Калакин Читаем «Гамлета»


Скачать 259.5 Kb.
НазваниеКалакин Читаем «Гамлета»
Дата публикации18.10.2013
Размер259.5 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы


Евгений Калакин


Читаем «Гамлета» с Конца,

или

флейта Гамлета, топор Раскольникова

и автобусный билет Карлоса Кастанеды


2010

«… объективного Гамлета нет. Пьеса слишком велика для этого. Сила шедевров в том, что они исполняют роль катализаторов, раскрываясь и приводя в движение наше сознание».

Е. Гротовски

Можно было бы начать так…

Карлос Сесар Арана Кастанеда, студент факультета антропологии калифорнийского университета, ожидал автобуса на автобусной станции в Аризоне. Билет уже был у него в кармане, и он еще не знал, что это билет в один конец: через несколько минут произойдет Встреча… и он отправится в Путешествие, из которого не вернется никогда…

можно начать так…

Гамлет, студент виттенбергского университета, принц, ожидал автобуса на соседней скамейке той же станции и в ожидании... листал пьесу Шекспира, поигрывая хрусталиком своего интеллекта.. с конца. Не подозревая, что точка-титр «The end» - в самом Начале…

В Начале была Встреча.

У Карлоса – с индейцем-магом, у Гамлета – с Призраком отца.

Встреча. Точка, в которой в Поток Повседневности вмешивается Иной Поток. Точка, в которой физическое встречается с метафизическим. Нарушается непрерывность восприятия, возникает брешь, в которую устремляется Неведомое. Вмешательство. По терминологии Кастанеды «касание Силы» (Духа), «указание»… как угодно. Нечто, что, коснувшись, бесповоротно меняет привычное течение повседневной жизни, направляя его в новое русло и, кажется, к Реализации. Семя, потенция которого под воздействием такого энергетического вмешательства достигает Предельного Цветения и Завершения. Встреча с Иной Реальностью, которая рвет «паспорт» и взрывает потенцию «персонажа», делая его «Персоной» /в терминологии А. Васильева/.

Прохор Мошнин, купец из Курска… становится Серафимом Саровским.

Савл из Тарса… апостолом Павлом.

Девочка из французской деревни… Жанной д’Арк…

список бесконечен.

Замечание Гёте: «демоническое начало… сила, если не противоречащая нравственному миропорядку, то перекрещивающаяся с ним, - так что первый, то есть миропорядок, может сойти за основу, а второе – за уток». Отметим употребление слова «сила» и определение «демоническая».

От встречи с «утком», кажется, невозможно уклониться. И можно отметить, что иногда Встреча эта имеет яркое манифестированное выражение, чаще, вероятно, касание незаметно.

Замечательно видно это на примерах уже завершившихся «биографий», когда перед нами теперь уже Полная Карта чужого Путешествия, и мы отстраненно разглядываем ее, чужую, регистрируя «ловушки», «повороты», «указатели», «знаки» и проч. И то, что было скрыто от «путешественника», предстает перед нами очевидностью, которую, может быть, и не корректно мы можем назвать «объективной реальностью».

Осмелимся утверждать, что навстречу каждому из нас движется Поток, источник которого скрыт, и которому мы лишь в состоянии дать весьма условные наименования: Рок, Провидение, Промысел, Судьба…

известно, что некоторым из смертных открыто: видеть в этом Встречном Потоке, и наше искушение увидеть собственные «буйки» - велико. Если возможно разглядеть «дорожные указатели» впереди, значит «трасса» уже проложена и определены правила движения. Значит, существует Нечто, что назовем сейчас корректно-технически «Предопределением»… и оставим. Нас интересует сама Возможность, Вероятность существования этого Нечто, а не предсказания отдельных феноменальных сознаний, регистрирующие частные фрагменты.

Неизвестно, увы, отмечал ли что Пушкин, встретившись в первый раз с предсказанным «блондином», но, вероятно, это был Самый Главный День его жизни. Многое сейчас можно было бы дать, чтобы увидеть… видеохронику этого пушкинского дня. С этой Встречи жизнь его стремительно заскользила к развязке. «Биография» стремительно начала завершаться, обретая те, уже классические теперь, черты, которые возникают в нашем сознании при введении кодового слова «пушкин» (сейчас вот и в самом имени уже померещился вмонтированный в него «спусковой крючок» бандитски-слэнгового «пушка»).

Пути Господни?.. будем интеллектуально честны: мы не знаем.

Есть Некая Сила. И у нее Свой Сценарий. «Человек предполагает – бог располагает» - давно закреплено в языке и сознании. Достаточно указания на Нечто противоположное человеку.

Можно посмотреть на жизнь человека таким образом: там, (в Будущем), ты уже умер. И вся твоя жизнь здесь и сейчас – объяснение: как (каким образом) это произошло. Все, что происходит в твоей жизни сейчас – это результат Притяжения из той! точки. Там! – причина, здесь – лишь следствия.

Вероятно, самая жизнеформирующая сила – Смерть, как ни парадоксально это предположение.

Кажется, Шекспир уловил… Обратный Ход Времени. Время «течёт» (условность термина) из Будущего – через Настоящее – к Прошлому, (обнаруживая чрезвычайную неустойчивость этих зыбких условных понятий). Возможно, так: ДВА! Потока Времени: «искусственное» время (человеческое, профанное) и «настоящее» (провиденческое, сакральное). ДВА! Потока, текущие встречно, включенные один в другой.

ДВА Сценария.

Анатолий Васильев: «Трагедия, - в конце концов, изучает всегда один и тот же конфликт, между теми событиями, которые случаются на небесах, и отражениями этих событий, аналогами этих событий, которые случаются на земле». И у него же рассуждения о «ситуативном» человеке и человеке «метафизическом». О «персонаже» и «Персоне».

Большой Сценарий постоянно корректирует Малый.

Не стоит нам упрекать Гамлета в бездействии (будто мы знали бы: что надо делать и как действовать в подобных обстоятельствах). «… средь слабоумья злодейств / здраво мыслит один: умирающий Гамлет» (Б. Ахмадулина). Гамлет – обычный студент, «нормальный человек», а не серийный убийца, даже не «пэтэушник» Лаэрт, у которого тоже убили папу и который уже готов броситься на любого, хоть с куском железной арматуры. Гамлет так же далеко отстоит от убийства, как и всякий нормальный. Да и не в этом дело.

20 сцен пьесы – это 20 витков катушки медной проволоки с сердечником «гамлет», помещенных в магнитное Поле Силы. Вот это Поле – и есть Главное Действующее Лицо. Постоянное Присутствие Неведомой Силы, энергия которой усиливается от сцены к сцене. Сделать таковое Присутствие физически ощутимым – замечательный вызов для постановщика.

«Персонаж» Гамлет не мстит. То есть, ему, Гамлету Гамлетовичу, может казаться, что это так, что он «охотник» и выслеживает Клавдия, убийцу отца: такова поверхностная (профанная, ситуативная) история. Глубинная же (сакральная, метафизическая) – иная. Гамлет – «жертва», за которой охотится Большой Охотник Смерть, выводя среднестатистического северного принца в Высокий Персонаж Трагедии, даруя Подлинное Имя и Бессмертие (пусть и литературно-драматическое). СМЕРТЬ (Сила) – Режиссер спектакля «Гамлет», который ставится на наших глазах по ДВУМ! СЦЕНАРИЯМ ОДНОВРЕМЕННО, с «ДВУМЯ» Гамлетами!

Оба сценария существуют в едином тексте, словно одновременно рассказываются две! истории. Это напоминает игру с текстом на страницах романа Х. Кортасара «Игра в классики». ОБА Гамлета заключены в ОДНОМ.

Пугающее состояние, самочувствие Гамлета: он обнаруживает в себе «Незнакомца». И этот Незнакомец властно заявляет о себе. «Персонаж» обнаруживает в себе присутствие «Персоны». «Персонаж» хочет уклониться от действия – «Персона» рвется к активным действиям. Все, что делает Гамлет, он делает по принуждению извне, реагируя на подбрасываемые обстоятельства, часто не имея времени на обдумывание.

^ ДВА разных Гамлета.

ДВА темпо-ритмических и пластических рисунка. Постоянная смена фокуса.

Мотивы действий Гамлета исходят из ДВУХ! различных Пространств: «Будущего» и «здесь и сейчас». ДВУХ! сценариев.

ПОГРАНИЧЬЕ между «здесь» и «там», в которое вступил Гамлет и которое отмечает монологом «Быть или не быть». Если привычно-житейское «быть» назвать «НЕбытием», а «не быть» - Предельной Реализацией, то здесь, вероятно, открытие Иных, возможно, Подлинных смыслов.

«Быть или не быть» - это не о самоубийстве. Это про естественный страх человека перед Неизвестным, страх – вывалиться за подрамник с привычным психологическим ландшафтом, отдать контроль за своей жизнью… ЧЕМУ-ТО(?)… или КОМУ-ТО(?)… здесь сознание останавливается…

Гамлет сразу! брошен к черте и внятно ощущает эту черту, отделяющую такой привычный (профанный) мир от мира сакрального. Понимание этого у Гамлета мгновенно. После Встречи с Призраком. Сразу. Он ощущает, что вступил в Новый, Неизвестный, Пугающий Поток. И бессознательный выбор «быть странным» - это интуитивное мгновенное ощущение произошедшей в нем перемены и выбор Нового Способа существования, «щит», по терминологии Кастанеды: «человек становится полностью бодрствующим, в полной мере осознавая, что обычная жизнь навсегда оставлена позади. Средства обычного мира больше не являются для него щитами, и он должен выбрать новый способ жизни, если он хочет выжить». (Радикальным движением альпиниста он перерезает трос, связывающий его с Офелией, и начинает свободное падение). «Персона» последовательно убирает «персонаж».

Отвлечемся: вряд ли можно допустить, что появление «Гамлета» в жизни Высоцкого было случайным. Как никакая другая, эта роль паззлом входила в иероглиф его жизни. ДВА! потока, в которых одновременно находился этот человек, были, кажется, совершенно очевидны: мощная схватка «персонажа» с «Персоной» за выживание. «Персона» убрала «персонаж».

Вот почему так противоречивы часто наши впечатления от ЖЗЛ: мы видим, словно, ДВА! сценария, два сплетенных в один «текста», часто с взаимоисключающими смыслами, и предпочтительное прочтение – результат нашей фокусировки.

«Мириться со знакомым» - ежедневный выбор трехмерного человека. Стремиться «бегством к незнакомому» - выбор иных. Иногда – принудительный Выбор. Коснувшись, Провидение сообщает этому трёхмерью +1. По какому принципу происходит «избрание» - Тайна. (Горацио, кажется, с этим соглашался).

Гамлет борется с Другим Гамлетом, все больше чувствуя (прозревая), что подвластен Внешней Силе. Новая Парадигма вытесняет старую. «Персона» убирает «персонаж».

Так новый «синтаксис» восприятия, включенный магом-индейцем, постепенно вытесняет личность студента UCLA, и на «его месте» возникает фантастический «Карлос Кастанеда». (Описанию этого процесса посвящены 10 книг К.К.)
Вероятнее всего, смерти нет…

но это – Самое мощное, что Есть в жизни.

Смерть, возможно… Основная Метафизическая Сила, проявляющаяся в физической реальности и выполняющая роль силы движущей. Возможно, «жизнь» и «смерть» - синонимы. Возможно, феномену «жизнь-смерть» надо найти новое лингвистическое определение…

но согласимся с Беккетом: «Каким бы ни было наше мнение о смерти, можно быть уверенным, что оно бессмысленно и бесполезно».

Кажется, Гамлет сразу почувствовал: ЧТО за Партнер по ту сторону шахматной доски… и не готов к «жертвоприношению».

Великолепно прозрение Стоппарда: Розенкранц и Гильденстерн мертвы.

Мертв и Гамлет.

Предопределение (?) Судьбы. И «локомотив»-жизнь мчится по проложенной уже «магистрали», составляя с ней Целое Единое?.. и изменить ничего нельзя?.. и точка в конце уже определена и определенность эта жутковато непостижима как и неотменима?.. и невозможно (?) по своей произвольной «ситуативной» воле сменить «программу» и маршрут?.. перейти как в метро с синей ветки на зеленую?.. ведет Сила? и, если возможен такой переход, то и это?.. действие Силы из той точки?.. (возможно, каждому дается шанс услышать: «переход на кольцевую линию», и наша проблема - отоларингологическая)… и двери, кажется, открываются… той же Силой, а наше рукоприкладство - тщетно?..

и петербургский студент ошибся в выкладках: пока не коснулась (!) тебя эта Сила, - «тварь» и «права не имеешь», и «преступление» не сделает тебя иным, и пойдешь только по разряду полицейской хроники и статьям Уголовного Кодекса.

У Буонапарта «вид на жительство» - иной.

Правда, и студенту может повезти: подберет… Федор Михайлович Достоевский, что и сам Силой отмечен и чином не ниже императорского, и введет в Пантеон. Обессмертит. И получишь, что хотел… правда, на Ином Плане, и снова – нет в этом твоей воли, снова – Провидение, действие Силы Метафизической, которая круче, чем взятый напрокат топор.

Гамлет: ^ Есть, стало быть, на свете божество, устраивающее наши судьбы.

это… за час до смерти.

Обширен список литературы по теме, из которого выберу небольшой, в качестве проблескового маячка на собственной крыше и приведу его здесь:

К. Кастанеда 11 книг, «София», 1992-98.

П. Богданова «Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлыми и будущим», М., 2009.

Дональд Ли Уильямс «Пересекая границу», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1994.

Е. Гротовский «К Бедному театру», «Артист. Режиссер. Театр», М., 2009.

«Преподобный Серафим Саровский», Сретенский монастырь. «Новая книга», «Ковчег», М., 1998.

С. Беккет «Осколки», М., «Текст», 2009.

Т. Стоппард «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Астрель», М., 2009.

И.-В. Гёте «Поэзия и правда», М., «Худ. лит-ра», 1976.

У.Х. Оден «Лекции о Шекспире», М., «Изд-во Ольги Морозовой», 2008.

Б. Ахмадулина «Избранное», М., «Астрель», 2009.

«Словарь по этике», М., «Политиздат», 1981.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Л., «Наука», 1989.

У. Шекспир «Гамлет», пер. Б. Пастернака, М., «Худ. лит-ра», 1964.

Гамлет: Вот флейта. Сыграйте…

раскрываю партитуру, буду делать пометки на полях нотоносца…

начнем с Конца.

Акт V

Сцена 2

Г: Мне не давала спать

какая-то борьба внутри…

из рассказа Гамлета о пути в Англию. Это Сила будила Гамлета среди ночи и заставляла действовать по Своему Сценарию.

^ Гор: Как часто нас спасала слепота,

где дальновидность только подводила.

голос Силы, который мы привычно называем интуицией.

Г: Есть, стало быть, на свете божество,

устраивающее наши судьбы

по-своему…

«стало быть» - замечательная оговорка Гамлета, утверждающая ЕСТЬ окончательно.

Идет заключительная сцена пьесы и для Гамлета совершенно очевидно Присутствие Судьбы.

^ Гор: На наше счастье есть.

Двойное утверждение в этой сцене.

Вмешательство Силы будит! Гамлета на корабле и подсказывает действия, («отцовская печать»… случайно уже при нем):

^ Г: Ах, мне и в этом

небо помогло.

Еще не зная, что я предприму,

я загорелся. Новый текст составил.

Все могло произойти по плану Клавдия, не вмешайся «небо». Здесь это звучит совершенно отчетливо. Радикальный поворот. Гамлет возвращается в Данию, чтобы… завершить Реализацию «Персоны». Смерти (Силе) нужен «Гамлет-Персона». Так Она выбрала. Просто гибели Гамлета-«персонажа» ей, очевидно же! не надо: Гамлет и так плыл к своей гибели. Цель – дать Реализоваться: стать ГАМЛЕТОМ. Цель – не уничтожение. Цель – Реализация.

Перед поединком с Лаэртом (Горацио):

^ Г: Не поверишь как нехорошо

на душе у меня!

Какое-то предчувствие, которое остановило бы

и женщину.

«Персонаж» чувствует близкое уничтожение.

Гор: Если у вас душа не на месте,

слушайтесь ее.

По терминологии К.К., это совет: быть во «втором внимании», верный способ быть в контакте с Сущим (сакральным), оставив профанное.

Г: ^ На все господня воля. Даже в жизни

и смерти воробья.

Самое главное – быть всегда наготове.

Раз никто не знает своего смертного часа,

^ Отчего не собраться заблаговременно?

Будь что будет!

Это – очень важное заявление–решение, почти скрытый ответ на «быть или не быть». Гамлет оставляет рациональный способ восприятия происходящего.

«Смерть-советчик» - это из синтаксиса К.К.

Смерть уже «зажгла свои огни» для Гамлета.

Он принимает Прямой Вызов.

^ Г: (держа руку Лаэрта) … он еще связан с этим миром, и эта связь последняя:

Ответственен ли Гамлет?

Нет, не Гамлет.

«Персонаж» еще хочет уйти, понимая, что не возможно.

Далее: «путаницу» с отправленными кубками и шпагами никто! не мог предусмотреть. Чистейшее прямое вмешательство Провидения (Силы). Оно строит из готового материала. Это – ЕГО (Провидения) Сценарий. «Роковые случайности» (от слова «рок»). Провидение уже не скрывается и играет в открытую, вероятно, обладая юмором: уже рядом Фортинбрас, дядю которого, тоже Фортинбраса, отогнали от границ Дании в день рождения Гамлета, и вот «он» вернулся в день его гибели. «Закон рифмы», который существует в Пространстве (об этом есть у И. Бродского, но тема уже другая).

^ 9! смертей: Король, Королева, Гамлет, Лаэрт, тут же!- известие о гибели Розенкранца и Гильденстерна, убит Полоний и погибла Офелия. Первым – отец Гамлета.

«Колесо» было запущено Клавдием.

В «фамилии» Гамлета – уничтожение рода.

В стране – смена политической власти.

Фортинбрас: Пусть Гамлета к помосту отнесут,

как воина.

(Можно бы и пропустить, но есть соблазн снова справиться с «концепцией воина» в книгах К.К.)

Перед этим Гамлет, последние слова:

^ Г: Предсказываю: выбор ваш падет

на Фортинбраса.

Гамлет уже за чертой. Способен видеть во Встречном Потоке.


Сцена 1

Кладбище.
И это – начало! последнего акта, предпоследняя сцена пьесы. Гамлет на кладбище. Можем назвать это Виртуальной Встречей со Смертью. Гамлет видит уже её «на мониторе». Идеально срежиссированное место встречи. Ни одного «житейского» мотива – быть сейчас на кладбище – найти в пьесе нельзя. Идеальная декорация для диалога о «тщете жизни», о профанном: куда? уходит «Персона», скажем, Александр Великий, и куда – «персонаж», физическая оболочка «александр». Что? делало «Александра» Великим? или кто?

Гамлету идут «знаки»:

Могильщик: Эта ложь в могиле не останется.

Она перейдет от меня к вам.

вашему брату покойнику.

Попутно отметим: Могильщик стал могильщиком в тот день, когда родился Гамлет. День рождения принца был первым рабочим днем его могильщика, (что могильщики будут те же самые и на похоронах Гамлета- можно не сомневаться).

Тотальный фатализм.

О смерти Офелии Гамлет еще ничего не знает, как и о том, что сейчас (именно сейчас и здесь) будут ее похороны.

Сила приводит Гамлета в «нужное место» в «нужное время», почти схватив его за кружевной воротник и уже не заботясь о «психологических мотивировках». Уже финальная часть игры. Сюда же сейчас подтянутся и остальные «покойники».

Декорация потрясающая!

Идут похороны Офелии.

Все сейчас мощно идет по Сценарию Силы. Чудовищный наворот событий. Житейская логика неуместна.

Драка! Гамлет в могиле! С братом Офелии (и сыном Полония) Лаэртом! – нечеловеческое «стечение обстоятельств». Краем глаза заметим, что гроб с телом Офелии – тут же! Здесь же и король, мать, священники.

К такому! Гамлет не был готов.

Прыгает в могилу Офелии!

Срыв!

Отметим, что последний V акт, мощен и короток: всего 2 сцены. Развязка.

Акт IV

Сцена 7
Королева (входит): Офелия утонула!

Только-только король и Лаэрт составили план убийства Гамлета. Два «программиста».

Откровенное вмешательство Силы. По Большому Сценарию необходима «сцена на кладбище», в день похорон Офелии. Пружина должна быть сжата до предела, чтобы, распрямившись, порвать ткань.

План Лаэрта и Короля: отравленная шпага – от Лаэрта, питье в кубке – от Клавдия. Яд на яд. С яда и началось. Отметим, что яд Лаэртом куплен заранее, еще задолго до всех событий. Это проявление Сценария Силы: на сакральном уровне уже в самый момент покупки Лаэрт обречен. (Возможно, «семейное» пристрастие к ядам. Можно допустить, что «сок белены» для Клавдия доставал Полоний). В любом случае – «кармическое наказание»: от яда гибнет Лаэрт, и Клавдий умрет от яда, как и его брат.

Смерть Офелии, последующие смерти: Лаэрт, Король, Королева, Гамлет … Сценарий Силы.

Замысел – убить Гамлета – сценарий «людей». Сила использует готовый материал таких сценариев, внося в них радикальные поправки. В покупке яда Лаэртом было наверняка что-то бытовое «на всякий случай»… но случай, кажется, основное и остроумное, действенное средство Силы.
Сцена 6

Очень короткая и напряженная информационная сцена.

Сильный Виток в Спирали!

Сценарий Силы: нападение пиратов! (почти цирк). Сила принуждает Гамлета вернуться в Данию. Ей нужна «смерть в Венеции». В море, в Англии, у пиратов – НЕТ. (Прочтём в письме Гамлета слово «смерть»).

Сцена 5

Для нас важны: сумасшествие Офелии и приезд Лаэрта. Отсутствие Гамлета в этой сцене. Сила занята семьей Полония. И брат и сестра близки к гибели.

^ Король: Вся муть всплыла со дня.

Очень важно, что Клавдий остро ощущает: не все находится под контролем его сознания. Он вынужден (чем? или кем?) реагировать на непредвиденное и непредсказуемое. Перечисляет: смерть Полония, «необходимость Гамлета сослать», «народ ворчит», душевная болезнь Офелии, тайное появление Лаэрта, ищущего о гибели отца.

Энергия Страха. Предощущение Беды. С этого начинается сцена 5. Страх Королевы, затем страх Короля. И две фигуры из семьи Полония, представляющие угрозу.

Сила развивает свою Партию.

«Пэтэушное» хамство (сразу же!) Лаэрта. По сути, пацан. Король и Королева на грани. Клавдий дважды: «молчи, Гертруда!» Умело управляется с Лаэртом. Появление Офелии помогает Клавдию направить «энергию» ее брата в нужное русло.

«Заведённый» Лаэрт нужен Силе для финального поединка с Гамлетом. (Вспомним: яд у него уже есть).

Безумный проговор Офелии: «Скок в яму, скок со дна, не сломай веретена. / Крутись, крутись прялица, пока не развалится», - это описание драки Лаэрта с Гамлетом в ее собственной могиле и последующая скорая гибель обоих.

И в это же время неожиданно возвращается Гамлет. (Чудовищный удар ожидает Клавдия).

Лаэрт / Гамлет.

По Сценарию Силы – оба «дуэлянта» готовы.

Осталось – разогреть.
^ Сцена 4

Равнина в Дании.
Сцену можно назвать мистической.

Гамлет «за городом»… в тот самый момент, когда через страну проходит тот самый Фортинбрас, которого Гамлет же «предречёт» народу датскому в короли и отдаст за него свой «голос» за минуту до кончины.

Гамлет в действии видит Силу, которая ведет к уничтожению 20 000 под предводительством одного, имеющего «волю, силу, право и предлог».

Так Родион Раскольников мог бы смотреть на проход наполеоновского войска.
Очень важный монолог Гамлета.

^ Начало: Всё мне уликой служит, все торопит

ускорить месть.

Финал: О мысль моя, отныне будь в крови,

живи грозой иль вовсе не живи!

Молчание Розенкранца и Гильденстерн в этой сцене: зачем? они здесь, молчащие «персонажи» пьесы «Гамлет», «Персоны» пьесы Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»?

Они уже мертвы.

Корабль уже готов.

Масштабная декорация Сценария Силы! – это стоит отметить. Равнина в Дании. Вот-вот произойдет смена эпох, (это – еще один Сценарий в воплощении). Невообразимый гобелен, каждая нить которого точно на своем месте.

Гамлет почти у «точки невозврата»…

и все же…

принимает отъезд.
Сцена 3

По сути, Клавдий уже «убил» Гамлета. Письмо уже готово. Готов корабль. Готовы Розенкранц и Гильденстерн. Это – сценарий Клавдия. Готов и попутный Ветер. Его подготовила Сила. Она торопит корабль для встречи с пиратами по Своему Сценарию и возвращения Гамлета.

Все торопится. Ускоряется.

Г: ^ Прощайте, дорогая матушка – (это Клавдию).

Окончательное понимание: мать предала. И ещё раз – предала.

Гамлет, (уже под наблюдением Розенкранца и Гильденстерна), уходит на «равнину Дании». «Заводит» себя на месть монологом… и - отказавшись (?) … во всяком случае,… отложив (??) … отплывает в Англию…

но вмешивается Сила. И возвращает его (очень быстро), уготовив Р. и Г. – плыть до цели.
^ Сцена 2
Гамлет после убийства Полония.

Убийства неумышленного.

Г: Я стал карающей рукой небес.

Так судили небеса.

Разговор с Розенкранцем и Гильденстерном. Жесткий и короткий. Гамлет только что! вновь разговаривал с «отцом» и сильно сейчас включен в это.

Очень важно заметить: сейчас Гамлет называет себя «сыном короля», Розенкранца и Гильденстерна же – «губками». Сейчас он осознает себя настоящего. Начинает осознавать. Его вытаскивают из профанного слоя. Сознание, осознание – меняются. Связи с «социумом» рвутся. Сознательно. Необходимый этап на «пути к Себе».

Г: ^ Об этом бросьте даже помышлять,

что я буду действовать в ваших интересах,

а не в своих собственных.
Сцена 1
Событие начала акта – смерть Полония.

Событие конца акта – смерть Офелии.

Между ними: сумасшествие Офелии, приезд Лаэрта, отплытие Гамлета в Англию по сценарию Короля и стремительное его возвращение по Сценарию Силы.

Прямое уже противостояние: Король / Гамлет.
Акт III

Сцена 4
Кажется, узловая сцена в пьесе.

Стремительный! короткий! открытый! диалог Гамлета с матерью. Он на грани расправы, сильно заведен своим обвинительным монологом, готов вот-вот…и – неожиданный! – выпад-сброс! – шпаги – в ковёр! рефлекторно! на шорох!.... Полоний!!?

Именно в этот момент в действие Активно, Открыто вступают трансфизические силы: появляется Призрак Отца (вся «семья»! в сборе).

Очень важно, что Призрака видит один Гамлет (не то в предыдущих картинах). «Отец» явился исключительно для Гамлета с молчаливым напоминанием: «не посягай на мать».

Возможно, уже в слезах после этой «семейной» сцены заканчивает Гамлет разговор с матерью. «Не ходите к дяде», - кажется уже, что это просьба мальчика Гамлета к маме. «Меня шлют в Англию. Слыхали?» - это все то же обращение мальчика: мама, не предавай окончательно.

«Несчастья начались, - точное интуитивное ощущение Гамлета, - готовьтесь к новым».


^ Сцена 3
Письмо в Англию об убийстве Гамлета уже составлено Клавдием.

Отметим: «введите принца»! Это милицейское «введите» сейчас показательно для Клавдия.

Король: ^ Пора забить в колодки этот ужас.

Полоний «уходит в разведку», из которой не вернется. Он намеревается стать скрытным свидетелем разговора Гамлета с матерью, не подозревая, что по Сценарию Силы жить ему осталось несколько минут и погибнет он «при исполнении».

По тому же Большому Сценарию Гамлет, спешащий к матери, «случайно» заглядывает в комнату, где молится дядя...

в таких случаях спортивные комментаторы говорят: выходит к воротам один на один с вратарем, один удар!..

но ничто еще не готово. Замысел Силы драматургически богаче! Вспомним финальную развязку!

Пока же: еще «полуубийство» Клавдия, еще «полумертвость» Полония.
Сцена 2
Зал в замке. Актеры.

Огромная сцена.

Гамлет здесь исключительно «персонаж» (не «Персона»). Сцена, по-видимому, нужная Силе в Сценарии, чтобы развеять «человеческие» сомнения Гамлета: Призрак БЫЛ. И это не демон зла. А – отец. И убийство его – совершено. «Слишком человеческое» еще вырывается у Гамлета в разговоре с Горацио о «рожке под пальцами судьбы».

Судьба уже вовсю играет на этом «рожке»!

И приезд Актеров в замок не случаен, (то есть «случаен»). И привели их… Розенкранц и Гильденстерн, тем подготовив и ускорив свою гибель.

Гамлет (уже после представления):

^ Сейчас я мог бы пить живую кровь

и на дела способен, от которых

я утром отшатнусь. Нас мать звала. (вовремя)

Без зверства, сердце!

Гамлет в ярости! Сейчас он пойдет в «опочивальню» матери (хм… алтарь блуда) и «по пути» заглянет к Королю. (Отметим, что после «театра» Король и Королева разошлись по разным комнатам. Клавдий «стал на молитву».

Еще отметим кусочек текста, который произносят Актеры:

Не может жизнь по нашей воле течь.

Мы, может статься, лучшего хотим,

но ход событий не предвосхитим.

В зрительном зале Сила собрала всех потенциальных покойников: Полоний, Король, Королева, Офелия, Розенкранц, Гильденстерн, Гамлет… нет лишь Лаэрта.

С приездом Актеров, в замке Присутствие Силы ощущается, должно быть, уже физически. Во всяком случае, попытка выразить это в сценическом воплощении – очень верная режиссерская задача в этом эпизоде. Возможно, КЛЮЧ(!) – ТИШИНА. Та самая. Из финальной ремарки. Запредельное припало к дырочке в ЗАНАВЕСЕ.

И, в самом начале сцены, показательный проговор Гамлета Актерам:

Г: ^ Во всем слушайтесь внутреннего голоса.

Первая сцена этого акта начинается с появления Актеров в замке. Это очень важное обстоятельство.

Полоний и Клавдий… снимают скрытой камерой… «сериал про любофф». Режиссирует Полоний. Встреча Гамлета с Офелией происходит при «жучках». (Офелия знает! это). В этот пошлый «сериал» Гамлет входит с «Быть или не быть»!

«Профанный» и «сакральный» слой встречаются и текут параллельно. Разговор Гамлета с Офелией – это с разных берегов… беседа.

У Гамлета чудовищная депрессия. Сумерки сознания. Он накануне Перехода. Очень неустойчивое состояние: мир оказался не тем, за что выдавал себя еще вчера.

Сценарий Силы – расшатать Гамлета-персонажа. Выдергивать с корнями из Привычного.

Думаю, что монологу «Быть или не быть» придается излишнее интеллектуально-самостоятельное значение.

Важно отметить, то Полоний «сам» засовывает себя за ковер, (в который его и завернут). Это «его» инициатива. Режиссирует Сила. Сила замечательно использует уже наработанную страсть Полония «вставать за занавеску». И накрывает его этой занавеской, как сачком.

Забегая вперед, (или возвращаясь назад), увидим, что каждое «действующее лицо» гибнет, собственно, от тех же средств, которые выбирает для себя в качестве «действенных»:

Клавдий (в пару-половину и Гертруда) – от яда.

Лаэрт – от яда и пристрастия к дуэлям (комплекс «крутого» фехтовальщика); яд и шпага для него – в одной связке (шпага/яд – «фишка»). По сути, от собственного хитро… умия.

Полоний – гибнет «на маневрах».

Р. и Г. – от предательства и в результате – от того же текста, что вызвались доставить адресату.

Офелия – первая «диагностировала» самочувствие Гамлета. «Диагноз» вернулся к ней (по «закону рифмы»?).

Убирает Сила.

(Трудно рассуждать в понятийных фрагментах «закон кармы», «кармическое наказание», «закон рифмы» и проч., не постигая этих законов, не зная всего «законодательства», но, кажется, здесь – самое интересное).
Акт II

Сцена 2
Огромная сцена.

Сила выводит на сцену Розенкранца и Гильденстерна. Они же приводят с собой Актеров, (свою погибель, как окажется, когда мутная вода будет полностью спущена и останется один осадок).

Войска Фортинбраса уже готовы войти на территорию Дании. Идет развитие ключевых позиций в шахматной партии Силы. Вектор Судьбы уже направлен в сторону Дании: впервые возникнув здесь, Фортинбрас уже в конце появится кандидатом в короли.

Замечательно любовное послание Гамлета к Офелии, которое здесь цитирует Полоний. Это образчик Гамлета «до»: стишки в альбом… овощное растение «пастернак».

Кажется, что с этой сцены Сила уже ощущается как Присутствие.

Постоянное Присутствие. Физическое.

Монолог Гамлета в конце сцены – прямое обращение к этой НЕВИДИМОЙ Силе.

Этот монолог кажется более значимым, чем классический «Быть или не быть».

Гамлету очевидно: «что-то» устраивает события: (приезд Р. и Г., появление Актеров…).

В этой же сцене Гамлет делает попытку еще откровенного разговора с этим миром (Розенкранц и Гильденстерн).

«ТЕАТР» - это зона Перехода. Мистическая. Мистического Перехода вброд через Игровое Поле от сознания ситуативного к сознанию метафизическому.

Перейдя Пространство «ТЕАТР» - Гамлет выходит сильно изменившимся.

Но сейчас, в монологе «Проснись, мой мозг!», он выдирает себя из тины-рутины обыденного, повседневного, профанного сознания.

Оставим в стороне сейчас беспокойство Клавдия и Гертруды, беспокойства совершенно понятные, но… «человеческие»… слишком…
Сцена 1
Что было бы? если бы этой сцены не было?

«Профанный слой», из которого Сила будет выдергивать Гамлета, плотнее всего в семье Полония. В «Словаре по этике» определение категории «пошлость» занимает… страницу.

Сейчас Сила активно не проявляет себя, давая голос человеческому «здравому смыслу». Но на метафизическом уровне – это последнее письмо отца к сыну. С точки зрения Силы – контроль над событиями со стороны человека - смешон. Графически Полоний сейчас между будущими смертельными противниками: Лаэртом и Гамлетом – (входит Офелия с первым известием о сумасшествии Гамлета, не подозревая еще: насколько сама уже близка к поставленному «диагнозу»). Полоний пытается контролировать и Офелию, и Лаэрта, и всю общую ситуацию, не догадываясь, как стремительно все это будет разрушено.

Лаэрт в Париже уже покупает яд и берет там же (а где же еще!) уроки фехтования.

Акт I

Сцена 5
Встреча Гамлета с Инферном.
Г: Порвалась дней связующая нить…

В терминологии К. К., это называется «разрушение непрерывности». НЕИЗВЕСТНОЕ входит в жизнь, нарушая ее привычное причинно-следственное течение.

Заметим реплику Гамлета: о, мои прозренья!..

«что-то» уже говорило ему.

Очень важно решение Гамлета – играть, надеть маску.

Г./Горацио/: … как бы непонятно

я дальше не повел себя, кого

ни пожелал изображать собою…

когда происходит нарушение «непрерывности», старые «щиты», используемые человеком в контактах с социумом, больше не выполняют своей защитительной роли. Необходимы новые. «Сумасшествие», «странность» - дают необходимый «люфт», «буфер» в неизбежных контактах, возможность маневра. К тому же, в ситуации абсурда абсурдность поведения – наиболее «логичный» и адекватный способ реакции на происходящее. Примечательно, что это первое, что приходит в голову Гамлету после разговора с Призраком Отца. Рассудку подобную Встречу выдержать трудно. Сумасшествие – это то, к чему сейчас Гамлет очень близок, поэтому оно – первое, что приходит, само напрашиваясь в помощь.

^ Он беззащитен.

С этого момента Гамлет – в пограничье. Старая «личная история» еще существует в полном объеме, новая – сделала только первую запись в биографии «персонажа».

^ Сцена 5
Инферн.
Мощнейшее эмоциональное Потрясение!

Г: нам, простейшим смертным,

так страшно потрясаешь существо.

Это Встреча с НЛО! (успеем взглянуть и на термометр: аномальный для лета скачок температуры).

Вероятно, существует уже давно сформировавшаяся театральная привычка – играть эту сцену как – всё же – сцену сына… с отцом, да, в чрезвычайных обстоятельствах, но все же находящуюся в сфере знакомого для человеческого восприятия.

Нет. Это Встреча с НЕИЗВЕСТНЫМ. В опыте Гамлета этого нет. А то, что НЕИЗВЕСТНОЕ приняло знакомый облик отца, только усиливает эффект Потрясения.

Четвертое Измерение вступило в контакт с трёхмерным.

Мощь и Ужас – 5 и 4 сцены I акта.

«Это – голос моей судьбы» - говорит Гамлет, абсолютно точно регистрируя Происходящее.

Сцена 3
«Фигуры» заявляются, выставляются на доску.

Семейство Полония (Полоний, Лаэрт, Офелия).

Предмет разговора – Гамлет.

Желание Полония держать все под контролем.

Подсолнух «здравого смысла» в ярком своем цветении, не подозревающий о собственной лузге. «Биокомпьютер» человека, создающий свои программы и правила игры.

Улыбчивое позволение Неба – играть в эти «компьютерные игры», не оповещая, что игры эти включены в Большой План ^ Игры Настоящей.
Сцена 2
Вторая от начала пьесы сцена, и уже – Очень Мощно!

Г: Врага охотней встретил бы в раю,

чем снова в жизни этот день изведать.

Недавно умер отец.

Дядя-Король – на троне отца.

«Мама вышла замуж». Только что!.. за дядю.

Лаэрт, (одно из «роковых» действующих лиц), - в Париж.

Фортинбрас «заряжен» у границы.

Приехал Горацио.

Это - развитие партии Судьбы, и ключевые фигуры двинуты…

ночью у Гамлета – Встреча… с Космосом!

Все это на фоне, гульбы-пальбы псевдогосударственного праздника!..

Страшный День в жизни «мальчика» Гамлета.

и всё ТАК!.. непостижимо скоропостижно!..
Сцена 1
Конечно же, материализация умершего Короля.

Очевидное – невероятное.

Гораций: толпа дурных примет,

как бы бегущих впереди событья.

Отметим это: искры летят впереди надвигающегося паровоза, указывая на Встречный Поток.

НЕБО открыто садится за шахматный столик.

И начинает игру Белыми.

………

и сразу – отбросимся в финал:

Фортинбрас: Будь он в живых, он стал бы

королём.

Это о Гамлете.

………

Нет. Не стал бы.

Это не входило в Сценарий Силы.
«Смоковницу испепелило дотла».


---
Калакин Евгений Иванович.
Тел. +7 (960) 568-64-09



Похожие:

Калакин Читаем «Гамлета» iconЕлена Олеговна астафьева играем, читаем, пишем рабочая тетрадь
...
Калакин Читаем «Гамлета» iconЧто-то типа Гамлета

Калакин Читаем «Гамлета» iconСлово ты
При прочтении вертикально, горизонтально, по диагонали 28 цельных математически точных текста, которая генерирует эта система записей....
Калакин Читаем «Гамлета» iconДжулиан Барнс Глядя на солнце
Не исключение — и этот роман, в котором совершенно невероятным образом смешиваются истории английского летчика, мудрой женщины, которую...
Калакин Читаем «Гамлета» iconВ музей всей семьёй весна в Самарском литературном музее абонемент на весенний сезон март
«Сказочные иллюстрации» в рамках выставки «Сказка о Сказках». Читаем сказки, смотрим иллюстрации, творим собственные!
Калакин Читаем «Гамлета» icon«верую в Бога Отца»
Каждое богослужение мы исповедуемся в своей вере и читаем так называемый Апостольский символ веры. Т. е мы провозглашаем учение о...
Калакин Читаем «Гамлета» iconЖурнал – «Читаем вместе» Рубрика – Психология Наталья Илло
Дипломированный эксперт Наталья Илло выступает с благородной миссией – остановить модниц от применения фатальных методов и раскрыть...
Калакин Читаем «Гамлета» iconВ обычном вузовском медицинском учебнике мы читаем о таком органе,...
Серафим Чичагов говорил, что прием лекарства не влияет на лечение болезни, он убирает симптоматику. Одновременно препарат убивает...
Калакин Читаем «Гамлета» iconРассказ (Short Story) -> Сны роботов / Robot Dreams (1986). Dreams....
Грандмастера! «Я, робот» — это собранные под одним переплетом знаменитые рассказы, которые можно смело назвать классикой высшей пробы....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница