Модель творческой самореализации личности в ее деловом поведении


НазваниеМодель творческой самореализации личности в ее деловом поведении
Дата публикации21.06.2013
Размер40.5 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы


Рис. 43. Модель творческой самореализации личности в ее деловом поведении

Прямо противоположная модель делового поведения личности воз­никает тогда, когда в ее сознании сталкиваются установки «надо» и «хо­чу», но установка «надо» доминирует: личность не хочет выполнять ту работу, которую необходимо выполнить. Это противоречие пробужда­ет отрицательное «поле напряженности». Но оно может «наполнить­ся» такими мотивами, которые облегчают выполнение непривлекатель­ных заданий. Так, опрос молодых работников показал, что, несмотря на непривлекательность многих видов работ, которые им приходится выполнять, они все же чаще всего выполняют ее успешно, причем в за­вершающей стадии. Почему? Оказывается, что в процессе выполнения таких заданий у молодых работников, как мужчин, так и женщин, воз­никают мотивы, как-то компенсирующие их непривлекательность. Они ответили, что это происходит потому, что «постепенно втягиваешься в работу», «не хочешь подвергать себя критике», «не хочется вступать в конфликт с другими», «работать-то все равно надо», «хочется скорее отделаться от неприятной работы», «необходимо успеть сделать и дру­гую работу». Это — отрицательно обусловленные мотивы, которые груп­пируются вокруг установки «надо», активизируя ее. Они помогают ра­ботать в условиях, когда работать не очень хочется, т.е. тогда, когда по­требность в творческой самореализации оказывается заблокированной. Поэтому установка «надо» тянет за собой и установку «могу», подкреп­ляя ее «изнутри». В этом случае установки «стремлюсь» воспроизво­дятся на рационально-волевой основе (рис. 44).



Рис. 44, Модель активизации установки «надо» в деловом поведении личности

Однако установка «надо» может проявляться парадоксально. Это происходит тогда, когда она подкрепляется положительно обусловлен­ными мотивами, которые группируются вокруг установки «хочу». Вы­полнение малопривлекательных заданий молодые работники объясня­ют так: «Не хочу подводить других»; «Хочу оправдать доверие руково­дителя»; «Хочу быть не хуже других»; «Хочу выглядеть лучше других»; «Хочу посмотреть, что из этого получится»; «Хочу получить деньги». Эти мотивы группируются прежде всего вокруг установки «хочу», ак­тивизируя ее, но сама эта установка проявляется в связи с установкой «надо», эмоционально «окрашивая» ее и облегчая тем самым стремле­ние к цели. В этом случае установка «стремлюсь» воспроизводится на рационально-волевой и эмоционально-волевой основе. В этом случае графическая модель переживаний непривлекательности заданий будет иной (рис. 45).

Из графика, представленного на этом рисунке, видно, что установ­ка «хочу» со всей ее мотивацией как бы поглощается установкой «на­до», которая тем самым очень усиливается.

Из анализа этих «модальных» переживаний видно, что та или иная мотивация возникает в зависимости от того, что ожидает человек: чего опасается и на что надеется. Поэтому его мотивы оказываются обуслов­лены тем, чего следует избежать, и тем, что предполагается приобре­сти. Эти мотивы являются двуединой психологической детерминантой делового поведения личности: с одной стороны, надо быть исполнитель­ным работником, а с другой — уметь осмыслить эту работу такой мотива­цией, которая смягчала бы подчиненность установке «надо».



Рис. 45. Модель активизации установки «надо» мотивацией «хочу»

Для того чтобы понять психологическую специфику регуляции де­лового поведения личности, важно иметь в виду такую закономерность: руководители относятся к работникам так, как работники относятся к своей работе. Опрос руководителей фирм помог выявить эти их пред­ставления. Они выделяют в работниках прежде всего такие базовые ха­рактеристики делового поведения, как инициативность и исполнитель­ность. Антиподом делового поведения они считают инертность работ­ника. С их точки зрения, инициативные работники способны творче­ски подходить к делу, находчиво и оперативно использовать обстоя­тельства, выбрать наилучший, как им кажется, вариант достижения це­ли; они могут давать встречные предложения, советы, стремясь сделать работу интереснее, быстрее, качественнее. Исполнительные работни­ки умеют доводить дело до конца, работают добросовестно, аккуратно, точно, экономно, дисциплинированно; могут быть в состоянии трудо­вой активности длительное время; хорошо «везут воз», выполняя ука­зания «от» и «до». В подразделениях всегда находятся инициативные и исполнительные работники в «чистом виде», но чаще всего инициа­тивность и исполнительность как-то сочетаются. Более того, в опросах выяснилось, что инициативность и исполнительность как базовые ха­рактеристики делового поведения личности могут совмещаться с инер­тным отношением к работе: бывают ситуации, когда инициативный работник может стать инертным, если его инициатива никому не нужна. Для того чтобы понять различные сочетания инициативности, испол­нительности и инертности, обратимся к графику, представленному на рис. 46.



Рис. 46. График трансформации инициативно-исполнительного работника в инертного

В инертном поведении личность может имитировать работу, под­чинившись требованиям руководителя формально. Не желая протесто­вать, работник стремится оправдать свой конформизм здравым смыс­лом. Установки его самосознания проявляются как узел противоречий: «Надо, хотя не хочу»; «Могу сделать, хотя и не надо»; «Стремлюсь по­скорее отделаться, потому что не хочу». Это означает, что в сознании личности происходит процесс утраты личностной значимости выпол­няемых ею функций при создавшихся условиях работы. Парадокс про­является в том, что сохранение своего «я» оказывается иллюзорно-воз­можным тогда, когда сама работа теряет смысл.

Однако может быть и такая ситуация, когда работник хочет выпол­нить задание инициативно, но ему не хватает профессиональных зна­ний и профессионального опыта (противоречие между «хочу» и «мо­гу» не осознается или недооценивается). Это противоречие может раз­решиться ложно, неадекватным способом. Так, например, желание до­биться результата может быть таким сильным, что возникает феномен предельно раскованного поведения, когда работник переоценивает свои возможности. И хотя поведение личности было инициативным, оно ока-

Похожие:

Модель творческой самореализации личности в ее деловом поведении iconКонцепция проведения фестиваля “праздник русского алмаза” 13 июля 2013 года
Промысла и промышленного поиска и добычи алмазов в позднее время. Фестиваль направлен на повышение туристической привлекательности...
Модель творческой самореализации личности в ее деловом поведении iconРегламент I студенческой лиги сибири по что?
Сибири; предоставления дополнительных возможностей для творческой самореализации участников клубов интеллектуального игр разных регионов;...
Модель творческой самореализации личности в ее деловом поведении iconСтуденческое самоуправление это
Тну, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой...
Модель творческой самореализации личности в ее деловом поведении iconПринято Конференцией студенческого самоуправления протокол №2
Тну, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой...
Модель творческой самореализации личности в ее деловом поведении iconПринято Конференцией студенческого самоуправления протокол №2
Тну, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой...
Модель творческой самореализации личности в ее деловом поведении icon«сцена – рист» 26. 05. 2012г. (суббота), 10. 00 18. 00 чч. Для желающих
Курс полезен тем, кто занимается внутренним ростом. «Сцена–рист» для творческой личности!
Модель творческой самореализации личности в ее деловом поведении icon«сцена – рист» 26. 05. 2012г. (суб.), 10. 00 18. 00 чч. Для желающих
Курс полезен тем, кто занимается внутренним ростом. «Сцена–рист» для творческой личности!
Модель творческой самореализации личности в ее деловом поведении iconПоложение о проведении Областного фестиваля творчества молодых людей...
Фестиваль творчества молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Виктория» призван содействовать творческой самореализации...
Модель творческой самореализации личности в ее деловом поведении iconАктуальность проекта Здоровье
Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любой страны. Значимость сохранения и укрепления...
Модель творческой самореализации личности в ее деловом поведении iconПроект «Здоровье это здорово!»
Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Значимость сохранения и укрепления...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница