Стратегическое и оперативное планирование Особенности стратегического менеджмента Процессный подход к стратегическому менеджменту


Скачать 352.57 Kb.
НазваниеСтратегическое и оперативное планирование Особенности стратегического менеджмента Процессный подход к стратегическому менеджменту
страница1/3
Дата публикации19.07.2013
Размер352.57 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3
Тема: Общая характеристика стратегического менеджмента

1.Этапы развития стратегического менеджмента

2.Стратегическое и оперативное планирование

3.Особенности стратегического менеджмента

4.Процессный подход к стратегическому менеджменту
1) Этапы развития стратегического менеджмента

1 этап это 50-е годы. Для прогнозирования будущего и составления плана на перспективы применялось долгосрочное планирование, которое опиралось на тенденции прошлого.

2 этап 60-е годы зародилось стратегическое планирование. Организации начали рассматривать вопросы касающиеся того в каком бизнесе находиться, какие бизнесы открывать, а какие закрывать.

3 этап 70-е годы зарождается стратегический менеджмент. Успех организации на рынке зависит не только от того как спланирована стратегия, но и от того как ее реализует. В 70-е годы произошел энергетический кризис из-за резкого роста цен на нефть. Это привело к росту цен на потребительские товары, перед организациями встали проблемы повышения энергоэффективности производства. В 70-е годы мировое предложение начало превышать мировой спрос, как следствие возросла конкуренция, в эти годы зародились такие научные дисциплины как поведение потребителей и маркетинг.

4 этап 80-е годы характеризуется усилением динамизма внешней среды, появились новые рынки в Восточной Европе, началась глобализация мировой экономики за счет образования крупных корпораций ведущих свою деятельность в разных странах, на разных континентах.

5 этап 90-е годы началась информатизация мировой экономики, характеризуется повсеместным развитием и внедрением информационных технологий. Зародились новые отрасли, новые компании.
^ 2)Стратегическое и оперативное управление

Характеристика

Оперативное управление

Стратегическое управление

1.Мисссия

2.Объект концентрации внимания


3.Учет фактора времени

4.Основа построения системы управления
5.Подход к управлению персоналом
6.Критерий эффективности управления

Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации.

Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов.


Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Функции организационной структуры, процедуры, техника и технология.

Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций.
Прибыльность, рациональность использования производственного потенциала.

Выживание организации в долгосрочной перспективе по средствам установления динамичного баланса с внешней средой позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц.

Взгляд во внешнюю среду организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменению во внешней среде.

Ориентация на долгосрочную перспективу.

Люди, система информационного обеспечения, рынок.
Взгляд на работников как на основу организации, ее главная ценность и источник ее благополучия.

Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменение в зависимости от изменения внешней среды.

^ Стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое: 1-опирается на человеческий потенциал, как основа организации; 2-ориентирует производственную деятельность и запросы потребителей; 3- гибко реагирует и проводит своевременные изменения организации, отвечающие вызовам со стороны внешней среды, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ; 4- дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе достигая при этом своих целей.
^ 3) Особенности стратегического менеджмента

1.Стратегическое управление не дает да и не может дать точной детальной картины будущего, вырабатываемые в стратегическом управлении описания желаемого будущего это не детальное описание состояния организации и ее положение во внешней среде, а скорее совокупность качественных пожеланий того в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе.

2.Стратегический менеджмент- это определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. Каждым отдельным менеджером стратегический менеджмент понимается и реализуется в значительной мере по своему.

3.Чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического менеджмента требуются огромные усилия и большие затраты времени.

4.Высокая цена ошибок в стратегическом менеджменте. Чем крупнее организация, тем дороже обходятся ошибки.

5.Важнейшей составляющей стратегического менеджмента является не разработка стратегии, а ее реализация.
^ 4) Процессный подход стратегического менеджмента

Рис1.

Стратегическое планирование- это часть стратегического менеджмента, которая включает в себя анализ среды, формулирование миссии и целей, разработку стратегии.
Тема: Проведение анализа среды
1.Системный подход управления организацией

2.Анализ макросреды

3.Анализ микросреды

4.Анализ внутренней среды

5.Составление профиля среды

6.Свот анализ среды
1) Любая организация находится и функционирует в среде. Работа всех без исключения организаций возможна только в том случае если среда допускает ее осуществление. При системном рассмотрении организации среду которая находится за пределами организации называют внешней, а которая внутри организации - внутренней. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать. Внешняя среда является источником питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой. Ресурсы внешней среды ограничены, на них претендуют другие организации из внешней среды, по этому всегда существует опасность, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести к негативным последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать ее потенциал и достигать поставленных целей, что тем самым позволит организации выжить в долгосрочной перспективе. Организация это открытая развивающаяся и самоорганизующаяся система.

Рис 2 «схема системного рассмотрения организации и внешней среды»
^ 2) Анализ макросреды

Макросреда создает общие условия нахождения организации во внешней среде. Выделяют пять групп факторов макросреды:

2.1 Экономическая среда. Ее изучение позволяет понять как формируются и распределяются ресурсы. Анализ проводится по следующим показателям: а) валовый национальный продукт б) темпы инфляции в) уровень безработицы г) процентная ставка д)производительность труда е)нормы налогообложения ж)нормы накопления з)платежный баланс.

2.2 Правовая среда. Проводится изучение законов и других нормативных актов устанавливающих правовые нормы. При анализе правового регулирования необходимо обращать внимание на такие аспекты как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальное стороны фактической реализации законодательства.

2.3 Политическая среда. Ее изучают для того, чтобы получить представление о намерении органов государственной власти в отношении развития государственной власти в отношении развития региона и о средствах с помощью которых государство намерено проводить свою политику. При изучении политической среды необходимо проанализировать как правительство относится к различным отраслям экономики, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры.

2.4 Социальная среда. При ее изучении анализируют влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов как отношение людей к работе и качество жизни, существующие в обществе обычаи и верования, разделяемые людьми ценности, демографическая структура общества, уровень образования, мобильность людей.

2.5 Технологическая среда. Ее анализ позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие к науке и техники открывает для производства новой продукции усовершенствование производимой продукции и модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
^ 3) Анализ микросреды

К микросреде относятся те факторы с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.

3.1Покупатели. Анализ покупателей имеет свои задачи составить профиль тех кто покупает продукт реализуемый организацией. Профиль покупателя может быть составлен по следующим покупателей: а)географическое положение б)демографические характеристики в)социально психологические характеристики г)отношение покупателя к продукту.

3.2 Поставщики. Анализ поставщиков направлен на выявление их влияния на эффективность работы организации. Степень влияния поставщиков оценивается через качество и цену поставляемых организацией ресурсов, объемом поставок от одного поставщика и надежность поставок.

3.3 Конкуренты

3.4 Рынок рабочей силы. При анализе рынка рабочей силы выявляют его возможности в обеспечении кадровых. Организация должна защищать рынок рабочей силы с точки зрения наличия на этом кадров необходимой специальности и квалификации, уровне образования, возраста, пола, стоимости рабочей силы. Важным направление изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов.
^ 4) Анализ внутренней среды

Внутренняя среда имеет несколько направлений для анализа а)кадры, взаимодействие менеджеров и рабочих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками б) организация, анализируются коммуникационные процессы, организационные структуры, нормы, правила и процедуры, распределение прав и ответственности, иерархия подчинения в)производство, анализу подвергают изготовление продуктов, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка, осуществление исследований и разработок г)маркетинг, стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и система распределения д) финансы, проводится анализ процесса связанных с движением денежных средств в организации и обеспечения их эффективного использования е) организационная культура, проявляется в том как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Важность анализа организационной культуры состоит в том что она определяет не только отношение между людьми в организации, но также оказывает влияние на то как организация строит свое взаимодействие с внешней средой, как относится к своим покупателям и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

^ Как оценить организационную культуру организации.

1.Информацию об организационной культуре можно получить из публикаций, в которых организация представляет себя. Организации с сильной орг культурой стремятся подчеркнуть важность людей работающих в них. Уделяет большое внимание разъяснению своей философии и пропаганде своих ценностей. Организация со слабой орг культурой говорят о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

2.Представления об орг культуре можно получить из того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, как построена система карьеры в организации и какие критерии служат для продвижения работников.

3.Вниманию организационной культуры способствует изучение того, существует ли в организации устойчивые заповеди, неписанные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои и на сколько об этом осведомлены все сотрудники организации. На сколько серьезно они относятся ко всему этому.

^ 5) Составление профиля среды

С помощью составления профиля среды можно оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды. Профиль среды составляется по форме приведенной на рисунке 1 РМ (раздаточного материала). В таблицу профиля среды вписываются отдельные факторы. Каждому из факторов экспертным способом дается оценка по определенной шкале.

Рис 3. Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации.
^ 6) SWOT анализ среды

Суть метода SWOT заключается в выявлении факторов внешней среды (возможностей угроз) факторов внутренней среды (сильных и слабых сторон организации) и установления отношений связи между этими факторами. Результаты анализа оформляются в форме матрицы (Смотри рис 2 РМ). Перечень факторов может оказаться слишком большим, поэтому в матрицу заносят только наиболее существенные из них, для чего проводят их отбор по критерию значимости. На пересечении строк и столбцов факторов среды формирует стратегические поля. На каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации факторов и выделить те из них, которые будут учтены при разработке стратегии. Пара факторов на поле СВ определяет какими сильными сторонами обладает организация чтобы воспользоваться открывшимися возможностями. Пара факторов на поле СУ определяет сильные стороны, которыми предприятие может воспользоваться чтобы устранить нависшие над ним угрозы. Пара факторов на полу СЛУ определяет опасность внешних угроз для слабых сторон предприятия, которую необходимо будет предотвратить. Пара факторов на поле СЛВ определяет какие возможности имеются у организации для преодоления своих слабых сторон.

Установленные в стратегических полях отношения связи между факторами внешней и внутренней среды дают целостную картину о перспективах развития организации облегчают определения цели и выработку стратегий.
Тема: Формирование миссии и целей организации
1.Целевое начало в управлении

2.Миссия организации

3.Понятие и виды целей организации

4.Установление целей в организации.
1) Целевое начало в деятельности организации возникает потому что организация это объединение людей преследующих определенные цели. Организация имеет целевую ориентацию по следующим причинам:

-люди создают организации, чтобы с их помощью решать свои проблемы;

-люди входят в организации чтобы за счет этого получать для себя определенный результат;

-люди из внешней среды взаимодействуют с организацией, работают в ней, тем самым придают ей определенную направленность.

Организация сама по себе не имеет и не может иметь цели. Цели имеют отдельные люди, которые пытаются с помощью организации достичь их. Цели отдельных людей обычно находятся в противоречии друг с другом. Для разрешения этого противоречия необходимо установить целевые ориентиры развития организации.

Когда идет речь о целевом начале в управлении организации, то обычно говорят о двух его составляющих: миссии и целях.
^ 2) Миссия

Существуют широкая и узкая понимания миссии. В широком понимании миссия это философия и предназначения организации. Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы в соответствии с которыми, организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначения (смысл существования) определяет действие, которое организация намеревается осуществлять и то, какого типа организации она намеревается быть. Философия организации меняется редко. Предназначения может меняться в зависимости от масштабов возможных изменений в организации и в окружающей ее внешней среде. В узком понимании миссия это сформулированное утверждение относительно того для чего и по какой причине существует организация. Чьи интересы необходимо учитывать при определении миссии:

-потребители (покупатели);

-собственники организации;

-сотрудники организации;

-деловые партнеры организации (поставщики, посредники, инвесторы и т.д.);

-местное сообщество;

-общество в целом.

Факторы выработки миссии по Котлеру:

1.История фирмы

2.Существующий стиль поведения и способ действия собственников и топ менеджиров

3.Состояние внешней среды

4.Ресурсы, которыми организация может воспользоваться для достижения целей

5.Отличительные способности

Для чего формулируется миссия

1.Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия. Все это способствует к формированию и закреплению определенного имиджа организации, представлении субъектов внешней среды.

2.Миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем

а)миссия делает ясной для сотрудников общую цель и предназначение организации, в результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении;

б) миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с организацией;

в) миссия способствует установлению определенного климата в организации

действия управления организацией: а)миссия является базой для установления целей, обеспечивает противоречивость целей б)миссия дает общий подход для распределения ресурсов и создает базу для оценки их использования; в) расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применить широкий набор приемов мотивирования.

Формулирование миссии, это не только выработка положения миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положений сотрудниками. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следует своей деятельности ее положения.
^ 3)Понятие и виды целей организации

Цель это конкретное состояние отдельных характеристик организации достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Значение целей: 1. Цели являются исходной точкой планирования. 2. Цели лежат в основе построения организационных отношений. 3. На целях базируется система мотивирования. 4. Цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организаций в целом.

В зависимости от периода времени требуемого для их достижения цели делятся на краткосрочные до 1 года, среднесрочные от 1 до 3 лет и долгосрочные более 3 лет.

Направления установления целей

1.Доходы организации

а)прибыльность (величина прибыли, рентабельности, дохода на акцию)

б) положение на рынке (объем продаж, доля рынка, доля рынка относительно конкурентов, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж)

в)Мощность организации (производственные мощности, кол-во единиц техники)

г)производительность (производительность труда, производительность в единицу времени, производительность с единицы мощности, материалоемкость, энергоемкость

д)финансовые ресурсы (движение денежных средств. Структуру капитала)

е)разработка технологии продукта и технологии (величина затрат на НИОКР, сроки введения в действие нового оборудования, разработка и выведение на рынок нового продукта).

2. Работа с клиентами. Скорость и качество обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей

3.Работа с сотрудниками. Показатели текучести, повышение квалификации работников

4.Социальная ответственность (объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций.

Иерархия целей

Ц1 1-й уровень

Ц2 Ц3 2 –й уровень

Ц4 Ц5 Ц6 Ц7 3-1 уровень

Иерархия целей представляет собой композицию целей более высокого уровня целей более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей:

1.Цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения.

2.Цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Иерархия целей играет важную роль так как она устанавливает связанность в организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня.

Увеличение прибыли на 50% за 3 года

/ \

Увеличение выручки от реализации Снижение затрат

/ \ / \

Увеличение цены увел. объема реализ-ии модернизация производства

/

Улучшение кач-ва

(модерн-я произв-ва)
Требования к цели

1.Цели должны быть достижимыми (реалистичными).

2.Цели должны быть гибкими, всегда должна оставаться возможность для их корректировки в соответствии с изменениями которые могут произойти во внешней среде.

3.Цели должны быть соизмеримыми, т.е. сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо каким-то другим объективным способом оценить была ли цель достигнута.

4.Цели должны быть конкретными. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен ее достигать.

5.Цели должны быть совместимыми (непротиворечивыми). Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели долгосрочным.

6.Цели должны быть приемлимыми в первую очередь для тех кому придется их достигать.
^ 4)Установление целей в организации

Правильно организованный процесс установления целей предполагает прохождение четырех этапов.

1.Выявление и анализ трендов, которые наблюдаются во внешней среде.

2.Установление целей для организации в целом

3.Построение иерархии целей

4.Установление индивидуальных целей

Способы установления целей

Практикой менеджмента выработано два подхода к установлению целей

1.Ситуационный подход. Цели корректируются всякий раз когда этого требует обстоятельство.

2.Системный подход, основан на упреждающем изменении целей.

При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели. По достижению этих краткосрочных целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в них учитывается изменения которые происходят во внешней среде. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, достижение которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей.

При таком подходе не происходит достижение долгосрочных целей, так как они регулярно меняются, однако, в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация.

Делегированием права принятия решений по целем нижнем уровнем организации. В зависимости от степени делегирования возможны три варианта:

1.Абсолютная централизация, полномочия по принятию решения сосредоточены на верхнем уровне управления;

2.Полная децентрализация, полномочия по принятию решения делегированы нижним уровнем управления

3.Састь решений принимается на верхнем уровне управления, другая часть решений принимается на нижних уровнях, т.е. имеет место частичное делегирование о принятии решений.
  1   2   3

Похожие:

Стратегическое и оперативное планирование Особенности стратегического менеджмента Процессный подход к стратегическому менеджменту iconПроцесс менеджмента Процесс менеджмента целесообразно представить...
Процесс менеджмента является общей суммой всех функций. Такой подход к менеджменту принято считать процессным
Стратегическое и оперативное планирование Особенности стратегического менеджмента Процессный подход к стратегическому менеджменту iconТема Основные виды менеджмента
...
Стратегическое и оперативное планирование Особенности стратегического менеджмента Процессный подход к стратегическому менеджменту iconЛичное Стратегическое Планирование 1 Установка личных целей 19 Личное...
Добро пожаловать в сферу процесса личностного планирования. Вы близки к увлекательнейшему приключению погружения в восприятие самой...
Стратегическое и оперативное планирование Особенности стратегического менеджмента Процессный подход к стратегическому менеджменту iconПланирование прибыли предприятия
...
Стратегическое и оперативное планирование Особенности стратегического менеджмента Процессный подход к стратегическому менеджменту iconТемы курса «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» Тема 1
Понятие, сущность и функции менеджмента. Рыночная экономика и менеджмент. Опыт менеджмента за рубежом, возможности его использования...
Стратегическое и оперативное планирование Особенности стратегического менеджмента Процессный подход к стратегическому менеджменту iconКонспект лекцій з дисципліни «Основи менеджменту» Для студентів денної...
Мескон М. Л., Альберт М., Хедоури Р. Основы менеджмента: Пер с ангд. М.: “Дело”, 1992. сір. 28-30, 62-77, 81-84
Стратегическое и оперативное планирование Особенности стратегического менеджмента Процессный подход к стратегическому менеджменту iconОснови менеджменту
Богатирьова Л. Д. Основи менеджменту: Навчальний посібник. – Одеса: оназ, 2004. – 160 с
Стратегическое и оперативное планирование Особенности стратегического менеджмента Процессный подход к стратегическому менеджменту icon7. Особенности представлений о типах темперамента И. Канта, Стендаля....
Особенности представлений о типах темперамента И. Канта, Стендаля. Подход В. Вундта к темпераменту
Стратегическое и оперативное планирование Особенности стратегического менеджмента Процессный подход к стратегическому менеджменту iconПроблемы стратегического управления диверсифицированными корпорациями монография
Новицкий Е. Г. Проблемы стратегического управления диверсифицированными корпорациями. – М.: Буквица, 2001, 163 с., с ил
Стратегическое и оперативное планирование Особенности стратегического менеджмента Процессный подход к стратегическому менеджменту iconПланирование качества, определение стандартов качества, соответствующих...
Организационное планирование (проектирование), опреде­ление, обследование, документирование и распределение проектных ролей, ответственности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница