Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны


Скачать 218.72 Kb.
НазваниеЕдиная государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны
Дата публикации11.02.2014
Размер218.72 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > География > Документы
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны
Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.1994 г. №68-ФЗ определены цели функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

- ликвидация ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Безопасность в ЧС – состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей в ЧС. Различают безопасность по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая), по объектам (население, объект народного хозяйства и окружающая природная среда) и основным источникам ЧС.

^ Жизнеобеспечение населения в ЧС – совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

^ Защита населения в ЧС – совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС.

^ Защита территории – комплекс организационных, экономических, инженерно-технических, природоохранных, специальных и иных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения источников ЧС, подготовку к преодолению вызванных ими опасностей и ликвидацию их последствий с целью снижения потерь и разрушений на объектах экономики и личного имущества граждан, а также на ограничение ущерба окружающей среде или ЧС.

Одна из актуальных и наиболее сложных проблем государства и общества - создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей территории РФ как в мирное, так и в военное время. До середины восьмидесятых годов защита населения, объектов производственного и социального назначения от техногенных и чрезвычайных природных ситуаций, а также от угроз и опасностей, возникающих при возможных вооруженных конфликтах и войнах с применением современных средств поражения, строилась и развивалась фактически по двум самостоятельно функционировавшим направлениям.

В производственной сфере главная ответственность за предупреждение аварий и катастроф, осуществление мер по их ликвидации, по защите персонала объектов и населения жилых зданий, находящихся в опасной зоне, возлагалась на руководителей предприятий, отраслевые министерства и ведомства. В этой работе активно участвовали отраслевые профсоюзы, органы государственного надзора и контроля.

При крупных техногенных авариях и катастрофах, как и при различных стихийных бедствиях, мобилизацией местных ресурсов и координацией усилий всех участвующих в ликвидации последствий сил и средств занимались местные органы исполнительной власти.

При необходимости привлекались силы и средства из других регионов, создавались временные правительственные комиссии. Параллельно развивалась созданная еще в 1932 г. система Местной противовоздушной обороны (МПВО) страны. МВПО предназначалась для защиты населения и объектов народного хозяйства при бомбардировках противника с воздуха.

В июле 1961г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. Ее новая организационная структура в значительно большей степени соответствовала возросшим требованиям к защите населения и всей территории страны, всех объектов народного хозяйства от появившихся тогда на вооружении средств массового поражения. ГО СССР стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

Вместе с тем, отмечающиеся в последние десятилетия изменения экологической обстановки, накопление и концентрация потенциально опасных производств, рост городов и в целом плотности населения существенно обострили проблемы защиты людей, объектов экономики и окружающей среды от нарастающей природной и техногенной опасности. Чернобыльская трагедия века (1986 г.), Спитакское землетрясение в Армении (1987 г .), взрывы 1988 г . в Арзамасе и Свердловске, катастрофы 1989 г. в Башкирии и на Ионавском объединении «Азот»в Литве, ряд других ЧС, а также развитие новых форм и методов хозяйствования ускорили создание общегосударственного механизма, обеспечивающего заблаговременную подготовку к действиям по снижению опасности стихийных бедствий и крупных аварий методом быстрого реагирования, а также четкую координацию и взаимодействие соответствующих служб, включая органы управления, силы и средства системы гражданской обороны. В результате на всех уровнях исполнительной власти стали создаваться постоянно действующие комиссии по чрезвычайным ситуациям. В 1991 г. был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В январе 1994г. он был преобразован в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Логическим продолжением деятельности в указанном направлении явилось создание в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.04.1992 г. № 261 «Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)». Эта система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.11.1995 г. № 1113 РСЧС носит название «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

РСЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. Органы РСЧС занимаются проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они ни происходили. К настоящему времени созданы единые органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС):

- на федеральном уровне - МЧС России;

- на региональном - региональные центры по делам ГО и ЧС;

- на территориальном - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУГОЧС);

- на местном - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);

- на объектовом - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров;

Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышлен>ной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации;

Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.

В методическом указании МЧС России от 17.03.2000 г. о порядке введения в действие «Примерного положения о специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» предлагается возложить на эти подразделения и задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одновременно рекомендовано в крупных организациях ввести дополнительную должность заместителя руководителя организации по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Такое сочетание функций управления позволит осуществлять согласованное планирование мероприятий защитного характера для условий мирного и военного времени.

Органы РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управления: от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельностью. Существовавшие ранее взгляды на организацию и ведение гражданской обороны пересматриваются и обновляются. Суть новых подходов заключается:

- в широком использовании сил и средств ГО не только в военное, но и в мирное время при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, последствия которых соизмеримы с применением современного оружия;

- в разделении ответственности между РФ и ее субъектами;

- в изменяющемся характере войн, требующих построения сил ГО с учетом прикрытия, прежде всего территорий, их систем жизнеобеспечения; а не только объектов экономики, как это было ранее.

За последнее время органами государственного управления России всех уровней проведен комплекс мероприятий по совершенствованию Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: выполнены мероприятия по совершенствованию организационной структуры РСЧС, создано семь региональных центров по делам ГО и ЧС. Завершено формирование органов, специально уполномоченных решать задачи ГО, предупреждения и ликвидации ЧС при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Завершено формирование нормативной правовой базы в субъектах РФ по реализации требований Федерального закона «О защите населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера».

Организована работа по заключению договоров и соглашений между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ:

- о разграничении полномочий и взаимодействии в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

- активизировалось участие в деятельности мирового сообщества по проблемам предупреждения и ликвидации ЧС;

- выполнен комплекс организационно-технических мероприятий по развитию системы мониторинга и прогнозирования ЧС, ведутся работы по объединению ведомственных информационно-прогностических систем, обеспечивающих оперативное выявление опасных процессов и явлений в техносфере и окружающей среде и прогноз их возможных последствий;

- ведутся работы по развертыванию авиационно-космических средств мониторинга, контроля и прогнозирования ЧС, а также автоматизированных комплексов контроля обстановки крупных промышленных центров;

- проведены работы по поддержанию в готовности системы и технических средств контроля за радиационно-, химически-, гидродинамически-, пожаро- и взрывоопасными объектами промышленности, магистральными трубопроводами (в то же время медленно внедряются автоматизированные системы контроля за химической обстановкой, отсутствует их сопряжение с аппаратурой для автоматизированного сбора и обработки данных об обстановке в районе аварии);

- налажена подготовка руководящего состава и специалистов РСЧС, обучение населения к действиям в ЧС (вместе с тем, обучение руководителей органов исполнительной власти, специалистов на потенциально опасных объектах и населения, не занятого в сфере производства и обслуживания, проводится на низком методическом уровне, недостаточно активно используются средства массовой информации);

- поддерживаются в готовности действующие территориальные системы централизованного оповещения, которые обеспечивают оповещение 78,5% населения РФ менее чем за 5 минут; однако, локальные системы оповещения созданы только на 16,5% химически опасных объектах, 22,9% ядерно- и радиационно-опасных предприятиях, 7,6% гидроузлах.

Согласно постановлению Правительства РФ от 3.08.1996 г. № 924 к силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:

- службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на ПОО и прилегающим к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

- формирования государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

- ветеринарная служба Минсельхоза РФ;

- службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхоза РФ;

- геофизическая служба РАН, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделений Федерального агентства по атомной энергии.

Состав сил ликвидации ЧС:

- военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

- формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

- формирования ветеринарной службы и службы Минсельхоза РФ;

- военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Росгидромета;

- формирования ГО РФ территориального, местного и объектового уровней;

- специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

- аварийно-технические центры Федерального агентства по атомной энергии;

- служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

- восстановительных и пожарных поездов ОАО «Российские железные дороги»;

- аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
^ Гражданская оборона
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС).

Федеральный закон «О гражданской обороне» (12февраля 1998 г.) определяет задачи в области ГО и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО.

^ Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

^ Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

^ Гражданские организации ГО – формирования, создаваемые на базе организации по территориально-производственному принципу, не входящие в состав ВС РФ, владеющие специальной техникой и имуществом, и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий .

Основные задачи в области ГО:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и СИЗ;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медобслуживание;

- борьба с пожарами;

- обнаружение и обозначение районов РХБ и иного заражения;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения.

Президент РФ в области ГО:

- утверждает План ГО РФ;

- вводит в действие План ГО РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

- утверждает структуру, состав войск ГО и штатную численность военнослужащих войск ГО, утверждает Положение о войсках ГО;

- осуществляет иные полномочия в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

Правительство РФ в области ГО:

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО;

- руководит организацией и ведением ГО;

- издает нормативные правовые акты в области ГО и организует разработку проектов федеральных законов в области ГО;

- определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций – к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

- определяет порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- осуществляет иные полномочия в области ГО в соответствии с законодательством РФ и указами Президента РФ.

Федеральные органы исполнительной власти в области ГО:

- принимают нормативные акты в области ГО, доводят их требования до сведения организаций и контролируют их выполнение;

- разрабатывают и реализуют планы ГО, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, организуют проведение мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств;

- осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления ГО;

- создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации в области ГО в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ:

- планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

- осуществляют обучение своих работников способам защитыот опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

- создают и поддерживают в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации, имеющие ПОО и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создают гражданские организации ГО и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Права и обязанности граждан РФ в области ГО:

- проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- принимают участие в проведении других мероприятий по ГО;

- оказывают содействие органам госвласти и организациям в решении задач в области ГО.

Руководство ГО:

- в РФ осуществляет Правительство РФ;

- в федеральных органах исполнительной власти и организациях - осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО;

- на территории субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.

Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области ГО осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области ГО.

Силы ГО – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации ГО.

Нормативные акты по ГО:

- Постановление Правительства РФ от 10.06.99 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны»;

- Указ Президента РФ от 14.08.96 №1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти»);

- Указ Президента РФ от 02.08.99 г. №953 «Вопросы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий» (основные задачи, функции, полномочия, руководство МЧС России);

- Постановление Правительства РФ от 03.10.98 г. № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по ГО» (особая – города Москва и Санкт-Петербург; первая, вторая, третья группы по ГО в зависимости от численности населения и процента населения либо территории, попадающих в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления).

Задачи, требующие повседневного внимания органов ГОЧС:

- проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а при их возникновении – защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений, осуществляет разработку необходимой нормативно- правовой базы и механизма финансового обеспечения профилактических и защитных мероприятий;

- проведение мероприятий по защите населения и территорий;

- организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

- ликвидация ЧС - это одна из самых емких и решающих задач для РСЧС (она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Пожары, взрывы, разливы АХОВ, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы - все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно. По состоянию на 2005г. более 750 городов, расположенных в потенциально затапливаемых районах, не имеют требуемой инженерной защиты. Более 70% населения в сейсмоопасных районах проживает в зданиях, не отвечающих необходимым требованиям. Защищено не более 6% территорий, подверженных оползням, селевым потокам, обвалам, карстам, сходам снежных лавин. Не уделяется должного внимания безопасности гидротехнических сооружений, накопителей стоков отходов (около 1150 гидротехнических сооружений находятся в аварийном или предаварийном состоянии). Выделенные финансовые средства только частично обеспечивают приемлемый уровень безопасности инженерно-технических сооружений. Остается нерешенной проблема обеспечения населения, проживающего в 30-километровой зоне вокруг АЭС, радиопротекторами, сорбентами, комплексообразователями. Не определены номенклатура и места хранения указанных препаратов, порядок их освежения и использования. Серьезную озабоченность вызывает свертывание производства и накопления антидотов, радиопротекторов, противобактериальных средств и других жизненно важных препаратов);

- мероприятия ГО должны обеспечивать защиту населения России в военный период до последнего времени внимание к состоянию ГО было ослаблено и кое-где даже прекратили существование ее службы);

- подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения (основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот законодательный акт призван в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий. Разработана и внедряется РСЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использованием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение своими работниками способов защиты при ЧС, готовят их к действиям в составе гражданских организаций гражданской обороны (формирований ГО). Слабо представляет себе, как действовать в ЧС, большинство населения, не занятого в производстве, и жителей сельской местности);

- обеспечение функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях (целью осуществления работ по повышению устойчивости является создание таких условий, чтобы любой объект, любая отрасль или система функционировали надежно в самых сложных экстремальных ситуациях и не только в военное, а главным образом в мирное время. Решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водопроводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства - словом, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям);

- организация пропаганды среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны. Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропаганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО существует почти во всех странах мира, а в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.

Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

Для решения задач в области ГО воинские части и подразделения Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.
Библиографический список
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под редакцией проф. Э. А. Арустамова – 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско—торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 476 с.

2. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 416 с.

3. Приоритеты безопасности человека в производственной сфере: Учебное пособие для вузов / Д.С. Стуров, В.И. Гасилин; под общей ред. д.т.н., проф. Мироненко В.Ф. – Барнаул, 2006.
^

4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году».


5. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. –М.: Издательство: Дрофа; 2009 г. - 375 с.

6. Петров В.И. Азбука освещения. – М.: издательство «ВИГМА», 1999.

7. Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательно социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации.

10. Конституция Российской Федерации.

11. Закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

12. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей».

13. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

14. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

15. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

16. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

17. Федеральный закон от 9 января 1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

20. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. СанПиН 2.2.4.548 – 96. М., 1996.

21. Руководство Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (утв. и введено в действие Главным государственным санитарным врачом РФ 23 апреля 1999 г.)

Похожие:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны icon1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения...
Тема Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс) и гражданской...
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны iconОсновные задачи рсчс
Определение, задачи и организационная структура Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны iconВопросы выносимые на экзамен по предмету «Организация аср»
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс (силы рсчс, задачи)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны iconМетодические указания по теме семинара 2 (медицинское обеспечение...
Организационная структура и основные задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны iconРоссийской федерации банк тестовых заданий по предмету «безопасность...
Территориальный орган, постоянно работающий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны iconЗадачи и основы организации единой государственной системы предупреждения...
Бусловили необходимость пересмотра многих ставших традиционными подходов к организации и оказанию медицинской помощи в чрезвычайных...
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны iconРефератов (2 4 балла) Гражданская оборона как система защиты населения...
Задачи и деятельность Гражданской обороны согласно Женевской конвенции и Дополнительным протоколам
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны iconЭкзаменационные вопросы по мобилизационной подготовке и медицине...
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени: определение основных понятий и классификация чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы научных исследований и инновационная деятельность»
Государственная инновационная политика. Цели, задачи и основные принципы государственной инновационной политики
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её основные задачи, основные вопросы концепции гражданской обороны iconОсновные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок
Разработан и внесен министерством станкостроительной и инструментальной промышленности СССР
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница