Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн пособие. 3-е изд., перераб


НазваниеМисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн пособие. 3-е изд., перераб
страница1/7
Дата публикации10.02.2014
Размер1.04 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
УДК 372.41:808.2 ББК 81.2Рус-9 М65

Тексты № 6 на с. 44, № 10 на с. 52, № 11 на с. 52-53, № 7 на с. 64, № 8 на с. 64—65 написаны Мишаниной Т. Л.

Рецензенты:

Вачкова С. //., старший преподаватель кафедры методики начального обучения МПГУ Проскурина В. К., заведующая школьным отделением педагогического колледжа № 5 г. Москвы

Мурлыкина Т. М., учитель начальных классов СШ № 6 г. Видное-2 Московской обл., «Отличник народного просвещения»

Храмцов П. И., доктор медицинских наук, заведующий лабораторией новых технологий в гигиене детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН

М 65 Мисаренко Г. Г.

Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн. пособие. — 3-е изд., перераб. — М.: Институт инноваций в об­разовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. — 128 с.: ил.

ISBN 5-329-00780-1

Данное пособие предназначено для развития у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в соста­ве словосочетаний и предложений. Упражнения в чтении материала пособия создают благоприятные предпосылки для развития осознанности чтения.

Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индивидуальной работы с детьми, испыты­вающими трудности при чтении.

УДК 372.41:808.2 ББК 81.2Рус-9

Пособие разработано научной лабораторией обучения по системе Л. В. Занкова, созданной Российской Академией образования

Научный руководитель лаборатории — действительный член РАО, профессор Шадриков В. Д.

Заведующий лабораторией — Замков В. В.

ISBN 5-329-00780-1

© АНО «Институт инноваций в обра­зовании им. Л. В. Занкова», 2003

© 000 «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003

© Мисаренко Г. Г., 2003

Введение

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных усло­вий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?

Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испыты­вая к ней тихую ненависть.

Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудно­стей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.

Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существу­ют разные. Данный дидактический материал направлен на устранение од­ной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения.

Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений (Т. Г. Егоров).

Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находят­ся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пони­манию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается бы­стрее и без ошибок.

В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упраж­няются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто не­дооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чте­ние в ущерб технике. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс фор­мирования чтения и создаём условия для появления ошибок.

Что же представляет собой этот процесс?

В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять не­сколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого тек­ста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепен­но технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и вни­мание ученика концентрируется на понимании смысла текста.

Все названные умения формируются поэтапно во времени, они «зреют», как зреет плод. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребё­нок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.

Но каждый ребёнок в своём развитии индивидуален, поэтому у кого-то из детей умения текущего этапа не успевают «созреть», т. е. достаточно автоматизироваться за то время, которое отведено школьным планирова­нием. Значит, для следующего этапа не подготовлен фундамент. Когда ма­териал для чтения усложняется, учащийся начинает отставать от других, попадает в группу слабоуспевающих, и не потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться.

Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.

На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, мост, блеск, строй, всплыл).

На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова отклады­вается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл.

Далее прочитанные и понятые слова откладываются в оперативную па­мять уже как частица предложения. Успешный синтез слов в предложение можно считать следующим этапом (этапом синтеза предложения).

Перевести ученика на этап синтеза предложения, не отработав этап син­теза слова, равносильно тому, чтобы застагить молодого атлета, поднимав­шего штангу весом 70 кг, поднять сразу 100 кг. Поднять-то он её может и поднимет, но с каким напряжением, и какой при этом вред нанесёт своему организму!

В данном пособии содержится материал для развития умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры. Систематические упражнения в чтении этого материала приводят к автоматизации восприя­тия «оперативных единиц чтения» (А. Н. Корнев), т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое пони­мание смысла читаемых слов.

Слова, представленные в данном пособии, объединены по степени слож­ности слоговой структуры в 14 групп.

В 1-й группе приведены слова, состоящие из открытых слогов-слияний типа рука, молоко, черепаха, математика. Словосочетания, предложе­ния и тексты, данные в конце первой группы, состоят из слов только такой структуры.

Во 2-й группе содержатся слова, состоящие из открытых слогов и одного закрытого, находящегося в конце слова, типа забор, барабан, Велосипед. Она завершается словосочетаниями, предложениями и текста­ми, состоящими из слов 1-й и 2-й групп.

В 3-й группе закрытый слог перемещается в начало слова и рядом ока­зываются два согласных звука, что усложняет прочтение такого слова: вед­ро, доброта, пословица. В словосочетаниях, предложениях и текстах ис­пользованы слова 1-й, 2-й и 3-й групп.

Таким образом, от группы к группе структура слова усложняется (см. таблицы на с. 6—7).

В начале столбика слов каждой новой структуры даётся образец деле­ния слова на слоги. Первое слово, открывающее группу новой слоговой структуры, выделено жирным шрифтом, разделено на слоги как образец, и в нём поставлено ударение.

Остановимся на некоторых особенностях расположения слов одной сло­говой структуры. Слова данной структуры (равно как и всех остальных) разделены на части речи (они отделены друг от друга звёздочками) и, кроме того, сгруппированы по месту ударения. Исследования психологов показывают, что ребёнок легче читает двусложное слово, если ударение падает на гласный первого слога. Такие слова и вынесены в начало, за ними следуют двусложные слова с ударением на гласном второго слога. Среди трёхсложных слов вынесены вперёд как наиболее лёгкие для чтения слова с ударением на гласном второго слога, затем с ударением на гласном первого слога, и в конце стоят слова с ударением на гласном третьего слога.

Формы работы с данным пособием рассмотрены в конце книги (см. с. 122-127).

1 группа



щи

вы

мы

ты

да

до

за

на

по

то
и-ва

имя

ухо

эхо

яма

еда

оса

усы

уха

юла



*

или

обе

ещё

она
ба-ня

буря

бусы

ваза

вата

воля

гуща

дата

дача

дело

доля

дума

дыня

дядя

жало


каша

кожа

кофе

лапа

лето

липа

лира

лужа

лупа

лыжи

люди

мама

мода

море

мыло

мясо

небо

ноты

ноша

няня

папа


пара

пена

пища

поле

пони

рама

рана

репа

роза

роща

рыба

сажа

сало

сани

семя

сено

сила

сито

сода

соня

соты

суша

тело

тема

темя

тётя

тина

туча

фара

фото

чаша

чаща

чудо

шило

шина

шуба

щука

весы

вода

гора

губа

депо

дитя

дуга

духи

душа

дыра

жара

жена

заря

зима

зола

кино

коза

кора

коса

лиса

лицо

луна

мука

нога

нора

перо

пила

поля

пора

пюре

пята

река

рога

роса

рука

село

сова
софа

тире

фата

цена

часы

щека

*

дула

мыла

пела

села

шила

была

вела

дала

жила

лила

мела

*

лихо

мало

мило

надо

ниже

рано

реже

сухо

сыро

тихо

туже

хуже

чище

шире

куда

сюда

а-ку-ла

арена

атака

афиша

обида

опора

опята

осока

осина

охота

удача

учёба

овощи
озеро

улица

юноша

ябеда

ягода

*

иначе

около

итого
за-те-я

какао

лилия

линия

пение

серия

радио

талия

чешуя
ги-е-на

диета

каюта

коала

лиана

наука

поэма

пауза

бе-рё-за

беседа

болото

бумага

ворона

ворота

газета

галоши

гитара

гусыня

добыча

долина

досада

дорога

железо

забота

задача

заноза

защита

кабина

калина

канава

карета

качели

колено

копыто

корона

корова

корыто

коряга

куница

лавина

лачуга

лопата

лосины

макака

малина

махина

машина

мимоза

минута

монета

начало

неделя

перила

перина

пахота

пугало

радуга

ратуша

родина

ролики

рощица

рябина

физика

финики

хижина

ходики

часики

чудище

чучело

решила

ругала

сидела

солила

чинила

читала

*

четыре

пятеро

семеро

тысяча

*

богато

готово

лениво

налево

сурово

весело

досуха

досыта

заново

нехотя

путано

гусеница

луковица

пуговица

путаница
раковина

балерина

вереница

голенище

королева

кукуруза

макароны

небылица

непоседа

панорама

перемена

передача

пирамида

писанина

пещера

пижама

погода

погоня

победа

полено

поляна

порода

посуда

работа

разиня

ракета

ракита

резина

рябина

синица

сирена

собака

солома

сорока

телега

тихоня

фигура

борода

борона

бузина

высота

голова

духота

колесо

кожура

конура

молоко

небеса

полоса

решето

сапоги

седина

семена

синева

сирота

тишина

чепуха

чудеса

ширина

широта

велико

высоко

горячо

далеко

тяжело

хорошо

широко
о-ко-ли-ца

убежище

ящерица

единица

ежевика

оборона

оригами
бе-го-ни-я

везение

вязание

деление

доверие

дыхание

желание

повариха

половина

рукавица

середина

серенада

суматоха

топорище

черепаха

черепица

шаровары

шевелюра

*

выносила

говорила

добежала

заводила

завязала

заревела

показала

понимала

*

накануне

поневоле

волосы

выборы

дерево

жалоба

зарево

золото

камера

курица

личико

логово

лысина

музыка


пагода

пазуха

палуба

пасека

*

будила

велела

водила

возила

вязала

висела

давала

жалела

жевала

задела

качала

кивала

купала

купила

кусала

лакала

лепила

любила

махала

месила

полола

пугала

задание

кипение

купание

лечение

мелодия

падение

питание

решение

селение

событие

течение

фамилия

батарея

запятая

лотерея
ва-ре-ни-ки горошина

каникулы

соломина

царапина

черёмуха

чудовище

мо-ро-же-но-е выражение

вычитание

вышивание

ликование

любование

наказание

нападение

новолуние

поведение

повеление

помещение

поручение

репетиция

рисование

рукоделие

сочетание

сочинение

ка-ра-ка-ти-ца математика переносица литература
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн пособие. 3-е изд., перераб iconФролов И. Т. и др. 3-е изд
...
Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн пособие. 3-е изд., перераб iconI can speak English [Text] : Пособие по разговор англ яз. / Л. П....
Пособие по разговор англ яз. / Л. П. Ступин, С. В. Воронин. 3-е изд., перераб и доп. Москва : Международные отношения, 1980. 168...
Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн пособие. 3-е изд., перераб iconТематика семинарских занятий для студентов одо семинар 1
Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России: учеб пособие. – 2-е изд., перераб и доп. М., 2006
Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн пособие. 3-е изд., перераб iconМетодические указания для работы с пособием в данном альбоме подобран...
В данном альбоме подобран лексический и дидактический материал, который будет способствовать интересному многократно­му упражнению...
Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн пособие. 3-е изд., перераб iconУчебно-методическое пособие Издание 3-е, переработанное
Т33 Теория государства и права : учеб метод пособие / Р. Б. Го­ловкин [и др.]; Владим юрид ин-т; Каф гос правовых дисциплин. – Изд....
Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн пособие. 3-е изд., перераб iconВ этой лекции мы рассмотрим следующие основные вопросы: что изучает...
Бекетов А. И. Курс лекций по фармакологии (учебное пособие для отечественных и иностранных студентов): в 2 ч. Часть – 2-е изд., перераб...
Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн пособие. 3-е изд., перераб iconЕ. А. Логинова Художник И. Н. Ржевцева Нищева Н. В
Представленный цветной наглядный материал может быть использован в качестве карточек к играм, а также как основной дидактический...
Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн пособие. 3-е изд., перераб iconАгапова Н. И. История экономики. М., 2001. С. 30-51, 52-59. Бор М. З. История мировой экономики
История экономического развития России: Учебн пособие для вузов / А. А. Борейко, А. В. Войц, И. А. Гараевская и др. Под ред
Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн пособие. 3-е изд., перераб iconПояснительная записка Одна из важнейших задач начальной школы формирование...
Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.:...
Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной шко­ле: Учебн пособие. 3-е изд., перераб iconМетодическое пособие для учителей начальной школы, педагогов доу и родителей
Для педагогов доу, начальной школы, учреждений дополни­тельного образования и родителей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница