Закономерностей, опр-х построение синт ед. (СЕ). Предметом


НазваниеЗакономерностей, опр-х построение синт ед. (СЕ). Предметом
страница1/14
Дата публикации02.11.2013
Размер1.18 Mb.
ТипЗакон
vb2.userdocs.ru > Философия > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Здесь ответы все! Просто не по порядку!

44. СИНТАКСИС. ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА. ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ.

Грам-ка трад. подразд. на 2 больших раздела: морфол. (грам-ка слова) и синтакс. (грам-ка связной речи, т.е. единиц больших, чем отд. слово). Синтаксис (греч. – строение, порядок) – 1) раздел грам., кот. изучает законы и правила построения высказ., связной речи; 2) термином синт. принято наз. сам синт. строй языка, т.е. сист. яз. закономерностей, опр-х построение синт. ед. (СЕ). Предметом С. явл. изуч. способов соед. слов в с\с и предл. Задачи: опис. видов с\с и их комп-тов; исслед. видов предложений и их стр-ных частей; опис. ср-в связи комп-тов СЕ; опис. ср-в и спос. объед. СЕ в более сложн. образования до сверхфразовых единств и текста. Говоря об объектах изуч. С., след. отметить, что в данном вопросе у ученых нет единого мнения. Спорят, прежде всего, о кол-ве СЕ. Трад-но С. включ. 2 части: учение о с\с и учение о предл. Эти 2 СЕ признаются больш. частью уч-х как осн.

С\с – соед. 2 или более знамен-х слов, связ-х по смыслу и грам-ки и предст. собой сложн. наименования явл. объект. действ. Нек. грам-сты (Фортунатов) опр. С. как учение о с\с. Предложение – слово или группа слов, грам-ки оформл. как единица связн. речи и выраж. относ. законч. мысль. П соотнос. с логич. сужд., однако не тождеств. ему. Еще Аристотель указ., что каждое сужд. выраж. в форме П, но не всякое П выраж. сужд. П формир. из с\с и в то же время его сод-ние, коммуник. напр-ть влияют на форму с\с. С\с и П. явл. взаимосвяз. СЕ. Строит. материалом для них служ. слова и формы слов. Слово, функц-щее в сост. СЕ, Бабайцева наз. «словоформой», отгранич. термина «форма слова». Словоформа – ед. языка и речи, это форма слова в лексич. одежде, а форма слова – абстрактн. ед., кот. хар-ся принадлежностью к опр. ЧР с ее морфол. категориями. Группа предложений, определенным образом связ. м/у собой в относ. заверш. отрезке текста, объединенном темат-ки и стр-но, образ. сложное синт. целое (Поспелов) = сверхфразовое ед-во (Л.А.Булаховский) = прозаическая строфа (Г.Я.Солганик). Т.о., к СЕ в расшир. поним. относ.: словоформа, с\с, предложение, ССЦ, текст. Это перечисление соотв. подходу «снизу вверх»: из словоформ строится с\с, из с\с и словоформ – П. и т.д. Это лингвометодический подход (удобен для школьн. обуч.). Более научным явл. подход «сверху вниз»: перед нами текст, который для проникновения в смысл мы членим на ССЦ, в них выделяем П. и т.д.

В истории рус. С. можно выд. неск. осн. напр. ЛОГИКО-ГРАМ-КОЕ. Предст-ли: Ф.И.Буслаев («Опыт истор. грам-ки РЯ» 1857 г.), Н.И.Греч. Сторонники ЛГН в подходе к яз. во многом отожд. грам-ку с логикой. Они приравн. П. к логич. сужд. Буслаев: «предмет, о кот. мы судим, - подлеж. То, что мы судим о предмете, - сказ. Присоед. сказ. к подлеж. именуется сужд. Сужд., выраж. словами, есть П. Вся сила сужд. содерж. в сказ. Без сказ. не м/б сужд.». Именной тип односост. П он отрицал. Все разнообр. синт. конструкций они свод. к схеме логич. сужд.: S связка P. Безличное П = к личному (мне хочется = я есть хотящий). Однако, в схеме логич. сужд. нет места второст. ЧП, а в речи больш-во П явл. распростр-ми. Буслаев сам указ. на это отлич. суждения от П, но наз. его единств. В действ. не каждое П выраж. сужд. Н-р, ни вопрос., ни побуд. не выраж. сужд., хотя строятся по опр. стр-ным моделям. Вызывала затрудн. и клас-ция прич. и деепр. оборотов. Буслаев счит. их свернутыми (имплицитными) придат. П. Тезис его о том, что кажд. ЧП м/б заменен придаточным, дожил до наших дней (УМК Бабайцевой). Заслугой ЛГН счит. разраб. учения о простом и сложном П, о главн. и второст. ЧП, была введена практика синт. разбора путем постановки логич. вопросов. Тем не менее дальнейш. критика ЛГН показ., что: 1) П выраж. не т-ко сужд., но и вопрос и побужд.; 2) стр-ра сужд. и членение П часто не совпад., т.к. в П выдел. не т-ко подлеж. и сказ.; 3) понятия выраж. не т-ко словом, а нек. типы слов (междометия и служ. слова) вообще не выраж. понятий. ИСТОРИКО-ПСИХОЛ. Предст-ли: А.А.Потебня («Из записок по рус. грам.»), Д.Н.Овсяннико-Куликовский, акад.Соболевский и др. Не отожд. язык и мышл.: П (как и весь язык) есть нечто подвижное, пост. меняющееся, м\у логич. и грам. категориями нет пост-го соотв., т.к. грам. категории несравненно больше, чем логич.. По теории Потебни, П – словесное выраж. психол. сужд., под кот. он поним. особого рода движение чел. психики, именуемой актом апперцепции, т.е. сравнение и объяснение того, что уже воспринято. Акт апперцепции связ. 2 мысл. единицы: объясняемое (псих. субъект) и объясняющее (псих. предикат). П - акт апперцепции. Потебня док., что прич. и деепр. обороты никогда не явл. придат. Он разр. учение о приложении как особ. виде опред-ний.

ФОРМАЛЬНО-ГРАМ-КОЕ. ФГН явилось протестом против отожд. грам-ких категорий либо с логич., либо с псих. Основоп-ком явл. Ф.Ф.Фортунатов, последователи Н.Н.Дурново, А.М.Пешковский («Рус. синт. в научн. освещ.»), М.Н.Петерон, Д.Н.Ушаков. В центре вним. оказ. отнош. грам. форм слов и с\с. Расхожее понимание термина форма приводит к тому, что под ним поним. нечто внешнее, т.е. то, что служит оболочкой для сод-ния. Фортунатов подверг критике этот термин. Под этим термином ученый всегда подразум. четкую вязь знач. и выраж. Форма – выразитель ГЗ. Форма для Ф. и его послед. – это принцип организации яз. ед. Фортунатов понимал яз. как позиционную сист. с взаимозавис. эл-ми: А сущ. только потому, что сущ. В и наоборот. Заслуга его в том, что он стремился объяснить факты яз. исходя из законов самого яз. Впервые яз. изуч. как субстанция со своими законами, присущими т-ко ему. Больш. предст-лей ФГН рассм. синтаксис как уч. о формах с\с. Фортунатов даже понятие П выводит из с\с: законч. с\с и полное П – синонимы в яз-нии. Детально разраб. учение о формах слова, однако оно вытеснило у них учение о второст. ЧП (т.к. ЧП слишком размыты, нелингв.). СТРУКТУРНО-СЕМАНТ. Важн. этапом явл. многоаспектный подход к СЕ в единстве логич., формальн. и коммуникат. сторон. Такой подход был разр. в 50-е гг. в работах Виноградова, Н.С.Поспелова, В.А.Белошапковой, продолжили В.В.Бабайцева, П.А.Лекант. В наст. вр. выдел. неск. напр., в каждом из кот. исслед. опр. частные аспекты организации СЕ. Активно разв. ^ СИНТАКСИС ТЕКСТА: Илья Ром. Гальперин, Г.Я.Солганик, Ольга Ив. Москальская. Объектом изуч. явл. ССЦ и способы их объед. в заверш. тексте. В рамках этого напр. изуч. и особ. категории текста: связность, цельность, логичность и т.п., кот. объед. текст как грам.-синт. ед-во. ^ КОММУНИКАТ. СИНТАКСИС (Игорь Павлович Распопов, Галина Александровна Золотова) изуч. актуальн. член. П, т.е. член. на тему и рему. СЕМАНТИЧ. СИНТАКСИС (Нина Давидовна Арутюнова, Елена Викторовна Падучева) – напр., занимающееся исслед. содержания СЕ, в частности, отнош. П к обозначаемой им действ. В данном напр. подчерк., что П обычно имеет 2 смысл. сферы: модус и диктум. Диктум показ. объективное положение дел, а модус обознач. отнош. говорящего к диктуму. ^ СИНТАКСИС УСТНОЙ РЕЧИ (Е.А.Земская, Евг. Ник. Шыряев) – в центре вним. оказ. яз. особенности организации устной формы речи.
45. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА.

В ист. рус. синт. роль с\с и П в общей сист. СЕ оценивалась неоднозначно. Нек. уч. (Форт., Пешк.) счит. осн. СЕ с\с, а П рассм. как разновидность с\с. Другие (Потебня, Шахм., Виногр.) счит. осн. СЕ П. Принципиальными вопросами с\с явл. след.: 1) сущ. ли с\с вне П, в кот. оно вход. как строит. эл-т наряду со словом, или же вычленяется из готового П; 2) сущ. ли предикат. с\с; 3) сущ. ли сочинит. с\с (их выдел. Пешк., Белошапк., Бабайцева). Виноградов отвеч. на эти вопросы след. образом: 1) с\с – не рез-тат дробления П на части, а конструкт. эл-нт, выполняющий ф-цию сложн. назв. предметов; 2) к числу с\с не принадлежат пары, образ. подлеж. и сказ., т.к. это так наз. предикат. с\с – здесь содержится отнош. сообщаемого к действ. и сами отнош. м\у эл-ми более сложн., чем подчинение (яблоко упало – корреляция (взаимозависимость) форм); 3) группа однородных членов не образует с\с, т.к. не явл. сложным наименованием. В то же вр. многие уч. не т-ко выдел. сочинит. с\с, но и изуч. лекс.-грам. отнош. м\у их комп-ми.

С\С – СЕ, образующаяся сочетанием знаменат. слов на основе подчинит. связи и явл. составной единицей номинации. Данная СЕ может состоять из 2, 3 и более знам-х слов. В с\с обычно выдел. 2 части, одна из кот. грам-ки подчиняет себе др. Независимый комп-т наз. главн. (стержн.). Слово, кот. грам-ки подчин. главн., - завис. Гл. слово способно подчинять себе др. благодаря своим грам. и лекс.-грам. св-вам. Эта спос-ть предопр-ся принадлежностью слова к той или иной ЧР, его грам-ми признаками, морфемным сост. и т.п. Не след. счит. с\с след. сочетания слов: 1) объед. 1 и того же сущ. в разных падежных формах с предлогами и без них (день ото дня), т.к. здесь нет обязат. подчинит. связи; сюда же следует отнести соч. 2 одинак. глаг. форм и сич. инф. со спряг. формой того же гл., выполн. ф-цию сказуемого (посижу послушаю, спросить спрошу); 2) конструкции, сост. из слова и относ-ся к нему обособл. члена, несмотря на налич. подчинит. связи (журча, еще бежит за мельницу ручей – полупредикат. отнош., кот. хар-ся специф. интонацией выделения); 3) сочет. знаменат. слова с произв. предлогом (около сада, не взирая на лица).

Чтобы выделить осн. признаки с\с, сопоставим его со словом и П. С\С и П: 1) П. – ед-ца ком-ции, кот. выраж. относит. законч. мысль, а С\С – ед-ца называния, обознач.; 2) П. интонац. оформлено и хар-ся предикат. отнош., а С\С не имеет ни 1 из этих показ-лей; 3) в С\С набл-ся только подчинит. отнош., а в П. наряду с ними имеются и сочинит., и пояснит., и присоед. и т.д. С\С и СЛОВО: как и слово с\с не явл. коммуник. ед., не имеет предикат. знач., обе СЕ имеют свою сист. изменений (парадигму), но: 1) с\с имеет более сложн. стр-ру; 2) с\с дает более разверн. номинацию и несет больше информ. (чаще всего, но не всегда: весна – холодная весна, зимний месяц – январь); 3) с\с имеет систему изменений, кот. целиком предопр. системой форм главн. слова. Вся сов-ть грам. видоизм. с\с наз. парадигмой с\с. Если главное слово не изм., то не изм. и с\с.

В завис. от кол-ва комп-тов, вход. в состав, все с\с делятся на простые и сложные. Прост. (двучлен., бинарные) сост. из 2 знаменат. слов. Среди них выдел. беспредложные с\с, в кот. грам. отнош. реализ. без посредства предлога (читать стихи), и предложные (идти в лес). Прост. с\с не след. смеш. с соч. 2 слов, явл-ся сложными аналитич. формами (буду говорить, самый добрый). Эти сложные формы слов м\б гл. или завис. комп-ми прост. с\с (самый добрый человек). К прост. след. отнести такие сочетания, в кот. 1 из комп-тов выражен фраз. оборотом (бежал сломя голову). Сложные с\с образ. на осн. простых. Они предст. собой разл. комбинации простых с\с, или слова и простого с\с, и легко членятся на них. К сложн. относ.: 1) сочет. прост. с\с с завис. словом (лов рыбы зимой); 2) сочет. главного сл. с завис. от него прост. с\с (пахло цветущими розами); 3) сочет. главн. слова с 2-3 словами, не связ. м\у собой (послать матери письмо); 4) сочет. гл. слова с неоднородными опред-ми (новый спортивный костюм).

В завис. от степени спаянности комп-тов с\с м\б свободными и несвоб. В своб. с\с слова сохр. свои самост. ЛЗ, свободно соч. др. с др. в потоке речи, кажд. комп-т явл. самост. ЧП. В несвоб. с\с набл-ся большая связ-ть 1 слова с др. Несвоб. с\с вып. ф-цию 1 ЧП. Гл. слово в них обычно ослаблено лексически, не имеет достат. семант. полноты и для раскр. своего знач. треб. дополнения. Несвоб. с\с % на синтакс-ки несвоб. и фразеол-ки несвоб. К синт. несвоб. относ.: соч. колич. числ. или сущ. с колич. знач. с сущ. в Р.п. (две березы, несколько человек), соч. числ. 1 с сущ. или мест. в Р.п. (один из нас), соч. указат или определит. мест. с той же падежной формой др. мест. или сущ. (весь мир, тот самый), составное глагольное и именное сказуемое (начал рассказывать, рад встретиться, был учителем) и т.д. Фраз-ки несвоб. – с\с, хар-ся семант. и грам. неразложимостью, выраж. 1 понятие и воспроизводящиеся в акте ком-кации в качестве готовых речевых ед. (бить баклуши, бросить взгляд, ж\д, белый гриб.

В завис. от того, какой ЧР явл. гл. слово, разл. именные, глагольные и наречные с\с. Среди именных выдел. субстант., адъективные, нумеральные, прономенальные с\с. В глагольных с\с в качестве гл. слова выступ. глаг. в любой грам. форме. В наречных с\с гл. словом явл. наречие (высоко над лесом).

С\с строятся на осн. подчинит. связи, при кот. 1 слово грам-ки зависит от др.: соглас., упр., прим. Соглас. наз. такой вид подч. вязи, который выраж. уподобление формы завис. слова форме гл. слова в роде, числе и падеже. Разл. полное и неполное соглас. При полном согл. подчиненное слово принимает все формы подчиняющего, насколько это позв. грам. категории обоих слов (завис. уподобл. главному во всех общих для них формах). При неполн. согл. отсутств. уподобление в некоторых из форм (н-р, расподобление в формах рода, когда прилаг. употр. не в том грам. роде, который имеет ИС, а передает реальный пол ИС – наша врач, молодая доцент). Управл. – вид подч. связи, при кот. завис. слово употр. в падежн. форме, требуемой грам-ми и семант-ми особ-ми стержневого лова. В завис. от морф. прир. гл. слова упр. бывает присубстантивным (выделение ошибок), приадъективным (способный к музыке), приглагольным (писать пером), принаречным (выше брата). Упр. м\б беспредложным (покрыть снегом) или предложным (встать из-за стола). Упр. м\б сильным и слабым. При сильном У. гл. слово своими лекс-грам. св-ми предопр. обязат. появл. при нем определенной управляемой падежной формы. Такая связь реализ., если гл. слово –переходный гл., а также нек. сущ., прил., числ. (нарушить тишину, пять столов). Слабое У. – такая связь, при кот. наличие завис. слова не предопр-ся лекс.-грам. в-ми гл. слова, не явл. обязат. (играть в карты, на трубе, дома…). Понятие сильного и слабого У. ввели Пешковский и Петерсон. Примыкание – вид подч. связи, при кот. к гл. слову присоед. грам-ки завис. от него неизм. форма (идти напевая).

Слова, вход. в с\с, нах. в разл. семантико-синт. отнош. др. с др.: 1) атрибутивные возн. тогда, когда завис. слово имеет знач. признака и кач-но хар-ет предмет, обознач. гл. словом (наш друг); 2) объектные – грам-ки завис. слово обознач. предмет приложения действия или признака (учить детей); 3) субъектные – завис. слово обознач. производителя действия или носителя признака (строится плотником, данный людьми); 4) релятивные – завис. слово указ. на обст-ва, при кот. соверш. действие, или признак признака (работать днем); 5) комплетивные – завис. слово восполняет недостаток инф. (4 друга). Очень часто отнош. бывают комбинированными, совмещ. 2 или более знач.: дом на окраине (опр.-обст.), встреча с друзьями (опр.-объектн.).
^ 46. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. ТИПЫ.

В истории рус. синт. роль с\с и предложений в общей сист. СЕ оценивалась неоднозначно. Нек. уч. (Фортунатов, Пешковский) счит. осн. СЕ с\с, а П рассм. как разнов-ть с\с. Другие (Потебня, Шахм., Виноградов) счит. П осн. СЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ– грам-ки оформл. по законам данного яз. целостная ед. речи, явл-ся гл. ср-вом формир., выраж. и сообщ. мысли. П хар-ся след. стр-но-семант. и функц. признаками: 1) облад. смысл. заверш., т.к. выраж. конкр. мысль, чувства или волеиз.; 2) смысл. заверш. всегда сопровожд. интонац. оформл-тью: при пом. интон. оформл. разл. функц. типы П. (повеств., побудит., вопрос.); 3) П явл. ср-вом общения, т.е. вып. коммун. ф-цию; 4) П. – особым образом грам-ки организовано и имеет в осн. отвлеч. синт. образец – предикат. основу или стр-ную схему; 5) П. облад. ГЗ предикативности. Т.о., П. - самостоятельная, грам-ки организованная и интонац. оформл. синт. ед., выраж. относ. законч. мысль, чувства или волеизъявл. и облад. ГЗ предик-ти. П. – единица многоаспектная, многогранная по своим показателям. Современные исследователи выделяют 3 осн. аспекта: структурный (предусм. изуч. и опис. П. с т. зр. построения его предикативных основ и включает теорию стр-х схем), коммуникативный (ставит своей целью изуч. П. как ср-ва общения и проявл. в актуальном членении на тему и рему), семантический (рассм. содержат. сторону П., его синт., морф. и лекс. семантику). Бабайцева предлагает выд. также логический аспект, т.е. рассм. П. в соотн. с формами мышления. Важн. признаком П. явл. ПРЕДИКАТИВНОСТЬ – общая категория, форм-щая П., кот. соотносит сод. П. с действ. Именно с пом. пр-ти выявл. реальн/нереальн. действ. или сост., их возм./невозм., необх./вероятность. Пр-ть проявл. в синт. категориях модальности, синт. времени и синт. лица (Виноградов). Шведова разгр. объект. и субъект. мод-ть. Объект. м-ть – отнош. сообщаемого к тому или иному плану действ.: то, о чем сообщ., мыслится как реальное или как ирреальное, т.е. возможное, желаемое, должное или требуемое. Все знач. реальн. объект. мод-ти хар-ся временной опр-тью и образ. синт. изъяв. накл. (индикатив). Ирреальн. объект. мод-ть хар-ся врем. неопр. и имеет 2 осн. знач.: возм-ти/желат. и побудит. Объект. мод-ть м/сопровожд. субъект. мод-тью – отнош. гов-го к сообщаемому (знач. акцентирования, увер-ти/неув-ти, соглас./несогл., экспр. оценка). Общее отношение сообщаемого к действ-ти связ. со знач. синт. времени. Синт. время обычно соотв. морфологическому, но может и не соотв. ему (завтра мы пишем диктант). Точкой отсчета синт. вр. явл. момент речи. Многие иссл-ли относят к числу категорий, оформл-х пред-ть, еще и категорию лица (персональности), показ. отнош. сообщаемого к конкр. лицу: говорящему (1 л.), собеседнику (2 л.), ни к тому и ни к др. (3 л.). Однако последователи Виноградова (Н.Ю.Шведова) исключ. лицо из числа категорий, выраж-х пред-ть, т.к. в РЯ множество бессубъектных предл. ГЗ пред-ти обнар. в виде частных модально-врем. знач., кот. выраж. в опр. сист. форм П. Вся сист. форм, выраж. предик-ть, наз. парадигмой П. В соотв. с учением Шведовой полная парадигма прост. предл. сост. из 8 членов и включ. 6 синт. наклон., кот. разл. модальн. знач.: 3 врем. формы реальн. мод-ти (синт. изъяв. накл. наст., прош. и буд. вр.), 5 форм ирреальн. синт. накл. (сослаг., усл., желат., побудит., долженствовательное). Нач. формой парадигмы ПП явл. форма наст. вр.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Закономерностей, опр-х построение синт ед. (СЕ). Предметом icon1. Предметом возрастной психологии является
Построение периодизации развития на основе одного внутреннего критерия характерно
Закономерностей, опр-х построение синт ед. (СЕ). Предметом iconРазработка кпп заключительной части
Разберем построение финального рисунка на примере композиции, где основным предметом для выполнения упражнений массового номера фонирующие...
Закономерностей, опр-х построение синт ед. (СЕ). Предметом iconДополнение к разделу “кпп” к теме “разработка заключительной части
Разберем построение финального рисунка на примере композиции, где основным предметом для выполнения упражнений массового номера фонирующие...
Закономерностей, опр-х построение синт ед. (СЕ). Предметом iconЕще в античную эпоху об значились подходы к опр д лению предмета...
Тем самым он подчеркивал суть риторического знания которое если исх дить из его п нимания является основой уб дительной речи но не...
Закономерностей, опр-х построение синт ед. (СЕ). Предметом iconПрактическая работа №3
Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних...
Закономерностей, опр-х построение синт ед. (СЕ). Предметом iconПрограмма фестиваля «Ожившие страницы истории»
Шествие по ул. Красноармейской до соикм им. П. В. Алабина. Построение «белых» у Центрального входа музея, построение «красных» у...
Закономерностей, опр-х построение синт ед. (СЕ). Предметом icon1. Предмет «Истории государства и права зарубежных стран», место в системе юридических наук
Тия в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления, как общеисторических...
Закономерностей, опр-х построение синт ед. (СЕ). Предметом iconЛабораторная работа №7 изучение и построение кривых (2 часа) Разработали:...
Цель лабораторной работы: изучение и построение кривых, широко применяемых в технике
Закономерностей, опр-х построение синт ед. (СЕ). Предметом iconПример Композиция массового номера с групповым предметом
Расстановка лестниц в исходном построении (интервал и дистанция по 6 м) такова, что дает возможность участникам свободно передвигаться...
Закономерностей, опр-х построение синт ед. (СЕ). Предметом iconПредметом дидактических исследований
Предметом дидактических исследований является всякая сознательная дидактическая деятельность, выражающаяся в процессах обучения,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница