Тренировочный тест 4 Внеурочные формы организации текущей работы (233-237). Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238). Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257)


Скачать 351.83 Kb.
НазваниеТренировочный тест 4 Внеурочные формы организации текущей работы (233-237). Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238). Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257)
страница1/4
Дата публикации20.06.2013
Размер351.83 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4
Тренировочный тест 4

  1. Внеурочные формы организации текущей работы (233-237).

  2. Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238).

  3. Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257).

  • Сущность

  • Проблема, проблемная ситуация (способы создания, функции)

  • Мотивы (традиция, проблемное)

  • Методы

  • Структура проблемного урока, условия эффективности

  1. Дидактическая система развивающего обучения. Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Л. В. Занкова (258-265).

  • Сущность

  • Принципы по Рубенштейну

  • Сравнительный анализ систем Эльконина-Давыдова и Занкова (принципы)

  • Структурные компоненты учебной деятельности

  • Особенности содержания развивающего обучения

  1. Сущность личностно ориентированного образования школьников (266-275).

  • Сущность

  • Принципы

  • Содержание (критерии, особенности)

  1. Воспитание как педагогическое явление и процесс. Закономерности и принципы воспитания (конспект+287-291).

  • Новая воспитательная парадигма

  • Воспитательные ценности, среда, процесс

  • Закономерности – принципы

  1. Задачи и функции воспитательного процесса (292-294).

  2. Проблема содержания воспитания в современной педагогической теории и практике (297-301).

  3. Технократический и гуманистический подходы в педагогике (294-297).

  • Сравнительный анализ

  1. Основные классификации методов воспитания. Характеристика методов воспитания (302+конспект).

^ ОБЩИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Сущность методов воспитания и их классификация
Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.
Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.
^ Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

Методы формирования сознания личности
Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших).
Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Примером такого рода рассказов могут быть рассказы Л.Н.Толстого "Косточка", В.А.Осеевой "Сыновья" и др. Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т.п.), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.
Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен. В средние века широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа практически не используется. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся.
Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Индуктивная беседа обычно перерастает в так называемую эвристическую, поскольку учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование.
Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.
В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которых является распознавание определенного качества личности, стоящего за тем или иным поступком. Распознавание и правильная оценка качеств личности требует умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от всех сопутствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности.
Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.
Особую трудность для молодого учителя представляют индивидуальные беседы. К сожалению, такие беседы чаще всего проводятся в связи с нередко возникающими локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. На такого рода факты учитель реагирует или незамедлительно, или путем отсроченной беседы. Но будет лучше, если индивидуальные беседы проводятся по заранее намеченному плану, в определенной системе. Тогда они носят упреждающий характер, вносят индивидуальный корректив в общую программу педагогических воздействий.
Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности - к лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в основном в старших классах средней школы, в вечерних (сменных) школах, в техникумах и вузах.
Аккумулируя в себе возможность развернутого и организованного в доступную форму систематического изложения сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания, метод лекции широко используется во внеурочной воспитательной работе. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.
Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, ненаигранный пафос, живое и задушевное слово учителя определяют идейное и эмоциональное воздействие лекций.
Старшеклассники особенно чутко откликаются на яркий и самостоятельный стиль мышления педагога, на его умение найти оригинальный, неожиданный поворот темы, отделить факт от мнения о факте, выразить свое личное отношение к сообщаемому материалу. Широкое развитие средств массовой информации породило явление форсированной осведомленности школьников о различных событиях и сторонах современного мира. С этим, конечно, нельзя не считаться. В то же время нетрудно увидеть, что многим ученикам полузнание представляется действительным знанием. В этих условиях тем более необходимо приучать школьников выходить за пределы очевидного, совершать переход от явления к сущности.
К методам воспитания относятся также дискуссии и диспуты, хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников.
Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. В то же время они могут быть созданы и при изучении обычных недискуссионных на первый взгляд вопросов, если учащимся предлагается высказать свои суждения о причинах того или иного явления, обосновать свою точку зрения на устоявшиеся представления. Обязательное условие дискуссии - наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции.
В отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.
Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.
  1   2   3   4

Похожие:

Тренировочный тест 4 Внеурочные формы организации текущей работы (233-237). Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238). Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257) iconУл. Орджоникидзе, 50, г. Челябинск, 454091 Тел. (351) 237-19-38, факс 237-18-47
Впо «ргтэу» приглашает Вас и делегацию студентов Вашего вуза принять участие в круглом столе «Научно-исследовательская работа: необходимость...
Тренировочный тест 4 Внеурочные формы организации текущей работы (233-237). Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238). Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257) iconУчебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения...
Учебное пособие предназначено для студентов заочной формы обучения факультетов и отделений журналистики. В нем рассматриваются основные...
Тренировочный тест 4 Внеурочные формы организации текущей работы (233-237). Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238). Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257) icon24 формы организации обучения их классификация
Т м., 1970. С. 383. И тем самым выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления как...
Тренировочный тест 4 Внеурочные формы организации текущей работы (233-237). Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238). Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257) iconОбъявить конкурс для перевода студентов исторического факультета...
«Курганский государственный университет» (кгу) с платной (с полным возмещением затрат) основы обучения на обучение за счет средств...
Тренировочный тест 4 Внеурочные формы организации текущей работы (233-237). Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238). Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257) iconФормы обучения в лице представителя
Просим Вас рассмотреть вопрос об отмене переноса времени начала и окончания занятий в течение учебного года для студентов очно-заочной...
Тренировочный тест 4 Внеурочные формы организации текущей работы (233-237). Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238). Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257) iconБудет тест на основании этих вопросов по
Общая характеристика права собственности на природные объекты (ресурсы): понятие, формы, субъекты, объекты, содержание
Тренировочный тест 4 Внеурочные формы организации текущей работы (233-237). Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238). Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257) iconПрофессор Джон Свеллер (John Sweller), специалист по психологии обучения,...
Новая теория ориентируется не столько на укоренившиеся традиции и подходы к организации эффективного обучения, сколько на объективные...
Тренировочный тест 4 Внеурочные формы организации текущей работы (233-237). Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238). Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257) iconКонспект лекций по изучению дисциплины для студентов заочной и дистанционной...
Тема Основные принципы организации учета затрат, цели и задачи учета затрат в системе бухгалтерского и управленческого учета
Тренировочный тест 4 Внеурочные формы организации текущей работы (233-237). Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238). Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257) iconПлан: Общая характеристика жидких лекарственных форм Классификация...
Жидкие лекарственные формы. Определение, характеристика, классификация. Вода очищенная, получение в условиях аптеки и завода
Тренировочный тест 4 Внеурочные формы организации текущей работы (233-237). Понятие о средствах обучения, их классификация и характеристика (237-238). Сущность проблемного обучения, его основные характеристики (248-257) icon23 Средства обучения в педагогике
Выступая в роли важного компонента учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают влияние и на другие компоненты, такие,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница