Тема 1: логика как наука


Скачать 48.38 Kb.
НазваниеТема 1: логика как наука
Дата публикации07.03.2014
Размер48.38 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
Тема 1: ЛОГИКА КАК НАУКА

(1) кому и зачем нужна логика
(2) когда и как возникает логика как наука
Логика - это наука о рассуждениях. Иногда определяют как науку о правильном мышлении
Правильно - это то, что сделано по правилам
Джеймс выдвинул теорию бикамерального разума: мозг первобытного человека был более разделение на полушарие чем современного человека.
Факторы, способствующие формированию логики как науки:
1) греческая философия (6-7 век до нашей эры)
2) афинская демократия (к 4 веку до нашей эры). Связь логики и демократии: демократия - это выборность руководящих органов. Значит те, кто стремится к власти, должен убедить в необходимости выбора его
3) юридическая практика

1 этап в развитии логики - Аристотель (4 век до нашей эры)
Открытия Аристотеля:
1) форма наших мыслей не зависит от их содержаний
2) метод дедукции (дедукция - это метод мышления, при котором мы из истинных посылок обязательно получаем истинный результат)
Аристотель строит логику как формальную дедуктивную науку.
Период Средних веков. Логика Аристотеля существовала без изменений.

2 этап - индуктивная логика Фрэнсиса Бэкона
17 век - Фрэнсис Бэкон критикует логику Аристотеля как схоластическую и предлагает индуктивную логику
1 и 2 этап - традиционная логика

3 этап: современная символическая логика (конец 19 века - начало 20 века): Д. Буль, О де Морган, Г. Фрегэ, Б. Рассел (Фрегэ и Рассел - основатели современной логики)

^ ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ
Логика - это нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка.
Логика вырабатывает критерии и нормы правильного мышления (в этом состоит нормативные характер логики). Логика изучает мышление не как таковое (как сущее), а как должное
В человеческом познание можно выделить 2 ступени:
1) чувственное (ощущение - восприятие - представление)
2) рациональное (понятие - суждение - умозаключение)
Логика привязывается к уровню национального познания ("интеллектуальная познавательная деятельность)

Роль языка в познание мира. Логика и язык
Язык - это знаковая система предназначенная для фиксации, хранения и передачи информации.
Семиотика - наука о знаковых системах

Семиотический треугольник:

Знак
/ \
/ \
Значение ---- Интерпретатор (смысл)

Значение - этот тот предмет, который знак замещает (к чему он относится)
Интерпретатор (смысл) - человек, способный осмысленно употреблять знаки
Семиотика включает 3 раздела:
1) синтаксис - изучает отношения между самими знаками (знак-знак)
2) семантика - изучает соотношение знака со значением ( знак-значение)
3) прагматика - изучает отношение знак - интерпретатор (проблема человеческой коммуникации)
Смысл - это способ указания на объект

Семантические категории языка
/ \
предложения. термины (слова, которые не предложения, но
внутри предложения играют роль
/ \
дискритивные логические
|
^ ИМЕНА, ПРЕДИКАТОРЫ,
(Обозначают свойства или отношения
между предметами), ФУНКТАРЫ
(обозначают языковые функции)
Принципы отношения именования (отношения именования - это отношение между знаком и значением):
1) принцип однозначности (каждый знак должен иметь только 1 значение)
2) принцип предметности (каждый знак должен означать предмет, а не сам себя)
3) принцип взаимозаменимости (если несколько знаков обозначают один и тот же предмет или имеют одно и тоже значение, то они должны быть заменимы)

Логическая форма - это способ связи содержательных частей некоторого контекста
Логика отвечает за формальную правильность мысли
Формальная правильность мысли - это соответствие структуры мысли определенным правилам и законом логики
^ КРИТЕРИЙ ПРАВИЛЬНОСТИ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ И ЛЮБЫХ РАССУЖДЕНИЙ:
умозаключение является правильным, если и только если его логическая форма гарантирует, что при истинности посылок мы обязательно получим истинное заключение
Истинность мысли - это соответствие результатов мышления действительности

^ Тема 2: ПОНЯТИЕ

Понятие - это мысль, в которой выделяется некоторое множество объектов и обобщается на основе характерных, присущих только этим объектам признаков
Логические характеристики "понятия": объем и содержание
Объем - это то множество предметов, которое обобщается в данном понятии (соответствует данному понятия)
Содержание - это совокупность признаков, на основе которых данное множество выделяется
Объем символически выглядит как круг с буковкой А, а содержание не имеет символического обозначения.
Формируя содержание понятия мы выделяет существенные признаки
Этапы построения понятия:
1) анализ
2) абстрагирование
3) сравнение
4) синтез
5) познавательное обобщение
Между объемом и понятием действует закон обратного отношения : при увеличении объема понятия его содержание уменьшается и наоборот.



(1) Понятие и слово. Способы образования понятий
(2) Основные логические характеристики понятия
(3) Виды понятий
(4) Отношения между понятиями

Понятие - это формы мышления, обычно выражаемая словом или словосочетанием.
Слово - это кусочек языка, понятие - кусочек мысли
Понятие - форма мышления, представляются предметы в их существенных признаках

Способы образования понятия
1) сравнение - это сопоставление предметов с целью выявления сходства и различия между ними
2) анализ - мысленное расчленение предмета на части с целью установления состава анализируемого предмета (посмотрю я на студента как на частный случай человека...)
3) синтез - мысленное соединение элементов предмета
4) абстрагирование - мысленное выделение какого-либо признака предмета, свойства предмета или отношения между предметами и рассмотрение как целого предмета.
5) генерализация (обобщение) - мысленное соединение результатов все 4 предыдущих операций.

(2) Основные логические характеристики понятия
Содержание понятия - это совокупность всех существенных признаков, мыслящихся в данном понятии
Основное содержание поняти я составляет совокупность признаков, каждый из которых взятый отдельно необходим, а все вместе достаточным, чтобы с их помощью было отличить данный предмет от другого.
Объект понятия - это множество объектов, выделенных и обобщаемых в данном понятии

Объем понятия - совокупность всех предметов, мыслящихся в данном понятии
Связь объема и содержания понятия выражается в законе ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ между ними С~V (с обратно пропорционально v, те с равно 1/v)

(3) Виды понятий
1) единичные (в объем входит только 1 элемент) и общие (два и более предмета)
Пример единичного - Москва, общего - город
2) абстрактные (содержание составляет свойства или отношения) и конкретные (в содержании мыслятся сами предметы)
Пример абстрактного - зеленый, конкретного - стул
3) положительные (в содержании входят признаки или свойства) и отрицательные (указывается отсутствие признаков или свойства)
Пример положительного - дееспособный, отрицательного - недееспособный
4) относительные/соотносительные (в содержании признаки отношения) и безотносительные (признаки без (не указывающие) на отношения)
Соотносительная - ученик, безотносительные - студент
5) регистрирующие (в котором мыслятся предметы, число которых зыфиксировано и установлено) и нерегистрирующий (не поддаются счету)
Нерегистрирующий - студент, регистрирующет-планеты Солнечной системы

Отношения между понятиями
Сравнимое понятие
Совместимое. Несовместимое
Равнозначное (равнообъемное). Соподчинение (coordinacia)
Пересечение, Противоположные (контрарные)
подчинение (subordinacia) Противоречие (контрадикторность)

Понятие называются совместимыми, если их объемы частично или полностью совпадают.
Понятия называются несовместимыми, если их объемы не совпадают ни частично, ни полностью.
В отношении соподчинения находятся два понятия, когда оба они являются видами общего рода
В отношении противоположность находятся два поняты, одно из которых содержит некий признак, а другое содержит признаки несовместимые с данными
В отношениях противоречия находятся понятия, один из которых содержит некий признак, а другой содержит признак - отрицания данного







Похожие:

Тема 1: логика как наука iconО в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова...
Тема психологическая диагностика как наука тема классификации психодиагностических методов тема стандартизованные методы психодиагностики...
Тема 1: логика как наука iconПрактическая работа №1 «Формальная логика как наука»
Задание. Установите, являются ли формально-логическими законами связи по формам между исходными и результирующим суждениями в следующих...
Тема 1: логика как наука iconЛекция №1. Тема: Урология как наука
Урология – наука, изучающая заболевания органов мочеполовой системы и заболевания мужских половых органов
Тема 1: логика как наука icon«Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление»
Тема №1: «Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление»
Тема 1: логика как наука icon«Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление»
Тема №1: «Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление»
Тема 1: логика как наука icon«история государства и права зарубежных стран как наука и учебная
Тема история государства и права зарубежных стран как наука и учебная
Тема 1: логика как наука iconТема 1 Философия как мировоззренческая система
Понятие мировоззрение, и его структура Предфилософское значение мифологии и религии Специфика философского решения мировоззренческих...
Тема 1: логика как наука icon1. тгп как наука и учебная дисциплина Теория государства и права...
Тгп как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система...
Тема 1: логика как наука iconИх интересовали вопросы возникновения и строения мира, солнце
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
Тема 1: логика как наука icon1 Политология как наука и учебная дисциплина Политология
Политология – это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования полит...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница