— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания


Название— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания
Дата публикации13.07.2013
Размер37.3 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
Познание.
Знание в узком смысле - любого рода информация.

Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.

Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.

Бэкон: « Знание-сила».

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Гносеология- учение о познании.

Онтология- учение о бытие.

Бытие- мир вокруг нас.

Субъект познания - познающий человек.

Объект- то или кто познаётся.

Субъект и объект могут совпадать.

^ Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.

Виды познания:

  1. чувственное

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания:

  1. Ощущение- отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)

  2. Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)

  3. Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)

Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк)

Особенности чувственного познания:

  • отражает только признаки предметов

  • пассивное, человек не способен изменить чувства ( холодное это холодное)

  • нельзя постичь сущности предметов и их свойств

    1. рациональное

Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы рационального познания:

  1. Понятие- мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)

  2. Суждение- форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха - насекомое.Соловей- не насекомое.)

  3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).

- индукция - от частного к общему

- дедукция - от общего к частному

-аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Особенности рационального познания:

  • имеет обобщенный характер

  • носит абстрактный характер

  • активно и целенаправленно

  • связано с речью

Цель познания - истина.

Ложь - преднамеренное искажение действительности.

Заблуждение - непреднамеренное искажение действительности.

Истина- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Признаки истины:

  1. объективность- независимость от сознания человека

  2. конкретность

  3. это процесс

Виды истины:

  1. Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)

  2. Относительная - изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.

Критерий истины- практика.

Формы практики:

  1. материальное производство (ВГО)

  2. социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт)

  3. научный эксперимент.

Функции практики:

    1. практика- источник познания

    2. практика – основа познания

    3. практика – цель познания

    4. практика – критерий истины.

Пути познания:

  1. Ненаучный

а) мифологический

б) жизненный опыт( обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание. Знания - набор сведений.

в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

г) здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь - не трогай).Противостоит выдуманным схемам и штампам.

д) художественно-образный

  1. Научный

Паранаука - околонаучное знание

Особенности научного познания:

  1. стремится к максимальной объективности

  2. стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.

  3. Использует особый научный язык

  4. использует особые методы

Уровни научного познания:

1.эмпирический - в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)

2.теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Эйнштейна)

Методы научного познания:

  1. наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирический метод.

  2. эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях. Эмпирический метод.

  3. сравнение. Эмпирический метод.

  4. воображение. Теоретический метод.

  5. выдвижение гипотез. Теоретический метод.

  6. построение теоретических моделей. Теоретический метод.

Направления в развитии научных знаний:

  1. постепенное накопление- НТП

  2. научная революция ( Эйнштейн)

Похожие:

— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания iconРазум направление в философии, согласно которому основой как бытия,...
...
— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания iconСокращенный курс лекций по дисциплине «Методы научных исследований»...
«мысленного эксперимента». Эти и многие другие особенности современного познания требуют зрелого методологического сознания ученого...
— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания iconСеминар 1 Классификация методов научного познания 01)
Общенаучные методы теоретического познания: абстрагирование, мысленный эксперимент, язык науки, формализация
— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания iconВладимир Солоухин Прекрасная Адыгене
Взойдя на вершину, человек испытывает глубокое удовлетворение не только от тесного общения с нею, но прежде всего от чувства самоутверждения,...
— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания iconПлан. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, индуктивный метод...
Гносеологические дискуссии и проблема субстанции в философии Нового Времени. Эпоха Просвещения и культ разума в науке
— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания iconРоль античной философии в становлении научной рациональности
В эпоху сама возможность научного познания мира отнюдь не были самоочевидной. Немало мыслителей сомневалось в возможности естественнонаучного...
— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания iconДЕ. 07. Философия сознания и познания
Философское течение, представители которого рассматривали сознание как вещественную функцию мозга («мозг вырабатывает мысль, как...
— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания iconАнаньев Борис Герасимович человек как предмет познания 3-е издание Серия «Мастера психологии»
А64 Человек как предмет познания — спб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии»)
— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания iconТема 1 Предмет и метод экономической науки. Экономический образ мышления....
Й реальности. Наука как целостный системно-организованный механизм познания окружающей реальности. Цель, задачи, функции и структура...
— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания iconСборник задач по гражданскому процессу и постановлений
А предметом познания в настоящем учебном курсе являются нор­мы права, регулирующие общественные отношения, возникаю­щие при осуществлении...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница