Курсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента» на тему: «Методы принятия коллективных управленческих решений»


Скачать 455.37 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента» на тему: «Методы принятия коллективных управленческих решений»
страница1/4
Дата публикации09.11.2013
Размер455.37 Kb.
ТипКурсовая
vb2.userdocs.ru > География > Курсовая
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

«Саратовский государственный социально-экономический университет»


Кафедра менеджмента

Курсовая работа
по дисциплине: «Основы менеджмента»
на тему:
«Методы принятия коллективных управленческих решений»

Выполнил: студент 3 курса,1 группы


Факультета экономики и менеджмента

Аверкин С.С.

Специальность: «Менеджмент организации»

Специализация: «Производственный менеджмент»

Проверила: доцент, к.э.н.

Мявлина.Н.Ж.

Саратов.

2012 .
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………...............4

ГЛАВА 1. Теоретические основы принятия управленческих решений………………………………………………………….....................5
1.1
Роль, сущность и виды управленческих решений……………………..5


1.2 Подходы к принятию решений……………………………………............9

1.3. Процесс принятия управленческих решений………………………….12

ГЛАВА 2. Методы принятия коллективных управленческих решений..14

2.1 Методы принятия коллективных управленческих решений………...14

2.2.Анализ и оценка процесса принятия коллективных решений в ОАО «Оренбургстройпроект»…………………………………………………….....22

2.3Направления совершенствования использования коллективных методов решений в деятельности ОАО «Оренбургстройпроект»……….32
Заключение…………………………………………………………..38

Список использованной литературы……………………………………….41


Введение.

Каждый человек в течение жизни принимает большое количество решений, которые сказываются, прежде всего, на нём самом и немногих связанных с ним людей.

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Решение есть некоторый процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур. Его волевой фактор является одним из моментов, направляющих процесс выработки и принятия решения. В зависимости от волевого фактора решение может быть различным, следовательно, оно неоднозначно. Назначение волевого фактора в том и состоит, чтобы выбрать один вариант.

В организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Здесь ставки гораздо выше. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей. Если организация достаточно влиятельная, её решения могут изменять не только среду, в которой эта организация действует, но и даже ход истории человечества. Во-вторых, решения, принимаемые в организациях, отличаются значительной сложностью, так как при этом необходимо учитывать огромное количество разнообразных факторов: будущее состояние рынка, конкурентоспособность продукции или услуг, объёмы капиталовложений и.т.д.

Кроме того, эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений. Определяющее место в составе причин неэффективных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения.

Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций, как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учётом всего этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей, поэтому выбранная тема курсовой работы является чрезвычайно актуальной.

Целью данной работы является проанализировать особенности процесса принятия управленческих решений на примере ОАО «ОРЕНБУРГСТРОЙПРОЕКТ».

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание и сущность управленческих решений.

  2. Рассмотреть характерные особенности управленческих решений

  3. Выявить особенности принятия управленческих решений.

Предметом исследования данной курсовой работы является анализ предприятия и основные аспекты реализации и принятия решений в организации.

Объектом исследования является предприятие ОАО «ОРЕНБУРГСТРОЙПРОЕКТ».
Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений.

1.1 Роль, сущность и виды управленческих решений.

Управленческое решение – это творческое, волевое действие

субъекта управления на основе знания объективных законов функциони-

рования управляемой системы и анализа информации о ее функциониро-

вании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности

коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных

значениях: как процесс и как явление. Как процесс Управленическое решение – это поиск, груп-

пировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реа-

лизация управленческого решения. Как явление – это план мероприятий, постановление, устное

или письменное распоряжение и т. п.
Таким образом, управленческое решение – это результат анализа,

прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора

альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели сис-

темы менеджмента. Управленческие решения всегда связаны с измене-

ниями в организации, их инициатором обычно выступает должностное

лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за

последствия контролируемых или реализуемых решений.1

Классификация УР необходима для определения общих и конкретно-

специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что по-

зволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Реше-

ния можно классифицировать, руководствуясь различными классифика-

ционными признаками.

Классификаций управленческих решений много и необходимо выби-

рать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.
1. По продолжительности действия:

• оперативные;

• тактические;

• стратегические.

2. По числу альтернатив:

• бинарное решение (имеются две альтернативы действия – «да» или

«нет»);

• малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор аль-

тернатив);

• многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число

альтернатив);

• непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний не-

прерывно изменяющихся управляемых величин).

3. По субъекту, принимающему решения:

• индивидуальные;

• групповые.

4. По сфере действия (технические, экономические, социальные, по-

литические и др.).

5. По степени неопределенности (полноты информации):

• решения в условиях определенности;

• решения в условиях риска (вероятностной определенности);

• решения в условиях неопределенности.

6. По степени сложности подготовки управленческого решения:

• стандартные или программируемые;

• нестандартные или непрограммируемые.

7. По степени уникальности:

• новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) – это ко-

гда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и

их приходится впервые разрабатывать;

• рутинные.

8. По подходу к принятию решения:

• интуитивные;

• основанные на суждении;

• основанные на рациональности.

9. По форме отражения (план, программа, приказ, указание).

10. По типу личности менеджера, принимающего решения:

• импульсивные – авторы этих решений легко генерируют самые раз-

нообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как

следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «с наскока»,

«рывками»;

• рискованные – отличаются от импульсивных тем, что их авторы не

нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в

себе, могут не испугаться любых опасностей;

• инертные – становятся результатом осторожного поиска. В них, в

отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобла-

дают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обна-

ружить оригинальность, блеск, новаторство;

• осторожные – характеризуются тщательностью оценки менеджером

всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей

степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;

• уравновешенные – принимают менеджеры, внимательно и критиче-

ски относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их про-

верке.

11. По степени достижения целей:

• допустимое (приемлемое) – решение, удовлетворяющее ограниче-

ниям: ресурсным, правовым, морально-этическим;

• оптимальное (наилучшее) – если решение обеспечивает экстремум

(максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации; 20

• эффективное – характеризуется степенью достижения целей к за-

тратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень

достижения целей и меньше затраты на их реализацию.

Фатхутдинов Р. А. предлагает классифицировать управленческие ре-

шения по следующим признакам:

• стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР);

• подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная);

• сфера действия (технические, экономические, политические);

• цель (коммерческие, некоммерческие);

• ранг управления (верхний, средний, нижний);

• масштабность (комплексные, частные);

• организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и

групповое);

• продолжительность действия (стратегические, тактические, опера-

тивные);

• объект воздействия (внешние и внутренние);

• методы формализации (текстовые, графические, математические);

• повторяемость (разовые и повторяющиеся);

• формы отражения (план, программа, приказ, указание);

• сложность (стандартные и нестандартные);

• способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

Роль управленческих решений, разнообразна :

  • Направляющая – устанавливает цели и задачи функционирования и развития объекта управления;

  • Обеспечивающая – указывает пути и способы наиболее эффективного (оптимального, компромиссного) использования складывающихся возможностей, наличных и потенциальных ресурсов развития социальной системы (организации, района, города, региона, отрасли и т.д.);

  • Организационная – определяет расстановку сил и средств, распределение полномочий и ресурсов, структурные и кадровые изменения; формы ответственности и контроля;

  • Координирующая – регламентирует последовательность и порядок деятельности объекта управления или реализации решения, виды и формы взаимодействия исполнителей;

  • Стимулирующая (мотивационная) – устанавливает меры материального и морального поощрения руководителей и специалистов (исполнителей).


1.2. Подходы к принятию решений.

Выделяя основные черты понятия решения, можно примерно сформулировать его определение: решение — это процесс и результат выбора цели и способа ее достижения. Принятие решения является мыслительным процессом, который предполагает предварительное осознание цели и способа действия, а также проработку различных вариантов достижения цели. Особенностью этого процесса является его волевой характер. В принятии решений интегрируются мировоззрения человека, его знания, интересы, интуиция, суждение и рациональность. Поэтому принятие решения можно рассматривать как психологический процесс.2

Существуют следующие подходы к принятию управленческих решений:
1. Интуитивный — решение принимается на основе ощущения, без анализа всех «за» и «против». Как правило, интуиция развивается вместе с приобретением опыта. У разных людей это ощущение выражено в большей или меньшей степени. Однако, как показывает статистика, шансы этого подхода на правильный выбор в принятии решения невысоки. Следует подкрепить свою интуицию другими подходами к принятию решений.
2. Основанный на суждениях — это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Логика этих решений просматривается слабо, однако, достоинством этого подхода является быстрота и дешевизна процесса выбора альтернатив. Используя знания и опыт, опираясь на здравый смысл, руководитель выбирает тот вариант, который приносил наибольший успех в аналогичной ситуации ранее. Если же в прошлом опыте руководителя не было аналогичной ситуации, то этот подход, как правило, не срабатывает.
3. Рациональный — не зависит от прошлого опыта и обосновывается аналитически. Рациональное решение какой-либо проблемы проходит несколько стадий:

- Диагностика проблемы

- Формулировка ограничений и критериев для принятия решения

- Выявление альтернатив

- Оценка альтернатив

- Окончательный выбор

Диагностика проблемы — это осознание и установление «симптомов» ситуации. Например, организация не получает прибыли по результатам своей производственно-хозяйственной деятельности; издержки производства перекрывают цену спроса на продукцию; в организации неблагоприятный морально-психологический климат; увеличивается показатель текучести кадров. На основе «симптомов» на этой стадии формулируется проблема в общем виде. Например, в данном примере «корнем зла» являются высокие издержки, поэтому проблему можно сформулировать так: «Снизить издержки производства на продукцию» (т. е. существует проблема снижения издержек).

Далее руководителю нужно определить суть ограничений, зависящих от него самого и от конкретной ситуации. Факторами, которые ограничивают возможности принятия решений, могут быть: недостаток ресурсов и финансовых средств; низкий уровень квалификации рабочих; отсутствие необходимой техники и прогрессивных технологий; этические соображения. В продолжении примера таким ограничением может быть отсутствие высокопроизводительной техники и прогрессивных технологий.

Далее вырабатываются критерии принятия решений: экономичность, надежность, дизайн и т. д. В данном примере критерием принятия решения может быть максимальная экономичность ресурсов (применение ресурсосберегающих технологий).

После определения критериев выдвигаются альтернативные решения. В данном примере, учитывая возможности организации, можно предположить несколько вариантов ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих снижение издержек производства.

На последних этапах рационального подхода к принятию управленческого решения необходимо сделать оценку альтернативных решений, осуществить выбор. В приведенном примере следует рассчитать снижение издержек производства в результате внедрения в производство альтернативных вариантов новых технологий (двух или более), определить затраты на их внедрение, рассчитать сроки окупаемости этих затрат. Ориентируясь на выбранный критерий принятия решения (максимизация экономичности ресурсов), альтернативой будет вариант, обеспечивающий наименьшую себестоимость (наибольшее снижение издержек) и наименьший срок окупаемости затрат на внедрение. Этот вариант и будет окончательно выбран, обеспечив рациональное решение.3
  1   2   3   4

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента» на тему: «Методы принятия коллективных управленческих решений» iconКурсовая работа по дисциплине: «Психология труда» на тему: «Влияние...
Теоретические основы проблемы влияния стилей руководства на удовлетворенность работой коллектива
Курсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента» на тему: «Методы принятия коллективных управленческих решений» iconРеализация управленческих решений
Если же доми­нирует первый подход, то это свидетельствует о том, что принятию управленческих решений уделяется мало внимания. Методом,...
Курсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента» на тему: «Методы принятия коллективных управленческих решений» iconКурсовая работа по дисциплине «Методы исследований в менеджменте»
«Стратегия логистического аутсорсинга как фактор оптимизации ключевых бизнес-процессов в цепях поставок»
Курсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента» на тему: «Методы принятия коллективных управленческих решений» iconКурсовая работа по дисциплине «Информатика» на тему «Кодирование и измерение информации»
Введение к курсовой работе должно содержать общие сведения о теоретической и практической части курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента» на тему: «Методы принятия коллективных управленческих решений» icon08. 00 09. 30 Психология конфликта С. 08. 10 03. 11 доц т и никулина
Основы теории принятия решений в конфликте л 03. 09 24. 11, С 26. 11 08. 12 Доц ю в чепурко
Курсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента» на тему: «Методы принятия коллективных управленческих решений» iconКурсовая работа по дисциплине «Методы исследований в менеджменте»
Объектом работы контент-анализ как одно из основных направлений деятельности работников пресс-службы организации, предметом – основные...
Курсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента» на тему: «Методы принятия коллективных управленческих решений» iconКурсовая работа по дисциплине «Маркетинг»

Курсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента» на тему: «Методы принятия коллективных управленческих решений» iconКурсовая работа по дисциплине «Теория и методика физической культуры»

Курсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента» на тему: «Методы принятия коллективных управленческих решений» iconКурсовая работа по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов»

Курсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента» на тему: «Методы принятия коллективных управленческих решений» iconТематика курсовых работ по дисциплине «Основы менеджмента»
Внешний и внутренний менеджмент: основные понятия, состав элементов, их сравнительная характеристика
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница