Христианская антропология в пастырском аспекте


Скачать 382.72 Kb.
НазваниеХристианская антропология в пастырском аспекте
страница1/3
Дата публикации13.08.2013
Размер382.72 Kb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > География > Реферат
  1   2   3

Антропология

Христианская антропология в пастырском аспекте

Протоиерей Вадим Леонов

Как самостоятельная наука — недавно, в сер 20 в., когда появляются самостоятельные работы. До этого включалось в Догматику, Аскетику и т.п. Христ антропология занимается антологией и метафизикой человека. Все научные антропологии занимаются внешними проявлениями чел, не способны проникнуть внутрь. С богословской т.з.: если хотеть узнать тайну чел, надо обратиться к Тому, Кто его создал.

Хр антр — это богословская дисциплина, в рамках кот, систематически и целостно изгаляется богооткровенное уч Ц о природе и личности чел, его предназначении и общении с Богом.

Предмет: бытие чел и личное общение его с Богом.

Цель: собрать и системно изложить и раскрыть содержание антрополог. уч Ц.

Принципы для изучения хр антр:

1. Личный аскетизм. Работать с наследием Ц и святоотеческим материалом. Для этого необходима жизнь по святым отцам — личная аскетика.

  1. Богооткровенность. Формулировка, интерпретация антр знаний должны осуществляться с предельным соответствием с богооткровенным наследием Ц.

  2. Целостность. Человека видеть, как целостное богообразное существо. Иначе искаженные выводы, какие присутствуют в научном методе.

  3. Сотериологичность. Антр знания должны содействовать дух возрастанию и спасению чел. Из факта, что Бог есть Любовь.

Хр антр в ряду иных дисциплин

В светской сфере в кон 19 в. 2 тенденции:

  1. Антр — всеобъемлющая наука о чел, включая все аспекты его бытия.

  2. Антр — изуч физич организации чел и сост: 1) морфология (форма физич чел), 2) антропогинез (происхождение чел), 3) этническая антр (рассология). Сейчас выродилась в этнографию.

Но все это внешние феномены организации чел. Что их заставляет находиться в гармонии и действовать определению не подлежит в светской науке. Хр антр занимается другой сферой. Использовать светские данные только как илл., не конфликтуя, т.к. это некорректно.

Актуальность изучения хр антр

Для свящ актуальность очевидна. Надо знать чел и его устройство. Прп Симеон Нов Б: Первые 3 слова — трактаты по антропологии. Свт Феофан «Что есть дух жизнь» с 5-22 письма — кр введение в антропологию. В монастырях передавалось устно и, поэтому в учениях отцов и Добротолюбии этого предмета мало. Подразумевалось, что и так знают.

Еще ХрАн может содействовать сближению духовных людей и мирских. Нач с 20, когда светская наука пришла в тупик, наблюдается вновь обращение к наследию отцов, чтобы узнать о человеке, пока не о Боге, его создавшем. Культура — деятельность, направленная на служение человеку. Диалог возможен именно в антропологической сфере — у людей появляются общие темы.

Выработанны документы в Ц: «Основы соц концепции», «Основы РПЦ о достоинстве, свойстве и правах человека» — выжимка православной антропологии.

Ученые-педагоги: Ушинский, Рачинский, Победоносцев написали учебники по педагогики вместе с антр. 20 в — митр Амфилохий (Радович) книгу по педагогике+антр, прот Василий Земковский, Колумзина.

В психологии: не так сильно выражено, но в последнее вр направление православной психологии совместно с антр: Рубцов, Исаев, Зинько, Васелюк, Дворецкая.

Так что: всякая гуманитарная деятельность в своей основе имеет антр модель. Если нет хр, богооткровенного учения, то выстраивается ошибочная, ущербная система.

Проблемы изучения хр антр

1-я проблема отсутствие системного изложения предмета

Хр Антр, как система упорядоченного знания пока еще не сформировалось в богословии. Значительный вклад сделал свт Феофан Затворник. Сам занимался и ратовал за узучение.

Рихрад Несмелов «Филочофско-апологистическая наука», Сергей Зарин «Аскетизм» — первая часть антропологична.

Архим Киприан Керн «Антропология свт Григория Паламы» — лучшее в свое время. Много о отцах 14 и до того вв.

Авраам Позов «Основы др-церковной антропологии». Понтийский грек. Сильно отличается от сергианской французской школы. Но сам с чиста начал и много своей терминологии и аллюзии в др учения.

Не русские авторы:

Митр Иерофей Влахос. «Православная психотерапия»

Митр Амфилохий (Радович)

Митр Иоанн (Зезиулос) «Бытие, как общение»

еп Каллист (Уэр)

Неллас Панайотис «Обожение человека»

Манзаритис Георгиос «Обожение»

Жан Клод Ларше

В России:

Митр Игнатий (Белогрудов)

Архиеп Константин (Горянов)

прот Андрей Лоргус

свящ Вадим Коржевский «Пропедевтика аскетики. Компендиум по святоэтической патрологии»

2-я проблема понитийно-терминалогийная

Святые отцы не имеют одинаковый понитийный аппарат и выражают одними терминами разные понятия. Работу по обобщению не проделана. Рассуждения о Духе, о Сердце могут не совпадать, т.к. имеют в виду разные области.

3-я проблема перевода

Знания о человеке, содержащемся в церковном предании, нам нужны как средства и их проецирование в пасторскую деятельную плоскость уже наша задача. Технологии перевода на современную практику не хватает. Необходимы знания и в богословии и в психологии и в пасторском окормлении. Неспособность полноценно охватить все смежные гуманитарные сферы одним специалистом приводит к пагубным последствиям.

Содержательная структура курса Хр Антр

Лучше всего излагать материал соответственно 4 состояниям человека в истории:

  1. Человек до грехопадения — блаженное состояние того, как Бог создал. Описание чистой антологии.

  2. Чел после грехопадения — амартология, учение о грехе. Чел — существо поврежденное и здесь нас интересует механика греха. Почему чел стал таким?

  3. Чел во Христе — сотиреология, учение о спасении. Описание положительных изменений чел: обожение, просвещение. Механизмы?

  4. Чел в вечности — конечные цели и смысл чел жизни. Как там будет происходить совершенствование. Как положительное, так и отрицательное (в аду).

Человек первозданный. Антология человека.

Рассматривая Библейский источник (Быт 1 и 2) способ прочтения должен быть не стандартным, но со сноской, что мы уже видим все в поврежденном виде, не так как было в раю.

Сразу вначале описания человека говориться о его достоинстве:

  1. Твориться самим Богом

  2. Твориться по образу и подобию Божиему

  3. Твориться после Божественного совета

  4. Чел — единственное сущ, кот получает дыхание Божие при акте творения. Это приобщение божественной благодати.

  5. Чел завершающее творение

  6. Ему дано повеление владычествовать

Почему два описания творения человека в Библии (в первой и второй главах)? 1 гл — мироздание по дням. Раскрывается смысл предназначения бытия человека на земле. Во 2 гл — как это совершалось практически. Но вначале твориться муж = человек, потом дает имена и руководит раем, и уже затем из ребра творит жену, помощника.

Зачем Бог творит человека? — По преизбытку своей любви.

Гр Нисский: По преизбытку любви привел в мир такое существо, чтобы наслаждался мирскими благостями, созданными Богом.

Гр Богослов: Поскольку для Благости не достаточно Себя Самой, Бог творит и ангелов, но для сочетания невидимого и видимого естества созидает человека.

Блж Августин: Ты создал нас для Себя. И сердце человеческое не успокоиться, пока не успокоиться в Тебе.

Человек предназначен для жизни в единстве с Богом.

Свт Василий Вел: Чел — это тварь получившая повеление стать Богом.

Прп Ин Дам: В силу свойственного чел тяготения к Богу, Он сотворил чел превращающимся в Бога по причастию Божественного озарения (божественные энергии), но не переходящим в Божественную Сущность.

Это предназначение чел ощущается всеми, либо прямо через стремление к обожению, либо стремление к счастью.

Семинар

Идею предназначения человека можно рассматривать в нескольких аспектах:

  1. Человека и Бога — каждый чел должен стать сыном Божиим по благодати, по своему предназначению. Межличностные отношения человека с Богом. Предназначение — обожение.

  2. Человека и человека. Социальный аспект. Изначально люди творятся как общество: муж и жена, плодитесь. Предназначение — возрастать в любви и семейные отношения, как образ Пресвятой Троицы.

  3. Человек и окружающий мир. Здесь так же от Бога повеление — владычествовать над миром (Быт 1), хранить и возделывать рай (Быт 2). Возделывать — возводить мир к Богу через собственное обожение. Вся тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее. В надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим 8, 20–21). Возделывать рай = хранить и возделывать благие помыслы, рай ума (свт Гр Б). В человека, как в горнило стекает все, созданное Богом. Влавствуй над своими мыслями, чтобы стать властителем над всеми существами (Свт Василий Вел). Управляй мыслями в себе, чтобы стать правителем всех вещей (Свт Гр Нисский). Пока Адам был послушен Богу, природа была послушна Адаму. Природа есть отражение человека. Если бы исчезли наши дурные качества, исчезли бы вредные природные явления (Свт Николай Сербский). Человек, как микрокосмос, управляя собой, воздействует на весь окружающий мир.

Как реализовал бы Адам свое предназначение, если бы не согрешил?

Прп Максим Исповедник: Что нам необходимо был совершить и теперь. Идея о восстановлении 5 разделений:

  1. Мир тварный и нетварный

  2. Мир чувственный и духовный

  3. Пространственное: земля и небо

  4. Рай и остальная земля

  5. Мужчина и женщина

Адаму было предназначено преодолеть эти 5 разделений:

  1. Вначале стал по образу Божию не различать половое разделение, если бы всецело устремился к Богу.

  2. Если Адам бы избавился от пристрастий к Раю — преобразил бы землю в Рай. Все пространство стало бы единым домом Божиим.

  3. Устремление к Богу помогло бы преодолеть привязанность к земле. Ослаблена связь с физическим миром.

  4. Преодоление грани чувственного и свезхчувственного мира через созерцательность ума, как око души. Уподобился Ангелам в сверхчувственном познании.

  5. Тварное соединилось с нетварным через любовь. По благодати имел бы из того, что Бог имеет по природе.

В Иисусе Христе — Богочеловеке произошло это преодоление разделений. Особо последнее соединение тварного и нетварного мира наиболее явно.

Состояние человека до грехопадения

Человек при создании не был абсолютно совершенным. Он обладал полнотой чел естества, без ущербности. И все его свойства находились в здравом состоянии. Но это было лишь начальносовершенное состояние. Созданный Богом человек необходимо должен быть мало по малу восходить к совершенству (Свт Ириней Лионский).

Адам был создан в естественном состоянии человека. Выше Адама — есверхестественное. После грехопадения — нижеестественное. Сейчас человек в нижеестественом состоянии.

Дихотомия и трихотомия человеческой природы

Античная антропология

Две концепции: идеалистическая и материалистическая

Материальное:

7 в до РХ: Фалес, Гераклит — о всеобщей одушевленности материи. Идея бессмертия души (Гераклит), умирая — возраждается. Рождается путем испарения из влаги и потом испаряется. Материальное понимание души здесь уже переходит к др сфере.

3 в до РХ: Лукреций, Демикур — атомисты. Душа из множества шаровидных атомов (огня или т.п.) Демокрит — душа не бессмертна, превосходство мышления над чувственным.

Идиалистическое: Пифагорейцы, Платон, Эпикур — идея перевоплощения душ. Сократ: все из противоположного — попадает в ад.

Аристотель (ближе всего к христианству):

Трактат о душе — сущность, форма, обладающая возможность жизни. Душа — то благодаря чему чел живет, думает, созидает. В душе часть: ум — нус. Ум к телу не приражден и бессмертен! Остальные части души умирают с телом. Против преосуществление душ. 3 вида: растительная, животная, человеческая. Чел душа из 3х частей — все животное + неразумное (движущее душой) и разумное из практич и теоретич разума.

Душа в античности — не есть личность. Противопоставление материалистическое и идиалистическое. Объясняя все психические процессы, но идиалисты заключали, что объяснение это сверхестественно.

Душа — жизненная сила. Где есть жизнь, там есть душа.

Епископ Немесий Эмесский

Эмесс — в Сирии, где раньше была одна из выдающ богословских школ (4–5 вв).

Написал трактат «О природе человека», где попытался охритианизировать античную философию, аристителя, стоиков, неоплатоников, свв отцов и библию. Систиматизировал античные воззрения. Рассматривает антропологию во многих сферах развития человека

  1. О месте чел в космосе. Бог в процессе творения прибавлял одни к другим, меньшие к большим. Создал мир невидимый и видимый и в чел объединил мир телесный и духовный.

  2. Природа человека. Дихотомия: тело и душа — остальное запутанно. Тело рассматривает на основе анатомии своего времени. Душу разделяет на разум (лучшая часть души)

  3. Смертность. Не прекращение бытия, но изменение природы. Чел не смертным не бессмертным — в раю посередине.

В основном христианский трактат, впервые в целости рассмотревшем вопросы антропологии, прекрасно эрудированном в античной культуры для христианства. Но говорит о предсуществовании и переселении душ, созданных Богом в определенном количестве изначально, что он отстаивает довольно определенно, т.е. ересь.

Вывод: существуют разные подходы к составности человеческой природы, но они находятся друг с другом во взаимосвязи, не отрицая. Такой результат представляется в следствии того, что двухчастность чел — естественный вывод из чел смертности: что-то остается после смерти человека. Более тонкие различения обусловленны также онтологическим опытом объяснения бытия человека: разное впечатления людей от одних событий — наличие духовного составляющего. Но может существовать состояние духовной смерти или сильной поврежденности, когда не реагируют на осквернения святынь, кощунства и т.п.

Теперь разберем состав человека по отдельности.

Тело человека

Тело — богоугодный состав человека. Святым отцам приходилось более 300 лет доказывать это положение в борьбе с гностиками. Тело человеку дано, как владыке над всем материальным миром, который он призван преобразить и обожить, через свое самосовершенствование. Так даже Ангелы помогают чел, но не заменяют его, т.к. только он призван возродить мир. Христос, спасая человека, спас и весь мир, с ним соедененный. От сюда и после смерти обращаются уже не к человеку, но «упокой душу». И воскресение вместе с телом и совершенствование бесконечное. Тело не темница, не для удовольствий, но инструмент для души.

543 г КПльский Собор и 5 ВС (553) идея Орегинизма осуждена, что Адам был без тела. Тело Адама в раю имело некоторые особенности, до грехопадения:

  1. Для первозданного чел была заповедана только растительная пища и потребность в ней минимальна, но была, ка связь с природой.

  2. Тело Адама было обожженным. Особые свойства — быть независимым от стихий мира и быть в духовном мире, рядом с Богом. Тела Адама — тонкое, изящное, способное для жизни в раю. (Свт Игнатий)

  3. Тело, как орудие души и привязывало его к земле, но и содействовало его духовному росту. Тело же не для блуда, но для Господа... храм Духа Святого (Кор). Так и в жизни выполняя духовные подвиги вместе с участием тела: поститься, поклоны, аскетизм. Чтобы только не было перекоса в телесную сторону.
  1   2   3

Похожие:

Христианская антропология в пастырском аспекте iconАнтропология это совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением...
Антропология как наука – антропология как наука появляется в 19 веке и связано это с развитием знаний о человеке, антропология с...
Христианская антропология в пастырском аспекте icon1. Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке Антропология
Антропология (antropos-чел, logos-учение)– совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития,...
Христианская антропология в пастырском аспекте iconАнтропология. Фольклористика. Социолингвистика Конференция студентов...
Европейского университета в Санкт-Петербурге проводит вторую конференцию «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика»
Христианская антропология в пастырском аспекте iconГде находится самая высокая христианская церковь в мире?
Ответ: Самая высокая христианская церковь в мире находится в Германии. В 1890 году в Ульме был построен собор в готическом стиле,...
Христианская антропология в пастырском аспекте iconПоложение о богослужебно-иерархических наградах
Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении...
Христианская антропология в пастырском аспекте iconВадим Зеланд Управление реальностью
Это четвертая книга о Трансерфинге — загадочном аспекте реальности, породившем столько эмоций в читательской аудитории
Христианская антропология в пастырском аспекте iconИсточники первоначальной религии: новый завет и старый завет. А также...

Христианская антропология в пастырском аспекте iconСписок терминов к экзамену
Психологическая антропология и кросс-культурная психология: emic и etic подходы, предмет изучения
Христианская антропология в пастырском аспекте iconНаучно-практическая конференция молодых учёных «Антропология города»
Антропологическое изучение городского пространства: проблемы, методы, перспективы
Христианская антропология в пастырском аспекте iconСредневековая философия
Периодизация философии. Особенности средневековой философии. Новый Завет и христианская философия
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница