Юридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики


Скачать 64.15 Kb.
НазваниеЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Дата публикации07.03.2014
Размер64.15 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
Юридическая этика.

09.09.2011

Общие вопросы этики.
Этика – наука о морали и нравственности. Разные авторы либо отождествляют понятия морали и нравственности, либо различают их. Считается, что зародилась в Древней Греции в рамках философии. Порой появление этики связывается с тем, что Греки, увидев, как живут другие цивилизации, возникла мысль о различном трактовании понятий у разных народов. Этика развивалась в рамках философии. Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое значение. Человек не может быть счастливым в плохом государстве. Этические категории стали использоваться в праве. Этика получала религиозный характер.

В новое время этика начала особо развиваться. Гоббс, Спиноза, Кант, Гегель, Ницше… В 20 веке начали развиваться новые направления науки – метоэтика. Не дается дефиниция добру и злу. Представители стремились к пониманию метода морального регулирования. Изучались проблемы абортов, суррогатного материнства, прав животных… Разновидностью прикладной этики является профессиональная.

Предмет этики:

1. Источник и содержание нравственного должествования.

2. природа морали.

3. категории добро, зло, справедливость, долг, совесть, смысл жизни, счастье и пр…

4. нравственные конфликты, их причины и пути преодоления.

5. моральная оценка различных явлений.

6. нравственный выбор и его критерии и пр.

Сущность и функции морали.

Мораль - Совокупность правил поведения, отражающих поведение людей друг к другу и обществу. Эти нормы выводятся из нравственных ценностей – добро, зло, справедливость, несправедливость. каждый человек эти ценности вырабатывает сам. Важнейшая черта – моральная оценка. Человек проверяет свои поступки, мысли и желания на их соответствие нравственным ценностям, делает вывод о собственном несоответствии. Результат оценки заставляет его стремиться к самосовершенствованию. Моральная оценка других людей.

Мораль – оценочно-императивный способ освоения действительности. Через оценку мира и себя, человек приходит к выводу о несоответствии себя. Все моральные нормы императивны.

Мораль – это сфера разумного и рационального в человеке.

Мораль – степень владения человека самим собой. Мораль позволяет человеку жить в обществе, поскольку она противостоит индивидуалистическому подходу к миру.

Критерием моральных норм является выживание человеческого общества. Противостоит человеческому эгоизму. Сущность морали проявляется в ее функциях:

1. регулятивная. Метод социального регулирования, как и право. И мораль и право регулирует поведение человека. Различен предмет регулирования: П 0 социально значимые отношения. Всегда есть сферы, не урегулированные правом. Мораль регулирует все сферы жизни. Метод права – разрешено все, что не запрещено. Где разрешено правом, мораль вводит свое регулирование. Адресат правовой нормы – гражданин. Мораль адресована человеку, личности, как носителю духовных ценностей. Право регулирует только поступки, мораль – мотивы поступков, мысли человека. Ответственность за нарушение права – юридическая ответственность. Мораль – внешняя и внутренняя санкция. Эффективность моральных норм зависит от того, воспринял ли ее человек.

Право нужно постольку, поскольку люди нарушают моральные нормы. Право закрепляет наиболее значимые социальные нормы.

2. Оценочная функция. Мораль помогает оценивать окружающий мир и себя. Это служит основанием для возникновения мысли о необходимости изменений.

3. Познавательная. Мораль помогает осознавать окружающую действительность.

4. Мировоззренческая

5. Воспитательная

6. Прогностическая.

Структура морали:

Есть внутренняя и внешняя сторона морали.

Внутренняя.

моральное сознание. Это сложная категория. Нравственное сознание выделяют индивидуальное и коллективное.

2 уровня МС:

1. Идеологический. Моральные нормы – это правила поведения, сформированные разумом человека на основе ценностей добра и зла, справедливости и несправедливости. Общие и сверхдолжные нормы. Общие – минимальные стандарты поведения, общие для всех. Сверхдолжные – адресованы тем, кто стремится к большим идеалам. Монашество. Нормы делятся на общеобязательные (всем) и специальные (только людям определенной социальной группы, для которой они обязательны. Нормы социальной морали). Нравственный принципы. Начинает работать тогда, когда отсутствует норма, нужная в конкретной жизненной ситуации. Это общие абстрактные правила, определяющие общую направленность мыслей человека – гуманизм, милосердие. Общие нравственные категории – добро. счастье, справедливость…

2. Психологический. Психология влияет на реализацию норм. Бессознательное – сфера личности, в которой отражены комплексы, страхи. Бессознательное влияет на проявление моральных норм. Нравственные эмоции и чувства. Эмоции – кратковременны. Чувства наиболее постоянны. Чувства рождаются из эмоций. Воля как способность к самодетерминации. Способность определять свои поступки и руководить ими.

Внешняя сторона морали.

28.09.2011.

Мораль понимается не только как сознание одного человека. Внешняя сторона морали – моральная практика. Включает в себя 2 элемента. 1 – нравственные отношения. НО в широком и узком. В узком НО – это отношения между людьми, в которых реализуются только нравственные нормы. В широком НО – все отношения между людьми, т.к. они все подлежат моральной оценке. Любые отношения причисляются к сфере нравственности.

2 – нравственная деятельность. НД – это действия людей по практической реализации ценностей добра и зла. К структурным элементам НД относится поступок. Поступок – это действие (бездействие) человека, которое субъективно мотивированно, имеет значение, поэтому вызывает определенное отношение.

Природа и происхождение морали.

Теорий происхождения морали много.

1. Биологическая этика. Мораль основана на природе и психике человека. То, что у животных рассматривается как инстинкт, у людей приобретает степень разумного поведения. Люди называют это моралью.

Зародилась этика еще в античности. Ницще, Фрейд… В основе нравственных ценностей лежат биологические инстинкты. Это концепция критикуется. Не дает шанса на нравственное воспитание.

2. Религиозная этика. источник морали – бог. Поскольку люди слабы, они подвержены низменным желаниям и страхам, они не способны выработать понимание добра и следовать ему. Нравственные ценности людям от бога несут апостолы, церковь. Все ценности в книгах. Только верующий человек может быть нравственным,

3. Теория общественного договора. Люди договорились относительно того, что считать добром и злом, справедливостью и несправедливостью. Государство и право – гаранты морали. Государство и право не подлежат моральной оценке.

4. Марксистская этика. Структура общества обусловлена наличием классов. У каждого класса своя мораль. Общечеловеческой морали по Марксу не существует. Общество должно выбрать за главенствующую мораль прогрессирующего класса. Содержание морали определяется базисом.

5. Социально-историческая этика. Мораль возникла и развивалась согласно нуждам общества. Она возникла раньше права. Стали возникать обычаи – первые правила, которые считались верными для данной общины. Обычаи стали превращаться в мораль во время каннибализма. Каннибализм – отход человека от общественных норм поведения. Обычаи складывались путем постепенных ограничений практики каннибализма. Появлялись другие табу. Представитель своей общности был наделен собственным культурно-ценностным статусом. Именно с этого момента появились моральные нормы. Моральные нормы трансформируются под воздействием социальных процессов общества.

6. Автономная этика. мораль существует сама по себе, никто не может на нее воздействовать и менять е содержание. Кант. Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой. Относись к человеку как к цели, а не как к средству.

Предмет и задачи юридической этики.

Ю.э. – разновидность профессиональной этики в целом. П.э. разрабатывается применительно к тем специальностям, объектом которых является человек. Объект – профессиональная мораль. Понимается в 2 значениях.

П.э – нормы морали, нормы поведения представителя определенной профессии.

П.э. – наука о специфике проявления морали в условиях определенной профессиональной деятельности.

Ю.э. – наука о специфике проявления морали в условиях юридической деятельности. Прежде всего, в деятельности профессиональных участников уголовного процесса.

Предмет ЮЭ:

Общая часть:

1. правовые и нравственные отношения, их взаимосвязь.

2. категории профессиональный долг, П.честь, авторитет юриста и т.д.

3. нравственные требования, предъявляемые к юристу.

4. Нравственные начала принципов уголовного процесса.

5. Нравственные начала доказывания.

Особенная часть.

6. нравственные требования, предъявляемые к личности судьи, прокурора, следователя, адвоката и содействия в формировании у них необходимых нравственных черт.

7. нравственное воспитание в уголовном процессе.

8. культура уголовного процесса.

Задачи ЮЭ.

1. Придает гуманистический характер юридической деятельности.

2. разработки ЮЭ используются в правотворчестве.

3. разработки ЮЭ становятся частью кодексов профессиональный этики.

4. Нормы ПЭ регулируют не только служебное поведение юриста. но и не служебное.

Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли и желания и переживать их несоответствие должному как собственное несовершенство. Совесть имеет эмоциональную природу.

Совесть близка стыду и страху. В отличие от стыда совесть не ориентирована на ожидания окружающих. Совесть – это стыд человека перед самим собой. Демакрит.

В отличие от страха совесть не ориентирована на инстинкт самосохранения. Совесть интересует не только этику.

Похожие:

Юридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
Юридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
Юридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
Юридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики iconЛекция Юридическая этика: особенности и специфика Соотношение понятий «мораль»
Этика изучает сущность морали, ее происхождение, функционирование и эволюцию в обществе. Мораль регулирует поведение человека во...
Юридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики iconПрофессиональная этика адвоката
Адвокатская этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил работников адвокатской профессии, обеспечивающих...
Юридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики iconЛекция профессиональная этика судьи
Судейская этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения судей, обеспечивающих нравственный...
Юридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики iconОдно из фундаментальных положений этики данных служб предписывает...
Этика сотрудников органов внутренних дел – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил работников овд,...
Юридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики iconЛекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего...
Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране....
Юридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики iconУрок №1 Тема урока : Предмет и задачи этики
О. В. Афанасьева, А. В. Пищелко Этика и психология профессиональной деятельности, Москва, 2001 г
Юридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. В рамках апробации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница