Тема Философско-эстетическая концепция русского символизма


Скачать 33.25 Kb.
НазваниеТема Философско-эстетическая концепция русского символизма
Дата публикации14.07.2013
Размер33.25 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
Тема 9. Философско-эстетическая концепция русского символизма

1. Старший символизм.

2. Московская и Петербургская школы символизма.

3. Категория символа в философии и эстетике символизма.
Символизм (от греч. simbolon - символ, знак) - первое литературно-художественное направление модернизма, возникшее во Франции в 60-е годы XIX века. Наиболее известными представителями европейского символизма были П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, О. Уальд и др. В России расцвет символизма приходится на 80-е гг. 19 – 10-е гг. 20 столетия, русский символизм прошел в своем развитии три стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.), первая и вторая из которых по типу мироощущения являются декадентскими.

Наиболее оригинальным, не имеющим аналогов в европейской традиции, явлением в составе русского символизма представляется младосимволизм, базировавшийся на философских идеях В. Соловьева.
^ Основные черты философии и эстетики символизма:

1. Философской основой символизма является идеализм, утверждающий параллельное существование прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реальных вещей. Свои теоретические представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, в творчестве Р. Вагнера.

2. С точки зрения символистов – искусство есть высшая реальность, только посредством искусства человек способен приблизиться к высшей истине, прозреть подлинную сущность окружающих его явлений путем установления аналогий между реальными вещами и совершенными идеями.

Средством постижения сущности явлений реальности становится символ.

Характерными чертами символизма являются:

- тенденция к жизнестроительству (переживание жизни как художественного текста),

- неомифологизация,

- подчеркнутая реминисценционность текстов.

Д.С. Мережковский, один из крупнейших теоретиков модернизма, выделял три основные черты поэтики символизма:

1) мистическое содержание,

2) символизация,

3) «изощренный импрессионизм» в области формы.
^ Московская и Петербургская школы символизма

Московская школа старшего символизма

Петербургская школа старшего символизма


В. Брюсов, ранний К. Бальмонт и др.

Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.

Главный печатный орган: журнал «Весы»

Главный печатный орган: журнал «Новый путь»

Символизм является только искусством, причем высшей точкой в его развитии. Это высочайшая миссия, поэтому претендовать на статус религии для символизма бессмысленно и губительно.

Для представителей школа характерна европейская ориентация (философия Ф. Ницше и А. Шопенгауэра, творчество французских символистов).

Символизм есть особая переходная форма религии, формирующая переход человечества к эпохе неохристианства. Литературные творения современных символистов есть своего рода пролог к новому Евангелию.

Богоискательские ориентиры, попытка выработки оригинальной философии отличают представителей школы от их европейских собратьев.



Символ (от греч. symbolon – условный опознавательный знак) – слово (или предмет), условно выражающее суть какого-либо явления путем иносказательного его обозначения. Например, бабочка может являться символом души или символом легкомыслия или символом быстротечности жизни. Символ есть образ, в котором сочетаются устойчивое значение, понятное каждому в силу закрепленности этого значения в сознании человека многовековым опытом, культурной традицией, и бесконечная многозначность, которой наделяют символ как его создатель-художник, так и читатели. Например, в стихотворении А. Блока «В ресторане» образ «черной розы в бокале золотого, как небо, Аи» является символом. Устойчивое значение этого символа связано с представлениями о розе как символе-знаке любви. В контексте блоковского стихотворения это смысловое ядро «обрастает» множественными смыслами: черная роза – испепеляющая страсть; роза, помещенная в бокал (чашу), в свою очередь символизирующую полноту бытия, - любовь как центр, то есть смысл бытия; роза в бокале шампанского Аи - опьянение страстью и т.п. Таким образом, символ в художественном тексте порождает своего рода «цепочку смыслов», потенциально продлеваемую до бесконечности.

С точки зрения символистов, символ – единственный путь приближения к пониманию сущности ноумена, т.к. он связывает мир вещей и мир идей, позволяет устанавливать аналогии между ними.
Литература:

  1. Пайман А. История русского символизма – М., 1998.

  2. Ханзен-Леве А. Русский символизм – СПб., 1999.

Похожие:

Тема Философско-эстетическая концепция русского символизма iconФилософско-эстетическая концепция русского символизма
И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А....
Тема Философско-эстетическая концепция русского символизма iconТема 10. Реализация философско-эстетического комплекса русского символизма...

Тема Философско-эстетическая концепция русского символизма iconТема Предсимволизм как ранняя фаза бытования русского символизма

Тема Философско-эстетическая концепция русского символизма iconТема 14. Кризис символизма
Преломление кризиса в творчестве символистов: лирическая трилогия Белого; «Огненный ангел» В. Брюсова, статьи А. Блока, В. Брюсова,...
Тема Философско-эстетическая концепция русского символизма iconКонцепция проведения фестиваля “праздник русского алмаза” 13 июля 2013 года
Промысла и промышленного поиска и добычи алмазов в позднее время. Фестиваль направлен на повышение туристической привлекательности...
Тема Философско-эстетическая концепция русского символизма iconТема 15. Поэтические школы 10-х гг
Акмеизм (греч akme – высшая точка чего-либо, цветение, цветущая пора) – одна из наиболее значительных поэтических школ 10-х гг. XX...
Тема Философско-эстетическая концепция русского символизма iconКонцепция социально-экономических формаций. Концепция локальных цивилизаций....
Понятие,,Цивилизация,, и ее признаки Ранние цивилизации и их отличительные черты
Тема Философско-эстетическая концепция русского символизма iconТри основные формы хозяйствования: Понятие предприятия Функции предприятия...

Тема Философско-эстетическая концепция русского символизма iconКонцепция в. М. Бехтерева. Коллективная рефлексология. Данные эксперимента...
Подробное освещение общетеоретических взглядов В. М. Бехтерева, генезиса его психо
Тема Философско-эстетическая концепция русского символизма iconКурс “ История русского литературного языка” вопросы к экзамену
Предмет, задачи, становление курса истории русского литературного языка как отдельной лингвистической дисциплины. Лингвистические...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница