Пособие для учителя


НазваниеПособие для учителя
страница1/19
Дата публикации11.02.2014
Размер2.38 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19










И.Г.Багрова

Обучение

слабослышащих

учащихся восприятию речи на слух

Пособие для учителя

Рекомендовано Главным учебно-методическим управлением общего среднего образования Госкомитета СССР по народному образованию

^ МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990

ББК 74.3 Б14

ОТ АВТОРА

Багрова И. Г.

Б14 Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 127 с— ISBN 5-09-001256-3

В пособии раскрываются методы и средства обучения восприятию речи на слух слабослышащих учащихся. Даются практические советы учителям по проведению данной работы как на специальных, так и на общеобразо­вательных уроках, а также на внеклассных и внешкольных занятиях.

Пособие предназначено учителям-дефектологам школ для слабослышащих учащихся 1-го и 2-го отделений. Может быть использовано воспитателями и родителями, а также студентами дефектологических факультетов педагоги­ческих институтов.

4310010000—492


103(03)—90 ISBN 5-09-00I256-3

^ Инф. письмо — 90, № 215
ББК 74.3

© Багрова И. Г., 1990

В данном пособии рассматриваются вопросы, связанные с обуче-нием слабослышащих школьников восприятию устной речи. Рас-крывается действующая в настоящее время система работы по развитию восприятия речи на слух в школах для слабослышащих детей 1-го и 2-го отделений, сложившаяся в ходе длительного исследования, проводившегося в НИИ дефектологии АПН СССР с целью выявления возможностей развития речевого слуха слабо-слышащих школьников.

Развитие восприятия речи на слух является составной частью работы по развитию слухового восприятия учащихся, включающей также обучение восприятию на слух музыки, разных шумов и других неречевых звучаний. Работа по развитию восприятия речи на слух — одно из важнейших звеньев всей работы по формированию навыков восприятия устной речи, которые, как известно, складываются при тесном взаимодействии слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов.

После теоретических положений, кратко изложенных в начале пособия, на которых строится система работы по развитию восприя-тия речи на слух, рассматриваются организация, содержание, методы и приемы этой работы в школах для слабослышащих детей 1-го и 2-го отделений. Подчеркивается большая роль планирования и учета работы, а также методической работы по развитию слухового восприятия.

В приложении к пособию содержатся образцы документации, тональных аудиограмм, характеризующие состояние слуха, пример-ные списки слов, которые могут быть использованы при исследовании слуха слабослышащих школьников.

С благодарностью автор отмечает большую помощь педагогичес-ких коллективов, администрации школ для детей с нарушениями слуха и речи НИИ дефектологии АПН СССР, для слабослышащих детей гг. Свердловска, Коврова, Ленинграда (школа № 33), Москвы (школ № 10, 22, 30) в создании (в ходе экспериментального обучения) ныне действующей эффективной системы работы по раз-витию навыков слухового восприятия устной речи слабослышащих учащихся.

4

^ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ НА СЛУХ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ

ЗНАЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Одной из важных задач школы для слабослышащих является формирование у учащихся навыков восприятия устной речи. Устная речь - один из видов коммуникативной деятельности человека, средство общения и специфическое орудие мышления. В общественно-трудовой деятельности, в быту люди используют при общении главным образом устную речь. Роль ее с развитием новейших средств связи, позволяющих передавать устную речь на громадные расстояния, все возрастает. Устная речь — это произносимая и воспринимаемая речь. Известно, что характерной чертой устной речи является ее звуковая природа. Устная речь состоит из последовательности звуков речи (гласных и согласных), произносимых слитно, с паузами после отдельных слов или групп слов. Смежные звуки оказывают взаимное влияние друг на друга. Каждому человеку свойственна своя манера произнесения звуков. Поэтому при работе по развитию слухового восприятия можно ожидать, что один и тот же учащийся, особенно вначале, с разным успехом будет воспринимать на слух речь разных людей. Звуки речи неодинаково информативны: гласные звуки содержат малую смысловую информацию, наиболее информативны глухие согласные звуки. Разборчивость речи в значительной мере определяется разборчивостью глухих согласных. Это также может оказать свое воздействие на процесс восприятия учащимися речевого материала.

Все многообразие различных вариаций звучания служит тем материалом, из которого построена фонетическая система языка. В целом все материально-звуковые средства устной речи (фонемы, словесное ударение и интонация), используемые в языке для выражения и различения смысла, в конечном счете варьируют такие свойства звука, как его принадлежность к тонам или шумам, его высота, сила, длительность, прерывистость или непрерывистость1. Они укладываются в определенный динамический и частотный диапазоны. Динамический диапазон речи характеризуется разной интенсивностью ее звучания в зависимости от силы голоса. Так, разность между обычной громкой и шепотной речью равна примерно 60 дБ2. Частотный диапазон речи — от самых низких тонов мужского голоса до самых высоких компонентов некоторых согласных выходит за пределы зоны, охватывающей частоты от 100 до 10 000 Гц3. Этот диапазон определяется основным тоном голоса и формантами, характеризующими гласные и согласные фонемы. Средняя частота мужского голоса —около 125 Гц, женского —

250 Гц. Для опознавания гласных звуков русского языка, у которых отмечен ряд формант, достаточно двух первых формант. Первые форманты гласных располагаются в диапазоне около 300— 700 Гц и 600—2300 Гц. Форманты согласных разбросаны шире, а некоторые располагаются в области частот более 4000 Гц1.

Особенно важной для разборчивости речи является область частот от 300 до 3000 Гц. Это следует учитывать при проведении работы по развитию восприятия речи на слух.

Устная речь у нормально слышащего формируется на основе ее слухового восприятия и подражания. Для формирования речи важное значение имеет развитие функции слухового и речедвигательного анализаторов. Произносительная сторона устной речи (произношение) и восприятие устной речи окружающих — две важные стороны речевой коммуникативной деятельности человека, от которых зависит его общение с другими людьми. Если навыки восприятия устной речи несовершенны, то общение человека с окружающими затрудняется.

Восприятие устной речи — одна из высших психических функций человека. Это внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование), включающая акт пони-мания, осмысления принимаемого речевого сообщения. При речевом общении один человек сообщает информацию, а другой ее воспринимает, определяя переданную мысль. Восприятие этого сообщения предполагает анализ и синтез воспринятых материальных — звуковых — средств языка: интонации, фразового ударения, ритмической и звуковой структуры слова. Восприятие звучащей речи тесно связано с пониманием ее содержания. Первичный анализ звуковых раздражений производится рецептором слухового анализатора. Результаты этого анализа подвергаются сложной переработке в головном мозгу. В процессе слухового восприятия речи актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний, образы, соответствующие фонемам, словесному ударению, интонации, что позволяет осмыслить принимаемое сообщение. Процесс восприятия устной речи носит активный характер. Воспринимающий речь не просто обрабатывает поступающую информацию, а проявляет встречную активность, сличает услышанное с прогнозируемой им моделью, вносит поправки и на основе этого принимает решение о смысле воспринятого сообщения. Подобное прогнозирование опирается на сочетаемость тех или иных единиц языка (фонем, морфем, слов), на смысловой контекст, на предшествующий жизненный опыт слушающего, догадку, его установку, настроение в момент приема звукового сообщения. Восприятие сообщения обусловливается рядом факторов: включенностью человека в активную деятельность, его индивидуально-личностными особенностями (особеннос-тями мышления — гибкостью, продуктивностью и т. д.; памяти — ее объемом, типом и т. д.). Смысловое восприятие речевого сообщения зависит также от характера самого речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и глубины фраз и т. д.). Развитие навыка слухового восприятия — длительный процесс, на-


1

5

чинающийся с раннего детства, связанный с развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением им жизненного опыта, с усвоением словаря и грамматического строя речи, овладением ритмической и фонематической структурой слов.

^ ВЛИЯНИЕ ПОРАЖЕНИЯ СЛУХА

НА ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Поражение слуха нарушает нормальное развитие устной речи. При нарушении слуха ограничиваются возможности для овладения звучащей речью на основе слухового подражания. Так как роль слуха в речевом развитии ребенка является решающей, то недостаток слуха является препятствием для становления речи. У ребенка, наряду с обеднением словаря, нарушениями грамматического строя речи, наблюдаются нарушения в произношении. Он испытывает также затруднения в восприятии обращенной к нему речи. Чем значительнее потеря слуха, тем резче сказывается дефект слуха на состоянии устной речи. Без специального обучения дети с нарушением слуха могут остаться без речи или лишь с зачатками ее в виде небольшого количества фонетически искаженных слов. Потеря слуха может служить причиной полной или частичной утраты уже сформированной речи. Затруднение школьников в восприятии речи, вызванное нарушениями слуха, ограничивает объем информации, речевого материала, который может быть сообщен учащимся в ходе учебно-воспитательного процесса, оказывает влияние на качество этого процесса. От решения задачи формирования навыков восприятия устной речи зависит решение задачи интенсификации обучения детей с нарушениями слуха.

Успех коррекционной работы зависит от своевременности выявления нарушений слуха. Для организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо знание характера, времени и причины, степени нарушения слуха (диапазона воспринимаемых частот, порогов их восприятия).

Стойкие нарушения слуха бывают врожденными и приобретенными. Наиболее тяжелые последствия для речевого развития ребенка имеют врожденные (значительно реже встречающиеся) и приобретенные в доречевом периоде нарушения. Причиной врожденного нарушения слуха может служить травма плода, а также несовместимость резус-факторов матери и ребенка. Несомненно, что в некоторых случаях играет роль и наследственный (генетический) фактор.

Приобретенные нарушения возникают от острого воспаления среднего уха, заболевания носа и носоглотки, патологического процесса во внутреннем ухе. Тяжелые нарушения слуха наступают при поражении звуковоспринимающего аппарата (слухового нерва, внутреннего уха), а легкие или средней степени нарушения слуха— при поражении звукопроводящего аппарата (среднего уха). Стойкие нарушения возникают у детей в результате острых инфекционных заболеваний (эпидемического цереброспинального менингита, кори, скарлатины, гриппа, свинки).

Степень поражения слуховой функции может быть различной: у некоторых детей понижение слуха лишь затрудняет обычное речевое общение, у других исключает возможность самостоятель­ного развития речи при помощи слуха. По степени нарушения слуховой функции различают глухоту и тугоухость. «Под глухотой подразумевается либо полное отсутствие слуха5, либо такая степень его понижения, при которой речевое общение с помощью слуха (для людей, владеющих речью) или самостоятельное озладение речью (для детей, еще не овладевших речью) становится не­возможным»,— характеризует эту степень поражения слуховой функ­ции Л. В. Нейман6. При глухоте невозможно восприятие даже речи повышенной громкости у уха. «К категории глухих относятся дети, которые вследствие врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты не могут овладеть словесной речью или теряют уже развившуюся в той или иной степени речь»,— пишет Л. В. Ней­ман7. В зависимости от состояния речи глухие делятся на две группы: а) глухие дети без речи (до начала специального обу­чения); б) глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие). Глухие дети не имеют речи из-за нарушения слуха: не слыша речи, глухой ребенок не может подражать ей. Если же ко времени потери слуха речь у ребенка в определенной степени сформировалась, то при отсутствии специального педагогического воздействия она постепенно утрачивается. Таким образом, речь у глухих нарушена в результате поражения слуха. Как правило, у них нет каких-либо органических поражений как в периферическом отделе речевого аппарата (в исполнительных органах речи), так и в центральном, т. е. в слухоречевой и речедвигательной областях коры головного мозга.

^ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ СЛУХА. ТИПЫ АУДИОГРАММ

Нарушения слуха выявляются с помощью аудиологических мето­дов. Наиболее распространенным является метод пороговой тональ­ной аудиометрии8. С помощью этого метода определяется, какова потеря слуха на тоны разной частоты, пороги9 восприятия тонов на разные частоты (частотный и динамический диапазоны).

Большинство глухих имеют остаточный слух. Восприятие тонов колеблется в основном в диапазоне 125—4000 Гц при средних порогах на основные речевые частоты (500, 1000, 20 000 Гц) не ниже 82—85 дБ. У большинства глухих характер аудиометрической кри­вой является нисходящим (большая потеря слуха на высокие тоны по сравнению с потерей слуха на низкие тоны)10.

Приведем примерные аудиограммы глухих, имеющих разный остаточный слух (см. «Приложение»: Рис. 1. Снижение слуха — глухота. Рис. 2. Снижение слуха — глухота).

Некоторые глухие воспринимают звуки лишь самой низкой частоты 124—250 Гц, некоторые — до 500 Гц. Одним доступно вос-


6

7

приятие звуков до 1000 Гц, другим — в более широком диапазоне -до 2000 Гц и выше.

Тугоухость — это такое понижение слуха, при котором восприятие речи затруднено, но в известной степени возможно. Слабослышащие дети — это дети, страдающие тугоухостью. Они имеют такое снижение слуха, которое затрудняет самостоятельное овладение речью, но при котором существует определенная возможность самостоятельного накопления на основе слухового подражания хотя бы небольшого по объему словаря. При тяжелой степени тугоухости и глубоком речевом недоразвитии слабослышащего ребенка эта возможность резко ограничена. Затруднения в самостоятельном овладении речью отделяют эту группу детей от нормально слышащих. Наличие же хотя бы ограниченной возможности расширять с помощью слуха речевой запас отличает слабослышащего от глухого. Под тугоухостью подразумевается снижение слуха на оба уха. Оно может быть почти одинаковым на левое и на правое ухо или резко отличным (см. «Приложение»: Рис. 3. 1. Приблизительно одинаковая потеря слуха на левое ухо — «х» и правое ухо — «о»; 2. Разная потеря слуха на разные уши. Левое ухо - лучше слышащее).

Уже при снижении слуха на 15—20 дБ возникают трудности для самостоятельного и полноценного овладения речью. Тугоухость может быть выражена в разной степени: некоторые дети затрудняются в восприятии шепотной речи, а некоторые с трудом воспринимают ограниченный речевой материал, произносимый голосом раз-говорной громкости у ушной раковины. При тугоухости восприятие чистых тонов колеблется в диапазоне 125—8000 (128—8192) Гц при средних порогах восприятия основных речевых частот не выше 82—85 дБ. Степени тугоухости характеризуются разными средними величинами порогов восприятия тонов в зоне основных речевых частот (500, 1000, 2000 Гц). По классификации Л. В. Неймана" (средняя величина порогов исчисляется в зоне 500, 1000, 2000, 4000 Гц) в зависимости от средней потери слуха в речевом диапазоне (при горизонтальном и пологонисходящем типе аудиограмм) различают три степени тугоухости: I степень — потеря слуха не превышает 50 дБ; II степень — потеря слуха находится в пределах от 50 до 70 дБ; III степень — понижение слуха превышает 70 дБ (в среднем равно 75—80 дБ) (см. «Приложение»: Рис. 4. Аудио-граммы детей с разной степенью тугоухости: 1. I степень; 2. II степень; 3. III степень).

Все разнообразие аудиограмм отразить, невозможно. Однако по данным многочисленных медицинских исследований, для орган-зации практической работы следует учитывать общее направление кривой аудиограммы от низких к высоким звукам (нисходящий, восходящий, горизонтальный, вогнутый, выпуклый вид аудиограммы) и ее конфигурацию на отдельных отрезках в зоне речевых частот (среди нисходящих аудиограмм - полого- и крутонисходящие, обрывистые, а среди восходящих — пологие и крутые). Наиболее характерны для слабослышащих школьников аудиограммы го-

ризонтального пологонисходящего12, крутонисходящего и обрывистого типов. К горизонтальному типу аудиограмм (см. «Приложение»: Рис. 5) относятся такие, в которых колебания слуховых порогов на отдельные тоны находятся в пределах 10 дБ при условии, если разница между минимальным и максимальным порогами не превышает 20 дБ. Эта аудиограмма почти параллельна нулевой линии, представляющей собой среднюю величину порогов у лиц с нормальным слухом. Разница между ними лишь количественная. Есть возможности улучшения разборчивости речи путем повышения интенсивности звуков. Следует учитывать крутизну падения (подъема) аудиометрической кривой (разницу между самым низким и самым высоким слуховыми порогами либо между смежными тонами), а также после какой частоты начинается повышение или понижение уровня порогов, каков был уровень порогов восприятия до падения (подъема). Важно расположение аудиограммы по отношению к области речевых формант. Чем ниже (лучше) пороги восприятия тонов в речевой зоне, тем лучше возможности для восприятия речи. Надо учитывать также степень сужения динамического и частотного диапазонов слуха13.

Учет этих важных черт аудиометрических кривых (конечно, при обязательном учете уровня речевого развития, интеллекта и т. д.) позволит прогнозировать возможности развития слухового восприятия слабослышащих школьников. Конечно, больших успехов в работе с учащимися (при прочих равных условиях) можно ожидать, если у них является более сохранным (более широким) диапазон воспринимаемых частот при более низких порогах восприятия тонов в зоне основных речевых частот. Учет перечисленных характеристик аудиограмм важен при определении режима усиления речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов, при слухопротезировании. Качественное нарушение слуха (ухудшение разборчивости воспринимаемой речи) наблюдается при обрывистом виде аудиограммы (сужение частотного диапазона, большая разница между слуховыми порогами на две смежные частоты). При обрывистой аудиограмме часто ограничены возможности улучшения разборчивости речи путем повышения интенсивности речевых звуков (см. «Приложение»: Рис. 7. Обрывистая аудиограмма с резким понижением слуха: 1. На частоте 2048 Гц; 2. 4096 Гц; более высокие тоны не воспринимаются ребенком). Если обрыв начинается на частоте 1000 Гц, это отрицательно сказывается на разборчивости речи. Если — на 2000 Гц, то разборчивость речи не всегда страдает: это зависит от сохранности смежных тонов. Как выпадение или резкое снижение восприятия определенного речевого тона препятствует вос-приятию на слух речи и тем самым самостоятельному овладению ею, показывает взаимоотношение между тональной аудиограммой и областью речевых формант14 (см. в «Приложении» рис. 8). Как видим, пороги восприятия средних и высоких частот расположены выше области разговорной речи, что затрудняет восприятие звуков с частотой 1500, 2000—4000 Гц. Это отрицательно сказывается на разборчивости речи.


9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Пособие для учителя iconФормирование универсальных учебных действий в основной школе: от...

Пособие для учителя iconПлан: Структура качеств личности учителя. Профессиональные качества учителя
В отечественной психологии еще в конце 19 века П. Ф. Каптеревым было отмечено, что одним из важных факторов успешности педагогической...
Пособие для учителя iconПоложение о проведении конкурсов, посвященных «Дню учителя -2013»
Формирование у студенческой молодежи нравственного отношения к профессии учителя
Пособие для учителя iconПсихологические особенности внутриличностных противоречий учителя 1
В данном направлении профессиональное развитие рассматривается как динамический и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней...
Пособие для учителя iconУчебное пособие для медицинских университетов издательство Курского...
Учебное пособие предназначено для подготовки лекций, семинаров и самостоятельной работы студентов. Содержит план и краткий конспект...
Пособие для учителя iconСопина Л. Н. Пособие для повара: Учеб пособие для проф учеб заведений
Рецепт на приготовление конкретного блюда, с описанием последовательного приготовления
Пособие для учителя iconА. Е. Кулагин. Центральные анальгетики: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для анестезиологов-реаниматологов, детских хирургов, а также для врачей- стажеров
Пособие для учителя iconБлинков Ю. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в...
Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отде-лений по подготовке и переподготовке специалистов по социальной
Пособие для учителя iconМетодическое пособие для студентов 2 курса
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Пособие для учителя iconМетодическое пособие для студентов 1 курса
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница