Литература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976


Скачать 134.63 Kb.
НазваниеЛитература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976
Дата публикации14.07.2013
Размер134.63 Kb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Философия > Литература
Лекция 3.

Происхождение, особенности и периодизация античной философии.

План.

1) Основные предпосылки возникновения античной философии и основные этапы ёё развития.

  1. Милетская школа античных философов: поиск субстанции.

  2. Диалектика Гераклита.

  3. Школа элеатов о неподвижности бытия.

  4. Эмпедокл и Анаксагор как философы примирители.

  5. Атомистическая теория Демокрита.

Литература.

  1. Асмус В. Ф. Античная философия. – М., 1976.

  2. Богомолов А. С. Античная философия. – М., 1985.

  3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

1) Античная философия представляет собой совокупность уче­ний, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н. э. по VI в. н. э. Это целая историческая эпоха от форми­рования архаических полисов на ионийском и италийском по­бережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса, перехода в Древнем Риме от республики к монархии. Этот исторический тип философствования в итоге оказался наиболее развитым и рационально отточенным по сравнению с китайской или индийской философией примерно того же периода. Античная философия фактически предопределила основные парамет­ры развития западной цивилизации.

Что же способствовало тому, что именно в Древней Греции VII – V вв. до н.э. философия достигает уровня классической зрелости? Причины и условия, породившие уникальный феномен греческой (а впоследствии и римской) философии, таковы:

  • полисная организация жизни (небольшими городами-го­сударствами) способствовала тому, что каждый (свобод­ный) человек был значимой величиной в масштабах об­щества, что вело к росту личностного самосознания, вы­работке представлений о правах и обязанностях граждан.

  • столкновения частных и групповых интересов формировали конкурентность, состязательность общественной среды, требовали умений и навыков по формулировке и отстаиванию своих позиций в диалоге, споре, дискуссии;

  • ремесла, торговля, колонизация новых земель вели к установлению обширных связей с соседними народами, расширяя географический и социальный кругозор древних греков, расшатывая сложившиеся стереотипы мышления;

  • отсутствие фундаментальных религиозных догматов, у древних греков не было священных книг, которые можно было бы представить в качестве божественного откровения, не было и сплоченной касты жрецов – хранителей религиозных догм; эти обстоятельства в немалой степени способствовали свободному, не сковываемому жесткими религиозными запретами развитию духовной жизни.

Все указанные факторы в совокупности и обусловили, в конечном счете, рождение на рубеже VII—VI в. до н.э. античной философии как принципиально нового, рационального типа мировоззрения. Именно оно и стало «стартовой площадкой» современной западной цивилизации.

^ Периодизация античной философии.

Первый период греческой философии (6 в. до н. э.) – натурфилософский, когда на первый план выходят проблемы философии природы. В пред елах этого пе­риода выделяют ранних натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид) и по­здних натурфилософов (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит). Ран­ние натурфилософы – монисты. Они обращаются к поиску одного начала, с которым и связывают происхождение и суще­ствование мира. Поздние натурфилософы – плюралисты, они вводят множество начал и обосновывают тот или иной прин­цип космообразования.

^ Второй период – классическая философия (V – IV в. до н. э.), философия софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Соответственно за философами первого периода со­храняют при этом название «досократики», полагая, что лишь с Сократа начинается обращение к человеку, то есть собствен­но антропологическая ступень философии, в отличие от преды­дущей, натурфилософской.

^ Третий период – эллинистически-римская философия (III в. до н. э. – VI в. н. э.), развивавшаяся в Древней Греции и в Древнем Риме, представлена такими течениями, как эпикурей­ство, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм. В этот период не наблюдается разработки фундаментальных онто­логических идей. На первый план выходят проблемы этики, обо­снования человеческой жизни.

2) ^ Родоначальником античной философии был Фалес (624 – 546 г. до н.э.) Источники сообщают нам о путешествии Фалеса по Египту, что было доста­точно необычным для греков его времени. Фалес решил за­дачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста. Рассказ о том, что Фалес предсказал солнечное затмение, указывает на то, что он владел астрономическими знаниями, которые, возможно, пришли из Вавилона. Он также обладал познаниями по геометрии – области математики, которая была развита греками. Фалес разбогател, предсказав засушливый неурожайный год, в преддверии которого он заранее заготовил, а затем выгодно продал оливковое масло.

Фалес задавался вопросами о том, что остается постоянным при изменении и что является источни­ком единства в разнообразии. Фа­лес исходил из того, что изменения существуют, и что существует какое-то одно начало, которое остается постоянным элементом во всех изменениях. Оно является «строительным блоком» вселен­ной. Подобный «постоянный элемент» обычно называют первоначалом, «первоосновой», из которой сделан мир. Всё существующее многообразие вещей и явлений природы он рассматривал как проявление единого вечного начала – воды.

Явно неразумно приписывать ему утверждение «все есть вода» в букваль­ном смысле. Тогда, например, эта книга и эта стена являются водой точно так же, как и вода в водопроводном кране. Но что же в таком случае мог иметь в виду Фалес? Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Бо­лее того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода яв­ляется фундаментальным элементом, который остается постоян­ным во всех изменениях и преобразованиях. Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

Фалес впервые поставил вопрос о том, что является фундаменталь­ным «строительным блоком» вселенной. Субстанция (первонача­ло) представляет неизменный элемент в природе и единство в разнообразии. С этого времени проблема субстанции стала одной из фундаментальных проблем греческой философии. Фалес дал косвенный ответ на вопрос, каким образом про­исходят изменения: первооснова (вода) преобразуется из одного состояния в другое. Проблема изменения также стала еще одной фундаментальной проблемой греческой философии.

Рассмотренные выше вопросы и аргументы являются в равной мере и философскими и естественно научными, поэтому Фалеса считают первым философом (или уче­ным). Начиная с него, мышление приступило к своему совершен­ствованию. Из мышления в рамках мифа (мифологического мыш­ления) оно стало преобразовываться в мышление в рамках логоса (логическое мышление). Фалес освободил мышление как от пут мифологической традиции, так и от цепей, привязывавших его к непосредственным чувственным впечатлениям.

^ Анаксимандр и Анаксимен также были уроженцами Милета. Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.) не нашел убедительного основания для утверждения о том, что вода является неизменной первоосновой. Если вода пре­образуется в землю, земля в воду, вода в воздух, а воздух в воду и т.д., то это означает, что все что угодно преобразуется во все что угодно. Поэтому логически произвольно утверждать, что вода или земля (или что-то другое) является «первоосновой». Такого рода возражения Анаксимандр мог выдвинуть против ответа Фалеса.

Со своей стороны, Анаксимандр предпочел утверждать, что первоосновой является апейрон – неопределенное, беспре­дельное (в пространстве и времени). Этим способом он, очевид­но, избежал возражений, аналогичных упомянутым выше. Одна­ко, тем самым он «утратил» нечто важное. А именно, в отличие от воды апейрон не является наблюдаемым. В результате Анаксимандр должен объяснять чувственно воспринимаемое (объ­екты и происходящие в них изменения) с помощью чувственно не воспринимаемого апейрона. С позиции экспериментальной на­уки, подобное объяснение является недостатком.

Анаксимен (585 – 525 гг. до н.э.) обратил внима­ние на другое слабое место в учении Фалеса. Каким образом вода из ее недифференцированного состояния преобразуется в воду в ее дифференцированных состояниях? Насколько нам известно, Фалес не ответил на этот вопрос. В качестве ответа Анаксимен утверждал, что воздух, рассматриваемый им как «первооснова», сгущается при охлаждении в воду и при дальнейшем охлаждении сгущается в лед (и землю!). При нагревании воздух разжижается и становится огнем. Таким образом, Анаксимен создал определен­ную физическую теорию переходов.
^ 3) Гераклит. Гераклит был родом из соседнего с Милетом морского порта Эфес. Он жил около 500-х гг. до Р.Х., то есть приблизительно на 80 лет позже Фалеса. Гераклит предстает замкнутым, резко саркастическим философом, который не всегда понимался современниками и в силу этого был низ­кого мнения об их умственных способностях. Вот почему он утверждал, что челове­ческие мнения и точки зрения похожи на «игрушки для детей». Главное произведение «О природе»

Гераклит утверждал, что основная характеристика природы – вечный процесс периодически происходящих движений. Он говорит о том, что всё находится в состоянии непрерывного изменения. «Речные фрагменты» Гераклита: «на входящего в реку набегают все новые и новые воды», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Эти фрагменты подчеркивают динамичность мира.

  1. все находится в состоянии непрерывного изменения, однако

  2. изменение происходит согласно неизменному закону (логосу) и

  3. этот закон включает взаимодействие противоположностей,

  4. причем это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию.

Для Гераклита логос является скрытым, общим единством в разнообразии.

Гераклит учит, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь – образ вечного движения. Но это совсем не значит, что Гераклит на место воды и воздуха поставил огонь. У него Космос – это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождественен божеству. Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

  1. ^ Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон

Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия – изменение вещей, текучесть сущего. Ксенофан, Парменид и Зенон обратил внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид – прямо противопо­ложное: ничто не изменяется.

Парменид (конец VI-VI в. до н.э.) – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы. Он принимал активное участие в политических делах родного города. Парменид был признан своими сограждана­ми одним из мудрых политических руководителей Элей. По ут­верждению Плутарха, «Парменид же свое собственное отечество привел в порядок отличнейшими законами, так что власти еже­годно заставляли граждан давать клятву оставаться верными за­конам Парменида».

Парменид написал поэму «О приро­де». В стихах поэмы Парменид провозглашает гла­венствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разграничивает (вслед за Ксенофаном) истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. При всем множестве мнений – истина одна. Познать её как нечто неизменное, постоянное и единое – задача мышленния.

Центральная идея Парменида: мир является неизменным бытием. Мир, считает Парменид, никогда не возникал, бытие не может возникнуть из небытия, поэтому мир вечен и неизменен, лишен изменчивости и многообразия. Тем самым он создал непроходимую про­пасть между миром, как он дан нам в восприятии, полным движения, и миром единого и неподвижного бытия, открывающего­ся мышлению.
^ Зенон Элейский (ок. 490 – 430 до н.э.) – философ и политичес­кий деятель, любимый ученик и последователь Парменида. Зенон пользовался славой как талантливый учитель и оратор. Молодость прожил в тихом, уединенном учении, высоко ценил превосходство умственных на­слаждений – единственных удовольствий, никогда не пресыща­ющих. От Парменида научился презирать роскошь. Обратимся к наиболее известным опровержениям возможности движения – знаменитым апориям Зенона.

Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в знаменитой апории «Ахиллес», где анализируется положение, при котором быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и: при всей малости разделяющего их пространства, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она не­сколько продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось пространство между ними, оно ведь бесконечно в своей делимости на промежутки, и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное время. И Зенон, и мы прекрасно знаем, что не только Ахиллес быстроногий, но и любой хромоногий тут же догонит черепаху.

Немыслимость движения тела доказывается и в апории «Стрела». По предположению, стрела летит, т.е. движется в пространстве. Но о ней в то же время необходимо утверждать, что она в каждое мгновение полёта занимает пространство, равное собственной длине, т.е. пребывает в пределах этой части пространства. Выходит, летящая страна и движется и не движется.

Нельзя сказать, что Парменид и Зенон отрицают существование пустоты и движения. Они лишь утверждают, что невозможно их мыслить, не впадая при этом в противоречие.


  1. ^ Примирители: Эмпедокл и Анаксагор.

Какие проблемы унаследовали философы, жившие после Ге­раклита и Парменида? Следующее поколение греческих философов получило в наследство от них два противоположных утверждения: «все находится в состоянии непрерывного изменения» и «измене­ние является невозможным». Естественной реакцией было бы сказать, что оба эти философа ошибаются, а истина лежит где-то посередине. Философы третьего поколения – Эмпедокл и Анаксагор – и сформулировали такое утверждение, а именно: «Некоторые вещи находятся в состоянии изменения, а другие – в состоянии покоя». Эти философы считали, что их за­дачей является примирение Гераклита и Парменида. Вот почему их называют философами-примирителями

Эмпедокл оперирует четырьмя элементами (или неизменными примитивными началами): огнем, воздухом, водой и землей, а также двумя силами – разъединяющей (ненависть, вражда) и объединяющей (любовь). Эмпедокл указывал на два отличия своего учения от учений милетской школы.

^ Четыре элемента качественно и количественно неизменны. Ни­когда их не может быть больше или меньше (количественная неиз­менность). Эти элементы всегда сохраняют свои собственные харак­теристики (качественная неизменность). Но разные количества четырех элементов могут соединяться вместе с помощью объединяю­щей силы и образовывать различные объекты. Например, камни, деревья и т.п. порождаются при соответствующих соединениях раз­ных количеств первоэлементов. Объекты исчезают, когда элементы «отталкиваются друг от друга» с помощью разъединяющей силы.

Учение Эмпедокла можно достаточно вольно истолковать на следующем примере. Представим себе кухню с четырьмя шкафа­ми, в каждом из которых находится определенный продукт: мука, соль, сахар и овсяная крупа. Количество и качество этих продук­тов никогда не меняются, даже при их смешивании. Различные по составу и вкусу «овсяные лепешки» получаются путем соедине­ния разных количеств имеющихся продуктов. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что Эмпедоклу уда­лось разработать модель, которая включала как изменение, так и неизменное. В нашем примере изменение представлено «лепешка­ми», которые возникают и исчезают, а неизменное – количествами и качествами четырех исходных продуктов.

Анаксагор размышлял подобно Эмпедоклу, но в отличие от него оперировал «бесчисленным» количеством элементов и оперировал только одной силой: «умом», нусом (греч.). По-видимому, он думал, что это ум или сила, направляет все изменения к некоторой цели. В этом смысле природа предстает как теологическая, целенаправленная.

Демокрит (460 – 370 г. до н.э.) ро­дился в колонии Абдеры во Фракии. Известно, что он бывал в Афинах и предпринял несколько длительных путешествий на Восток и в Египет.

Демокрит обладал обширными знаниями. Он плодотворно работал в большин­стве областей современной ему науки. Названий некоторых его работ достаточно, чтобы показать широту его интересов – Космос, Врачебная наука, О том, что после смерти, О строении природы, О мировом порядке и правилах мыш­ления, О ритме и гармонии, О поэзии, О земледелии, О математике и т.д.

Впервые в истории предположил, что мир состоит из атомов. У Демокрита модель самопро­извольного зарождения жизни. Атомы трясутся, входят в соединение друг с другом. Образуется вихрь, из которого и возникает тот мир, кото­рый первоначально уже содержится в атомах. Вместо Разума у него присутствует космический вихрь. Это необходимость-принуждение. Атомы движутся в пустоте, и их движения определяются исключитель­но механическими причинами. Все перемещения частиц вызываются их взаимными столкновениями. Пустота, небы­тие является предпосылкой бытия как движения атомов.

Маленькие материальные частицы мыслятся как физически не­делимые. Их свойства являются исключительно коли­чественными: протяженность, форма, вес, но не цвет, вкус, запах, боль. Все атомы состоят из одного и того же материала. Но они раз­личаются по форме и размерам, которые постоянны для каждого отдельного атома. Поскольку разные атомы имеют разную форму, то некоторые из них могут легко соединяться вместе, тогда как другие – с трудом. (В этом можно усмотреть некоторую аналогию с проблематикой валентности в химии). Вещи возникают, когда атомы «сцепляются вместе». Это происходит в силу того, что иногда механические столкновения ведут к образованию скоплений, в ко­торых атомы могут соединяться друг с другом. Вещи исчезают, когда образующие их атомы удаляются друг от друга.

Характерно, что Демокрит, как и элеаты, различает два мира: мир атомов – как истинный и познаваемый лишь разумом и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущностную основу которой составляют атомы, их свойства и движения.

Такая элегантная модель, как атомная, с ее простыми и не­многочисленными принципами, имела и недостатки. Так, многие обыденные чувственно воспринимаемые явления остаются в ней трудно объяснимыми. К их числу относятся такие качественные свойства, как цвет и запах цветов, или неприязнь и симпатия к окружающим нас людям. Как вообще мы можем воспринимать такие феномены, если все, что существует, является количест­венным?

Демокрит с помощью учения о чувственном восприятии пы­тался объяснить, каким образом мир представляется более «кра­сочным», чем это позволяют только количественные свойства ато­мов. Он считал, что любой объект испускает своего рода атомы-посредники. Когда они вступают в контакт с атомами в органах чувств, возникают особые эффекты, которые воспри­нимаются нами как свойства, принадлежащие объектам. Они ка­жутся обладающими цветом, вкусом и запахом. Но сам по себе объект не имеет этих свойств, они ему приписываются нами. Са­ми по себе объекты имеют только такие свойства, как протяжен­ность, форма и плотность, но не цвет, запах или теплота. Ошибки восприятия могут быть объяснены либо тем, что атомы органов чувств нахо­дились в беспорядке, либо тем, что атомы-посредники на пути от объекта к органам чувств, сталкивались друг с другом и поэтому доставили искаженное сообщение атомам органов чувств.

Однако и демокритовская теория познания не в состоянии ре­шить ряд важных теоретических проблем. Каким образом мы мо­жем знать, что получаемые нами чувственные впечатления на самом деле являются точным отражением окружающих нас объ­ектов? Рассмотренная выше модель не позволяет нам наблюдать, с одной стороны, атомы-посредники, а, с другой, объект, чтобы определить, представляют ли атомы-посредники этот объект та­ким, каков он есть. Далее, мы не можем доверять нашим ощуще­ниям, так как не уверены в том, что атомы-посредники попадают в наши органы чувств в надлежащем порядке. Кроме того, исходя из наших ощущений, мы не в состоянии отличить сообщение, которое несут атомы-посредники, от сообщения, которое несут атомы наших органов чувств. Короче говоря, обладая нашими собственными ощущениями, мы, по-видимому, не способны знать ничего иного, кроме того, что мы имеем такие-то и такие-то чув­ственные ощущения.





Похожие:

Литература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976 iconЛитература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976
Римом племен и народов. Сам Рим оказался эллинизированным, чему в немалой степени способствовало родство греческой и латинской мифологий...
Литература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976 iconАлексей Федорович Лосев (1893-1988) советский
«Диалектика мифа», «Очерки античного символизма и мифологии» (1930), «Античная мифоло­ гия в ее историческом развитии» (1957), «Проблема...
Литература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976 iconИсточники первоначальной религии: новый завет и старый завет. А также...

Литература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976 iconА. Л. Доброхотов Введение в философию
Но и здесь его союзник философия. Он наивен, и философия, в сущности, наивна; он непрактичен, но и философия отвлекается от непосредственной...
Литература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976 iconКазахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал
Юстиниан закрыл философские школы в Афинах. Античная философия возникла в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья...
Литература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976 iconДЕ. 02. История философии. Зарождение философии. Античная философия
Автор высказывания: «На огонь обменивается все, и огонь на все, подобно тому, как на золото – товары, а товары на золото»…
Литература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976 iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп, 3 кредита 3 семестр...
Под современной западной философией понимается западно-европейская философия и философия США конца XIX-ХХ веков. Ведущими направлениями...
Литература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976 iconНиколай Васильевич Гоголь Вечера на хуторе близ Диканьки
«Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в семи томах. Том Вечера на хуторе близ Диканьки»: Художественная литература; Москва; 1976
Литература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976 iconТесты 25 философия философия в переводе с греческого это любовь к...
В современном понимании термин «философия» имеет двояко значение. Во-первых, это наука о самых общих законах функционирования и развития...
Литература. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976 iconНазвание олимпиады
Математика, физика, литература, иностранные языки, химия, биология, история, география, журналистика, экономика, психология, обществознание,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница