Философско-эстетическая концепция русского символизма


Скачать 49.96 Kb.
НазваниеФилософско-эстетическая концепция русского символизма
Дата публикации14.07.2013
Размер49.96 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
Философско-эстетическая концепция русского символизма

1. Старший символизм.

2. Московская и Петербургская школы символизма.

3. Категория символа в философии и эстетике символизма.
Символизм (от греч. simbolon - символ, знак) - первое литературно-художественное направление модернизма, возникшее во Франции в 60-е годы XIX века. Наиболее известными представителями европейского символизма были П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, О. Уальд и др. В России расцвет символизма приходится на 80-е гг. 19 – 10-е гг. 20 столетия, русский символизм прошел в своем развитии три стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.), первая и вторая из которых по типу мироощущения являются декадентскими.

Наиболее оригинальным, не имеющим аналогов в европейской традиции, явлением в составе русского символизма представляется младосимволизм, базировавшийся на философских идеях В. Соловьева.
^ Основные черты философии и эстетики символизма:

1. Философской основой символизма является идеализм, утверждающий параллельное существование прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реальных вещей. Свои теоретические представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, в творчестве Р. Вагнера.

2. С точки зрения символистов – искусство есть высшая реальность, только посредством искусства человек способен приблизиться к высшей истине, прозреть подлинную сущность окружающих его явлений путем установления аналогий между реальными вещами и совершенными идеями.

Средством постижения сущности явлений реальности становится символ.

Характерными чертами символизма являются:

- тенденция к жизнестроительству (переживание жизни как художественного текста),

- неомифологизация,

- подчеркнутая реминисценционность текстов.

Д.С. Мережковский, один из крупнейших теоретиков модернизма, выделял три основные черты поэтики символизма:

1) мистическое содержание,

2) символизация,

3) «изощренный импрессионизм» в области формы.
Характерной чертой творчества представителей старшего поколения русских символистов, заявивших о себе уже в 80-е гг. XIX в. является особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубеже XIX – XX веков, который получил название декаданс или декадентство (от позднелат. decadentia - упадок)

^ Основные черты декадансного мировоззрения:

1) пессимистическое отношение к миру;

2) апокалипсические ожидания – ожидание конца света;

3) восприятие собственной жизни как мучительного и бессмысленного прозябания, от которого может избавить только желанная смерть;

4) подчеркнутый интерес к анормальным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубийству), уродствам, болезням, наркомании и др.;

5) демонстративное пренебрежение общепринятыми этическими нормами, влекущее за собой аморализм,

6) убежденность в том, что понять мир с точки зрения разума невозможно, а можно постичь только иррациональным, мистическим путем.
«Троеевангелие от декаданса»

Философия

Этика

эстетика

Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», «Рождение трагедии из духа музыки»

Н. Минский «При свете совести»

А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление»

Д. Мережковский «О причинах упадка и новых течения в русской поэзии

Фиксируется коренное, фундаментальное изменение, повлекшее за собой формирование новой картины мира – «хаосмоса»: «Бог умер»,

Выдвигаетс концепция сверхчеловека, т.е. человека самодостаточного.

В области философии культуры выдвигается концепция культурной динамики как результата противоборства аполлонического и дионисийского начал.

Выдвигается концепция человека в современном мире: одинокий пловец, на утлой лодчонке оказавшийся посреди бушующего океана бед.

Единственный шанс на спасение «чувство любви к самому себе» - принцип «аристократического индивидуализма»

Главная причина кризиса русской литературы, начавшегося в 1860-е гг. – господство материалистических взглядов на мир и реалистические тенденции в литературе.

Путь преодоления кризиса: борьба за победу «божественного идеализма».

«Новое искусство» (символизм) может быть определен через три основные черты:

- мистическое содержание;

- символическую природу;

- «изощренный импрессионизм» в области формы.

^ Московская и Петербургская школы символизма

Московская школа старшего символизма

Петербургская школа старшего символизма


В. Брюсов, ранний К. Бальмонт и др.

Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.

Главный печатный орган: журнал «Весы»

Главный печатный орган: журнал «Новый путь»

Символизм является только искусством, причем высшей точкой в его развитии. Это высочайшая миссия, поэтому претендовать на статус религии для символизма бессмысленно и губительно.

Для представителей школа характерна европейская ориентация (философия Ф. Ницше и А. Шопенгауэра, творчество французских символистов).

Символизм есть особая переходная форма религии, формирующая переход человечества к эпохе неохристианства. Литературные творения современных символистов есть своего рода пролог к новому Евангелию.

Богоискательские ориентиры, попытка выработки оригинальной философии отличают представителей школы от их европейских собратьев.


Символ (от греч. symbolon – условный опознавательный знак) – слово (или предмет), условно выражающее суть какого-либо явления путем иносказательного его обозначения. Например, бабочка может являться символом души или символом легкомыслия или символом быстротечности жизни. Символ есть образ, в котором сочетаются устойчивое значение, понятное каждому в силу закрепленности этого значения в сознании человека многовековым опытом, культурной традицией, и бесконечная многозначность, которой наделяют символ как его создатель-художник, так и читатели. Например, в стихотворении А. Блока «В ресторане» образ «черной розы в бокале золотого, как небо, Аи» является символом. Устойчивое значение этого символа связано с представлениями о розе как символе-знаке любви. В контексте блоковского стихотворения это смысловое ядро «обрастает» множественными смыслами: черная роза – испепеляющая страсть; роза, помещенная в бокал (чашу), в свою очередь символизирующую полноту бытия, - любовь как центр, то есть смысл бытия; роза в бокале шампанского Аи - опьянение страстью и т.п. Таким образом, символ в художественном тексте порождает своего рода «цепочку смыслов», потенциально продлеваемую до бесконечности.

С точки зрения символистов, символ – единственный путь приближения к пониманию сущности ноумена, т.к. он связывает мир вещей и мир идей, позволяет устанавливать аналогии между ними.

Похожие:

Философско-эстетическая концепция русского символизма iconТема Философско-эстетическая концепция русского символизма
И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А....
Философско-эстетическая концепция русского символизма iconТема 10. Реализация философско-эстетического комплекса русского символизма...

Философско-эстетическая концепция русского символизма iconТема Предсимволизм как ранняя фаза бытования русского символизма

Философско-эстетическая концепция русского символизма iconКонцепция проведения фестиваля “праздник русского алмаза” 13 июля 2013 года
Промысла и промышленного поиска и добычи алмазов в позднее время. Фестиваль направлен на повышение туристической привлекательности...
Философско-эстетическая концепция русского символизма iconКонцепция социально-экономических формаций. Концепция локальных цивилизаций....
Понятие,,Цивилизация,, и ее признаки Ранние цивилизации и их отличительные черты
Философско-эстетическая концепция русского символизма iconТри основные формы хозяйствования: Понятие предприятия Функции предприятия...

Философско-эстетическая концепция русского символизма iconКонцепция в. М. Бехтерева. Коллективная рефлексология. Данные эксперимента...
Подробное освещение общетеоретических взглядов В. М. Бехтерева, генезиса его психо
Философско-эстетическая концепция русского символизма iconКурс “ История русского литературного языка” вопросы к экзамену
Предмет, задачи, становление курса истории русского литературного языка как отдельной лингвистической дисциплины. Лингвистические...
Философско-эстетическая концепция русского символизма iconПрограмма iiмежрегионального фестиваля русского традиционного костюма
Открытие выставки русского костюма «Традиционный костюм: история и современность» (нгхм)
Философско-эстетическая концепция русского символизма iconВопрос №-1 Генезис и эвол м и мд
М i-филологическая ii-биологическая(потребн чела собирать) iii-субъективно-эстетическая(потр украшать вокруг себя)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница