План. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе


Скачать 305.31 Kb.
НазваниеПлан. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе
страница1/3
Дата публикации14.07.2013
Размер305.31 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3
Лекция №7.

Гносеологические дискуссии и проблема субстанции в философии Нового Времени. Эпоха Просвещения и культ разума в науке.

План.

  1. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания.

  2. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе.

  3. Этика и учение о субстанции Б. Спинозы.

  4. Сенсуалистская терия познания Дж. Локка.

  5. Субъективный идеализм Беркли.

  6. Особенности философии Эпохи Просвещения.

Литература.

  1. Нарский Э. В. Западноевропейская философия XVIII в. – М., 1975.

  2. Нарский Э. В. Западноевропейская философия XVII в. – М., 1973.

  3. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVIII вв. – М., 1974.

Социально-экономические, идейные предпосылки философии Нового Времени. XVII век является переломным в европейской истории. Развивается капитализм, происходит перестройка экономической, социальной и политической жизни. Первые буржуазные революции (в Нидерлан­дах и Англии) отгремели именно в этом столетии. Не менее радикальные события развивались и в сфере духа. В центре нового мировоззрения была не вера и религия, а наука. Ее стремительное развитие в XVII в. по праву именуется научной революцией. Достижения в этой сфере были велики и многообразны:

^ И. Кеплер (1571-1630) формулирует законы движения планет (Солнечной системы). Г. Галилей (1564-1642) закладывает основы классической фи­зики. Он объявляет решительную войну схоластике и телеологии; настаивает на экспериментальном изучении сил природы и их математическом описании. Э. Торричелли (1577-1644) открывает атмосферное давление. Р. Бойль (1627-1691) создает основы аналитической химии, вводит понятие химического элемента, изучает свойства газов. И. Ньютон (1643-1727) формулирует классические законы механики, открывает закон всемирного тяготения, создает корпускулярную теорию света.

С развитием машинного производства развивается научное экспериментальное естествознание. ^ Поэтому перед философией возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научных исследований. На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. – эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности научно организованный опыт или эксперимент.

Рационализм (от лат. Ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности.

  • К отличительным особенностям развития западноевропейской философии XVII в. обычно относят следующие ориентация на гносеологические проблемы; главная задача – философии разработка методологии науки;

  • в онтологии центральной оказывается проблема субстан­ции (Декарт, Спиноза, Лейбниц);

  • в области взаимоотношений с религией большинство фи­лософов переходит на позиции пантеизма и деизма;

  • поставив в центр своих философских систем мыслящего субъекта, философы XVII в. начали утверждать приоритет человеческого разума не только в познании, но и в области
    нравственности, политики, права и других социальных образований.



  1. ^ Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания.

Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ ^ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в Лондоне, в семье одного из высших сановников королевского двора – сэра Николаса Бэкона. Благодаря своей юридической и политической деятельности Николас Бэкон поднялся в своей карьере до лорда-хранителя Большой печати Англии и вплоть до самой смерти занимал этот высокий пост в правительственном кабинете.

В 1573 г. Фрэнсиса Бэкона посылают учиться в Кембриджский колледж, где обучалась молодёжь, собиравшаяся занимать государственные должности. После окончания университета Бэкон отправился в Париж, где стал работать в Английском посольстве. Политическая карьера Бэкона достигла определённой вершины в 1620 г. Он становится вначале лордом-хранителем Большой печати, а потом лордом-канцлером и правителем государства в отсутствие короля Англии. В 1621 г. парламент Англии предъявляет Бэкону обвинение: участие в интригах и коррупции. Виновный был осуждён и посажен в тюрьму. Вскоре приговор был отменен, а процесс аннулирован. Выйдя на свободу, Бэкон навсегда сходит с политической сцены Англии и целиком посвящает себя науке до последних дней жизни (1626 г.).

Большинство научных работ Бэкона были посвящены проблемам развития науки и анализа научного познания. Основные идеи изложены в работе – Новый Органон. В своих исследованиях он обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опы­тов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна иметь прежде всего практический характер. Высшей целью всех наук он считал господство человека над природой, а «господство­вать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание – сила». Могуществен тот, кто знает. Задача философии – создание метода научных изобретений и открытий.

^ Путем, ведущим к знанию, по Бэкону, явля­ется только практический опыт, наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый дол­жен идти в своих исследованиях от наблюдения еди­ничных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индук­тивный метод познания, который учёный стремится превратить в универсальный метод науки. Индукция – это способ рассуждения, при котором общий вывод делается на основе обобщения ряда частных посылок. Устанавливать законы в какой-либо области можно только двигаясь от изучения единичных фактов к общим положениям. Следуя этой методологии, можно собрать богатую жатву научных открытий.

Индукция, как правило, является неполной, т. е. позволяет делать вывод на основе изучения не всего класса явлений, а только его части. Для понимания существа неполной индукции приведём следующий пример:

^ Вода испаряется

Керосин испаряется

Молоко испаряется

Вывод: Все жидкости обладают свойством испарения.

Данный вывод является вероятностным, поскольку эксперименты были проведены не со всеми существующими видами жидкостей. Поэтому индуктивный метод является не достоверным, а лишь вероятностным (предположительным). Что делать в данном случае? Бэкон настоятельно рекомендует в целях повышения достоверности вывода искать как можно больше фактов.

^ Опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от предрассудков. Аллегорически он назвал их «идолами» или «призраками».

«Идолы рода» – это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей (склонность к принятию желаемого за действительное, доверие непосредственному опыту, не основанному на более тщательном изучении того, какими в действительности являются воспринимаемые вещи);

«Идолы пещеры» заклю­чаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей;

«Идолы рынка» – это привычки пользоваться в суждении о мире ходячи­ми представлениями и мнениями без критического к ним отноше­ния;

«Идолы театра» – склонность слепо верить авторитетам, слепое суеверие, неумеренное религиозное рвение. Не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип науки Нового времени, избравшей в качестве девиза изречение Горация: «Я не обязан клясться ничьими словами, кто бы он ни был».

Основное средство преодоления «идолов» – обращение к опыту и обработка опытных данных научным методом.

^ Бэкон стоял на пози­ции двойственной истины: есть истина религиозная и «светская». При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на трактовку Бога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естест­венным светом разума. Вера в Бога достигается путем откровения, тогда как «светская» истина постигается опытом и разумом.

  1. ^ Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе.

Француз Рене Декарт (1596-1650) родился в 1596 г. в дворянской семье на юге страны в Турени, в маленьком городке Ляэ. Врачи предрекли ему скорою гибель, т. к. его мать умерла от чахотки спустя несколько дней после родов, и ожидалось, что эта болезнь скосит и младенца. Однако мальчик вырос здоровым и сильным. Когда Рене исполнилось восемь лет, его отдали в в иезуитской коллегию в г. Ляфлеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как, по его мнению, у многих наук отсутствует на­дежное основание – все знания и науки недостоверны и бесполезны в жизни. Главное, что должно давать обладание истиной – это обеспечение человека всем необходимым в жизни, сохранение и укрепление здоровья людей, указание добродетельного и благого образа жизни (как видим – отношение Декарта к современным ему наукам, а также понимание назначения знания роднит его с Бэконом). Это побуждает его к самостоятельному изучению наук (медицины, права, математики, философии). В круг его интересов входила верховая езда, музыка, фехтование и танцы. В возрасте 23 лет во время пребывания на зимних квартирах в Германии он сфор­мулировал основные идеи своего метода. Спустя десять лет он перебрался в Гол­ландию, чтобы в мире и покое заниматься исследованиями. Голландия 17 в. была передовой страной Европы, центром образованности и культуры, где в большей степени были реализованы гражданская свобода и личная безопасность. Два десятилетия, проведённые в этой стране, стали самыми плодотворными для него в научном отношении.

Его основные произведения включают «Рассуждение о методе» и «Метафизические размышления».

В 1649 г. отправился в Стокгольм к королеве Кристине. Шведская зима оказалась для него слишком су­ровой, он заболел и умер в феврале 1650 г. от пневмонии.

Декарт был основателем рационалистического течения в европейской философии Нового времени. Разум объявляется высшей способностью человека, высшей ценностью и идеалом. Поиск метода научного познания Декарт, как и Бэкон, считал одним из наиболее важных заданий философии. Декарт, отдавая должное опыту – экспериментам, исследованиям, подчёркивал, что все важнейшие научные открытия совершаются не вследствие опыта, а разума.

Философскую систему рационалистов можно свести к такой схеме: мир построен на рациональных, логических основаниях: Бог создал его по принципам математики и логики. Эти принципы совпадают с принципами построения человеческого разума. Другими словами, рационализм принимает за аксиому тождество форм бытия и форм мышления.

Согласно Декарту, единственным действительно надежным методом познания является математическая дедукция. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. Поэтому Декарт в качестве на­учного идеала рассматривает дедуктивную систему. Этот идеал стал определяющим фактором декартовой философии. Дедукция (выведение) – действие ума, посредством которого осуществляется переход в процессе познания от общего знания о каком-либо классе предметов и явлений к знанию частичному и единичному.

^ Общие правила рационалистической методологии (метод для управления разумом) Р. Декарт определяет следующим образом:

  1. Допускать в качестве исходных положений только то, что самоочевидно и не дает никакого повода к сомнению. Акт сознания, в котором предмет предстаёт ясным и очевидным, он называл интуицией.

  2. Сложную проблему следует разлагать на отдельные, пре­дельно простые задачи (правило анализа);

  3. Последовательно переходить от выделенных в анализе простых и самоочевидных элементов ко все более слож­ным (правило синтеза);

  4. Составлять полные, без пропусков перечни исследуемых элементов.

Проблемой, с которой Декарт столкнулся при построении науки на основе такого метода, была проблема исходных истин (откуда происходят очевидные и ясные истины?). Ответить на этот вопрос позволяет методическое сомне­ние. Оно является средством исключения всех положений, в которых мы можем логически сомневаться, и средством поиска поло­жений, которые логически несомненны. Именно такие бесспор­ные положения мы можем использовать в качестве предпосылок нашей дедуктивной системы.

^ Методиче­ское сомнение является способом исключения всех утверждений, которые не могут быть предпосылками дедуктив­ной философской системы.

Вначале он рассматривает философскую традицию. Можно ли в принципе сомневаться в том, что говорят философы? Да, отвечает Декарт. Это возможно потому, что философы действи­тельно были и остаются несогласными по многим вопросам. Как обстоят дела с нашими чувственными восприятиями? Возможно ли логически сомневаться в них? Да, говорит Декарт и приводит следующий аргумент. Фактом является то, что иногда мы подвержены иллюзиям. Например, башня может казаться круглой, хотя впоследствии обнаруживается, что она квадратная. Следовательно, мы обладаем двумя противореча­щими друг другу чувственными впечатлениями об одной и той же вещи. На практике мы доверяем одним ощущениям больше, чем другим. Итак, наши чувства не могут обеспечить нас абсолютно оче­видными предпосылками для дедуктивной философской системы.

Существует ли что-нибудь, в чем мы не можем сомневать­ся? Да, отвечает Декарт. В принципе мы не можем сомневаться в том, что обладаем сознанием, и в том, что существуем. Даже если мы сомневаемся во всем, то не можем сомневаться в том, что мы сомневаемся, то есть в том, что обладаем сознанием и существуем. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я суще­ствую». Что позволяет, спрашивает Декарт, считать данное положение истинным? И отвечает: только ясность и отчётливость, которые и есть настоящий критерий истинности знаний.

Таким образом, в отыскании истины нужно руководствоваться только разумом. Это давало ему основание прийти к выводу, что основные разумные идеи нашей души не приобретенные, а врожденные. Человек усматривает их «внутренним зрением», т. е. интеллектуальной интуицией в силу их отчетливо­сти, ясности, самоочевидности. Это идеи Бога, пространства, времени, логические суждения типа «целое больше части», «у всякой вещи есть причина» и т. д. Эти идеи не выводятся из индивидуального опыта, а являются всеобщими. При этом Бог является высшей субстанцией, гарантом существования мира и гарантом того, что этот мир можно постигнуть разумом. Пользуясь далее точно сформулированным методом и правилами логики можно вывести всё остальное знание.

Из акта мышления он приходит к выводу о существовании «Я» как особой духовной субстанции, души. Второй субстанцией, составляющей основу нашего мира, является материя. Мир, по мнению Декарта, бесконечный в пространстве, материально однородный, материя, пребывая в движении, имеет свойство делиться до бесконечности. На основе этих двух свойств – пространства и движения, которые легко математизируются, – учёный пытался пояснить мир, который предстаёт как огромный механизм, а Бог, который его сотворил, – геометром и механиком.

Правда допуская существование двух независимых друг от друга субстанций (духовной и материальной), Декарт не смог ответить, как связаны между собой материя и мышление, как мышление может дать знание адекватное бытию.

Таким образом, интеллектуальная интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – основной путь познания, которые, по мнению Декарта, позволят науке продвинуться далеко вперёд в познании природных явлений и процессов.

  1   2   3

Похожие:

План. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе iconТема 1 Предмет и метод экономической науки. Экономический образ мышления....
Й реальности. Наука как целостный системно-организованный механизм познания окружающей реальности. Цель, задачи, функции и структура...
План. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе iconСокращенный курс лекций по дисциплине «Методы научных исследований»...
«мысленного эксперимента». Эти и многие другие особенности современного познания требуют зрелого методологического сознания ученого...
План. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе iconСеминар 1 Классификация методов научного познания 01)
Общенаучные методы теоретического познания: абстрагирование, мысленный эксперимент, язык науки, формализация
План. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе iconУчение платона об истине
Познания наук высказываются в предложениях и предлагаются чело­веку как осязаемые результаты для применения. «Учение» мыслителя есть...
План. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе iconАнаньев Борис Герасимович человек как предмет познания 3-е издание Серия «Мастера психологии»
А64 Человек как предмет познания — спб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии»)
План. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе iconРене декарт
В качестве вольнонаемного офицера он участвовал в Тридцатилетней войне. В двадцатипятилетнем возрасте Декарт вышел в отставку и поселился...
План. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе iconНекоторые проблемы теории и методологии социологических исследований
Говоря о методологии и методах социологического исследования, мы должны, конечно, уяснить, каков пред­мет социологии как науки
План. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе iconЛекции. Валеология учение о здоровье и здоровом образе жизни
Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого...
План. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе iconДЕ. 07. Философия сознания и познания
Философское течение, представители которого рассматривали сознание как вещественную функцию мозга («мозг вырабатывает мысль, как...
План. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод познания. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания. Учение о методе icon— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными...
Познание обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница