Философия нового времени. Развитие философии и науки в XVII веке


Скачать 61.09 Kb.
НазваниеФилософия нового времени. Развитие философии и науки в XVII веке
Дата публикации07.03.2014
Размер61.09 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Физика > Документы
Философия нового времени.
Развитие философии и науки в XVII веке.
Х/ч нового времени:

1) Падение авторитета церкви -> рост авторитета науки.

2) Развитие науки( Астрономия, Физика(механика, динамика, оптика), Математика, Медицина, Анатомия)
По Ф. Бекону задача философии и науки: дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретения овладеть силами природы. Философия должна быть отделена от теологии.

Методы познания:

1) Индукция(или эмпирический опыт)

2) Дидукция
Френсис Бэкон

Предпосылкой реформы науки должно стать по Бэкону очищение разума от заблуждений:

1) Идолы рода - это те заблуждения, которые свойственны самой природе человека.

2) Идолы пещеры - личные суеверия, присущие одному человеку или группы людей в силу субъективных причин.

3) Идолы рынка(идолы площади) - ошибки пораждаемые речевым общением и так называемой тиранией слов.

4) Идолы театра( идолы теорий) - ошибки связанные со слепой верой в авторитеты, отсутствие критического отношения к ироничным истинам.

"Истина - это дочь времени, а не авторитета"
Самый большой недостаток методологии Бэкона это то, что Бэкон недостаточно подчеркивал роль гипотиз в развитии знания.
NB Говоря современным языком Бэкона можно назвать технократом, то есть он верил, что все человеческие проблемы решит научный прогресс.
Рене Декарт

Французский философ, математик, физик и физиолог. Создатель аналитической геометрии, трактата о свете, механистической концепции живых существ.
По мысли Декарта необходимо создать систему, которая не только включала бы в себя все знания, но и объединяла бы их. Такую систему знаний он уподобляет мощному дереву, корни которого метафизика или философия, ствол - физика, а ветви - механика, медицина, этика.

Чтобы достичь достоверности знаний необходимо правильно мыслить, а для этого требуется выполнение двух правил: интуитивного усмотрения( Индукция по декарту - это не вера в непрочное свидетельство человеческих чувств, и не обманчивое суждение, но прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума) и дидуктивный выбор( Дидукция - это то что с необходимостью выводится из некоторых других достоверно известных вещей).
Принцип универсального сомнения: Усомниться можно во всем, единственгое в чем мы можем быть уверены, что существует эта мысль, выражающая данное сомнение.

Таким образом, из сомнения рождается позитивное первооснование. Первомысль его философии: человек - это мыслящая реальность.
Декарт предлагает четыре основных правила человеческого мышления:

1) Правило очевидности( никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен).

2) Разделять каждую проблему, избранную для изучения на столько частей, на сколько возможно и необходимо для наилучшего ее изучения.

3) Синтез - восстаговление порядка разложенных на части явлений.

4) Чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы( делать перечни настолько полными и обзоры стольвсеохватывающими, чтобы быть уверенными, что ничего не пропущено).
Тема: Философия XVIII века.
План:
I. Английская философия 18 века от эмпиризма к скептицизму.

II. Французское просвещение.

III. Просвещение в Германии и формирование немецкой идеалистической философии.
I. Эмпирическая традиция английской философии 17 века представлена именами Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка.

В 18 веке эмпирическая философия доведена до логического конца в определенном смысле заведена в тупмк в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.

Философское мировоззрение Беркли развилось отчасти как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма Локка. Беркли отождествляет чувственные вещи с "комбинациями ощущений" в человеческом сознании. Вместе с тем он не утверждал, что познающий субъект является творцом чувственно воспринимаемого мира. Беркли приходит к выводу о существовании Бога или " бесконечного Духа", который поражает ощущения в сознании людей.

Дэвид Юм

Философия Юма - "крушение эмпиризма". Юм отрицает способность разума воздействовать на волю. То есть разум не может быть основой нравственной жизни. В основе морали лежит особое чувство удовольствия и боли. Добродетель вызывает удовольствие особого типа, так же как и порок вызывает боль особого типа. Самое замечательное из всех качеств человеческой природы - чувство симпатии к другим людям. Общественная польза , которая " полезна для всех" есть источник нравтственного чувства и происхождения нравственности. Религия не имеет рациональной основы. Существование Бога невозможно доказать. Религия не имеет и моральной основы. Между религией и моралью нет истиной связи ьосновой этики является чувство, а не религия.
^ II. Девиз эпохи просвещения: " Имей мужество пользоваться своим умом".

Прогресс просветители связывали с конструктивно-критическим применением разума. Разум не зависит от "истин" религиозного откровения иинетпризывает "врожденных" идей. В основе философии просвещения лежит особое отношение к религии, они разработали свое учение Деизм - религию Просвещения.

Деизм признает:

- существование Бога

- творение Богом мира, но полное божественное безразличие к делам человечества.

- будущая жизнь, в которой каждому воздается за добро и зло.
Вольтер( Франсуа Мари Ольэр) - эмблема эпохи просвещения.

Вольтер исключает из истории религиозные мифы и предрассудки, а на первый план выдвигает учение естественной среды, социальных отношений, культуры, истории торговли и изобретений. Таким образом, люди творят историю, а не промысел божий. Выступал против церкви: " Раздавите гадину"
Жан-Жак Руссо " Человек не только разум, но и чувства и страсти" сын эпози просвещения, отец романтизма.

Руссо против культуры в том виде, в котором она исторически сложилась, потому что она обезобразила природу и лишила человека естественного состояния. Представитель теории общественного договора( " общественный договор" 1764), превозносил демократию, но имел тенденцию к оправданию тоталитарного государства.
III. Немецкое просвещение отличается от английского и французского не только новыми темпами и проблемами, сколько их ллгическими формами. Характерная черта немецкой философии - применением метода рационального познания. Основатель метода - Х. Вольф. Апогея этот метод достиг в трудах Канта.

^ Х/ч немецкого идеализма:

1) Критика познания как средства достижения философских выводов.

2) Противопоставление разума и материи, что ведет в конце концов к утверждению, что только разум существует.

3) Отвергается утилитаристкая этика в пользу систем, которые должны быть доказаны абстрактными философскими выводами.

4) Присутствует схоластический том, который отсутствовал у французских и английских философов.

5) Хотя результат их деятельности был частично революционным, они не были революционно настроенными.

6) Пыталась уйти от агностицизма и скептицизма.
^ Иммануил Кант

Основные темы философии Канта:

1) Теория познания.

2) Этика и право.

3) Эстетика.
" Критика чистого разума"

Цель этой работы: доказать, что наше знание во многом проистекает из опыта, тем не менее, оно частично априорно и не выводится только из индуктивного опыта.

Кантовская " вещь в себе": вещи в себе - непознаваемые причины наших ощущений. Они не находятся в пространстве и времени, не являются материальными , не могут быть описаны какими-либо общими понятиями(категориями).

Пространство и время - субъективны. Это формы нашего созерцания.
" Критика практического разума"

Кант пишет, что моральный закон требует справедливости, то есть счастья. В этой жизни мы не видим господства, но оно должно быть. Следовательно, бог и будущая жизнь, и должна существовать свобода, поскольку не может быть добродетели.

" Метафизика морали"

Категорический императив - " Действуй только по такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь желать, чтобы она стала всеобщим законом."

"Добродетель не зависит от результата действия, а только от принципа, которым ты руководствуешься( принцип долга)"
Заключение: Просвещение - это оптимистическая философия прогрессивно крепнущей буржуазии, философия целиком посвятившая себя прогрессу.

Основные черты:

- религиозная терпимость;

- защита прав человека и гражданина;

- отказ от догматических систем;

- критика суеверий;

- борьба против сословных привелегий и тирании.

Похожие:

Философия нового времени. Развитие философии и науки в XVII веке iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп 3 кредита 3 семестр...
Философия Нового времени охватывает период XVI-XVIII вв. Этот период характеризуется дифференциацией естественно-научного знания,...
Философия нового времени. Развитие философии и науки в XVII веке iconДЕ. 04. Философия Нового времени и Просвещения
Нидерландский философ XVII века, определивший свободу как познанную необходимость, …
Философия нового времени. Развитие философии и науки в XVII веке iconТема. Гносеология и философия науки
Философия: учебник для вузов / В. Д. Губин. — М., 2010. (Главы по теории познания и философии науки)
Философия нового времени. Развитие философии и науки в XVII веке iconСоциально-политические и философские взгляды Локка
В XVII веке Англия пережила буржуазную революцию, которая подготовила почву для промышленного переворота. Это была революция, возвестившая...
Философия нового времени. Развитие философии и науки в XVII веке iconСредневековая философия
Периодизация философии. Особенности средневековой философии. Новый Завет и христианская философия
Философия нового времени. Развитие философии и науки в XVII веке iconXvii век открывает новый период в развитии философии именуемой философией...
Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой менее духовным,...
Философия нового времени. Развитие философии и науки в XVII веке iconПлан. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод...
Гносеологические дискуссии и проблема субстанции в философии Нового Времени. Эпоха Просвещения и культ разума в науке
Философия нового времени. Развитие философии и науки в XVII веке iconВопросы к экзамену по философии
Философия софистов и Сократа. Классический этап древнегреческой философии (Платон, Аристотель)
Философия нового времени. Развитие философии и науки в XVII веке iconВопросы к экзамену по философии
Философия софистов и Сократа. Классический этап древнегреческой философии (Платон, Аристотель)
Философия нового времени. Развитие философии и науки в XVII веке iconСпиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд
О предмете философии и ее месте в системе научного знания § Философия и мировоззрение
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница