Вопрос понятие науки. Научное и вненаучное знание


НазваниеВопрос понятие науки. Научное и вненаучное знание
страница1/10
Дата публикации17.02.2014
Размер1.19 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ВОПРОС 1. Понятие науки. Научное и вненаучное знание.

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Собрание, сумма разрозненных хаотических сведений не еcть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».

Т.о, основные стороны бытия науки – это 1) сложный, противоречивый процесс получения нового специфического знания, 2) результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему, 3) социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п., этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование и т.п., 4) особая область человеческой духовной деятельности и важнейшая сторона культуры.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделао бесполезными другие формы знания. Полная демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Вненаучное знание производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного стандарта и отнесенные к "ведомству" вненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризм.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного. Интегральной формой донаучного знания была античная философия. Философы античности сформулировали чрезвычайно ценные идеи о природе, обществе, человеке, познании, искусстве, политике. Они открыли атомизм в физическом мире (Левкипп, Демокрит, Эпикур), природу понятия и познания (Платон), политическую сущность человека (Аристотель). Тем не мене, эти знания являются интегрально-философскими и донаучными по своей сути.

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью.

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование генетики, кибернетики и т.п.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Оно включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания.

Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может "знать меньше" по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.

Наука в единстве всех своих аспектов изучается целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, когнитологией, социологией науки, психологией научного творчества, науковедением. С середины XX в. активно начала формироваться особая область (сфера) философских изысканий, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное, системное, всестороннее исследование - философию науки.

^ ВОПРОС 2. Критерии и структура научного знания

Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, предвидении различных явлений с целью дальнейшего практического освоения действительности.

Научное знание имеет свои критерии:

- истинность. Истинность - адекватное, верное отражение действительности, обладает объективным, абсолютным характером.

- непротиворечивость – научное знание не должно логические противоречить само себе.

- теоретичность – теория – цель суждений, концепция, широкое, объемное доказательство в обоснованиях.

- проверяемость – Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификацией, а процесс установления их ложности – фальсификацией. Утверждения и концепции, которые в принципе не могут быть подвергнуты этим процедурам, как правило, не считаются научными.
В современной философии науки называют и др. критерии научности, кроме вышеназванных. Это, в частности, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности и др.
Рассматривая основную структуру научного знания, В. И. Вернадский считал, что "основной неоспоримый вечный остов науки" (т.е. ее твердое ядро) включает в себя следующие главные элементы (стороны): "

1) Математические науки во всем их объеме.

2) Логические науки почти всецело.

3) Научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения - научный аппарат, взятый в целом.

Согласно Вернадскому, во-первых, новые науки всецело проникнуты этими элементами и создаются "в их всеоружии". Во-вторых, научный аппарат фактов и обобщений растет непрерывно в геометрической прогрессии. В-третьих, динамичный процесс такого бытия науки, связывающий прошлое с настоящим, стихийно отражается в среде жизни человечества, является все растущей геологической силой, превращающей биосферу в ноосферу - сферу разума.
Структура: субъект-объект науки; понятия и категории науки; философские основания.

^ Субъект науки - ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п., в конечном счете - общество в целом. Научная деятельность требует специфической подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает предшествующий и современный ему концептуальный материал, сложившиеся средства и методы его постижения, усваивает определенную систему ценностных, мировоззренческих и нравственных ориентаций, специфичных именно для научного познания.

б) ^ Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина, все то, на что направлена мысль исследователя.

Понятие "предмет" может быть использовано для выражения системы законов, свойственных данному объекту (например, предмет диалектики - всеобщие законы развития). Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма, физиология - функции его органов, медицина - болезни и т.п.). Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т.п.). Тем самым в гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта.

^ Понятия и категории – язык науки. Понятие – одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма обобщения предметов и явлений. Развитие знаний выражается в углублении понятий. Понятия фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл соответствующих выражений языка. Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в понятия является необходимым условием познания законов природы. Категория – предельно широкое понятие, форма осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее существенные свойства и законы природы, общества и мышления.

Понятие "философские основания науки" выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Являясь средством (орудием) приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от 1 этапа развития науки к другому в ходе научной революции один их «набор» меняется другими.

^ ВОПРОС 3. Соотношение науки и философии.

В прошлом нередко философию рассматривали как науку обо всех науках, наукоучение. В Новейшее время авторитет наук быстро возрастает, они довольно успешно отвоевывают у философии одну сферу человеческих интересов за другой. Дело доходит порой до отрицания научного характера философии. Как бы то ни было, Ф и наука всегда шли рука об руку, дополняя друг друга. Многие идеалы науки (доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний) первоначально были выработаны в философии.

Анализ взаимосвязи философии и частных наук показывает, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании.

  • Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Существует множество интерпретаций этой проблемы. Современное философское знание обосновывается, оно доказательно, систематично, проверяется (опровергается) фактами. Это означает, что Ф обладает научной ориентацией. Ф выступает как осмысление наук, как метанаука, обладает метанаучным статусом.

  • Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Философию же интересует мир в целом, она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего. В этом смысле справедливо определение философии как науки о «первоначалах и первопричинах».

  • Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие.

  • Мир в глазах философа – не статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, сила добра и зла, гармония и хаос. Философствующий разум должен определить свое отношение к действительности. Потому-то основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Принимая во внимание научные данные и опираясь на них, она идет дальше, рассматривая вопрос о сущностном смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия.

  • Представители науки обычно не задаются вопросом, как возникла их дисциплина, в чем ее собственная специфика в отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, ученый вступает в сферу истории и философии науки. Философия же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в т.ч. и собственно философского. Предельные и пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная сфера либо начинается, либо заканчивается, - излюбленная тема философских размышлений.

  • Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на выработку и систематизацию строгих и объективных знаний о действительности. Наука – это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания. Цель науки связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ее законов.

  • Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным исторически сложившимся разделам относятся онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика, а также антропология, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки и пр. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением места человека в мире, смысла его существования, судеб современной цивилизации.


Наука в единстве всех своих аспектов изучается целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, когнитологией, социологией науки, психологией научного творчества, науковедением. С середины XX в. активно начала формироваться особая область (сфера) философских изысканий, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное, системное, всестороннее исследование - философию науки.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Вопрос понятие науки. Научное и вненаучное знание iconОпределение науки. Характерные черты науки. Научное и вненаучное знание
Наука — сфера культуры, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, допускающие доказательство...
Вопрос понятие науки. Научное и вненаучное знание iconЧто такое знание?
Ученые спорят о сущности, происхождении и функциях сознания. Чем это понятие отличается от понятия «знание»?
Вопрос понятие науки. Научное и вненаучное знание icon1 вопрос. Информация, знания, данные. Знание
Знание форма сущ и систематизац результатов познават деятельности чел-а; совокупность понятий, теоретических построений и (широкий...
Вопрос понятие науки. Научное и вненаучное знание icon1. Что такое Божественное Откровение для мусульман? Вопрос 1
Вопрос Какой смысл мусульмане вкладывают в понятие «Божественного Откровения»? Учение о нетварности Корана разве не язычество? Ведь...
Вопрос понятие науки. Научное и вненаучное знание icon11 понятие муниципального
Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде всего установить родовое понятие “хозяйство”, чтобы...
Вопрос понятие науки. Научное и вненаучное знание iconБилет №5 Проблемы тенденции этнографической науки
...
Вопрос понятие науки. Научное и вненаучное знание iconСоциальное познание Вспомните: в чем состоит отличие социальных наук от наук о природе?
Этот вопрос. Научное познание природы и общества
Вопрос понятие науки. Научное и вненаучное знание iconЗадача №1
Теоретический вопрос. Понятие, принципы и формы социального партнерства в сфере труда
Вопрос понятие науки. Научное и вненаучное знание iconАристова Юлия Николаевна Возраст: 22 Пол: Женский Семейное положение:...
Уровень английского intermediate, знание компьютерных программ: Word, Excel, Internet, электронная почта. Знание оргтехники
Вопрос понятие науки. Научное и вненаучное знание iconТема 1 Предмет и метод экономической науки. Экономический образ мышления....
Й реальности. Наука как целостный системно-организованный механизм познания окружающей реальности. Цель, задачи, функции и структура...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница