Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями


Скачать 67.33 Kb.
НазваниеТема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями
Дата публикации06.03.2014
Размер67.33 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > География > Документы
План семинарского занятия № 9,10.
Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями

Вопросы и задания:

  1. Классификация детей с овз.

  2. Основные характеристики диагностирования детей с овз.

  3. Основные характеристики социально-педагогического исследования.

  4. Обозначить основные принципы построения коррекционно-образовательных программ.

  5. Охарактеризовать особенности дидактического материала для работы с детьми, имеющими нарушения развития.

  6. Написать реферат по проблеме использования кинофильмов или мультфильмов для решения задач формирования толерантного отношения в обществе к детям-инвалидам

  7. Составить программу досуговых мероприятий для детей младшего школьного возраста, предполагающую взаимодействие детей массовой школы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

  8. Проанализировать материалы периодической печати по проблемам толерантности и сделать подборку статей, посвященных толерантному отношению к инвалидам


Как отмечает А.И. Кочетов, коррекционно-педагогическая деятельность нацелена на развитие сохранных или восстановление нарушенных знаний и умений ребенка, на основе поставленной цели – разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности младшего школьника; с помощью методов переубеждения, принуждения, приучения, поощрения, переучивания, реконструкции характера, «взрыва», переключения, наказания, упражнения, убеждения, примера, стимулирование поведения и деятельности учащихся в начальных классах.

Особые методики по исправлению отклоняющегося поведения у младших школьников определил С.А. Бадмаев. Они основаны на оптимизации психического здоровья, сугрессивных и гетеросугрессивных представлениях. Данные методики построены на самовнушении и педагогическом внушении; приемах рассудочно-аргументированного воздействия (разъяснение, убеждение, и.т.п.), методе «сократического» диалога, обучении саногенному мышлению (управление собой, укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию); разыгрыванию ролевых ситуаций; социальной терапии; поведенческого тренинга; конгруэнтной коммуникации и т. п.

Обобщая данные методики педагогической коррекции отклоняющегося поведения, мы можем сделать вывод, что в основе, рассматриваемой проблемы, лежит комплексный подход с глубокой диагностико-коррекционной деятельностью по выявлению и изучению природы отклоняющегося поведения; с прочной структурой координации единых усилий учителя-воспитателя, родителей, социума в решении задач предупреждения и преодоления проблемного поведения у детей, в формировании у них социально значимых качеств личности; с разработкой специальных программ по профилактике и коррекционно-педагогическому воздействию на отклоняющееся поведение, особенно у младших школьников; с пониманием значимости для общества выдвинутой проблемы и возможных последствиях, если она не будет решена.

Следующие требования к учителю, это ²педагогический такт², то И.В.Страхов выделяет его основные признаки:

  • естественность, простота обращения без формальности, искренность тона, лишенная всякой фальши;

  • доверие к школьнику без попустительства;

  • просьба без упрашивания;

  • советы и рекомендации без навязчивости;

  • требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

  • серьезность тона без натянутости в отношениях;

  • ирония и юмор, лишенные унижающей насмешливости и фривольности;

  • требовательность без мелкой придирчивости;

  • деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;

  • твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

  • развитие самостоятельности без мелочной опеки;

  • быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;

  • внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля, спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;

  • ведение беседы с учащимися без навязчивого дидактизма и морализирования;

  • нахождение меры в отношениях учителя и учащихся в процессе общения.

Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности включает:

  1. корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными);

  2. организация учебного процесса с коррекционным направлением;

  3. специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;

  4. психогигиена семейного воспитания;

  5. нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, социумом;

  6. компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, которую он любит и может добиться хороших результатов;

  7. восстановление положительных качеств, которые получили девиацию (незначительную деформацию);

  8. постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;

  9. интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;

  10. усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности;

  11. накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей, на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов;

  12. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек;

  13. совершенствование достижений сенсомоторного развития коррекции и развития основных мыслительных процессов, коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; развитие речи;

  14. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

4. В компетенцию педагога входит коррекция и развитие отклоняющихся от нормы проявлений, состояний, форм поведения здорового ребенка.

Г.С. Абрамова называет данные нарушения факторами риска и характеризует такие особенности поведения младшего школьника:

  • выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки тормозных реакций и запретов, соответствующих возрасту; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;

  • склонность ребенка к «космической» лжи – приукрашиванию ситуации, в которой он находится, к примитивным вымыслам, которые он использует как средство выхода из затруднительного положения или конфликта; внушаемость детей приводит к имитации отклонений в поведении сверстников и взрослых;

  • инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками и речевым негативизмом;

  • импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обуславливает ссоры и драки, даже по незначительному поводу;

  • прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в ответ на замечания, запреты, наказания – повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездушным впечатлениям;

  • акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость и т.п.;

  • наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, негативизма в ответ на незначительные требования или запреты; отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных уроков, уходы из дома;

  • реакция протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание грубостью, злобными поступками, невыполнением требований дома и в школе;

  • нарастание тяготения к асоциальным формам поведения под влиянием более старших школьников;

  • дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения в семье;

  • инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; неспособность к волевым усилиям, слабость функции самоконтроля и саморегуляции как проявление неадаптированности к условиям начальной школы;

сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с эффективной возбуждаемостью.

Задание. Предоставить коррекционные программы.

^ Задания для СРС:


  1. Вспомнить и кратко записать основные положения теории возрастной периодизации развития ребенка Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского. Объяснить мысль о соотношении влияния биологического и социального в разные возрастные периоды.

  2. Составить тезисы к §3 главы II учебного пособия Гонеева А.Д. «Основы коррекционной педагогики» («Причины и условия деформации личностного развития ребенка»).

  3. Заполнить таблицу:

    № п/п

    Методики диагностики детско-родительских отношений

    Краткое описание



















  4. Объяснить понятие «семейная психопатология».

Похожие:

Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями icon5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального...
Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями
Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями iconУчебно-методический комплекс дисциплины Социально-педагогическое...
Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями iconТема Социально-педагогическое консультирование в системе работы специального педагога
Определить задачи педагогов по реализации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с овз
Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями iconЛекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной...
Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями
Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями iconУчебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по...
А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб пособие для студ высш учеб...
Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями iconЛ. С. Выготский выдвинул положение о том, что правильно организованное обучение
Тестовые задания по социально-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями iconПоложение о проведении Областного фестиваля творчества молодых людей...
Фестиваль творчества молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Виктория» призван содействовать творческой самореализации...
Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями iconЛекция Тема Общие и специфические вопросы социально- педагогического...
Тема Общие и специфические вопросы социально- педагогического сопровождения детей с овз в России и за рубежом
Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями iconТема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница