Учебно-методический комплекс дисциплины “ философия” Новосибирск 2005 г


Скачать 406.48 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины “ философия” Новосибирск 2005 г
страница1/4
Дата публикации07.03.2014
Размер406.48 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
vb2.userdocs.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ”

Новосибирск

2005 г.
Учебно-методический комплекс подготовлен доцентом Печуриным И.В.
Утвержден на заседании кафедры общественных наук

Протокол №_________ от _____________ 2006 г.


Зав. кафедрой общественных наук,

доцент, к.ф.н. И.В. Печурин

Рекомендован к опубликованию методической комиссией НЮИ (ф) ТГУ. Протокол № __ от ____________ 2005 г.


Председатель методической

комиссии, доцент, к. и. н. В.В. Белковец


Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта по специальности “Юриспруденция” и предназначен для студентов НЮИ (ф) ТГУ всех форм обучения.

I. Организационно - методический раздел
1. Цель курса

Философия как способ теоретической деятельности предполагает изучение мира. Также она включает в себя познание человеком своей собственной сущности. Объективное исследование сочетается в философии с указанием перспективы человеческого развития. Изучая наиболее общие закономерности внешнего, по отношению к человеку, мира, философия одновременно дает им оценку с точки зрения человека, его ценностей. Философское постижение действительности выступает как способ духовного освоения как мира, так и человека как особой, уникальной части мира.

В современной сложной мировоззренческой ситуации особое значение придается устойчивым мировоззренческим ориентирам, разработка которых возможна на основе длительной философской традиции. Философия выступает твердой теоретической основой определения места и поведения человека в мире, его взаимодействия с природой, и, наконец, отношений между человеком и обществом. В связи с этим основная цель курса - дать студентам необходимый минимум знаний на основе программы Государственного образовательного стандарта. Эти знания являются важными не только при разработке мировоззрения, они также играют большую роль в формировании общей культуры специалиста любого профиля. Умение ориентироваться в философской традиции необходимо юристу как мыслящему человеку и как специалисту в области права.

^ 2. Задачи курса



Для достижения целей, поставленных перед курсом философии, студент должен усвоить основные философские понятия. Используя категориальный философский аппарат, студент должен научится философскому осмыслению проблем как философии, так и права. Курс призван сформировать навыки самостоятельного мышления и определения мировоззренческой позиции. Ставится задача дать студентам систематические философские знания, научить ориентироваться в философской традиции и на основе изученного материала уметь подниматься до философского осмысления самых различных проблем, в том числе и правовых.

^ 3. Место курса в системе гуманитарных знаний

Философия играет важную роль в формировании мировоззрения. Помимо этого философское знание выступает теоретической базой мышления. Также знание философской традиции выполняет определенную роль в формировании правового мышления. Право рассматривается не только с точки зрения сугубо юридической, но и в общем культурном контексте как особый феномен, имеющий мировоззренческую природу. Состояние правовых концепций связано со способом и уровнем философской рефлексии.

^ 4. Требования к уровню освоения содержания курса



В соответствии с образовательным государственным стандартом и целью курса к студентам предъявляются определенные требования:


  • усвоить определенную сумму знаний по тематике курса;

  • связать философские выводы с проблемами окружающей действительности;

  • уметь применять философские категории при анализе правовых проблем.


II. Содержание курса


  1. Темы и краткое содержание


ТЕМА 1. Предмет философии, специфика философского знания


  1. Мировоззрение, его основной вопрос. Субъект и объект мировоззрения. Исторический характер мировоззрения. Связь мировоззрения с природой человека, с его деятельностью, со способом поведения в мире.




  1. Обыденное мировоззрение, его стихийный характер. Всеобщность мировоззрения как способа освоения человеком действительности. Мудрость как глубинное осмысление мира и как ступень обыденного мировоззрения.


3. Виды и уровни мировоззрения. Миф. Роль и функции мифа. Свойства мифологии как способа осмысления мира. Религия и вера. Религиозное мировоззрение. Особенности религиозного мировоззрения. Природа религии как социального института. Исторические типы взаимодействия философии, религии и мифа.


  1. Философское мировоззрение. Философия и культура. Философия как рефлексия культуры. Основной вопрос философии как стержень философского мировоззрения. Определяющие черты философского знания. Объект и предмет философии. Главные философские проблемы: бытие, материя, сознание. Метафизичность философского знания. Исторически подвижный характер философии. Роль традиции в истории философии.



  1. Взаимодействие философии с наукой, их совпадение и различие. Философия и искусство. Проблема эстетики в философском знании. Связь философии и морали, благо и истина, должное и сущее.


ТЕМА 2. Возникновение и эволюция философской мысли


  1. Социальные, культурные предпосылки появления философии. Источники философии как теоретического мировоззрения. Становление философского знания, его дальнейшая эволюция.




  1. Философские системы Востока, их связь с религиозными воззрениями и традиционным социальным устройством. Учение о человеке и бытии.




  1. Античная философия. Черты древнегреческой философии. Космоцентризм, диалектика, эмпирическая философия, эстетический взгляд на мир. Возникновение диалектики. Диалектика и софистика. Метафизика и учение о бытии. Натурфилософия милетской школы. Метафизика элеатов. Атомизм Демокрита. Греческая классическая философия. Учение Сократа: диалектика мышления, антропоцентризм. Объективно-идеалистическое учение Платона: теория идей, диалектика сущего. Учение Аристотеля: теория форм, применение логики в познании мира.




  1. Средневековая философия. Черты философского знания в средние века. Религиозный характер философской метафизики. Традиционализм как основа метафизического способа мышления. Философское обоснование христианской веры - учение Августина. Рационализм схоластики. Взаимовлияние философии и теологии. Диалектика Абеляра. Средневековый аристотелизм - учение Фомы Аквинского. Борьба реализма и номинализма. Судьбы поздней схоластики и “бритва Оккама”.




  1. Философия эпохи Возрождения. Воздействие античной мысли и появившейся науки на философию Возрождения. Филологические изыскания деятелей Возрождения. Гелиоцентризм Н. Коперника. Натурфилософия и эстетика учений того периода. Антропоцентризм и светский характер философской мысли. Пантеизм и диалектика в творчестве Николая Кузанского.




  1. Философия Нового времени. Особенности, характерные черты философии XVII-XVIII веков. Механистический материализм и метафизический способ рассмотрения действительности. Учения о методе Ф. Бэкона и Р. Декарта. Рационализм и эмпиризм. Метафизика Спинозы, его учение о субстанции.




  1. Классическая немецкая философия. Агностицизм И. Канта: “вещь в себе” и “вещь для нас”. Категорический императив Канта. Диалектика Гегеля. Законы и категории гегелевской диалектики. Панлогизм его учения. Антропологический материализм Фейербаха, его учение о человеке.




  1. Возникновение и развитие марксисткой философии. Создание материалистической диалектики. Отношение к диалектике Гегеля и материализму Фейербаха. Философия как составная часть марксизма.




  1. Русская мысль XIX века: западники и славянофилы. Русская философия “серебряного века”. Учение Вл. Соловьева и его последователей. Нравственная и религиозная философия Н. Бердяева и С. Булгакова.


ТЕМА 3. Учение о бытии


  1. Бытие как исходная категория философствования. Бытие и основной вопрос философии. Транскатегориальный характер понятия бытия. Логические аспекты бытия. Специфика определения бытия. Развитие категории бытия в истории философии.

  2. Бытие и существование, связь бытия с сущим. Предельность и полнота бытия как характеристики мира. Экзистенциальный смысл бытия. Метафизика бытия. Аксиологические аспекты бытия.

  3. Бытие и небытие. Содержание и сущность бытия. Бытийственность мира. Размышление о жизни и смерти в бытии человека. Диалектика бытия.

ТЕМА 4. Материя и формы ее существования


  1. Проблема субстанции, дуализм и монизм: материалистический и идеалистический монизм. Представление о субстанции и субстрате, их связь с материей.

  2. Этапы формирования философского понятия о материи в истории философии. Современное рассмотрение материи. Диалектико-материалистическое рассмотрение материи. Определение материи и основной вопрос философии. Учение о неисчерпаемости материального мира. Естественнонаучное представление о материи. Виды материи. Вещество и поле.

  3. Понятие и структура движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Движение и развитие. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь. Современная наука и проблема классификации форм движения. Единство материи и движения.



^ ТЕМА 5. Сознание


  1. Происхождение сознания. Сознание как высшая форма отражения. Природа отражения. Отражение как всеобщее свойство материальных объектов и как способность получения адекватных образов действительности.

  2. Развитие форм отражения; отражение в неживой и живой природе. Психика как форма отражения; природа психического образа. Мозг и психика. Идеальное как свойство психического отражения действительности. Возникновение сознания и его общественная природа. Сознание как необходимое условие всех форм жизнедеятельности человека. Целеполагание.

  3. Сознание и высшие формы психической деятельности - мышление, память, воля, эмоции. Сознание и знание. Субъективный характер сознания. Сознание и язык, их взаимодействие. Определение сознания и его связь с основным вопросом философии.

  4. Сознание и самосознание. Проблема человеческого “Я”. Структура сознания. Понятие бессознательного. Отражение и творчество как свойства сознания. Свобода воли. Ответственность как факт сознания. Активность сознания.


^ ТЕМА 6. Проблемы познания


  1. Гносеологические проблемы и основной вопрос философии. Познание как деятельность общественно-развитого индивида по овладению миром. Структура познания. Субъект и объект познания как понятия гносеологии. Чувственное познание и его формы. Роль и значение чувственного отражения в процессе познания субъектом объекта.

  2. Рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности. Формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании.

  3. Проблема истины в философской традиции. Агностицизм, скептицизм. Концепции истины. Диалектический характер истины. Свойства истины. Материальная и формальная истина. Истина в юридическом мышлении и правоприменительной практике.

  4. Рационализм и эмпиризм. Дедукция и индукция. Теоретический и эмпирический уровни познания. Наука как вид познавательной деятельности. Единство теоретического и эмпирического знания в практической деятельности человека.



^ ТЕМА 7. Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи


  1. Диалектика и ее виды. Возникновение и этапы развития диалектики. Диалектика как учение о развитии и всеобщем взаимодействии. Диалектика и философия. Материалистическая и идеалистическая диалектика. Принципы диалектического мышления. Диалектика и метафизика. Диалектика и софистика.

  2. Законы и категории диалектики. Природа категорий диалектики, их характер. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Диалектика формы и содержания, сущности и явления. Методологическое значение категорий диалектики. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

  3. Диалектика количественных и качественных изменений. Количество и свойство. Качество и количество. Мера. Переход в новое качество. Противоречивость бытия. Диалектические противоположности. Единство и борьба противоположностей. Тождество и различие, противоположность и противоречие. Основные типы противоречий. Диалектическое и метафизическое отрицание. Закон отрицания отрицания. Диалектическая триада. Цикличность и поступательность развития.



  1. Понятие развития. Развитие и прогресс. Прогресс и регресс. Диалектика и специально-научные теории развития. Принцип историзма. Единство исторического и логического.



ТЕМА 8. Философия второй половины XIX - XX века


  1. Общая характеристика направлений и школ современной западной философии.

  2. Иррационалистическое направление в философии. Интуитивизм А. Бергсона. Учение о мире, человеке и свободе в философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. - П. Сартр).

  3. Прагматизм как философское течение. Возникновение и основные принципы философского прагматизма. (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).

  4. Позитивизм и неопозитивизм. Критерий истины в учении неопозитивистов. Неопозитивизм и естествознание.

  5. Религиозная философия. Неотомизм. Проблемы веры и знания в учении неотомистов. Неотомизм и современное естествознание.



ТЕМА 9. Предмет и функции социальной философии


  1. Понятие объекта и формирование предмета социальной философии в истории философии. Специфическая природа предмета социально – философского познания. Методы и приемы социально – философского познания. Место социальной философии в социальных науках. Социальная философия и исторический материализм.

  2. Особенности социального познания. Субъект социально – философского познания. Этапы развития социально-философской мысли. Современная эпоха и социальная философия.

  3. Основные функции социальной философии. Мировоззренческая функция, ее структура и значение для формирования личности. Методологическая функция. Гносеологическая функция. Аксиологическая функция. Роль и место функций в формировании рационального мышления и познания общества и его институтов. Функция как направления раскрытия и конкретизации предмета социальной философии и ее связи с современностью.



ТЕМА 10. Эволюция социально-философских идей


  1. Общие признаки и основные черты развития социальной философии Востока и Запада. Историко-логический подход к эволюции социальной философии.

  2. Античная социальная философия (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель). Космичность и диалектика античной социально-философской мысли.

  3. Социально-философская мысль Средневековья. Теоцентризм и метафизичность как основные особенности философской мысли Средних веков.

  4. Социально-философские воззрения эпохи Просвещения. Рационализм и критицизм учений просветителей. Французские материалисты XVIII века. Их воззрения на общество и его историю, взаимодействие моральных и юридических норм. Антиклерикализм и теория естественного права. Социальные утопические взгляды.



  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины “ философия” Новосибирск 2005 г iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное частное право»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины “ философия” Новосибирск 2005 г iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «административное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Административное право» цикла опд по специальности 030501. 65 «Юриспруденция». –...
Учебно-методический комплекс дисциплины “ философия” Новосибирск 2005 г iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «философия»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины “ философия” Новосибирск 2005 г iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история государства...
Учебно-методический комплекс по курсу «История государства и права зарубежных стран» одобрен кафедрой теории и истории государства...
Учебно-методический комплекс дисциплины “ философия” Новосибирск 2005 г iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Уголовное право. Часть Общая»
Значение дисциплины в профессиональной подготовке юриста и ее место среди других юридических дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплины “ философия” Новосибирск 2005 г iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория государства и права»

Учебно-методический комплекс дисциплины “ философия” Новосибирск 2005 г iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Российское конституционное право»

Учебно-методический комплекс дисциплины “ философия” Новосибирск 2005 г iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Гражданское право, часть первая»

Учебно-методический комплекс дисциплины “ философия” Новосибирск 2005 г iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины “ философия” Новосибирск 2005 г iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Шеховцов В. А
Контрольный экземпляр находится на кафедре конституционного и административного права
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница