4. Сознание


Скачать 158.01 Kb.
Название4. Сознание
Дата публикации21.06.2013
Размер158.01 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
Тема 4. Сознание.

Человеку присуще особенное свойство: способность не только воспринимать разнообразные явления внешнего мира и собственные переживания, но и осмысливать их. В ходе такого осмысления человек обобщает свой практический опыт, изучает объективные свойства предметов окружающего мира и самого себя. На этой основе он составляет программу своих действий, предусматривает их последствия и, главное, отвечает за них. Это характеристики свойства, присущего только человеку, который мы называем сознанием.

Вопрос 1. Проблема сознания в философии.

Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных. Первейшая сложность ее понимания и изучения связана в значительной мере с тем, что мы не можем наблюдать явления сознания непосредственно, чувственно, не можем их измерять, исследовать с помощью различных приборов. Поэтому на протяжении многих столетии сознание оставалось тайной. Это всегда порождало мистификации относительно его природы и сущности. Так, еще в древности возникло представление о сознании как проявлении души — таинственном «чувственно-сверхчувствительном», сущности, которая считалась ответственной за человеческую жизнь и некоторые важные состояния человеческого тела. Характерным для этих взглядов было то, что душа не отделялась от тела, еще не существовало разделения на материальное и идеальное. Это касается также первых философских теорий. На начальных стадиях своего развития греческая философская мысль не знала понятия «идеального» как особой противоположности чувственно-предметному материальному. С течением времени душу стали рассматривать как некую нематериальную субстанцию, независимую от материи, способную вести самостоятельное существование, бессмертную и вечную. Впервые эти взгляды получили свое теоретическое обоснование и закрепление в философии Сократа и его ученика Платона. Гераклит основу сознательных действий человека определял понятием «логос», которое понималось как слово, мысль, сущность самих вещей.

В дальнейшем историко-философском процессе проблема сознания толковалась по-разному. Охарактеризуем кратко эти позиции в основных направлениях философии:

1. Идеалистические взгляды на природу сознания на протяжении столетий приобретали разное содержание, но сводились к следующему: сознание — первично, материя — вторична. Так, идеализм наделял сознание сверхматериальным, сверхъестественным характером: оно существует независимо от мира, где-то вне мира и вне человека, не имеет никакого отношения к мозгу; дух не рождается и не возникает, он живет своей собственной жизнью, развивается, порождает явления природы и истории.

2. Теология - утверждала, что сознание человека является Божьим даром: создавая человека, Бог «вдохнул в него дух живой», наделив частицей божественного света. Значит — это дар божественного разума, который живет собственной жизнью и в своем развитии порождает явления природы и руководит историей общества.

3. С точки зрения дуалистов, материя и сознание — самостоятельные, равноценные начала. А это означает, что за сознанием признавалась полная независимость от материи. Как и материя, сознание вечно, оно не возникало и не рождалось. Близкой к дуалистической трактовке сознания является концепция французского философа, ученого и богослова Пьера Тейяра де Шардена. Он считал, что в земной материи была заключена определенная масса элементарного сознания, психической энергии. Ведь сознание так же первоначально, как и материя. Поэтому неудивительно, что оно пробилось в мир из тьмы подсознания. Никто, в том числе наши предки, не заметил появления разума на земле, «человек вошел в мир бесшумно».

4. В 50-е годы XIX в. довольно широко распространился вульгарно-материалистический взгляд на сознание. Это название объясняется тем, что его приверженцы (немецкие философы Фогт, Бюхнер, Молешот) рассматривали сознание грубо, упрощенно, вульгарно. Они считали, что сознание, мысль «выделяется» мозгом точно так, как желчь выделяется печенью. Климат, пища и т. п., по их мнению, непосредственно определяют образ мышления человека. Например, в связи с успехами электрофизиологии было выдвинуто положение, будто мысль является просто электромагнитными колебания, излучаемыми мозгом. Действительно, мозг беспрерывно излучает электромагнитные волны, которые изменяют свой характер, если мозг начинает активно работать. Исследование этих волн в случае болезни человека позволяет обнаружить, какие участки мозга повреждены. Однако содержание мыслей по записям на пленке определить невозможно, так как они не являются материей.

5. Механистически толковал сознание и гилозоизм (от греч. — вещество и — жизнь). Приверженцы гилозоизма предполагали наличие ощущений также и у неживых предметов. В подтверждение этой мысли французский материалист Дени Дидро ссылался, например, на куриное яйцо и цыпленка. Откуда у цыплят способность воспринимать и отражать мир, если яйцо таких свойств не имеет? Значит, эта способность, размышлял он, была заложена в самом яйце. Такие утверждения привели некоторых французских материалистов к гилозоизму, который одухотворяет все материальные предметы. Поскольку предметы наделялись душой, то отсюда логически следовало, что сознание — это дар, которым человек владеет с рождения. Непонятно только, куда сознание исчезает после смерти и где оно находится у психически больных. Несмотря на общую ошибочность гилозоизма, он все-таки содержит рациональную мысль о том, что носителем сознания может быть только материя, что сознание следует считать свойством материи.

6. Новая эпоха в понимании сознания была связана с возникновением диалектического материализма. С точки зрения этого направления сознание производно от материи, оно вторично и активно по отношению к ней. Истоки как всего живого, так и сознания находятся в материи, которая способна двигаться и саморазвиваться. Диалектический материализм рассматривал сознание как продукт закономерного исторического развития материи, его социальной формы движения; как функцию, особое свойство не всей материи, а лишь особым образом социально-организованной материи (человеческого мозга); как субъективный образ объективного мира, который нужен человеку для адекватной практической деятельности.

Что касается современной мировой философии, то изучением сознания занимается такая область философии, как феноменология. Возникла она в Германии в начале XX в. и имела несколько вариантов, среди которых основным считается теория Гуссерля. Термин «феноменология» образован из двух понятий, имеющих греческое происхождение: «логос» переводится как учение, «феномен» — это то, что самопроявляется, демонстрирует себя. В границах феноменологии сознание рассматривается как специфическая область бытия, которую нельзя сводить ни к каким отношениям: ни к предметным, ни к специальным, ни бессознательной основе самого сознания.

^ Вопрос 2. Биологические предпосылки и социальные предпосылки возникновения сознания.

В сложном, охватывающем миллиарды лет развитии можно выделить два качественных скачка: переход от неживого к живому и переход от живого к мыслящему. В результате второго скачка возникло сознание. Это стало возможным, потому что появились определенные биологические предпосылки и социальные.

К непосредственным биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся:

1) телесная организация человекообразных существ. Здесь сыграло роль прежде всего прямохождение, развитие и высвобождение передних конечностей. Это приблизило человекообразное существо к трудовым операциям;

2) первая сигнальная система высших животных (развитие звуковых и двигательных средств информации). В историческом плане сигнальная система обезьян явилась своеобразной прелюдией языкового общения;

3) стадная форма жизни человекоподобных обезьян. В условиях стадного общения повышалась их жизнеспособность, усложнялись связи со средой, складывалась внутренняя иерархия особей в стаде. Стадные связи — предпосылка общинной организации людей;

4) головной мозг, развитая нервная система высших животных. Эволюцию мозга у высших животных можно проследить на следующих примерах. Объем мозга у дриопитека или шимпанзе был 400 см; у питекантропов — 900 см; у китайских древних людей, или синантропов, — около 1050 см; у неандертальца — 1300—1400 см. Мозг современного человека имеет следующие параметры: объем — 1400—1600 см, средний вес — 1400 г, отношение веса мозга к весу тела — 1:40, сложность внутренней структуры мозга — 12—15 млрд. клеток.

Перечисленные биологические предпосылки возникновения сознания человека лишь подготовили возможность формирования нового явления. Однако их абсолютно недостаточно для превращения возможности в действительность. Решающую роль в возникновении и развитии сознания сыграли социальные условия:

1. Первым фактором становления сознания выступил труд. Во время процесса изготовления элементарных орудий труда человек постоянно выделял общие связи и отношения в предметах труда. Например, со временем он начал осознавать, что режет не только данный острый предмет, но и острый предмет вообще, огонь дает не только трение этих кусков дерева, но трение вообще, и т. п. Трудовой процесс подталкивал будущего человека к абстрагированию, обобщению, т. е. учил отделять основные признаки предмета от самого предмета и формировать понятия. С помощью средств труда, которые одновременно являлись и средствами познания, человек постигал свойства объективного мира. Изготовляя средства труда, в которых закреплялись выявленные свойства предметов, человек учился мысленно их выделять. Логика чувственно-предметной деятельности фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. Так постепенно формировался логический образ предмета, а работа человека приобретала осознанный характер.

2. Вторым фактором возникновения и развития сознания является языковое общение, речь. Язык возник в коллективе первобытных людей. Чтобы общими усилиями вырыть и замаскировать яму, загнать в нее зверя и убить его, охотники должны были многое сообщить друг другу. И жизнь заставила их этому научиться. Разнообразие информации, которую передавали друг другу наши предки, требовала определенных знаков.

Знак должен был стать единым для определенного класса вещей и действий и общим для всех участников трудового процесса. Такая система знаков и есть речь. Она состоит из разных слов, условных звуковых знаков и выполняет двойную функцию: выступает и как средство общения, и как орудие мышления. Слова являются не только условными знаками разных предметов и процессов — они также фиксируют наши мысли об этих предметах. Только с помощью речи (устной, письменной или художественно-образной) человек может сформулировать и выразить свои мысли. Конечно, для того, чтобы мыслить, не обязательно говорить вслух. Глухонемые, например, не владеют звуковым языком, но это вовсе не означает, что у них отсутствуют язык и мышление. Эти люди могут выражать свои мысли с помощью жестов и письменного языка. Вместе с тем речь — это не просто средство фиксации и передачи мыслей, она является необходимым условием и орудием мышленияОднако нечеткость и невыразительность высказываний свидетельствует о нечеткости и незрелости мысли. И наоборот, ясная и четкая по смыслу, стройная по форме мысль высказывается в доходчивых и понятных суждениях. Таким образом, процесс мышления невозможен без речи, которая выступает формой реальности мысли.

3. Третьим фактором возникновения сознания является общинный характер жизни людей. Сознание — продукт общества и общественного развития. Вне общества не было, нет и не будет сознания. О том, что без общинных отношений сознание невозможно, говорят более 50 случаев «воспитания» детей животными. У таких детей не оказалось никаких признаков сознания. Общение является одной из необходимых предпосылок формирования и развития личности, ее сознания, общества в целом. Ведь если мы под общением понимаем взаимодействие общественных субъектов (классов, групп, личностей), то между ними, бесспорно, происходит обмен информацией, опытом, способностями, навыками, умениями и т. п. Общение — это одно из условий социализации личности. В общении человек не только получает рациональную информацию, формирует способы деятельности, но путем подражания и наследования усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения.

Таким образом, для возникновения сознания были необходимы определенные биологические предпосылки, которые, однако, сами непосредственно не создают его. Сознание возникает на социальной основе, является продуктом общества и общественного развития. Но прежде всего сознание — это функция человеческого мозга.

Выделим главное:

1) сознание — это свойство высокоорганизованной материи;

2) сознание — это высшая форма отражения действительности, идеальный образ материального мира;

3) сознание — продукт социально-исторического развития и усложнения материи;

4) сознание — это регулятор целенаправленной деятельности человека.

^ Вопрос 3. Структура и функции сознания

Сознание как внутренний мир человека имеет свою структуру. Чтобы ее рассмотреть, следует прежде всего обратить внимание на такое обстоятельство. Нередко понятие «сознание» отождествляется с понятием «психика человека». Это ошибка. Психика — более сложное образование, включающее в себя две сферы отражения: сознание и бессознательное. Считается, что бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, которые находятся вне сферы разума. К бессознательному относят, в первую очередь, инстинкты — совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

К структуре бессознательного причисляют также интуицию и автоматизмы, которые могут зарождаться в сфере сознания и со временем проникать в сферу бессознательного. Интуиция — это знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения, путем непосредственного чувственного созерцания или умозрения. Автоматизмы — это сложные действия человека, которые, первично появляясь под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных. Бессознательными также являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т. п.

Благодаря подключению бессознательного к психической деятельности нагрузки на сознание уменьшаются, а это, в свою очередь, расширяет поле творческих возможностей человека.

Итак, сознание — это специфично человеческое отражение и духовное освоение действительности, свойство высокоорганизованной материи — человеческого мозга, которое заключается в создании субъективных образов объективного мира, удержании, сохранении и переработке информации, в выработке программы деятельности, направленной на решение определенных задач в активном управлении этой деятельностью.

Сознание является общественно-историческим продуктом. Оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе становления и развития трудовой деятельности и речи, формируясь только в условиях социальной среды, постоянного общения индивидов между собой.

Какую же структуру имеет само сознание? Можно выделить такие элементы:

^ Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, средство его существования. Знание — это понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может «охватить», осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание предопределяет такие свойства сознания, как возможность предметной деятельностью целеустремленно «создавать мир», предусматривать ход событий, проявлять творческую активность. Иными словами, сознание — это отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.

^ Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Человек познает окружающий мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, увлеченности или негодования. Он переживает то, что отражает Эмоции или стимулируют, или тормозят осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, более легко запоминается. Но иногда «радужное» восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно отрицательные, эмоции негативно сказываются на ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком происходящего. Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются вследствие осознания связей личности с наиболее существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувства характеризуются предметным содержанием, постоянностью, независимостью от реальной ситуации. Эмоциональная сфера существенно влияет на все проявления сознания человека, выполняет функцию основы его деятельности.

^ Третьим структурным элементом сознания является воля — осознанное, целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направить свои психические и физические силы на решение задач, которые возникают в его деятельности и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком — это первая и наиболее главная школа формирования воли. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели; без целесообразной деятельности нет воли. Воля — это осознанное стремление и побуждение к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то стремится, а куда и зачем — сам не знает. Такая подсознательная регуляция осталась у человека от животных.

В структуре сознания следует упомянуть и такой элемент, как мышление. Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т. п. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается путем прикосновения и что нельзя почувствовать. Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

К структуре сознания относятся также внимание и память. Внимание — это форма психической деятельности человека, которая проявляется в направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память — это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозге индивида его прошлого опыта. Основными элементами пмяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Физиологической основой запоминания являются образование и закрепление временных нервных связей в коре головного мозга. Последующее оживление нервных связей дает воспроизведение запомненного материала, а торможение этих связей ведет к забыванию.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иными словами, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий и т. п. С помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет свою самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира началось от Сократа, с его максимы «Познай самого себя». В процессе становления философии как специфического знания о мире и человеке сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, диалогичность и критичность разума относительно самого себя. По Платону, деятельность души — это внутренняя работа, которая имеет характер беседы с самим собой. Размышляя, душа постоянно разговаривает с собой, спрашивает, отвечает, утверждает и возражает.

Таким образом, самосознание — важное условие постоянного самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы; самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль.

Понимание человеком своего внутреннего состояния, способность к самоконтролю приходят не сразу. Самосознание наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззре­ние, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды.

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают сознанию ряд жизненно важных для человека функций:

Первой функцией сознания является познавательная, или отражательная функция, т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная деятельность сознание начинается с чувственного, образного познания и восходит к абстрактному мышлению. Эта функция является всеохватывающей, из нее происходят все другие. Познавательная функция носит не пассивный, а активный, эвристический характер, т. е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности. Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Суть ее в том, что в памяти человека «оседают», накапливаются знания, полученные не только из непосредственного, личного опыта, но и от современников или предшествующих поколений людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем легче ему принять оптимальное решение.

Следующая функция — аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с од­ной стороны, является формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как по­знавательной деятельности становится получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает в себя проявление субъективного отношения к действительности, ее

оценку, осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требует в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем, оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.

^ Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность — это сугубо человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой сознания. Цель — это идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность объясняется неудовлетворенностью человека миром и потребностью изменить его, придать ему такую форму, которая необходима человеку, обществу.

Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность, т. е. осознание того, «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия, — необходимое условие любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т. е. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир. Масштабы, формы и свойства преобразованных и созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями; в них воплощены человеческие замыслы, идеи.

Еще одна функция — коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т. п.) сохраняется не знание, а лишь информация. Чтобы информация стала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространение печатного слова является условием, но не гарантией того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знание, т. е. субъективное достояние.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия коллективов.

Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и деятельности людей имеет важное значение. По мере того как идеи приобретают побудительную силу, человек осуществляет поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает соразмерность цели и реальных средств ее регуляции.

Похожие:

4. Сознание iconДля чего нужно сознание Аллахвердов
Пока обстоятельства со­ответствуют ожиданиям, у идеального мозга нет никаких проблем и ни­какое сознание ему не нужно
4. Сознание iconГеоргий Науменко Все тайны подсознания. Энциклопедия практической эзотерики
Что такое – сознание? Попробуйте объяснить. Не получится. Философия, физика, психология рассматривают сознание с разных точек зрения,...
4. Сознание iconПравосознание и правовая культура вопросы
Их взаимодействия с друг с другом таким образом они опредиляют формы общественного сознания,так же опредиляют цели и стандарты поведения...
4. Сознание iconФизиологические основы психики
Э. Титчекеру,12) Х. Дельгадо ("Мозг и сознание"),13) Сознание. Уровни бодрствования,14) Частичное выключение сознания,15) Измененные...
4. Сознание iconСюнрю Судзуки Оглавление Оглавление 2 от переводчиков 3 предисловие 3 введение 6
Книга «Сознание дзэн, сознание начинающего», впервые полностью публикуемая на русском языке, обращена к тем, кто серьёзно интересуется...
4. Сознание iconЛурия А. Р. Л86 Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. 2-е изд
Л86 Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. 2-е изд. — М.: Изд-во мгу, 1998. 336 с
4. Сознание iconВопрос сознание и бессознательное содержат большое число мешающих по-новому увидеть мир

4. Сознание iconМышление. Сознание
Память- процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование
4. Сознание iconА. Н. Леонтьев "деятельность. Сознание. Личность"
Почему я все же решился ее опубли- ковать? Замечу сразу: только не из любви к теоретизированию
4. Сознание iconА. Н. Леонтьев "деятельность. Сознание. Личность"
Почему я все же решился ее опубли- ковать? Замечу сразу: только не из любви к теоретизированию
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница