окружающие реагируют болезненно, когда я пытаюсь устанавливать и оберегать свои границы. Ответы на эти и многие...
План-конспект семинара. «Границы. Как их устанавливать и соблюдать» iconПлан – конспект на тренировочное занятие №1 Тренировочная группа
Обратить в н и м а н и е на осанку, положение головы, спины при выполнении упражнений
План-конспект семинара. «Границы. Как их устанавливать и соблюдать» iconРасписание семинара 04. 12 воскресенье 11. 00 Открытие семинара,...
Введение в тему семинара «Ошибки и сложные случаи в психотерапии» (Назыров Р. К.) (конференц-зал)
План-конспект семинара. «Границы. Как их устанавливать и соблюдать» iconНачало семинара 28 мая в 10: 00, окончание – 29 мая в 15: 00 Место проведения семинара
Место проведения семинара – г. Пушкин, ул. Радищева 4, «Центр подготовки руководителей» (особняк князя Кочубея)
План-конспект семинара. «Границы. Как их устанавливать и соблюдать» iconПлан-конспект урока математики в 1 классе 3-летней школы сш №23 г....
Цель: дать определение понятию «разность» и «значение разности», выработать навыки их образования и нахождения
План-конспект семинара. «Границы. Как их устанавливать и соблюдать» iconКнига «Дети: границы, границы »
Хотите нарисовать картину счастливого будущего своих детей? Тогда уже сегодня начинайте четко обозначать ее кон­туры
План-конспект семинара. «Границы. Как их устанавливать и соблюдать» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика»
Интернет по темам курса. Конспект проверяется не менее 1 раза в семестр. Оценка за конспект (3-5) переводится по методике в рейтинг...
План-конспект семинара. «Границы. Как их устанавливать и соблюдать» iconПрограмма, подробная информация об участниках и проблематике семинара
В качестве приглашенных экспертов и авторов в первой сессии семинара примут участие Станислав Львовский (поэт, прозаик, переводчик,...
План-конспект семинара. «Границы. Как их устанавливать и соблюдать» icon1. день. 16. 07. Приезд в г. Ужгород в 4-50, пересечение границы...
Поездка состоится с 16. 07 по 23. 07. 2012г. (по условиям пересечения границы Словакии)
План-конспект семинара. «Границы. Как их устанавливать и соблюдать» iconМетодические указания по теме семинара 3 (медицинское обеспечение...
Тема семинара №1: Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница