Священник Илия Шугаев Брак, семья, дети Беседы со старшеклассниками


НазваниеСвященник Илия Шугаев Брак, семья, дети Беседы со старшеклассниками
страница1/13
Дата публикации13.10.2013
Размер1.67 Mb.
ТипКнига
vb2.userdocs.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Священник Илия Шугаев
Брак, семья, дети

Беседы со старшеклассниками

В книге рассматриваются основы семейной жизни, и решается целый ряд вопросов: чем отличается любовь от влюблённости, что такое первая любовь, как выбрать супруга, сколько должно быть детей, что разрушает семью, каким должен быть внутренний уклад семьи.

Книга обращена прежде всего к неверующим молодым людям, стоящим на пороге взрослой жизни, но будет также интересна всем читателям, независимо от их веры или возраста, интересующимся проблемой семьи.

Содержание:

Предисловие автора

Беседа 1. Возможен ли брак по любви?

Дополнение. Привычка или любовь. Первая любовь. Любовь с первого взгляда. Признание в любви.

Беседа 2. Как вступать в брак?

Беседа 3. Дети

Беседа 4. Зачатие

Беседа 5. Грехи против семьи

Беседа 6. Аборт

Беседа 7. Нежелание иметь детей (Планирование семьи)

Беседа 8. Сколько должно быть детей?

Беседа 9. Кто глава семьи?

Дополнение. О мужественности и женственности

Беседа 10. Я – взрослый. (Переходный возраст)

Беседа 11. Внутренний уклад семьи

Предисловие автора

Эти беседы возникли как крик отчаяния при виде того, что творится с современной семьей. Откуда молодые люди черпают свои познания о се­мье и браке? Из созерцания своих вечно скандалящих родителей и с голу­бого экрана. О том, что брак может быть вечным, что настоящая любовь и верность встречаются и сейчас, им остается только мечтать, ибо своими глазами они этого не видят. Задача, которую я ставил себе, идя на лекции, была очень простой, — засвидетельствовать о том, что все это реально есть, о том, что вы сможете полюбить по-настоящему и вас могут полюбить так же. Но любовь — это труд.

Хотелось бы верить, что когда-нибудь в школах вновь появится такой предмет, как «Этика и психология семейной жизни» (но в отличие от старого советского варианта, наполненный православным взглядом на се­мью). Ведь физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя эти предметы изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится, в лучшем (на самом деле в худшем) случае вводится секспросвет.

Эти беседы были обращены к одиннадцатиклассникам города Талдома. Только в последнем 11-м классе можно было коснуться некоторых тем, касающихся интимной стороны брака.

Текст бесед в этой книге шире каждой реальной беседы в школе. В зависимости от аудитории и от вопро­сов, которые возникают у слушателей, рассказывалась только определен­ная часть темы. В книге же помещено то, что могло бы быть сказанным.

Упоминаемые видеофильмы в 4-й и 6-й беседе распространяются в право­славном медико-просветительном центре «Жизнь». Фильм «Не убий» может быть вполне заменен фильмом «Безмолвный крик». В этом центре можно найти и много других интересных материалов. Адрес центра: 125167, Моск­ва, Красноармейская ул., 2/2, храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Если кто-то решится выступать перед старшеклассниками с лекциями о браке, то хотелось бы упомянуть книги и видеофильмы, которые могут в этом помочь: 1) Видеофильм «Церковь не молчит» (видеозапись беседы со старшеклассниками отца Димитрия Смирнова, которую можно приоб­рести в центре «Жизнь», есть и аудиовариант этой беседы, некоторые мысли из этой беседы приводятся в данной книге). 2) Видеофильм «Нача­ло» (беседа педагога Авдеева Е.А. со старшеклассниками, студия «Радо­неж»). 3) Книга «Переходный возраст. Как правильно выйти замуж» (книга того же педагога, отчасти пересекается с беседой в видеофильме «Начало», но много нового материала, имеется несколько изданий). 4) Книга Веры Присёлковой «Неудачное замужество и одинокое воспитание ребенка» (подлинная история одного печального опыта церковного брака, издатель­ство «Благо», 2000). 5) Книга «Любовь и вера» протоиерея Артемия Вла­димирова (Москва, 2001). 6) Сборник материалов в защиту жизни на CD-ROMe с православных ресурсов Интернета (центр «Жизнь»),

^ Священник Илия Шугаев



Беседа 1

Возможен ли брак по любви?

Все здесь сидящие, наверное, собираются вступить в брак. У православного христианина два основных выбора — или вступить в брак, или уйти в монастырь. В мона­стырь из вас, уверен, никто не собирается, поэтому остается только одно — вступить в брак.

Я думаю, что все вы надеетесь вступить в брак по любви. Действительно, ведь это ужасно — вступать в брак с нелюби­мым человеком. Даже если такое кто-то о себе может предпо­ложить, то, наверное, это представляется чем-то крайне неже­лательным. Ну, например, девушка долго не может выйти за­муж, наконец, выходит за первого, кто ей делает предложение. Ясно, что это вынужденное решение, а в нормальных условиях, если бы возраст ее не поджимал, она бы не совершила подобно­го шага.

Итак, каждый надеется вступить в брак по любви. Но цель моей сегодняшней беседы — это поведать вам одну очень важ­ную истину. Я бы не побоялся сказать, что незнание этой истины является причиной почти всех разводов. Какова же эта ис­тина? Поскольку она важна для нас, я ее запишу на доске круп­ными буквами. Итак:
^ Вступить в брак по любви – невозможно!
Звучит несколько неприятно и страшно. То, на что надеется практически каждый молодой человек, оказывается невозмож­ным.

Чтобы мне показать вам, почему это невозможно, и страшно ли это, мне необходимо договориться с вами о терминах. Очень часто люди используют одни и те же слова в совершенно раз­ных смыслах. Поэтому я, прежде всего, попытаюсь объяснить, что имею в виду под словом «любовь». Это особенно необходи­мо сейчас, когда это слово полностью низведено до самого низ­менного смысла, когда используется такое словосочетание, как «заниматься любовью». Ясно, что речь при этом идет не о ис­тинной высокой любви, а о чем-то другом.

Итак, что же такое любовь? Есть два основных понятия, ко­торые характеризуют два совершенно разных типа взаимоотно­шений между мужчиной и женщиной. Это «любовь» и «влюб­ленность». Рассмотрим каждое из этих понятий поподробнее.

Чертим на доске два столбца:
Влюблённость

1.

2.

3.
Любовь

1.

2.

3.
Мне проще начать с влюбленности, потому что, наверное, у каждого из вас уже есть опыт влюбленности. Когда я учился в школе, то обычно впервые влюблялись во втором-третьем клас­се. Сейчас, насколько я знаю, это происходит уже в старших группах детского сада. К одиннадцатому классу вполне можно успеть влюбиться три-четыре раза, а то и больше.

Приведу несколько характерных признаков влюбленности.

Первый. Влюбленность часто является проявлением эгоиз­ма или, по-русски говоря, жадности. Записываю — эгоизм.

Например, каждому автомобилисту хочется иметь хорошую машину, скажем, 600-ый «Мерсе­дес». И действительно, когда в Москве по центральной улице проезжает шикарная ма­шина, то большинство водителей, сидящих за рулем скромных машин, невольно поворачивают голову и с большей или мень­шей завистью смотрят на счастливого обладателя такой маши­ны. Если поставить перед человеком целый ряд машин и ска­зать: «Выбирай!», — конечно же, он выберет самую мощную и красивую. Примерно такая же логика действует при влюблен­ности. Молодой человек окидывает взглядом всех своих одно­классниц, выбирает самую красивую и говорит себе: «Хочу, чтоб была моей!» Уж если что-то иметь, то самое лучшее. Зачем мне не самая красивая, зачем мне не самая стройная?

Поставим себе такой вопрос: может ли такое чувство послу­жить основанием для настоящей крепкой семьи? Скорее всего, нет. Какой бы прекрасной ни была машина, есть множество дру­гих с не менее замечательными возможностями. Например, сча­стливый обладатель 600-го «Мерседеса» выезжает на дачу в гости к своему другу. И после поворота на проселочную дорогу на пер­вой же колдобине он начинает завидовать счастливому обладате­лю джипа, только что пронесшегося мимо него. В итоге человек приходит к выводу, что машин надо много, и разных. Если сред­ства позволяют, то человек обзаводится одной машиной для го­рода, одной для деревни и небольшим грузовиком для перевозок.

Также и при влюбленности. Че­ловек легко доходит до состояния, когда у него две или три «жены». Одна рожает детей, готовит обед и стирает, с другой можно отпра­виться в ресторан, а с третьей — на оперу или балет.

Второй. Во внешности или ха­рактере человека, в которого влюбляются, как правило, есть некая особая черта, которая собственно и покоряет сердце влюб­ленного. В самом обычном случае это — красивое лицо или фигура. В более возвышенном варианте это — ум, веселость ха­рактера и т.п. Но в любом случае влюбленный влюбляется во что-то.

Вопрос: может ли такое чувство быть основой истинного бра­ка? Вряд ли. Большинство парней влюбляются в хорошую, при­влекательную внешность девушки. Само по себе это еще не так плохо. Но как обычно развиваются события после вступления в брак? Внешность имеет способность меняться. Например, рож­дение первого же ребенка может сильно изменить женщину. Известно, что многие женщины, располнев во время беремен­ности и кормления грудью, так и не могут вернуть свою перво­начальную изящную фигуру. И как правило, это не вина жен­щин, которые себя «запустили». Для женского организма впол­не естественно иметь некую полноту. Так его устроил Господь для лучшего вынашивания ребенка. Бедра, живот своей мягко­стью защищают ребенка. Господь вовсе не хотел, чтобы ребенок рос в колючей, твердой и угловатой клетке из костей матери. Фигуры манекенщиц, которые являются предметом мечтаний многих молодых девиц, являются на самом деле совсем не есте­ственными для женщин, и для сохранения такой фигуры требу­ется слишком много сил. В древности такую фигуру назвали бы «худосочной», поскольку в ней текут худые соки. Вспомним кар­тины эпохи Возрождения с женскими фигурами. Там никаких худых соков не видно.

Меняется не только фигура. Лицо, волосы не менее подвер­жены способности изменяться. Особенно изменения велики, если лицу и волосам пытались придать более красивый вид. Если де­вушка в 15 лет красится, чтобы выглядеть взрослее, лет этак на 20, то в 20 лет ее кожа будет выглядеть уже на 25, а в 25 на все 35. Губы, которые никогда не красились, всегда будут выглядеть молодо. А через год активного пользования помадой губы силь­но обесцвечиваются, помада становится необходимой. То же самое относится и к волосам. Любая химическая обработка во­лос (лаки, краски и т.д.) оставляет свой след.

Итак, молодой человек покорен сногсшибательной внешностью дамы, влюбляется, вскоре делает предложение и вступает в брак. Через три-четыре года, когда ребенку будет уже год-два, этот молодой человек будет поглядывать на сторону, поскольку жена уже несколько поблекла, а вокруг множество девиц, еще блистающих своей красотою.

Даже если человек влюбляется не во внешность, а, например, в блистательный ум, прекрасные манеры и т.д., все равно, в этом чувстве будет некая ненадежность. Ум тоже молено потерять. Человек попадает в автокатастрофу, получает сотрясение мозга. Неужели после этого можно с чистой совестью разводиться с ним? Совесть подсказывает, что что-то здесь не так.

^ Третий признак влюбленности — это пылкость чувств.

У взрослого семейного человека один вид влюбленной пары уже вызывает легкую улыбку. С одной стороны, как трогательно и внимательно ухаживает Он, как элегантно принимает ухажи­вания Она, а с другой стороны ясно, как это еще далеко ао настоящего чувства.

Николай Васильевич Гоголь, будучи православным человеком, прекрасно знал об одном законе духовной жизни: глубина пе­реживания, внутренняя сила чувств никак не зависят от силы их внешнего проявления. Этому посвящен целый рассказ у вели­кого писателя — «Старосветские помещики».

Главные герои рассказа — старые помещики Афанасий Ива­нович и Пульхерия Ивановна. Их размеренная жизнь напоми­нает «прекрасный дождь, который роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и на­говаривая дрему на ваши члены». Все дни протека­ли одинаково, Пульхерия Ивановна заранее зна­ла все желания и мужа и они моментально исполнялись. Но наступает смерть Пульхерии Иванов­ны. Все мысли Пульхерии Ивановны перед ее смертью были только о сво­ем супруге. Она дает последние указания ключнице о том, как ей заботиться об Афанасии Ивано­виче. Во время похорон Афанасий Иванович молчал, как бы не понимая, что происходит. Лишь вернувшись домой, он стал рыдать сильно и безутешно. Автор, то есть Гоголь, на пять лет покидает хуторок, где жили описываемые помещики, и, нако­нец, вновь посещает это местечко и по дороге в гости к Афана­сию Ивановичу размышляет:

«Пять лет прошло с того времени. Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неровной битве с ним?» И далее Гоголь приводит пример, показывающий, что даже самую сильную страсть лечит время. «Я знал одного человека в цвете юных еще сил, исполненного истинного благородства и досто­инств, я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено, дерзко, скромно, и при мне, при моих глазах почти, предмет его страс­ти — неясная, прекрасная, как ангел, была поражена ненасытной смертью. Я никогда не видел таких ужасных порывов душевно­го страдания, такой бешеной палящей тоски, такого пожираю­щего отчаяния, какие волновали несчастною влюбленного. Я никогда не думал, чтобы мог человек создать для себя такой ад, в котором ни тени, ни образа и ничего, что бы сколько-нибудь походило на надежду... Его старались не выпускать с глаз; от него спрятали все орудия, которыми бы он мог умертвить себя. Аве недели спустя он вдруг победил себя: начал смеяться, шу­тить; ему дали свободу, и первое, на что он употребил ее, это было купить пистолет. В один день внезапно раздавшийся вы­стрел перепугал ужасно его родных. Они вбежали в комнату и увидели его распростертого, с раздробленным черепом. Врач, слу­чившийся тогда, об искусстве которого гремела всеобщая молва, увидел в нем признаки существования, нашел рану не совсем смертельной, и он, к изумлению всех, был вылечен. Присмотр за ним увеличили еще более. Afl-же за столом не клали возле него ножа и старались удалить все, чем бы мог он себя ударить; но он в скором времени нашел новый случай и бросился под колеса проезжавшего экипажа. Ему раздробило руку и ногу; но он опять был вылечен». Как видим, описанные страдания действительно ужасны. Но вдруг тон Гоголя резко меняется. «Год после этого я видел его в одном многолюдном зале: он сидел за столом, весело говорил «петит-уверт» {карточный термин), закрывши одну карту, и за ним стояла, облокотившись на спинку его сту­ла, молоденькая жена его, перебирая его марки». Итак, палящая тоска, бешеные страдания, две попытки покончить жизнь само­убийством, но всего через год — все хорошо, у него молоденькая жена, он счастлив, он веселится, все забыто! С такими мыслями автор идет в гости к Афанасию Ивановичу. Пять лет... Уж он-то, наверное, уже давно забыл свою супругу! Афанасий Ивано­вич угощает своего гостя. Наконец, подают на стол мнишки (что-то вроде сырников). И тут происходит нечто неожидан­ное для гостя. «Это то кушанье, которое по... по... покой... по-койни... — Афанасий Иванович не может договорить этого слова, из его глаз брызнули слезы, и он рыдает так же безутешно, как рыдал после похорон. Время нисколько не смогло ослабить боль потери близкого человека!»

Еще раз повторюсь. Гоголь был православным человеком и пре­красно знал простую истину, которую и пытался проиллюстри­ровать в этом рассказе: бурность чувств, пылкость нисколько не говорят о их глубине. Истинное чувство, как правило, выглядит тихо, скромно, неприметно. Внешняя пылкость, скорее всего, свидетельствует о недостатке внутреннего переживания, когда все силы уходят на внешнее. Жизнь души в данном случае можно сравнить с морем. Во время бури ветер поднимает большие вол­ны, но стоит опуститься на глубину, как мы увидим тишину и покой: колеблются и сотрясаются только поверхностные слои воды. Но есть и глубинные водные потоки, как, например, Гольфстрим. Он переносит огромное количество воды, которое меняет климат в тех местах, где он омывает берега; но внешне это почти не заметно, поскольку на поверхности нет огромных волн.

Немного поговорив о влюбленности, необходимо приступить и к любви. Попытаюсь назвать хотя бы несколько важных при­знаков истинной любви.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Священник Илия Шугаев Брак, семья, дети Беседы со старшеклассниками iconЭмоции «дети» театра виктор евграфов, фото Анастасии богдашовой «Непорочный брак»
«Непорочный брак», спектакль Орловского театра «Свободное пространство» по пьесе польского классика Тадеуша Ружевича в постановке...
Священник Илия Шугаев Брак, семья, дети Беседы со старшеклассниками iconВ произведении Л. Н. Толстого “Война и Мир” семья Ростовых поражает...
В произведении Л. Н. Толстого “Война и Мир” семья Ростовых поражает своей душевностью. Главной же ценностью в этой семье являются...
Священник Илия Шугаев Брак, семья, дети Беседы со старшеклассниками iconРазвитие детского курортного дела в РФ
«Дети-инвалиды», «Дети России», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», Федеральная программа «Развитие курортов Федерального значения»....
Священник Илия Шугаев Брак, семья, дети Беседы со старшеклассниками iconА. является гражданкой Республики Казахстан. В 2004 году она вступила...
Гражданин А. совершил преступление на территории своего государства. Ему были предъявлены обвинения в шпионаже. Но к тому времени...
Священник Илия Шугаев Брак, семья, дети Беседы со старшеклассниками icon«Ошо Без малейших усилий. Беседы о суфийских историях»
«Ошо Без малейших усилий. Беседы о суфийских историях»: иг "Весь"; Серия Путь мистика; Санкт-Петербург; 2011, стр. 256 Переводчик:...
Священник Илия Шугаев Брак, семья, дети Беседы со старшеклассниками iconXi форум «Петербургская весна культуры»15-16 мая 2013 года
Иерей Илия Макарова Зам. Председателя Отдела религиозного образования и катехизации спб Митрополии
Священник Илия Шугаев Брак, семья, дети Беседы со старшеклассниками iconOverview дети начинающие продвинутые киллашоу Sheet 1: дети

Священник Илия Шугаев Брак, семья, дети Беседы со старшеклассниками iconКонтрольные вопросы к экзамену
Раскрыть понятия «дети с трудностями в обучении», «дети с задержкой психического развития»
Священник Илия Шугаев Брак, семья, дети Беседы со старшеклассниками iconOverview дети начинающие продвинутые Sheet 1: дети

Священник Илия Шугаев Брак, семья, дети Беседы со старшеклассниками iconБрак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений
Карл Роджерс Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница