Современные теории мотивации в профессиональной деятельности


Скачать 58.44 Kb.
НазваниеСовременные теории мотивации в профессиональной деятельности
Дата публикации23.06.2013
Размер58.44 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
Современные теории мотивации в профессиональной деятельности
Современные теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные теории мотивации.

Основной мыслью содержательных теорий мотивации является определение внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать установленным способом.

Представителями данной теории являются Абрахам Маслоу, Дэвид МакКлелланд, Фредерик Герцберг.

Процессуальные теории мотивации базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Основные процессуальные теории: теория ожидания, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера.

Данные теории мотивации являются взаимодополняемыми, а не взаимоисключающими. Развитие теории мотивации имело эволюционный характер, и данные теории применяются при решении задач побуждения людей к эффективному труду.

Чтобы понять смысл теории содержательной или процессуальной мотивации, необходимо понять смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Потребность - это ощущение человеком недостатка чего-либо. До настоящего времени нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей.

Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные.

Первичные потребности - это физиологические потребности. Они, как правило, являются врожденными (потребность в пище, воде, потребность дышать, спать и т. д.).

Вторичные потребности по своей сути являются психологическими, например потребность в успехе, уважении, власти, потребность принадлежать кому-либо или чему-либо.

В контексте мотивации понятие "вознаграждение" имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствие. Вознаграждением является все то, что человек считает ценным для себя. Но так как понятия ценностей у людей различны, то неодинакова и оценка вознаграждения и ее относительной ценности. Внутреннее вознаграждение приносит сам процесс работы, например чувство достижения высокого результата, значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе совместной деятельности между коллегами, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простым способом обеспечения данного вида вознаграждения служат создание соответствующих условий работы и точная постановка задач.

Что касается внешнего вознаграждения, то это такой тип вознаграждения, который равнозначен понятиям "поощрение" или "премирование", т. е. это вознаграждение, которое выдается самой организацией, а не возникает от самого процесса или результата деятельности. Примером внешнего вознаграждения являются заработная плата, выплата пособий и льгот, бонусов, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа (наличие личного кабинета), похвала и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата страховки, служебный автомобиль).

Что использовать в большей степени - внутренние или внешние вознаграждения в целях мотивации - следует определить реальные потребности работников.

^

мотивация (с позиции содержательных теорий)


В общем смысле мотивацияэто процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.

Содержательные теории основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом. Согласно теории А. Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп:

  • физиологические потребности — необходимые для выживания;

  • потребности в безопасности и уверенности в будущем;

  • социальные потребности — потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей;

  • потребности в уважении, признании;

  • потребности самовыражения.

Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, А. Маслоу показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня (причем необязательно полностью).
^ Д. Мак-Клелланд выделял три уровня потребностей:

  • потребность власти — желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании» надо готовить к занятию высших руководящих должностей;

  • потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения;

  • потребность в причастности. Означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

^ Ф. Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на поведение людей:

  • гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии;

  • факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.

Для того чтобы использовать теорию Ф. Герцберга, психологу необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.


^

Мотивация с позиции процессуальных теорий


Процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения.

Поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.

^ Теория ожиданий.

Основная мысль теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет, к удовлетворению его потребностей.

Ожиданиеоценка личностью вероятности данного события. Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей (и соответствующих им ожиданий):

  • затраты труда — результаты;

  • результаты — вознаграждение;

  • вознаграждение — валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Поскольку разные люди обладают различными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают по-разному. Руководство должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие. Для эффективной мотивации руководитель должен установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. Необходимо давать вознаграждение только за эффективную работу. Также руководитель должен сформировать высокий, но реалистичный уровень ожидаемых от подчиненных результатов.

^ Теория справедливости.

Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и исправить дисбаланс. Люди могут восстановить баланс либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения.

^ Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации. В их модели фигурирует пять переменных:

затраченные усилия,

восприятие,

полученные результаты,

вознаграждение,

степень удовлетворения.

Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания своей роли в процессе труда.

Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что эти усилия действительно повлекут за собой определенный уровень вознаграждения.

Достигнутые результаты могут повлечь внутренние вознаграждения (удовлетворение от выполненной работы) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия).

Удовлетворение — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Один из наиболее важных выводов — результативный труд ведет к удовлетворению.

Похожие:

Современные теории мотивации в профессиональной деятельности iconОбщая (заключительная) характеристика студента-практиканта
Уровень профессиональной мотивации (предрасположенность к педагогической деятельности)
Современные теории мотивации в профессиональной деятельности iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности»
Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи
Современные теории мотивации в профессиональной деятельности icon«педагогика профессиональной деятельности»
Педагогика профессиональной деятельности:- рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация...
Современные теории мотивации в профессиональной деятельности iconКурсовая работа по дисциплине «Теория организации и организационное поведение»
Содержательные теории мотивации
Современные теории мотивации в профессиональной деятельности iconТема Понятие реабилитации, основные современные концепции реабилитации
«абилитация» в специальном образовании. Общий подход к психолого-педагогической и социальной реабилитации. Современные концепции...
Современные теории мотивации в профессиональной деятельности iconПонятие, предмет, принципы, источники правового обеспечения профессиональной деятельности
Тема Понятие, предмет, принципы, источники правового обеспечения профессиональной деятельности. (Краткая история законодательства,...
Современные теории мотивации в профессиональной деятельности iconСтатья 1 Закона «Об оценке земель»
Постановление кму); Международные нормы оценочной деятельности (Комитет мсо 2000); Нормы профессиональной деятельности оценщика (Совет...
Современные теории мотивации в профессиональной деятельности iconСправк а об исследовании патентной и научно-технической литературы...
«Программный комплекс оценки психофизической подготовки человека для военно-профессиональной деятельности»
Современные теории мотивации в профессиональной деятельности icon1 Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста...
Целью дисциплины «психология» является расширение профессиональной компетенции студентов с целью подготовки их к решению производственных...
Современные теории мотивации в профессиональной деятельности iconII. информация о профессиональной деятельности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница