Урок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики


Скачать 121.57 Kb.
НазваниеУрок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики
Дата публикации23.06.2013
Размер121.57 Kb.
ТипУрок
vb2.userdocs.ru > Философия > Урок
Урок № 1
Тема урока: Предмет и задачи этики.
План


  1. Социальные и нравственные нормы




  1. История этики



  1. Универсальная и профессиональная этика




  1. Принципы деловой этики



Литература:



  1. Р. Н. Ботавина Этика деловых отношений, Москва, 2004 г.




  1. О. В. Афанасьева, А. В. Пищелко Этика и психология профессиональной деятельности, Москва, 2001 г.



    1. Социальные и нравственные нормы



Этика происходит от греческого слова «ethos» - нравы, законы, предписание.

Слово мораль – от латинского слова «moris» - нравы, обычаи.

На этом основании часто слова употребляются как синонимы. Но это неверно.
Этика – это наука о морали, нравственности.
Мораль – это форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе.

Мораль и нравственность можно употреблять как синонимы.

В обществе существуют разные нормы, регулирующие поведения людей.
Социальные нормы – общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определённой ситуации.
Нормы представляют собой главный регулятор поведения людей в обществе, они необходимы для совершения согласованных коллективных действий.

Виды социальных норм:
Обычаи – общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.

Ритуалы – правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности (пример: ритуал посвящения в студенты).

Традиции – наиболее обобщённые и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

Права – правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Религия – духовно – нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.

Нормы общественных организаций – правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных устами этих организаций.

Нравственные нормы – это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве.

Нравственные нормы содержатся в документах ненормативного характера. К ним относятся всевозможные моральные кодексы, присяги, клятвы.
Существуют разные уровни этического знания о природе морали:


  1. Описательный (описывается» что такое хорошо и что такое плохо»).

  2. Нормативно – критический (как жить нельзя, как надо жить, чтобы быть добродетельным).

  3. Теоретический (зачем быть нравственным, зачем быть добрым).

  4. Нормативно – педагогический (как сделать так, чтобы нравственных людей было больше?).


На различных уровнях развития этических знаний решаются разные задачи:
а) на описательном уровне – описывать мораль, нравы, обычаи в обществе;

б) на нормативно – критическом – предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует соблюдать;

в) на теоретическом уровне – объяснять мораль, её происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику;

г) на нормативно – педагогическом – учить морали, т. е. способствовать нравственному совершенствованию людей.


    1. История этики


Этика – древняя наука, возникла в лоне философии.

Основные этапы развития этических учений.


  1. Этика Древнего Востока и Древней Греции.


Этот период соответствует становлению и развитию рабовладельческого общества.

В восточной духовной культуре (Китае, Индии) этика формируется в первой половине первого тысячелетия до нашей эры.

Основополагающие этические знания представлены в древнеиндийский памятниках литературы «Ведах» и «Упанишадах» (комментариях к «Ведам»), в которых человеку предписывается освобождение от страстей и самосовершенствование, самопознание как путь к высшей реальности.

В послеведический период моральные представления сконцентрированы в буддизме. В основе этики буддизма – теория о двух родах бытия: сансаре как бытии в страдании и нирване – бытии в вечном успокоении, искомом конечном состоянии, в котором индивидуальность растворяется.

В древнекитайской философии этические идеи представлены в даосизме и конфуцианстве.

Основатель даосизма Лао – Цзы рассуждал о Дао («пути») как всеобщем законе природы, побуждающем человека к уходу от суеты и страстей, к достижению простоты, чистоты помыслов, к смирению и состраданию путём недеяния, ненасилия над миром.

Конфуций учил о пяти добродетелях: гуманности (милосердии), долге (справедливости), послушании, почтительности, мудрости.

В западной философии (Древняя Греция) этика формируется в 4 веке до нашей эры.

Первые попытки создать теорию нравственного опыта были предприняты Сократом. Он основал эвдемонизм в этике как принцип исследования, согласно которому достижение счастья является высшим благом.

Родоначальником этики как науки считается Аристотель. Он, автор термина «этика» в трактатах «Большая этика», «Эвдемова этика». Аристотель развивает учение о добродетелях и полагает, что они делятся на этические (мудрость, мужество, умеренность, справедливость) и дианоэтические.

Исследуя природу морали, Аристотель показывает её социальный смысл через взаимосвязь с политикой, учением о государстве, в котором реализуется высшая добродетель – справедливость, и учение об общественном благе, подчёркивает практическое значение этики, состоящее в воспитании добродетельного гражданина.

Для этого периода характерны такие направления, как:

Гедонизм, утверждающий наслаждение, удовольствие как высшую цель и

Основной мотив поведения человека.
Эпикуреизм – в котором целью жизни объявлялось отсутствие страдания,

Здоровье тела и состояние безмятежного духа.

Эвдемонизм – в котором высшей целью человеческой жизни является счастье,

Блаженство.

  1. ^ Этика Средневековья.


Этические воззрения этого периода предопределены идеей Бога как морального абсолюта, источника нравственности и высшей духовности. Источник добра – Бог, зло – от антихриста. Причина зла – своеволие человека.

Для этических воззрений данного периода характерен аскетизм, смирение, отказ от жизненных благ.

  1. ^ Этика эпохи Возрождения и Нового времени (с 15 – 19 в.)


а) Этика эпохи Возрождения представлена именами таких мыслителей, как М. Монтель (основная работа «Об искусстве жить достойно»), Т. Мор, Кампанелла (социалисты – утописты).

Этот период соответствует разложению феодального строя и становлению капиталистического общества;

б) этика французских просветителей 18 в. (Дидро, Руссо, Вольтер, Гельвецкий).

В философских и художественных произведениях осмеивали христианский пессимизм и бездеятельный оптимизм, выражали свободолюбивые мысли, ратовали за деятельность человека, отстаивающего своё право на счастье.

В их произведениях формируется теория разумного эгоизма суть которого состоит в следующем: человек предназначен для счастья и ему от природы присуще стремление к наслаждению, но поскольку человек живёт в обществе, то не может следовать только своим интересам, а потому свои интересы он должен разумно согласовывать с интересами общественными (или подчинять свои интересы общественным). Если же он осознаёт, что порядки в обществе неразумны, то должен бороться за устройство нового «разумного общества»;

в) этические учения классиков немецкой философии (Кант, Гегель, Фейербах).

Кант искал всеобщие законы. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы в нравственной жизни человека? И что такое нравственность?

Нравственность, по Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, т. е. иметь форму закона. Всеобщий закон нравственности (и долга) Кант сформулировал в форме категорического императива (правила)

«Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы».

В другой формулировке: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился к нему, как к средству».

В случае конфликта между чувственной склонностью и нравственным законам Кант требует безусловного подчинения нравственному долгу (закону).

В любой формулировке нравственного закона у Канта нет конкретных указаний на то, какие именно максимы должны определять поведения человека, Он даёт лишь форму нравственности: нравственно человек поступает лишь тогда, когда входит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством.

Гегель анализирует социальную роль морали с позиции философии духа. Он даёт представления об индивидуальной (моральной) и общественной (нравственной) природе человека. В учении о морали, как сфере личностных убеждений, изучает умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть. В учении о нравственности как общественной природе человека анализирует семью, гражданское общество и государство.

г) Этические учения революционных демократов в России (19 в.) – Чернышевский, Добролюбов и др. Они являлись продолжателями французских материалистов, но акцент делался на революционную борьбу народа за более «разумное» общество, где сочетались бы личные и общественные интересы.


  1. Эту тенденцию выражает и марксистская этика.


Основные черты марксистской этики:

  • Акцент на социальную сущность человека (человек – совокупность общественных отношений)

  • Мораль – конкретна – исторична: «нет, и не может быть морали единой для всех времён и народов».

  • Мораль имеет классовый характер в классовом обществе; нет единой морали даже в буржуазном обществе, а есть определённая мораль классов, групп.

  • Мораль – практическая наука, которая призвана играть решающую роль в социальных преобразованиях.

Но в марксистской нравственности заложено глубокое противоречие. С одной стороны она провозглашает принцип гуманизма и цель формирования нового человека в новом обществе («Всё во имя человека, на благо человека»). Но новый человек может явиться в том случае, если человека считать высшей ценностью. Если же человека рассматривать как материал или средство для построения нового общества, то нравственный момент в человеческой жизни теряет самостоятельное значение и происходит процесс дегуманизации (во имя великой цели можно пренебречь жизнью человека)


  1. ^ Русская философия 19 – 20 в. – своеобразный период развития этики.


Для этических воззрений русских философов характерно внимание к нравственным проблемам, основанным на принципе веры в изначально добрую природу человека и его способность к совершенствованию и нравственному развитию. Отсюда оптимизм и гуманизм, вера в добро и справедливость присуща моральным учениям русских философов (Лавров, Кропоткин, Соловьёв, Н. Бердяев, И. Ильин, Н. Лосский, П. Новгордцев).


  1. ^ Этика советского периода российского государства.


Этические воззрения советских философов советского периода неоднородны, сложны и противоречивы. Проблема теории морали представлены в творчестве едва ли не каждого выдающегося мыслителя, которого волновали вечные вопросы о смысле жизни и смерти, добре и зле, свободе и ответственности, справедливости, о должном и сущем.


    1. Универсальная и профессиональная этика.


Различают этику общечеловеческую (универсальную) и профессиональную.

Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определённых видов деятельности.

Профессиональная этика – это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере.

Любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально – этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов. Их можно объединить в две группы:

Первая группа комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения. Представление том, что такое добро и зло, т. е. собственный этический кодекс, с которым человек живёт и работает, какую должность, ни занимал и какую работу не выполнял.

Вторая группа те нормы и стандарты, привносимые из вне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс.

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в профессиональной деятельности.


IY. Принципы деловой этики.
Принципы – это абстрагированные, обобщённые представления, которые дают

возможность тем, кто на них опирается, верно формировать своё

поведение, своё действие, своё отношение к чему - либо.

Применительно к этике деловых отношений это определение формулируется следующим образом:

^ Принципы профессиональной этики дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий.
^ Основные принципы деловой этики:


  • В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчинённым, к руководству, коллегам своего служебного уровня, к клиентам таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе.

  • Необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными)

  • Требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

  • Максимум прогресса – служебное поведение и действие сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или подразделений) с моральной точки зрения.

  • Минимум прогресса – действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

  • Терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям, имеющим место в других организациях, регионах, странах.

  • Разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

  • Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основ при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

  • Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов (однако, в разумных пределах)

  • Никакого насилия на подчинённых, выражающегося в различных формах (приказной, командной манере служебного разговора).

  • Постоянство воздействия – этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны руководителя, и рядовых сотрудников.

  • При воздействии на коллектив, на отдельного сотрудника учитывать силу возможного противодействия. (Признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними в повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать).

  • Состоит в целесообразности авансирования доверием к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга.

  • Стремиться к бесконфликтности. (Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но функциональные последствия, тем не менее, конфликт – благоприятная почва для этических нарушений).

  • Свобода, не ограничивающая свободы других.

  • Принцип способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

  • Не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующую организацию, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно «усмотреть» конкурента.

Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.

Личные этические нормы должны базироваться на этических принципах, присущих данному уровню общественного развития.

Похожие:

Урок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики icon1. Общие сведения об уроке
Дата, школа, класс, предмет, Ф. И. O. учителя, тема учебной программы, тема урока, цель и тип урока
Урок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики iconУрок №2 Тема урока : Деловой этикет
Слово «этикет» французского происхождения, в переводе означает установленный порядок поведения где либо (например, при императорском...
Урок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики iconУрока Тема урока Домашнее задание

Урок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики icon"Сохранение мира на земле", "экологи" "Природа в опасности", "демографы" "Демо
Организационные моменты: приветствие, тема урока, цели урока, краткий план работы
Урок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть 2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики iconТема Проблемы стадионально-формационного и цивилизационного
Предмет, задачи, периодизация, принципы изучения новой истории стран Азии и Африки
Урок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «информатика»
Тема Цель, задачи, предмет и метод информатики. Основные понятия и определения информатики
Урок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. В рамках апробации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница