Конспект лекций «Философия: конспект лекций»


НазваниеКонспект лекций «Философия: конспект лекций»
страница1/42
Дата публикации18.10.2013
Размер2.18 Mb.
ТипКонспект
vb2.userdocs.ru > Философия > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42



В. П. Кохановский: «Философия: конспект лекций»

Валерий Павлович Кохановский

Философия: конспект лекций


«Философия: конспект лекций»: Феникс; 2008

ISBN 978-5-222-13381-1

Аннотация



В предлагаемом учебном пособии сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам по этой дисциплине. Кратко рассмотрены основные проблемы истории философии, теоретической и социальной философии.

Рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, интересующихся актуальными вопросами философии в ее современном содержании.

^

Философия: конспект лекций




Раздел 1: История философии




Лекция 1: Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества



1. Предмет философии.

2. Специфика философского знания.

3. Структура философии.

4. Место и роль философии в культуре.

^

1. Предмет философии



Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Философия — древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.

Начиная с античных времен (в Европе — с VII—VI вв. до н.э.) философия как учение о бытии и условиях его познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей, посвятивших ей свою жизнь и творчество, — философов. Но профессиональная философия стала возможной лишь потому, что почти каждый человек в душе своей «немножко философ» (даже если он никогда не слышал этого слова).

Немецкий мыслитель И. Кант (1724—1804) назвал философию естественной склонностью души. Ведь каждый сколько-нибудь мыслящий, культурный человек не может не задумываться над «вечными», вопросами: зачем я живу? что мне делать? на что я могу надеяться? есть ли судьба? полностью ли я волен в своих поступках и решениях? что будет с моим «Я» после моей физической смерти? Это и есть вопросы философии. Именно философии, а не науки вообще. Потому что, во-первых, это как бы «запредельные» вопросы, ответы на которые нельзя найти экспериментальным путем или с помощью математических вычислений; во-вторых, философские вопросы (и это тоже отличает их от проблем науки) имеют особую ценностную, или смысложизненную окраску, они все ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку.

Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен: каждая эпоха в соответствии с достигнутым ею уровнем социально-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм материального и духовного производства, уровнем развития научных знаний об окружающем мире по-новому ставит и по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и исторической деятельности. Каждая эпоха, каждый общественный класс вырабатывают свою систему социальных императивов и ценностей, по-своему осмысливают границы и перспективы своих возможностей.

Вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда, окончательно и однозначно, ибо с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым, более высоким уровнем общественных отношений, складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. А для того, чтобы понять, осмыслить, оценить их, требуется напряженная, безостановочная работа философской мысли. И мысль эта находится в несколько иной плоскости, чем мысль ученого.

Ученый ищет ответы на вопросы: что? как? почему? Философ — главным образом на другие вопросы: зачем? во имя чего? во имя каких высших ценностей и идеалов? По характеру своих вопросов (а главный из них — это вопрос о смысле и назначении человеческой жизни) философия близка к религии. И философские, и религиозные учения ставят в конечном счете перед собой одну цель: вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Вопрос о смысле жизни каждый человек должен решить для себя сам. Если научная истина имеет всеобщий характер, истина философская, заключающая в себе определенный ценностный момент и императив поведения, предназначена все же для «индивидуального пользования». Но между философией и религией есть существенное различие. Религия не теоретизирует, в основе ее учения лежит вера, тогда как философия рациональна: она обращается к разуму и не только допускает, но и требует аргументации, доказательства выдвигаемых положений и выводов.

Философия, таким образом, заключает в себе два начала. По выражению английского философа Б. Рассела (1872—1980), философия — это «ничейная земля», расположенная между наукой и религий: с наукой ее роднит стремление к достоверному, доказательному знанию, с религией — выход за строго очерченные границы обычно понимаемого опыта.

Но точнее было бы все же говорить о близости философии не к религии (ведь были и философы-атеисты, резко критиковавшие религиозное мировоззрение), а к духовно-практическому способу освоения человеком мира вообще. Еще точнее следовало бы, видимо, сказать так: философия органически объединяет, синтезирует в себе абстрактно-теоретическую форму организации и развития своего содержания с глубоко и определенно выраженной ориентировкой на субъективно-деятельную сторону человеческого бытия, общественной практики, т. е. объединяет в себе два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и практически-духовный. Первый предполагает познание объекта таким, каков он есть сам по себе, вне зависимости от целей и интересов человека. Второй — это освоение реальности через призму человеческих ценностей и оценок. Способность философии к такому синтезу есть ее уникальная особенность, важнейшее и существенное отличие от всех других формообразований сознания.

В духовном мире человека философские воззрения переплавляются в убеждения — это значит, что они не сводятся к сумме готовых знаний и не могут быть поэтому привнесены в головы людей чисто «книжным» путем. Они воспринимаются не только «головой», т. е. доводами разума, но и «сердцем» — только тогда человек готов принять их как собственную жизненную программу и действия, только тогда он готов отстаивать их до конца. Отказ от прежних взглядов, самокритика и переосмысление их, конечно, возможны. Но, как и любая переоценка, ценностей, они переживаются всякий раз как потрясение, как душевный надлом и кризис, духовная драма, но не просто как обретение новых знаний, новой информации. Искусственный же, тем более насильственный «экспорт» философского мировоззрения из одной страны или эпохи в другие условия, в другие культуры невозможен, если только собственный социальный опыт этих людей не подготовил их к восприятию «чужих» идей как своих собственных.

Интернационализация, глобализация общественной жизни в XIX—XXI вв. значительно сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали более общезначимым, более общечеловеческим содержание и смысл исторического опыта. Но и в наше время судьба философских идей зависит от многих явлений жизни (стереотипов массового сознания, национальной психологии, особенностей языка и культуры и т.п.).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Похожие:

Конспект лекций «Философия: конспект лекций» iconКонспект лекций по дисциплине «Макроэкономика»
Краткий конспект лекций по дисциплине обсужден на заседании методической комиссии кафедры экономики
Конспект лекций «Философия: конспект лекций» iconФилософия (Конспект лекций)
Авторы: Н. И. Шашков, Л. Д. Ерохина, А. П. Шендерецка, В. П. Смагин, Н. С. Сыроед, Н. В. Соколюк
Конспект лекций «Философия: конспект лекций» iconВ конспекта лекций рассматриваются в плане сравнительного правоведения...
Х20 Уголовное право зарубежных стран. Конспект лекций. Тверь: Твер гос ун-т, 2003. Но с
Конспект лекций «Философия: конспект лекций» iconПособие для студентов-психологов Конспект лекций
Тема Ромбовидный мозг: строение продолговатого и заднего мозга
Конспект лекций «Философия: конспект лекций» iconКонспект лекций для студентов юридического факультета
Роль и место правовой информатики и правовой информатизации в юридической деятельности
Конспект лекций «Философия: конспект лекций» iconКонспект лекций по дисциплине «Экономика труда» Тема Труд как основа...
Социально-экономическая природа и значение категорий "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" 4
Конспект лекций «Философия: конспект лекций» iconКонспект лекций по идп и маневровой работе. Введены в действие с 1 сентября 2012г
Что устанавливает инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации?
Конспект лекций «Философия: конспект лекций» iconЛекция №1. Литература: Бюджетный кодекс рф, Налоговый кодекс рф, ч. 2 Гк РФ «Расчеты»
Финансовое право. Отдельная тетрадь для семинаров. К экзамену конспект лекций. Все семинары должны быть закрыты. Экзамен: электронное...
Конспект лекций «Философия: конспект лекций» iconКонспект лекций по курсу Медицинская психология Пособие для студентов
У. Бауманном и М. Перре: Клиническая психология – частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические расстройства...
Конспект лекций «Философия: конспект лекций» iconУчебно-методическое пособие Программа и краткий конспект лекций высшая...
Автор: Гринченко Юрий Васильевич — кандидат медицинских наук, доцент, старший научный сотрудник Института пси­хологии ран
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница