33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт)


Скачать 59.14 Kb.
Название33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт)
Дата публикации17.07.2013
Размер59.14 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
vb2.userdocs.ru > География > Образовательный стандарт
33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт)

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего "норма, образец, мерило". Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В. С. Леднев).

Наряду с "Законом об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Федерации об образовании (1992) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Итак, стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:

описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. На их основе могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.
Возрастной подход к обучению и воспитанию детей, ориентированный на сохранение и укрепление их здоровья, позволяет по-новому оценить принципы отбора содержания и методов непрерывного образования, выделить те из них, которые либо недостаточно реализуются в современной теории и практике образования, либо являются новыми.

^ Следующий принцип — принцип вариативности содержания образования — полагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения с учетом возрастных возможностей детей, особенностей их развития — в соотношении с достижениями современной науки, потребностями общества и социо-культурными особенностями региона. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка, и что особенно важно — учет особенностей различных контингентов детей: детей с проблемами в развитии, детей-инвалидов и т.п. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка — гражданина РФ — на получение равного с другими образования.
всем понятно, что не количество материала само по себе, а формы работы детей и взрослых, особенности совместной деятельности участников образовательного пространства, т.е. именно образовательная среда, прежде всего в ответе за механизм перегрузки. При этом наличие или отсутствие мотивации в деятельности детей и взрослых — главный фактор, который определит, будет или нет учиться ребенок, и будет ли он действительно здоров.

Возможно, что идея, которая позволяет реально задействовать образование в качестве социально-культурного и здоровьесберегающего ресурса, — это идея интеграции базового и дополнительного образования.

Наряду с базовой школой в системе этих центров должно осуществляться обязательное дополнительное образование детей. Школа при таком подходе становится особым социо-культурным пространством, «общим местом» жизнедеятельности детей и взрослых, в котором образовательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за ее границами. В такой среде вопросы объема содержания и структуры образования должны рассматриваться с точки зрения возможностей как базового, так и дополнительного образования, что позволит не только разумно перераспределить учебную нагрузку и подлежащий усвоению материал, но и широко использовать творческие и личностно-ориентированные методы обучения школьников.

Так, в целях более рациональной организации учебного процесса в самой школе (где преобладает классно-урочная система) следует уже не увеличивать, а существенно сокращать количество учебных часов в начальной школе, оптимизируя их содержание. При этом важно развивать единое с дополнительным образовательное пространство, целенаправленно формировать уклад жизни детей за границами школы, стремиться к организации разнопрофильных детско-взрослых общностей.

За самой школой, как образовательным учреждением, остается регламентируемый законом обязательный «образовательный стандарт». Углубление, проверка и развитие полученных в школе знаний, но уже не формальное, а с востребованием творческого начала в каждом учащемся, осуществляется при этом в различных учреждениях дополнительного образования как обязательное, но по существу уже вариативное продолжение школы. Классно-урочная форма учебно-воспитательного процесса уступает здесь место занятиям в разнопрофильной системе творческих и производственных мастерских. По большому счету именно в этом случае правомерно говорить о школе как о социо-культурном институте защиты детства.
^ Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей образования базового, позволяют создать условия для индивидуализации образования, сохранения вариативного компонента. Это, в свою очередь, поможет поддерживать более тесные контакты с родителями, создать действительную альтернативу «анархизму улицы», разрушающему личность и здоровье детей, организовать досуг детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых.

Оправданным и необходимым видится с этой точки зрения развитие культурно-исторического содержания образования, обращение к традициям русского языка, словесности, русской книжности, художественной культуре, народным и художественным промыслам и ремеслам и уже на этой основе осмысленное включение детей в социо-культурную среду своей территории. Именно в этом случае будут созданы неформальные условия для активного приобщения ребенка к отечественным культурным традициям, для формирования гражданской позиции ученика, что в свою очередь является надежной социально-психологической защитой в условиях реформируемого общества.

Следует особо отметить, что учреждения дополнительного образования (библиотеки, музеи, клубы и т.д.), равно как и сама школа, должны стать местом пребывания различных контингентов детей. Должна стать недопустимой селекция на более или менее успешных. Способ жизни здесь должен соответствовать традиционному для России принципу общедоступности образования, в том числе для детей с проблемами и детей группы риска.

Дополнительное (понимаемое в этом контексте как обязательное) образование, построенное по принципу творческих мастерских (литературные объединения, коллективы по интересам, спортивные, компьютерные, туристические, военно-патриотические клубы, театральные студии и т.д.), должно учитывать рамки базового образовательного стандарта и обеспечивать основные «технологические» учебные курсы и программы (например: практические курсы изобразительного искусства, чтения, музыкальной культуры, фольклора, занятия физической культурой), а также осуществлять социально-психологическую и медико-социальную подготовку учащихся и др. В системе обязательного дополнительного образования творчески решается также проблема профессиональной ориентации и профессиональной подготовки детей.

Похожие:

33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт) iconВопросы к экзамену по курсу
Уровни формирования содержания общего образования, государственный образовательный стандарт
33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт) iconФедеральный государственный образовательный стандарт основного общего...
...
33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт) iconСанитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования»
Борудованию, освещению и содержанию помещений, организации образовательного процесса, гигиенического обучения и воспитания, питания...
33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт) iconРусский язык
Национальной доктриной развития образования, концепцией общего среднего образования, концепцией языкового образования и конкретизируется...
33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт) iconПримерная программа для основной школы
Федеральном государственном стандарте общего образования второго поко­ления. В ней также учитываются основные идеи и положе­ния программы...
33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт) iconПособие для учителя
Рекомендовано Главным учебно-методическим управлением общего среднего образования Госкомитета СССР по народному образованию
33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт) iconПрограмма для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального...
...
33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт) iconСодержание введение 3
Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области основ сестринского дела для специальности...
33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Целью курса является: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, стран Европы и Америки и традиционных...
33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт) iconРабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального...
При составлении рабочей программы были использованы результаты егэ по обществознанию 2010- 2011 гг. Реализуется посредством умк,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница