Казахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал


Скачать 64.56 Kb.
НазваниеКазахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал
Дата публикации11.11.2013
Размер64.56 Kb.
ТипКраткое содержание
vb2.userdocs.ru > Философия > Краткое содержание


Казахская головная архитектурно-строительная академия

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
«Философия» ФОГП

3 кредита 3 семестр

Семинар № 2 «Античная философия» 2007/08 уч.год

Ассоц. проф., Джаныкулова Сауле Калиевна


Краткое содержание [1]

Античная философия – это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. и до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл философские школы в Афинах. Античная философия возникла в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, Греции в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.

  • Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями – математическими, естественнонаучными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII- IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии.

  • Возникают два основных типа философского мировоззрения – материализм («линия Демокрита») и идеализм (линия Платона»).

  • Возникают два противоположных основных метода мышления – диалектика и метафизика. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии.

Философские школы:

    1. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит)

    2. Пифагорейская школа (Пифагор, Ксенофил)

    3. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон)

    4. Атомистика (Левкипп, Демокрит)

    5. Афинская школа (Сократ, Платон, Аристотель)

Диалектика Гераклита. Гераклит учит: мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. В этом вечном движении вверх и вниз из Единого происходит все и из всего - Единое. Война есть отец всех вещей, и в одних она обнаруживает богов, в других - людей, в одних - рабов, в других - свободных. Мудрость есть познание разума, логоса, господствующего во всем, правящего всем посредством всего. Учение Гераклита оказало большое влияние на греч. философскую мысль. Оно было воспринято стоиками и благодаря им распространилось на христ. и всю западную философию. В Новое время его развивали дальше гл. о. Гегель, Шлейермахер, Лассаль и Ницше.

^ Философия Аристотеля. Он оказал самое сильное по сравнению со всеми жившими до него философами влияние на развитие человеческой мысли. Основу этой системы составляют логика и метафизика. Учение о категориях (сущность, отношение, место, время, качество, количество, действие, страдание, обладание, положение) стоит на границе между логикой и метафизикой. Натурфилософия органических тел получила у Аристотеля особенно широкое развитие. В своих политических взглядах Аристотель исходит из понимания человека как "zoon politicon" ("общественное животное"), в сферу жизни которого входят семья, общество, государство.

Основные положения философии Сократа:

  • Центральная проблема в философии – человек и человеческое сознание. Природа и сущность человека – это его душа (разум).

  • Главная задача познания – самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как «человека вообще», т.е моральную, общественно-значимую личность. Познание – главная цель и способность человека, ибо в процессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии.

  • Диалектика Сократа совпадает с диалогом (диа-логос), который состоит из двух моментов: «опровержения» («иронии») и «маевтики». «Сократовский» метод – это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть «майевтики» - посредством наводящих вопросов и логических приемов подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.


^
К семинарскому занятию 2: Античная философия (1 час)

Космоцентризм и онтологизм античной философии. Проблема первоначала и первопричин. Античная философия о бытии. Апории Зенона. Древнегреческий атомизм. Зарождение античной диалектики: Гераклит, Эмпедокл. Проблема мира и человека в космоцентрической философии Древней Греции.
Контрольные вопросы:[2]

1. Характерные черты древнегреческой философии.

2. Натурфилософские школы Древней Греции.
3. Первая систематизация философского и научного знания: Аристотель и перипатетика.


Глоссарий




На русском языке

На казахском языке

На английском языке

1

Истина

Шындық

Truth

Истина – сущность вещей

2

Материя

Материя

Material

Материя – философская категория, обозначающая объективную реальность, данную нам в ощущении, независимо от них и от человеческого сознания.

3

Монизм

Монизм

Monism

Монизм (от греч. «monos» - один) - философское воззрение все многообразие мира объясняется единой субстанцией – материей или духом

4

Созерцательность

Маңыраю

Contemplation

Созерцательность – рассмотрение проблем мировоззрения в единстве природы, богов, человека

5

Эйдос

Эйдос

Eidos

Эйдос – образец каждой вещи

6

Деизм

Деизм

Deism

Деизм (от лат. «dues» - Бог) - философское воззрение что Бог является источником начальной энергии мира, но в последствии уже не вмешивается в течение земных событий

7

Гилозоизм

Гилозоизм

Hylozoism

Гилозоизм (от греч. «hule» - материя, вещество, «zoe»жизнь) - философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого: чувственность, способность к ощущению и восприятию



Задание СРС [2]
^
1. Заполните таблицу:

Имя,

даты жизни

основные труды

основные понятия

онтология

гносеология

проблема человека






















  1. Космоцентризм и онтологизм античной философии.

  2. Зарождение античной диалектики: Гераклит, Эмпедокл.



Задание СРСП [3](срок сдачи 1 неделя)

1.Античная философия - это:

1.философия древних греков и древних римлян

2.философия средних веков

3.философия Древней Индии

4.учение древних египтян

5.древневосточная мудрость
2.Кто автор знаменитых апорий “Дихотомия”, “Ахиллес не догонит черепаху”, “Стрела”?

1.Зенон Элейский

2.Анаксимен

3.Пифагор

4.Левкип

5.Аристотель
3. Кто автор сократических диалогов?

1.Платон

2.Парменид

3.Демокрит

4.Аристотель

5.Плотин
4. Кому принадлежит положение: "Все течет, все меняется, в одну и ту

же реку нельзя войти дважды?

1.Фалесу

2.Пармениду

3.3енону

4.Пифагору

5.Гераклиту

^

Основная литература:


1. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник, МГУ, 2008.

2.Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах.М.2004

3.Абишев К. Философия: Учебник для студ. И аспирантов. ЗАО "Дәүір".2000

4. Кохановский В.П. Философия. Учебник. 2008

^

Дополнительная литература:



5. Грядовой Д.И. Основы философских знаний. Учебник. 2007

6. Кохановский В.П.История философии.Учебник.2007

7.Радугин А.А.Философия.Курс лекций.М.,2000.

8. История философии в кратком изложен.М.1997г.

9.Лавриненко В.Н…Философия.Учебник.для вузов., 2007

10.Джаныкулова С.К.Абрахматова Г. Философия: СРС.КазГАСА.2005

11. Джаныкулова С.К. Философия и социология. КазГАСА, 2005.

12. Джаныкулова С.К.Абрахматова Г. Философия: СРС.КазГАСА.2005

13..Сегизбаев О.А. казахская философия XV- XX. А., 1996.

14.Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. М., 1991

15. Перевезенцев Практикум по истории западноевропейской философии. М.2000


Похожие:

Казахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал iconКазахская головная архитектурно-строительная академия
Как определить напор повысительного насоса при недостаточном напоре в наружной водопроводной сети?
Казахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал iconКазахская головная архитектурно-строительная академия
Поэтому следует уяснить, что принято понимать под термином «свойство» и как на него влияет состав, какую роль играют химические связи,...
Казахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал iconКазахская головная архитектурно-строительная академия «Экология и...
Экологический прогноз и прогнозирование. Моделирование природных процессов в решении экологических проблем. Основы оценки качества...
Казахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал iconАктивный раздаточный материал
Кадастровые системы информационного контроля состояния природных ресурсов. Виды кадастров и их краткая характеристика. Автоматизированная...
Казахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал iconАктивный раздаточный материал
Оон, юнеско, фао (продовольственная и сельскохозяйственная организация), воз, юнеп. Международные неправительственные объединения...
Казахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп, для всех специальностей 3 кредита 3 семестр
Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея. Русская идея – это вопрос о существования...
Казахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал iconАктивный раздаточный материал
Экологический прогноз – это предсказание изменения природных систем. Экологическое прогнозирование предсказание возможного поведения...
Казахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп 3 кредита 3 семестр...
Эпоха Средневековья обычно условно определяется как время от захвата Рима варварами в 476 г до начала эпохи Возрождения, т е в Италии...
Казахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал iconАктивный раздаточный материал
С учетом комплексности проблем окружающей среды эти средства имеют специфику в технической, экономической, образовательной, правовой...
Казахская головная архитектурно-строительная академия активный раздаточный материал iconАктивный раздаточный материал
Концепция устойчивого развития и индикаторы. Критерии устойчивого развития. Устойчивое развитие и валовый национальный продукт. Программа...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница