Лекция 2


Скачать 112.96 Kb.
НазваниеЛекция 2
Дата публикации13.08.2013
Размер112.96 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > География > Лекция
Лекция 2.

1 проблема - отсутствие полного системного изложения христианской антропологии.

2 проблема - понятийная (понятийно-терминологическая проблема). Суть- терминология христианской антропологии не разработана. Св. О. употребляют одни и те же слова, но вкладывают различные содержания. Только по контексту можем догадываться о сказанном. К примеру – сердце. О чем именно, о каком сердце. Особая работа, требующая внутреннего духовного опыта. Мы не имеем строгой терминологической системы, которая бы помогала при чтении Св. О. Важно разработать парадигму христианской антропологии, которая более или менее будет восприниматься в богословском сообществе, чтобы богословы понимали друг друга.

3 проблема - проблема перевода. Знание о человеке, содержащееся в Церковном Предании не интересно само по себе. Мы изучаем не ради любопытства, а чтобы применять в пастырской деятельности, педагогической деятельности, для личного роста. Знания нужны, как средства. Умение спроецировать христианское знание в ту или иную деятельную плоскость- это и есть перевод.

Необходимо не только изучать и разрабатывать христианскую антропологию, как дисциплину, но нужно строить мостики в другие смежные гуманитарные сферы, которые обращаются с запросом. Запрос следует прежде всего из церковной среды для пастырской деятельности и для личного духовного роста христианина но и не имеем права игнорировать внешние запросы из гуманитарных сфер, иначе этот запрос будут восполнять сами и там будут появляться сочинения, где люди будут говорить ложные вещи о христианстве.

Содержательная структура курса христианской антропологии.

Материал излагается в соответствии в соответствии тем четырем состояниям, которое наблюдаем в истории:

  1. Состояние человека до грехопадения;

  2. Состояние человека после грехопадения;

  3. Состояние человека во Христе;

  4. Состояние человека в вечности.



  1. Состояние до грехопадения.

Человек в чистом виде, соответствует замыслу Божию, находится в естественном состоянии, изначально Богом созданным. Когда говорим о нормальном состоянии человека, должны посмотреть на Адама и жену его до грехопадения. В рамках этого раздела не только описывается блаженное состояние, но дается антология человека - принципы, природного устройства и богообразности.

  1. ^ Человек после грехопадения.

Смотрим на человека, как на существо поврежденное. Нас интересует механика греха. Каким образом ломается человек, каким образом, почему становится таким. Много вопрос, которое требуется исследование.

  1. Сотериология.

Описание извинения человека в положительную сторону. Его обожение, очищение. Какие механизмы действуют в человеке. Положительная динамика изменения человеческой природы.

  1. ^ Человек в вечности.

Описывается конечные цели и смысл человеческой жизни. Бог для чего-то даровал жизнь человека и бесконечную жизнь, в чем-то должна реализоваться, раскрыться.

  1. ^ АНТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Человек первозданный. Человек до грехопадения. Рассматривая библейский текст (1, 2 глава кн. Бытия) должны учитывать, что способ прочтения д.б. неформальным, потому что мы отделены райским состоянием бытия не только большим промежутком времени, но и измененным сознанием. По-другому видим мир и мир стал совсем другой. Прочтение должно основываться на учении Св. О.

После описания человека, говорится о его достоинстве. Творится Самим Богом, творит по Образу и Подобию Божию, созданию человека предшествует Божественный совет (Бож. Совет- это не собрание Лиц Пр. Троицы, где обсуждается создавать или не создавать человека, А НЕКАЯ РИТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА, фразеологический оборот, подчеркивающий величий замысла человека). Смысл бытия человека несопоставим со всем окружающим людей миром. Человек единственное существо, которое получает дыхание Божие. Это дыхание- акт приобщения благодати. Т.е. человек живет не только за счет внешнего мира, но и за счет божественной благодати. Она укорена в нем, как необходимый элемент бытия. Человеку дано повеление владычествовать.

О человеке мы узнаем из первой и второй книги бытия. Но почему первая глава и вторая так отличаются? В первом случае сразу говорится о создании мужа и жены (игнорируется создание Евы). Но говорится поверхностно, а во второй главе наверстывается недосказанность и говорится, что Ева создана от Адама. Какую идею несет первая глава, а в какую несет глава вторая.

На первый взгляд описание не вполне тождественно. Первая глава – сразу возникает м и ж, Б их сразу благословляет. Во второй глава все появляется постепенно появляется Адам, потом поселяется в Раю, нарицает имена животным и т.д. Почему? В первой главе, когда дается описание человеке в контексте всего мирового создания (1, 2, 3 день и т.д.) Господь указывает на сами факты создания и идеи, смыслы которое должна реализовывать эти существа и прежде всего человек. Он говорил, что человек создан на 6 день, чтобы владычествовать. Т.е. раскрывается кто такой человек в контексте всего миросоздания и каков смысл его бытия, предназначение на земле. Во второй главе описывается, как это все происходило.

^ Каково предназначение человека?

Много подводных камней, потому что важно понимать, что Бог абсолютно самодостаточен. Даже если бы не было ангелов и людей, все равно Он бы нашел способы, как управлять миром. Разрешается этот вопрос пониманием, что Бог есть любовь. Он творит человека, чтобы поделиться своей благостью, любовью. По преизбытку любви Лица Св. Троицы творят еще разумных свободных существ, которые могу воспринимать всю любовь, блаженствовать. Григорий Богослов: Бог по преизбытку Своей благости желает поделиться ей с иными существами. Творит ум, вещество и смешение- ума и вещества. Эта идея, что Бог творит по преизбытку благости- ключевая для Православного Богословия, но характерна не только для восточного богословия.

Блаженный Августин говорит, что каждый человек предназначен для того, чтобы Бог поделился радостью с ним.

^ Человек предназначен для жизни в единстве с Богом – главная идея.

Восприятие Божественной любви возможна любым существом творении Божия, не только человек. Даже неразумная тварь сорадуется славе Божества. Но степень и мера восприятия божественного блаженства тварным существом, зависит от меры совершенства этого существа. В наибольшей степени к этому способны разумные существа- ангелы и люди. Поэтому мир имеет иерархическую структуру и на высшей ступени находятся те, кто в наибольшей степени открыты для Бога. 2. В связи с понятием, что человек и тварный мир призваны для блаженства в Боге, становится понятием, почему тварный мир будучи ограничен, при этом антологически изменчив, т.е. все время изменяется. Изменчивость, как характеристика бытия, она имеет глубокий смысл, чтобы существа не просто изменялись, а изменялись к лучшему, как бы раскрывались, расширялись, становились в большей степени вместить божественное блаженство. Т.е. характеристика изменчивости тварного мира указывает, что вся тварь предназначена для обожения, для возрастания в Боге. Раз нам говорят, что мы должны стремиться к обожению, значит это необходимо и возможно. В. Великий- «Человек это тварь, получивший повеление стать богом». Ин. Дамаскин: «В силу свойственного человеку тяготению к Богу, Он сотворил человека, что составляет придел тайны, превращающимся в Бога по причастию к Божественному озарению, но не переходящим божественную сущность».

Лекция 3.

Предназначение человека можно рассматривать в нескольких аспектах: человек и Бог, человек и человек и человек и окружающий мир. Есть ряд ключевых идей, которые выражают, утверждение, что каждый человек призван для совершенствования в Боге. Каждый человек призван стать сыном Божиим по благодати. Когда мы говорим, что человек должен стать сыном Божиим по благодати, то тем самым раскрываем межличностные отношения человека с Богом. Отношения любви, отношения, которые имеют аналогию с семейной сферой. Когда отношения любви формируются, тогда душа и тело наполняются благодатью и это природный аспект. В этом случае предназначение человека обожится. Но когда мы говорим об обожении, то мы говорим о природном плане в этом плане рассматриваем человеке. Обожение- природный процесс Божественной энергии, как природа Божества соединяется с природой человека и преображает ее. Наполняет божественными свойствами, возможностями, которые раньше у человека отсутствовали или не проявлялись в такой мере. Но первичным является личностный аспект. Сначала человек, как личность человек встречается с Богом, а потом душа или тело наполняется благодатью, а не наоборот. Пока не произошла встреча с Богом человека, эта благодать не является залогом жизни вечной. Она поддерживает жизнь человека, бытие его. Не дает ему погибнуть.

Человек-человек.

Изначально люди создаются, как некое общество, как социум. Это не случайно. В этом есть смысл. Люди друг с другом должны жить в любви. Но эта любовь должна иметь смысл и пользу для восхождения человека к Богу. Земная жизни, отношения с близкими- школа любви. Если ребенок не научился уважать родителей, если не научился любить, то как он сможет полюбить Бога? В соц. аспекте человек предназначен 1. Возрастать в любви. 2. Семейные отношения являются прообразом тайны Пресвятой Троицы на земле. Множество ипостасей (отец, мать, дети) и все они единосущны.

Человек – окружающий мир.

Люди получают повеление владычествовать над миром (1 глава). А во второй главе повеление- хранить и возделывать рай. Что это значит? Природа реагирует на состояние человека. Хранить и возделывать рай означает не вспахивание, окультуривание, уход за растениями, а человек будучи владыкой реализовывал свое предназначение не столько за счет внешнего воздействия на мир, а путем внутреннего роста, его личного внутреннего изменения обуславливают состояние окружающего мира. Изначально установленная характеристика бытия антологическая. Внутреннее состояние человека (духовно-нравственное) определяет состояние окружающего мира. Через внутреннее изменение владычествует над окружающим миром не путем…

Чтобы изменять мир к лучшему нужно знать каков замысел Божий и что лучше, а что хуже. Чтобы сделать шаг ввысь, к совершенству, необходимо быть связанным с абсолютным с совершенным существом- с Богом. Поэтому Адам возрастая в Боге весь мир возводил бы собою.

Духовное состояние человека стало определять состояние внешнего мира. Тление и смерь вошли в мир не потому что тварь согрешила, а потому что господин согрешил.

Лекция 6.

Семинар. Тема: “Свойства человеческой природы”.

Способ описания человеческой природы в перспективе церковной традиции.

Человек, как и все творение имеет внутреннюю структуру. Все, что не есть Бог, имеет сложность. В силу этого- изменчивость. Правильное описание структуры, помогает нам разобраться в таинственных внутренних процессов, человеческого бытия. В описании внутренней структуры человека сформировались подходы и до христианскую эпоху, христианскую и пост христианскую эпоху.

Античное представление о душе, античная антропология.

Проблема души- одна из наиболее значительная философская проблема на протяжении истории мировой философии. Концепция души, выработанная античными философами являет собой яркую, уникальную страницу в истории обсуждения этой проблемы. В античности существовала две концепции души – идеалистическая и материалистическая. Все концепции философов с 7 века, вписывались в эти концепции. 7, 6 век до РХ. С философов Фалеса, Героклита. У них душа трактуется, как оживотворяющая людей и животных формы элемента, образующая начало мира.

Идея древних греков- душа – это жизненная сила. Где есть жизнь, есть душа – в траве, в животных.

Немезий Эмесский. (Ин. Дамаскин). Глава 12, книга 2-я. О человеке. О структуре человеческой природы. Человек разделяется на душу и тело. Основание представление о мире- мир состоит из четырех стихий. Относительно этого будем говорить о силах души. У души есть разумная и неразумная часть. Есть две части у неразумной части души. 1. Непослушна разуму. 2. Послушна и повинуется. Непослушна и неповинующаяся часть души- жизненная сила души. Т.е. душа, как жизненная сила, которая животворит тело. Сила, заключающая в себе семя- способна рождать. Сила роста (развитие тела, сила питательная). Сила питающая- делится еще на 4-е. Притягивающая. Сила, которая повинуется разуму. Разделяется на гнев и похоть. (Неразумная часть души способна к чувствованию и желанию). Силы, которое находятся в живом существе – одни душевные, другие растительные, другие жизненные. Душевные- те, которые исходят от свободной воли. Разумная часть души: душе свойственно благочестие и мышление. Разумная часть управляет неразумной. Силы души- это не части души. Это ее свойства. РАЗУМАНЯ СИЛА. НЕРАЗУМНАЯ СИЛА (вожделевательная). Если дух вдохнул Бог, то он нетварен, благодать. Не может согрешать. Но дух человеческий- часть человеческой природы, а значит может повреждаться, искажаться.

По Феофану Затворнику душа имеет три составляющих: мысленная (воображение и память), воля (воля требует приобретать, сделать, употребить), чувственная- вожделевательная. Человек, как целостность представлен трехсоставным. Но еще образуется 5-ть сфер. Дух, душа и тело + 5-ть сфер взаимодействия- духовная, духовно-телесная, духовно-душевная, душевная, телесно-душевная и телесная сфера. Но основывается все на трихотомии.

Лекция 8. Идея Платона об андрогенах (существо обоих полов).

Св. О. эту идею категорически отвергали. Бытописатель и показывает, что единственное число он поставил ради числа союзов. Краткая история- было учение, что человек- это существо, в котором было заключено два пола. А когда описывается создание жены (вынимание ребра из тела) – это как раз извлечение женского пола. Идея присутствует в иудаизме, Древней Греции, других религиях. Но с христологической точки зрения – абсурд. Тогда получается, что Христос несовершенный человек. Тогда Христос должен был жениться, чтобы восстановить первозданного человека, кроме того христианская практика монашества не имела бы смысла.

Почему Бог разделил человечество на два пола…мы не получаем ответа. В разделении есть свой смысл. Идеи Св. О. 1. ^ Потребность в общении с другим человеком. Поскольку человек был изначально создан царем твари, тварного мира, и имел возможность в общении с Богом, ангелами, мог общаться с животными, растениями, но испытывал недостаток в общении с самим собой. Если бы Бог воспроизвел Адама №2, то общение было бы неудовлетворительным. Поскольку общение имеет смысл между теми личностями, которые различаются по внутреннему содержанию, по видению мира. Различия образуются с различным замыслом Божиим в отношении этих людей. Бог видит, что Адаму нужен тот, с кем он бы общался (из книги Бытия- нехорошо быть человеку одному в раю). Бог замечает, что Адам имеет потребность в ком-то. Первая идея разделения- потребность общения с другим человеком, с другим видением мира, с другим предназначением. 2. Человек есть микрокосмос. Т.е. в него д.б. вставлены все тварные начала бытия уже существующие, чтобы иметь полноту космоса внутри себя самого. Поскольку животные уже имели разделения на м и ж, то и человек должен быть иметь разделения. Об этом говорит свт. Григорий Нисский. Полнота бытия должна быть, чтобы иметь право господствовать над вселенной. 3. Предведение грехопадения (Григорий Нисский, Ин. Дамаскин…). Если человек вдруг падет, чтобы человечество не вымерло. Предведение грехопадения не является предопределением грехопадения.

Создание жены.

Почему делается из ребра? Потому что ребро - та часть тела, которая близка к жизненным центрам- сердцу человека. Если сопоставить мужскую и женскую природы- есть общность и различие. Прежде всего М и Ж- единосущны по природе. В плане богообщения- абсолютно равны. В равной степени могут достигнуть равной святости. Во власти над окружающим миром- равноправны. В плане межличностных отношений- различные замыслы Божии. Мужчина- глава семьи, а Ж – его помощница. Осуществлять это должны были добровольно и сознательно. НО в личностном плане.

Тело человека и его естество, будучи обоженым, тем не менее внутри себя сохраняло основания для возможного тления. Т.е. смерть и тление, как возможность всегда существовали в первозданном человеке. Если бы человек был нетленным - он бы был равным Богу, а если бы был тленным, то обязательно бы умер. А человек имел возможность двигаться по разным путям. Если бы сохранил верность Богу, то не умер, а если бы отверг Бога, то стал бы смертным существом. (железо, ржавчина и смазка). Смерть вошла в жизнь после грехопадения- смерть животных, растений и пр.

^ Душа человека.

Слово многозначное. В общем виде- словом обозначается часть человеческой природы, которая не доступна общему познанию и роднит человека с ангельским миром. Душа есть главное сокровище человека. Из-за нее происходит драма человеческой истории. Все сокровища мира не сопоставимы с человеческой душой. Душа человеческая познается через ее проявления, феномены. Об этом говорит Григорий Неокесарийский (III в.). Душа не познаваема сама в себе, естественно должна познаваться из ее действий. Ин. Дамаскин- душа есть сущность живая, простая и бестелесная, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая формы, действует при помощи тела. Душа- существо свободное. Изменчива по внутренним побуждениям.

Природа души.

Душа имеет свою тварную природу. Какова она по сущности- мы не знаем. Нужно сразу отвергнуть ошибочные представления- 1. Душа единосущна Богу. Такие представления неприемлемы для Св. О. Идея отвергает Божественность. Т.к. Божество не изменчиво, не может рассыпаться на множество тварных существ. Если душа одолеваема страстями, если она может грешить, то разве Бог может грешить? При всех состояниях обожения, душа все равно остается тварным существом. Граница тварного и нетварного остается непреодолимой. 2. Учение о вещественности и телесности души. Были споры. Говорили, что душа- утонченная телесность. Учили, что душа ограничена пространством, временем и имеет видимое соответствие с телом. Ин. Дамаскин: «Бестелесное, невидимое, не имеющее фигуры- мы понимаем двояким образом. Одно по существу, другое по благодати. Одно по природе, другое по сравнению с грубой вещественностью материи. Итак- по природе без телесным называется только Бог. Ангелы же и демоны и души получают такое название по благодати» (- 10.43)

Похожие:

Лекция 2 iconЛекция I 11 проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
...
Лекция 2 iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция 2 iconЛекция №3
Лекция № Гнойно-воспалительные заболевания органов брюшной полости, плевры и легких
Лекция 2 iconЛекция №2
Лекция № Приобретённая кишечная непроходимость. Желудочно-кишечные кровотечения. Портальная гипертензия. Дивертикул Меккеля
Лекция 2 iconЛекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд»
Лекция предназначена для курсантов учебных заведений мвд россии по специальности 030501. 65 Юриспруденция
Лекция 2 iconЛекция Армена Петросяна "Жить интересно": как и для кого создавать...
Миша Доможилов. Лекция для фотографов. Работа над фотоисторией. Художественная Галерея. Комсомольский проспект, 4
Лекция 2 iconЛекция по дисциплине «Предварительное следствие в овд»
Лекция посвящена одному из сложнейших вопросов предварительного следствия – расследованию организованного вымогательства. Рассмотрены...
Лекция 2 iconЛекция этологический > Лекция 1 Психоанализ и уход за ребенком
Охватывают “поведение привязанности” у чуть более старшего младенца а именно, комплекса поведения, связывающего ребенка с фигурой...
Лекция 2 iconЛекция №15 Лекция для специальности 1-49-01. 01. «Технология хранения...
Лекция №15 (Лекция для специальности 1-49-01. 01. «Технология хранения и переработки растительного сырья»)
Лекция 2 iconЛекция понятие философской веры 1 Вторая лекция содержание философской веры
Охватывает нас в философствовании, противимся требованию стоять на го­лове. Держась за наши объекты, мы хотим, так сказать, остать­ся...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница