Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник


Скачать 149.89 Kb.
НазваниеГусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник
Дата публикации14.07.2013
Размер149.89 Kb.
ТипУчебник
vb2.userdocs.ru > Философия > Учебник
Лекция 1.

Предмет и специфика философского знания.
План.

  1. Понятие мировоззрения. Мифология и религия.

  2. Предмет, структура и основные функции философии.

  3. Философия и наука.


Литература.

    1. Гуннар Скирбекк, Нильс Гилье. История философии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. – 800 с.

    2. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М., 2001. – 272 с.

    3. Философия в вопросах и ответах под редакцией профессора В.Н. Лавриненко, М., 2003. – 463 с.

    4. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И. Я.Щипанова. М., «Мысль», 1969. – 790с.

    5. В.В. Соколов. Средневековая философия. – М., 1979. – 448 с.

    6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 472 с.

    7. Історія філософії: Підручник для вищої школи. – Х.: Прапор, 2003. – 768 с.

    8. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.

    9. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999. – 576 с.

    10. Горський В.С., Кислюк К.В. Історія української філософії: Підручник. – К.: Либідь, 2004. – 488 с.




  1. Понятие мировоззрения. Мифология и религия.

Философия является частью на­шего жизненного мира. Осознаем ли мы это или нет, но философские размышления пронизывают всю нашу повседневную жизнь. Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсужда­ются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое – случайности?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человечес­кого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуж­дения и лжи?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нрав­ственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интере­сующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занима­ются не только философия. Еще задолго до возникновения философии на подобного рода вопросы люди находили ответы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто фило­софскими, а мировоззренческими. У философии свой, специфиче­ский подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?

Мировоззрение – совокупность взглядов, представлений о мире, явлений природы и общества, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Это не просто обобщенные знания, взгляды и представления, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

^ Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания, возникновение явлений природы, животных и людей. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений своди­лись к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теого­нии» Гесиода, «Илиаде» и «Одиссеи» Гомера – наиболее полном собрании древнегреческих мифов – процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Из Хаоса источника жизни, поднялась могучая, все оживляющая любовь – Эрос.

Мифические верования выполняли важные общественные функции – утверждая принятую в обществе систему ценностей и определённые нормы поведения, обеспечивали сплоченность людей. В поэмах Гомера, которые стали основополагающими текстами для греческого мира, в похождениях богов и героев разъяснялись основные принципы греческого духа: культ гостеприимства и личной храбрости, любовь к природе, стремление к красоте.

Отличительной особенностью китайских мифов является представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского инь и мужского – ян. В глубокой древности не было ни неба, ни земли, а Вселенная представляла собой бесформенный хаос. В этом бесформенном мраке родились два духа – инь или ян, деятельность которых привела к упорядочиванию мира. Присутствуя во всем, инь и ян действуют друг в друге, что создает внутренний источник движения.

^ Основные черты мифологического мировоззрения:

  1. Персонификация природных сил. Явления природы наделялись именем для того, чтобы можно было обратиться к ним, задобрить их, принести жертву;

  2. Мифологическое мышление оперирует художественными образами, а не понятиями как в философии и науке. Картина реальности предстаёт как соединение реальности и фантазии, отсутствует абстрактное мышление;

  3. Мифы воспринимаются как реальность, не требующая доказательства и проверки. Всё воспринималось на веру без критического усмотрения. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «позна­ние» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Для первобытного человека было невозможно зафиксировать свое знание и убедиться в своем незнании. В мифе не может быть поставлено и вопроса о том, реальны или нет соответствующие мифические явления. Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, т.е. в первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не художественное творчество, а практическое руководство к дей­ствиям первобытного коллектива;

  4. Человек понимался как игрушка в руках природных и надприродных сил, его жизненный путь определялся судьбой, роком.

Таким образом, миф – особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравст­венная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существует и религия. Религия, как способ духовно-практического освоения мира, обращается к вере. Современные религии, как правило, не отрицают достижений науки. Священнослужители всегда подчёркивают, что сферой науки первоочередным делом является исследование физического мира. Сфера религии – сфера внеземного, потустороннего. Специфика религии обусловливается тем, что основным ёё элементом является культовая система – совокупность обрядовых действий, направленных на установление определенных отно­шений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему.

С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных коорди­нат человеческого бытия, социальных институтов и т.д. Таким образом, религия придаёт смысл и значение, устойчивость человеческому бытию.

^ 2) Предмет, структура и основные функции философии. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу прихо­дит Логос – разум. Философия и зарождается, как попытка ре­шить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связываю­щиеся друг с другом по определенным логическим законам. Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, рациональное мировоззрение. От религиозного и мифологического мировоззрения оно отличается тем, что оно:

- основано на знании (а не на вере или вымысле);

- логично (имеет внутреннее единство и систему);

- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

- динамично – постоянно развивается и обновляется;

- опирается на чёткие понятия и категории.
Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремя­щимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. При этом следует отметить, что в философии знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существова­ния.

Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции. И уже с са­мого начала восточная и западная философии достаточно определенно различались между собой по способу философствова­ния и проблематики. Так, первая в большей степени обращена к внутреннему миру человека, носит интровертивный характер, делает упор на иррациональные способы познания. Вторая напротив – чаще опирается на рациональные методы и носит экстравертивный характер, направлена на изучение (а часто и изменение) окружающего человека мира.

Философия унаследовала от мифологии и религии вопросы о происхождении мира и человека. Однако решение мировоззренческих проблем происходило с позиций рациональной оценки, позиций разума. Вначале философия выступала единым нерасчленённым теоретическим знанием о мире. Это нашло свое отражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук».

По мере того, как накапливался эмпирический материал, и совершенствовались методы научного исследования, про­исходила дифференциация форм теоретического освоения действительности, происходило отпочкование от философии конкретных наук.

Наука как самостоятельный социальный институт формируется в Европе в XVI – XVII вв. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические мето­ды исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.

Таким образом, после того как сформировались самостоя­тельные отрасли научного знания – математика, физика, биология, химия и т. д., философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Философия стала выполнять функцию познания наиболее общих оснований бытия.

^ К предметной области философии относятся:

А) Исследование наиболее общих вопросов бытия. Исследуется бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское уче­ние о бытии получило название онтологии (от греч. Ontos – сущее и logos – учение). Главный вопрос философской онтологии: «Какое основание (субстанция) является первичным в основании мира – материальное или духовное?». В рамках этого вопроса выделяются следующие философские направления.

Материализмутверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность и несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. (Эпикур, Демокрит, Фейербах, Маркс, Ленин)

Идеализм философское направление противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с религией. (Платон, Соловьёв).

Деизм – учение, которое признаёт существование Бога как безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам (Ф. Бэкон, Вольтер, Руссо, Локк).

Дуализм – философское учение, считающее в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами (Декарт, Аристотель).
Б) Гносеологияраздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания. В качестве синонима Г. часто употребляется термин «эпистемология».

^ Главный вопрос философской гносеологии – познаваем или не­познаваем мир, что играет главную роль в познании, что есть истина и т.д.

Философов, считающих, что мир познаваем, принято называть гностиками. Философов, которые отрицают подобную возможность – агностиками. Скептики призывают отказаться от подобных суждений, мы не можем сказать достоверно, познаваем мир или нет.

В рамках этого вопроса в философской гносеологии выделяются следующие методологические установки: сенсуализм, рационализм, иррационализм.

Сенсуализм (от лат. Sensus – чувство) – учение в теории познания, в котором за основу познания берутся чувства. Это учение стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).

Рационализм (от лат. Ratio – разум) – учение в теории познании, согласно кото­рому основой познания и действия людей является разум. Всеобщность и необходимость как достоверные признаки знания не могут быть выведены из опыта, они могут быть получены только из разума (Декарт, Спиноза, Гегель и др.).

Иррационализм – учение, которое отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам пости­жения бытия – инстинкту, интуиции (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).

^ Истина – правильное, проверенное практикой, отображение в нашем сознании предметов и явлений природы, общества.

Истина имеет ряд характеристик:

Объективность – независимое содержание истинного знания от познающего субъекта.

Относительность – означает неполноту, незавершённость знания.

Абсолютность – понимается как полнота истины, окончательность. Это идеал знания, к которому стремится человечество в любую эпоху. Примером соотношения относительной и абсолютной истин является развитие знаний о строении вещества. В XVII-XIX ст. аргументировалась мысль, что материя состоит из наименьших неделимых частичек – атомов. Этот взгляд был относительным, т.к. отображал строение материи приблизительно правильно. Материя действительно состоит из атомов. Но дальнейшее развитие знаний о строении веществ привёл в к. XIX ст. к открытию электрона – составной части атома. Но и электронная теория атома не была границей познания о строении материи, хотя и имела большую часть абсолютной истины, нежели предыдущая теория. В процессе познания относительных истин человек всё глубже приближается к познанию абсолютной истины. Но вряд ли человек дойдёт до такого момента, когда можно будет сказать: «Всё познано. Познавать больше нечего». Материя вечна во времени, пребывает в постоянном движении и развитии. Познание является отображением постоянно развивающегося мира, поэтому и познание является бесконечным процессом.

В) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Раздел философии, который изучает вопросы общественной жизни, влияние социальных институтов на развитие человека называется социальной философией.

Г) ^ Этика. Исследование наиболее общих вопросов че­ловека, морали, справедливости, смысла человеческой жизни. Кризисные явления, связанные с развитием цивилизации (экологические, демографические, войны и мира, голода, болезней, противоборства культур и т.д.) свидетельствуют о том, что их решение требует человека с гуманистическими ориентирами, желающего и способного строить мир и свою жизнь на общечеловеческих моральных ценностях (добра, сострадания, любви к ближним и природе и т.д.). При таких обстоятельствах роль морального фактора во всех сферах жизнедеятельности общества возрастает.

^ Итак, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания, человека и его отношения к миру.

Основными методами философии (средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Использование диалектического метода предполагает взгляд на мир, который по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния – он находится в движении, развитии.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

- обособленно, как сами по себе (а не сточки зрения их взаимосвязанности);

- статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

- однозначно (ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознаётся их единство).

Использование метафизического метода предполагает взгляд на мир, как совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.
^ Функции философии.

  1. Мировоззренческая – вооружает человека знаниями о мире, месте человека в нём. Философия призвана выполнять адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.

  2. Методологическая функция – философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

  3. Прогностическая функция – формулировка в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития мира, природы и человека.

  4. Критическая функция философии. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важно­сти критического подхода и наличии определенной доли скеп­сиса по отношению к существующему знанию и социокультур­ным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их разви­тии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

5) Социальная функция философии охватывает различные ас­пекты общественной жизни и призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному измене­нию. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию действий по их достижению.

^ 3) Философия и наука.

Главная трудность в определении философии обусловле­на тем, что в отличие от естественных наук философские выво­ды не являются жестко определенными и не всеми признаются в качестве истинных. Ее результаты не всегда проверяемы на практике, т.к. философия часто затрагивает предельные и абстрактные проблемы мира и человека, которые нель­зя выразить посредством однозначных законов и формул.

Мировая философская мысль представлена различными школами и конкретными философами. Каждый из них имеет свои ценности, проблематику, методологию и т.д. Одни при рассмотрении философских проблем опираются на человече­ский разум и естественнонаучные основания, другие обраща­ются к Богу или мировому разуму, третьи в качестве исходных предпосылок берут интуицию, чувства, переживания и т.д. В связи с этим одни мыслители рассматривают философию как науку, другие – как «историю человеческих заблуждений».

Труд­ность в определении философии, невозможность дать совершенную и всеми приемлемую дефиницию. Это обусловлено тем, что в философии не может быть оконча­тельных выводов, категорических суждений и абсолютных ис­тин. В этой незаконченности и незавершенности результатов философии состоит не недостаток, а достоин­ство и особая привлекательность философии. Ее задача состоит не в том, чтобы сформулировать истины в последней инстан­ции, а прежде всего в том, чтобы помочь человеку научиться мыслить, научить его ставить вопросы и пытаться давать на них ответы. Другими словами, эта задача заключается в том, чтобы заставить человека думать, способствовать развитию творческого мышления и мудрости.

^ Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в со­держание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями фи­лософии (Пифагор, Аристотель, Бруно, Коперник, Декарт, Маркс, Фрейд, и многие другие). У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск, поэтому имеет научный ха­рактер.

Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы. Влияние философии осуществляется через формирование мировоззрения, цен­ностных ориентаций, которые так или иначе воздействуют на позиции ученого, его отношение к миру, на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т.п.).




Похожие:

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник iconПрофессиональная этика адвоката
Адвокатская этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил работников адвокатской профессии, обеспечивающих...
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник iconЛекция профессиональная этика судьи
Судейская этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения судей, обеспечивающих нравственный...
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник iconКнига рекомендуется практическим работникам сми. Содержание слова...
Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2000. 208 с
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник iconУчебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. Спб.: Питер, 2003. 351 с.: ил. Серия «Учебник нового века»
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов,...
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник iconЛекция Юридическая этика: особенности и специфика Соотношение понятий «мораль»
Этика изучает сущность морали, ее происхождение, функционирование и эволюцию в обществе. Мораль регулирует поведение человека во...
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник iconЛекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего...
Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница