1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право


Название1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право
страница1/15
Дата публикации05.11.2013
Размер2 Mb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Финансы > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Финансовое право
Лекция 1

Финансовое право как отрасль права

и учебная дисциплина


  1. Понятие и предмет финансового права.

  2. Субъекты и объекты финансовых правоотношений.

  3. Система и источники финансового права.

  4. Финансово-правовые нормы.



1. Понятие и предмет финансового права
Финансовое правоэто совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в про­цессе образования, распределения, использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных образований, необ­ходимых для реализации их задач. Финансовое право определяет источники и порядок образования денежных фондов мини­стерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомствен­ными организациями бюджетных ассигнований и т. д.

Предметом финансового права являются общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию, распределению и использованию финансовых ре­сурсов в целях реализации своих задач, мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные органы; распреде­ления и использования финансовых ресурсов государства и муниципальных обра­зований.

По своему содержанию финансовые отношения весьма разнообразны. Это обусловлено сложностью финансовой системы, ее связью со структурами общественного производства и распределения, с обширным кругом участников финансовых отноше­ний.

Правовое регулирование финансовых отношений осуществляется путем властных предписаний. Для этой отрасли права характерно неравенство субъектов правоотношений. В основном власт­ные предписания исходят от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансо­вой деятельности.

В нормах финансового права жестко закрепляются требова­ния государства в области финансовой деятельности. Степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов РФ, налоговых органов, инструктивные указания Центрального банка России.

Финансовая деятельность осуществляется на основе принципов законности, гласности, федерализма, плановости.

Принцип законности в финансовой деятельности выражает­ся в том, что процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граж­дан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.

Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области финансов. Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия Российской Федерации в управлении финансами.

Принцип плановости выражается в том, что вся финансовая деятельность государства базируется на системе финансово-пра­вовых актов, структура которых, порядок составления, утвержде­ния, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

^ 2. Финансовые правоотношения и их элементы

Финансовые правоотношенияэто урегулированные норма­ми финансового права общественные отношения, участники ко­торых выступают как носители юридических прав и обязанно­стей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Основная особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, то есть в про­цессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Кроме того, финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имею­щих публичный характер, так как возникают по поводу финан­совых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.

Следующая особенность финансовых правоотношений со­стоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государ­ство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образо­вание) в интересах общества осуществляет финансовую деятель­ность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распреде­ляет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом госу­дарственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Данные предписания могут быть адресованы также другим государствен­ным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Од­нако государственные органы, выступая в финансовых правоот­ношениях от имени государства, имеют не только право власт­ных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе.

К юридическим фактам в финансовом праве относятся:

• действия (бездействие), которые являются результатом волеизъявления лиц;

• события – обстоятельства, не зависящие от воли людей.

Для финансовых правоотношений наиболее характерны та­кие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов: в них выражены права и обязанности участников право­отношений в области финансовой деятельности. После выпол­нения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотно­шения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению или прекращению финансовых правоотношений.

При неисполнении участниками финансовых правоотноше­ний своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или ме­стный бюджет, прекращение финансирования при использова­нии средств не по целевому назначению и др.).

Финансовые отношения подразделяются на материальные и процессуальные.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финан­совые ресурсы выражены в конкретном размере или определен­ном виде доходов и расходов. Основное содержание субъектив­ных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распреде­ления, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В резуль­тате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муни­ципальные денежные фонды,

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государст­вом или органами местного самоуправления в свое распоряже­ние финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности на­правлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности.

Процессуальные финансовые правоотношения осуществля­ются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

По материальному содержанию финансовые правоотноше­ния можно разделить на следующие виды:

• бюджетные;

• налоговые;

• в области страхования;

• в области кредита (государственного и банковского), рас­четов, регулируемых финансовым правом;

• связанные с регулированием денежного обращения и ва­лютного законодательства.

Во всех этих правоотношениях субъектами являются госу­дарство, хозяйствующие субъекты, а также граждане.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников, или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образова­ние, распределение и использование государственных денежных фондов.

^ Субъект финансового правоотношения – это реальный участ­ник конкретных правоотношений. Юридические права и обя­занности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъ­ектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Субъект финансового права – понятие более широкое, чем уча­стник финансового правоотношения.

^ Финансовая правосубъектность лица – это совокупность его финансовой правоспособности, финансовой дееспособности и финансовой деликтоспособности.

Финансовая правоспособность – это способность иметь предусмотренные законом финансовые права и нести обязанности.

^ Финансовая дееспособность – это способность лица само­стоятельно приобретать, осуществлять, изменять, прекращать финансовые права и обя­занности.

Финансовая деликтоспособность – это способность лица самостоятельно нести ответственность за неисполнение, ненадле­жащее исполнение, либо за неправомерную реализацию своих прав и обязанностей.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников этих от­ношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права.

Под субъектом финансового права понимается физическое или юридическое лицо, обладающее правосубъектностью, по­тенциально способное быть участником финансовых правоотно­шений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обя­занностями. Условно можно выделить три группы субъектов фи­нансового права:

1) государство и его территориальные подразделения;

2) коллективные субъекты;

3) индивидуальные субъекты.

В первую группу входят: Российская Федерация; субъекты Федерации – республики, края, области, города федерального подчинения и т.д.

Вторую группу составляют государственные и общественные организации, к числу которых относятся: 1) органы государст­венной власти и управления; 2) органы местного самоуправле­ния; 3) предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются ком­мерческие и некоммерческие организации.

К третьей группе относятся граждане Российской Федера­ции, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подле­жащего налогообложению (строения, транспортные средства, зе­мельный участок и др.). Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кре­дита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

Физические лица зарегистрированные в установленном порядке, и осуществляю­щие предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица (индивидуальные предприниматели) в финансово-правовых отношениях являются налогоплательщиками, субъ­ектами банковских и расчетных правоотношений. На основании лицензии они могут приобретать статус ау­диторов и осуществлять отдельные валютные операции, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т. д.

Как субъекты финансового права все граждане Российской Федерации имеют равную и полную по объему финансовую правоспособность. Для иностранных субъектов российское финансовое законодательство устанавливает некоторые ограничения, защи­щающие финансовый суверенитет государства, например, более жесткие условия аккредитации филиалов иностранных кредитных организаций, ограничения на участие иностранного капитала в ус­тавном фонде российских банков, особый порядок лицензирова­ния валютных операций, участия в налоговых отношениях и т.д.

В состав финансового правоотношения входят также его объекты.

^ Объект финансового правоотношения – это то, на что направ­лено поведение участников отношений. К объектам отнесены деньги и денежные обязательства.

Объекты финансового правоотношения подразделяются на две группы: отделимые от материального содержания и неотде­лимые.

Под отделимыми объектами подразумеваются правоотноше­ния, которые зафиксированы в финансово-правовых нормах либо вытекают из анализа финансово-правовых норм и сущест­вуют как предметы окружающего мира.

Отделимые объекты подразделяются на:

1) финансовые ресурсы государства и муниципальных обра­зований;

2) нормативные акты, плановые сметы и их проекты.

К отделимым объектам относятся: налоги, сборы, пошлины, бюджетные ассигнования, субсидии, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, дотации, субвенции, штрафы, недоимки, пени, проекты бюджетов, бюджеты и т. д.

Неотделимыми объектами считаются правоотношения, кото­рые не зафиксированы в финансово-правовых нормах и могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции, в связи с чем они представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимой от его материально­го содержания.

К неотделимым объектам относятся: государственный фи­нансовый контроль; деятельность по поводу установления ка­зенному предприятию порядка распределения прибыли и т. д.
^ 3. Система и источники финансового права
Система российского финансового праваэто объективно обусловленные общественными финансовыми отношениями его внутреннее строение, объединение и расположение финансо­во-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты.

Наиболее крупные подразделения финансового права – час­ти Общая и Особенная.

Часть Общая – это совокупность правовых норм, закреп­ляющих основы финансовой деятельности государства, финан­сового механизма, принципы финансового права, основы фи­нансового контроля.

К Общей части относятся нормы финансового права, кото­рые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образо­ваний; систему государственных органов, осуществляющих фи­нансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; особенности финансово-правового положения субъек­тов, с которыми они вступают во взаимоотношения; общие по­ложения организации финансового контроля, его формы и ме­тоды и другие подобные им финансово-правовые нормы. Эти нормы охватывают всю финансовую деятельность государства.

^ Норма финансового права – это общее правило поведения, предназначенное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение.

Сущность норм Общей части финансового права раскрывает­ся в его Особенной части – совокупности правовых норм, регу­лирующих бюджетные, налоговые, кредитные, расчетно-платежные, эмиссионные, валютные и другие финансовые отношения. Особенная часть состоит из разделов, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

• бюджетной системы;

• внебюджетных государственных и муниципальных денеж­ных фондов;

• финансово-государственных и муниципальных предприятий;

• государственных и муниципальных доходов;

• государственного и муниципального кредита;

• организации имущественного и личного страхования;

• государственных и муниципальных расходов;

• банковского кредитования;

• денежного обращения и расчетов;

• валютного регулирования.

Финансовую деятельность государства можно разделить на отдельные группы отношений, регулируемые соответственными правовыми институтами. Институт финансового прававзаи­мосвязанная, взаимообусловленная совокупность норм, обеспе­чивающих осуществление особой задачи, функции в этом регу­лировании. В институтах финансового права, так же как и в от­раслях права, отношения группируются в зависимости от общности задач, стоящих перед этим институтом. Разделы фи­нансового права – более крупные по сравнению с подотраслью структурные подразделения отрасли финансового права. Подот­расли финансового права – совокупность институтов, финансо­во-правовых норм, представляющая собой целостное правовое образование, имеющая относительно самостоятельный характер в пределах сферы регулирования отрасли финансового права.

Финансовое право включает в себя также две подотрасли: бюджетное право и налоговое право.

Источниками финансового права Российской Федерации яв­ляются акты представительных и исполнительных органов го­сударственной власти разных уровней, содержащих нормы финансового права. Главный источник финансового права – Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ. В них закрепляются основы правовой организации финансовой дея­тельности государства или субъектов Федерации в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы.

К источникам финансового права относятся также: Налого­вый кодекс РФ, Бюд­жетный кодекс РФ.

Среди источников финансового права немало таких, кото­рые содержат нормы и других отраслей права – административ­ного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном са­моуправлении, о банках, об организации страхования и др.

Источники финансового права Российской Федерации не­одинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней.

Большое число законов РФ регулируют финансовую дея­тельность в разных сферах, устанавливая налоги, размеры штра­фов, пошлин и т. д.

В субъектах Федерации действуют законы о бюджетном уст­ройстве и бюджетном процессе, о налогах; приняты положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утвер­жденные органами местного самоуправления, и др. Эти акты на­ряду с федеральным законодательством представляют собой важ­ную составную часть источников финансового права.

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ также явля­ются источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов – Министерства финансов РФ, Центрального банка России, инспекции Федеральной нало­говой службы: приказы, инструкции и т. д.

Источниками являются также нормы международного права (например, соглашения между Российской Федерацией и други­ми странами по вопросам избежания двойного налогообложе­ния), а также международные договоры России.

В качестве источников финансового права могут выступать и акты органов государственного управления – министерств, ве­домств и др., регулирующие вопросы финансов в пределах соот­ветствующей отрасли или сферы управления; локальные акты, принимаемые администрацией или иными органами предпри­ятий, организаций, учреждений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право iconВопросы к зачету по дисциплине «Таможенное право» на 2012-2013 уч год
Понятие таможенного права Республики Беларусь и его предмет. Соотношение таможенного права с другими отраслями права
1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право icon1. Понятие и предмет экологического права Тема История развития и источники экологического права
Разработана и внесена учебно-методической секцией по группе специальностей «Право»
1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право icon1. Понятие и предмет тп, его отграничение от смежных отраслей права. Трудовое право
Предмет общественные отношения, возникающие в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда (выполнения работы),...
1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право iconВопросы по гражданскому процессу (экзамен)
Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод, система гражданского процессуального права. Гражданское процессуальное...
1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право iconЗадания для выполнения контрольных работ по дисциплине «Предпринимательское...
Предмет и метод российского предпринимательского права. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Принципы российского...
1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право iconВопросы к экзамену по дисциплине Гражданское право для специальности...
Понятие, предмет и метод правового регулирования, функции, система и принципы источники гражданского права РФ
1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право iconГражданское право ч. Общая
Предмет гражданского права. Виды отношений, входящих в предмет гражданского права
1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право iconВопросы к экзамену. Понятие, предмет, метод и система мчп
Охватывают международное частное право в целом. Сюда можно отнести разделы, в которых описываются: общие понятия, предмет и система...
1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право iconФинансовое право. Вопросы к экзамену
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, содержание, задачи и методы
1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Финансовое право»
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница