Пояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста


Скачать 47.99 Kb.
НазваниеПояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста
Дата публикации04.01.2014
Размер47.99 Kb.
ТипПояснительная записка
vb2.userdocs.ru > Физика > Пояснительная записка
Программа формирования дисциплинированности как нравственно-волевого качества у детей 5-го года жизни в условиях ДОУ общеразвивающего вида

«Хочу – могу – делаю»
Владельщикова С.В.

Воспитатель МДОУ – д/с № 9

г.Магнитогорска
Пояснительная записка

Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста. Проявления волевых качеств не занимают сколько-нибудь значимого места в поведении ребенка среднего дошкольного возраста, сфера их применений ограничена. Возможность удержания и достижения цели находится в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Действия ребенка среднего дошкольного возраста подчиняются цели в присутствии взрослого. Способность действовать самостоятельно, без посторонней помощи, непостоянна и зависит от ситуации и вида деятельности. Настойчивость в достижении цели относительна и, в условиях неуспеха, затруднений, препятствий, начатое дело до конца не доводится. В ситуации борьбы мотивов сознательное предпочтение одного из них другому происходит только в простейших случаях, когда речь идет о выборе между однородными желаниями. В случае столкновения нравственных норм, правил поведения с одной стороны, и ситуативных желания ребенка – с другой, решение определяется более сильным, а не более значимым мотивом, т.к. умение сдерживать и подавлять непосредственные желания у ребенка среднего дошкольного возраста еще не сформировано.

Нравственное поведение и общение детей опосредовано игрой, отношение к сверстнику в которой характеризуется как напряженное внимание, пристальное и ревнивое наблюдение. Сверстник для ребенка среднего дошкольного возраста становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено на противопоставление себя и другого. Только через сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений у ребенка формируется самооценка и происходит его самоутверждение «в глазах другого». Главной потребностью ребенка среднего дошкольного возраста становится потребность в признании, уважении со стороны сверстников и взрослого.

В среднем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми моральных знаний («что такое хорошо, а что такое плохо»); складываются первоначальные моральные суждения, представления и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм: уважение старших, помощь младшим и т.д.

^ Цель программы: формирование дисциплинированности как нравственно-волевого качества у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Сформировать у ребенка среднего дошкольного возраста способность самостоятельно осуществлять выбор действий;

  2. Сформировать у ребенка среднего дошкольного возраста способность самостоятельно управлять собственными действиями.


Название программы: «Хочу – могу – делаю»

Принципы построения программы:

  • Учет механизмов формирования нравственно-волевых качеств личности;

  • Учет возрастных особенностей волевой сферы детей;

  • Личностно-ориентированный подход к детям;

  • Учет специфики игры как ведущей деятельности ребенка среднего дошкольного возраста;

  • Комплексный подход;

  • Систематичность;

  • Последовательность и взаимосвязанность этапов.


Технология формирования дисциплинированности как нравственно-волевого качества представляет собой систему сюжетно-ролевых игр и игр с правилами.

^ Содержание первого раздела раскрывает специфику формирования у ребенка среднего дошкольного возраста способности самостоятельно определять свои действия. В ходе организации и проведения сюжетно-ролевых игр дети овладевают новыми способами «ролевых» действий. Таким образом, действия ребенка, опосредованные ролью и сюжетом, становятся целенаправленными и мотивированными. На реализацию содержания данного раздела программы отводится два месяца.

^ В содержании второго раздела программы раскрывается специфика формирования у детей среднего дошкольного возраста способности управлять своими действиями. Организация и проведение игр с правилами позволяют ребенку приобрести способность выделять правила и использовать их как средство самоконтроля. Осознанное ребенком правило превращается в мотив его собственных действий. Содержание второго раздела программы реализуется в последующие два месяца.

Результатом реализации программы, направленной на формирование дисциплинированности как нравственно-волевого качества, является развитие у ребенка среднего дошкольного возраста способности самостоятельно осуществлять свои действия в игровой деятельности и управлять ими.


Разделы программы

Содержание раздела программы

Средства реализации содержания

Методы и приемы работы

I Формирование у ребенка среднего дошкольного возраста способности самостоятельно осуществлять выбор действий.

Овладение новыми способами действий;

Развитие целенаправленности и мотивированности действий.

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

«Театр»

«Автобус»

«Строительство плотины»

«Путешествие по реке»



Демонстрация воспитателем новых способов действий;

Ярко выраженное эмоционально-положительное отношение воспитателя к производимым им действиям;

Стимулирование активности ребенка в воспроизведении новых для него действий посредством положительной оценки, одобрения, похвалы;

Введение сюжета и роли как способ сделать действия привлекательными для ребенка и превратить их в мотив его деятельности

II Формирование у ребенка среднего дошкольного возраста способности управлять своими действиями.

Выделение правила как способа контроля своих действий;

Осознание правила и превращение его в мотив собственных действий.

Сюжетно-ролевые игры:

«Где постучали?»

«Воробышки и автомобиль»

«Цветные автомобили»

«Что игрушка рассказывает о себе»

«Что кому?»

«Зайцы и волк»

«Трамвай»

«Мыши в кладовой»



Обеспечение детей готовыми правилами игры;

Разъяснение правил игры;

Непосредственное и постоянное участие взрослого в игре;

Поощрение

Похожие:

Пояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста iconНина Сергеевна Ежкова Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1
Целью настоящего пособия является обогащение эмоционального опыта детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на уровне...
Пояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста iconПояснительная записка Одна из важнейших задач начальной школы формирование...
Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.:...
Пояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста iconЛямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия...
Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного...
Пояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста iconУльянова Р. К. Дошкольное воспитание аномальных детей. Коррекция...
Задачей настоящей работы является анализ состояния общей и тонкой моторики у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом...
Пояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста iconСанкт-Петербург
Играйка Собирайка: Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей среднего и старшего дошкольного возраста...
Пояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста icon«Расчет сети для электроснабжения промышленного района» пояснительная...
Пояснительная записка: 47 листов, 7 таблиц, 6 рисунков, 9 источников, 2 приложения
Пояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста iconПояснительная записка Настоящий банк тестов по мдк 01. 01 «Фармакология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Пояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста iconПояснительная записка Настоящий банк тестов по дисциплине «Товары аптечного ассортимента»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Пояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста iconВоспитание слепых детей дошкольного возраста в семье
Психолого-педагогические основы подготовки слабовидящих детей к школе
Пояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста iconСодержание пояснительная записка
Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов "Складные картинки"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница