Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке


НазваниеФилософия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке
страница1/10
Дата публикации17.02.2014
Размер1.14 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ВОПРОС 1.

Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке



Философия - самая древняя наука. Она включала в себя все знания о мире. Философия (фило-любовь, соф-мудрость) - любомудрие. Как устроен мир, место человека в мире, происхождение, возможности его в познании, проблема человеческой свободы, зависимость от окружающего общества, человек и общество, возможности познания истины, истина и заблуждения. Т.о., Ф есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в одно целое, в поле действия которых подпадает каждый человек).

Весьма своеобразно соотношение Ф-и и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, совершенствование чего-л. Культура – это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что Ф есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в Ф-и культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Актуальная философия – это пиковые достижения культуры, наивысший уровень самоосмысления человечества, достигнутый к настоящему времени. Не сущетсвует такая область культуры, которая превосходила бы философию. Разумеется достижения Ф-и не имеют смысла вне ее союза с практическими действиями людей, искусствами и разнообразными науками.
Философия социально-гуманитарных наук как составная часть социальной философии. Философия науки и философия социально-гуманитарных наук Предмет дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук», её основные разделы. Функции дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук».
Общество, культура, человек – это важнейшие проблемы социальной философии. В её рамках разрабатывались все социальные и антропологические вопросы. Социальная философия – это раздел философии, который описывает качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. К 19 веку она накопила избыточную информацию об обществе и человеке. Возникла необходимость её выделения из социальной философии, образования для её изучения новых наук. Так в середине 19 века возникли и стали бурно развиваться социально-гуманитарные науки. Вместе с их появлением возникла необходимость решения общих, онтологических, гносеологических и мировоззренческих проблем данных наук. Появилась философия социально-гуманитарных наук. Её теоретической основой стала социальная философия, которая интегрировала в себе знания об обществе, обеспечила методологией все социально-гуманитарные науки, дала обобщающую картину должного общества, определила их ценности, ориентиры и цели.

^ Философия социально-гуманитарных наук – это составная часть философии науки, которая изучает закономерности возникновения, становления и развития социально-гуманитарных наук как социокультурных феноменов. Предметом философии социально-гуманитарных наук являются общие закономерности и тенденции развития социально-гуманитарного, научного познания как особой деятельности по производству социально-гуманитарных, научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

История становления философии социально-гуманитарных наук указывает, во-первых, на зависимость её содержания и целей от специфики социальной философии, на которой она базируется (позитивизм, антипозитивизм, марксистская философия), во-вторых, на постоянное изменение основной проблематики исследования, в третьих, на её связь с социологией науки, в-четвертых, на её развитие, прежде всего, как философии социальных наук (философия социальных наук разработана лучше, чем философия гуманитарных наук). Концептуально единой философии социально-гуманитарных наук в настоящее время не создано, так как процесс её развития еще не завершен.

Философия социально-гуманитарных наук рассматривает социально-гуманитарные науки в трех аспектах:

  • как познавательную деятельность,

  • как систему дисциплинарно организованных знаний,

  • как социальный институт.

Основными разделами философии социально-гуманитарных наук в настоящее время являются:

  • онтология социально-гуманитарных наук (бытие наук, социально-гуманитарная картина общества);

  • гносеология социально-гуманитарных наук (процедура научного познания в социальной сфере);

  • методология и логика социально-гуманитарных наук (законы, методы, формы социального научного познания);

  • аксиология социально-гуманитарных наук (идеалы, нормы социального познания);

  • социология социально-гуманитарных наук (общественные науки как социальный институт);

  • экономическое и правовое регулирование социально-гуманитарных наук (механизмы управления общественными науками).

Процесс становления и развития философии социально-гуманитарных наук является сложным и незавершенным, так как:
а) социально-гуманитарные науки возникли позже естественно-технических; б) философия отдельных гуманитарных наук возникала раньше (например, философия истории), других – позже (например, философия образования), в) предмет и цели философии социально-гуманитарных наук определяются тем, на базе какой общей философии или общей философии науки она функционирует.

Философия социально-гуманитарных наук обладает многофункциональными возможностями. К ним относятся следующие основные функции:

  • познавательная – даёт знания о социально-гуманитарных науках;

  • мировоззренческая – создает систему взглядов ученого на окружающее общество;

  • методологическая – учит правилам социального познания;

  • аксиологическая – ориентирует на определенные идеалы, нормы социального познания;

  • критическая – учит разумному сомнению в возможностях социально-гуманитарных наук;

  • воспитательная – формирует положительные качества ученого;

  • рефлексивная – позволяет ученому осознать себя как значимую личность;

  • идеологическая – ориентирует ученых на поддержку интересов отдельных групп людей;

  • прогностическая – позволяет предвидеть тенденции развития социально-гуманитарных наук в будущем.

Роль и значение философии социально-гуманитарных наук в перспективе будет возрастать в связи с ростом значения науки в решении глобальных, духовных проблем человечества.
^ ВОПРОС 2. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к "ведомству" вненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризм.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного. Интегральной формой донаучного знания была античная философия. Философы античности сформулировали чрезвычайно ценные идеи о природе, обществе, человеке, познании, искусстве, политике. Они открыли атомизм в физическом мире (Левкипп, Демокрит, Эпикур), природу понятия и познания (Платон), политическую сущность человека (Аристотель). Тем не мене, эти знания являются интегрально-философскими и донаучными по своей сути.

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование генетики, кибернетики и т.п.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Оно включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания.

Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказывать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались.

Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может "знать меньше" по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.

^ ВОПРОС 3. Зависимость СГН от социально-исторического контектста. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

Становление науки и СГН, в частности, - долгий исторический процесс. Под наукой сегодня понимается тот вид специализированной познавательной деятельности, который в области познания природы сложился в 17в, а в познании общества и человека – в к.19 в.

Наиболее разработанной типологией выступает выделение классической, неклассической и постнеклассической стадий в развитии науки, задающих соответствующий тип научного занания и понимания истины. Эти понятия давно используются в теории науки. Концептуально они были представлены Степиным В.С. применительно к естествознанию. Согласно его концепции, разные типы научности следовали за революционными изменениями в науке. Научная революция 17в. привела к становлению классического естествознания. Она представляла систему организованных норм и идеалов исследования, в которых были указаны общие установки классической науки и осуществлена их конкретизация с учетом доминанты механики. Объективность и предметность научного знания достигается путем исключения из описания и объяснения всего, что относится к самому субъекту и способам его познавательной деятельности.

Вторая научная революция произошла в к.18 – нач 19 в. Она разрушила универсальность механистической картины мира. Общие установки классической науки сохранились, но философские основания науки изменяются. Классическая наука претерпевает эволюцию, но не меняет своих рамок.

Третья научная революция (кон 19 – сер 20 в.) сформировала неклассическую науку. Этому способствовали открытия в физике. Неклассическая наука характеризуется отказом от онтологизма и признанием относительной истинности. В отличие от идеала единственно истинной теории, копирующей объекты познания, признается возможность нескольких теоретических описаний одной и той же реальности, содержащих элементы объективно истинного знания. Осознается связь мжду онтологическими постулатами науки и методами получения знания, влияние средств познавательной деятельности.

В целом, наблюдается переход от классических идеалов научности, утверждающих назначение науки как отражения объективного мира в голове субъекта, к неклассическим, учитывающих роль познавательных средств, и к постнеклассическим, в которых принимается во внимание практическая направленность знания. Так, перед Галилеем не стоял вопрос о том, не вносит ли его телескоп или он сам изменений в его астрономические наблюдения. Это был классический этап. Перед квантовой механикой, психологией, социологией встал вопрос о роли субъекта познания. Это характеристика неклассического этапа в развитии науки. Третье изменение связано с тем, что наука включает в свои размышления вопрос о своем применении. Так начинается постнеклассический этап. СГН вступили в него раньше естествознания. Активная направленность марксизма и либерализма на применение науки для изменения общества началась давно, но необходимость рефлексии применения научных концепций возникла с особой остротой сегодня, после множества неудачных и неоправданных вмешательств в жизнь.

Социальные науки возникли на западе. Они отвечали уровню западной рациональности и служили целям западной модернизации как в концептуально-мировоззренческом смысле (источники легитимации социального развития), так и в социально-технологическом (обеспечения функционирования социальной системы). Распространение наук и их развитие в других странах стало частью усвоения западного опыта или процесса модернизации в целом.

Традиционным обществам, в отличие от современных западных, присуще религиозное, не научное обоснование социальных сдвигов, преобладание мировоззренческого знания над научным и над технологиями. Союз западной науки с наукой России возможен в той мере, в какой страна преуспела в модернизационной стратегии. Определенные противоречия будут проявляться в той мере, в какой задачи модернизации не являются завершенными. Результатом этих противоречий является глубокая мировоззренческая нагруженность социальных наук в России, предпочтение знания, имеющего явную мировоззренческую составляющую. Так, из всех вариантов в России выбрали леворадикальный марксистский вариант, своего рода социалистический фундаментализм, а из всех возможностей капиталистического развития – праворадикальный, род западного фундаментализма. Поэтому Россия может быть обозначена как место, отличающееся предпочтением особого типа социального знания.

Можно различать формы социальных влияний на развитие науки – прямые, открытые, непосредственные, такие как социальный заказ, определенная организация научной деятельности, и скрытые латентные формы влияния. Для характеристики связи общества с наукой в этих условиях выделяются 3 уровня: дисциплины, латентной социальной детерминации и социально-организационного окружения науки. Дисциплина задает способы деятельности ученых. Социально-организационное окружение науки формирует науку как социальный институт и сферу профессиональной деятельности. Латентная социальная детерминация состоит в том, что в правилах и стилистике научной деятельности содержатся такие приемы идеализации, которые могли возникнуть только в определенных социальных условиях, и потому правила идеализации можно рассматривать как косвенный ответ на социальный заказ в определенном типе научного исследования. Такие базисные идеализации классического естествознания, как «механический объект», «механический процесс», а затем «химизм», «организм» отражали на внутринаучном уровне процесс изменения материального производства – переход от механической стадии к промышленной, на которой целостность производства уже не позволяет универсально оперировать понятием «механический объект».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке iconАнтропология это совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением...
Антропология как наука – антропология как наука появляется в 19 веке и связано это с развитием знаний о человеке, антропология с...
Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке iconКузнецова Д. Д. Цикл стихотворений в прозе как автопсихологическая...
Кузнецова Д. Д. Цикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия....
Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке iconХ. Ортега-и-Гассет Что такое философия?
Философия сегодня. Необычайное и правдивое приключение: пришествие истины. Соотношение истории и философии.]
Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке iconА. Л. Доброхотов Введение в философию
Но и здесь его союзник философия. Он наивен, и философия, в сущности, наивна; он непрактичен, но и философия отвлекается от непосредственной...
Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке iconСвязь педагогики и медицины на примере школы
Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими как философия, психология, медицина, биология, социология и политология и...
Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке iconНаука система знаний о природе и человеке в их взаимодействии и развитии во времени

Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке iconВопросы к зачету по предмету «Актуальные проблемы современной науки...
Формы проявления науки: наука как форма деятельности, система дисциплинарных знаний и как социальный институт и др
Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке icon1. Философия, круг ее проблем и роль духовной культуре личности и общества

Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке iconМировоззрение.
Мировоззрение целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов
Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке iconДЕ. 08. Философия человека, общества и его истории
Понятие общества как саморазвивающейся материально-духовной системы характерно для …
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница