Обратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным


Скачать 87.43 Kb.
НазваниеОбратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным
Дата публикации18.10.2013
Размер87.43 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Философия > Документы
ПРИГОВОР КОЛЫБЕЛЬНОЙ

(Из книги: Савчук В.В. Кровь и культура. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995.)

Обратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным.

Среди различных мотивов колыбельной песни особое место занимает мотив пожелания смерти ребенку, который, как никакой другой, вызывает споры у фольклористов, этнографов и педагогов по поводу трактовок значения и функций, которые выполняли эти песни. Мотив смертных колыбельных был не так уж редок: «В некоторых, особенно северных, губерниях он получил широкое распространение. Д. И. Успенский свидетельствует о его большой популярности в Тульской губернии».1 Приведем некоторые из них:

Бай да бай,
Поскорее помирай!
Помри поскорее!
Буде хоронить веселее
С села повезем
Да святых запоем,
Захороним, загребем,
Да с могилы прочь уйдем.2

Спи, вороти —
Мне недосуг!
Сегодня усни,
А завтра помри!
На погост повезут,
Вечну память пропоют,
К сырой земле предадут.3

Бай, бай да люли!
Хошь сегодня помри.4

Хоть сегодня умри.
Бай, бай да люли!
Завтра мороз,
Снесут на погост
Мы поплачем, повоем, —
В могилу зароем.5

Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить,
В большой колокол звонить.6

Ай, люли, люли, люли.
Хоть сегодня же помри.
В среду схороним,
В четверг погребем,
В пятницу вспомянем
Поминки унесем.7

Каковы же объяснения этих, по меньшей мере странно звучащих для современного уха, колыбельных песен, кроме откровенно идеологических, ставивших перед собой цель защитить культуру и нравственность народа от нападок реакционных публицистов.8 Аноним, подписавшийся Н. Л-ий, положил основу традиции, связывающей существование этого мотива с невыносимо тяжелыми условиями крестьянской жизни. Для крестьянина, например, лошадь дороже ребенка, ибо если она погибнет, то все дети, а не один, вынуждены будут голодать, болеть, умирать.9 Имеется и символическое объяснение. Так, В. П. Аникин считает, что, «распевая такую песню, мать не только не желает ребенку смерти, а, напротив, борется за его жизнь и здоровье»,10 надо думать, по типу пожелания охотнику «ни пуха, ни пера!», дабы обмануть духов леса. Как будто предвидя подобное толкование древних обычаев и ритуалов в XX в., известный этнограф К.Д. Кавелин писал: «Одна из главных путеводных нитей в изучении обрядов, поверий, обычаев есть их непосредственный, прямой, буквальный смысл... Целый отживший и давно исчезнувший мир, с его понятиями и историческим значением иногда вдруг оживает в ярких красках от одного устранения переносного значения двух-трех старинных обычаев, которые вкладывали в них исследователи, и от возвращения им их буквального непосредственного, прямого смысла».11

Народная песня (канте хондо), согласно испанскому композитору Мануэлю де Фалья, который специально изучал этот вопрос, — «единственный в Европе образец первобытных песен, их звуки доносят до нас обнаженное, внушающее ужас чувство восточных народов».12 Лорка, излагая взгляды своего соотечественника, говорит, что песня предшествовала языку, поскольку в ней имеется «настойчивое, почти навязчивое использование одной и той же ноты; последняя черта свойственна некоторым формулам заклинаний и даже тем речитативам, которые можно было бы назвать доисторическими».13 Реконструкция действительного места этих несомненно ритуальных песен в структуре архаического сообщества и их первоначального смысла, на мой взгляд, возможна исходя из того общего соображения о возможности культивирования архаических элементов сознания и на основе той роли, которую играет жертва ребенка в архаических сообществах. Отказываясь от нового толкования обряда, которое «бывает обыкновенно рационалистическое, старается отыскать в обрядовом действии какой-нибудь вновь придуманный символизм»,14 можно предположить, что смертные колыбельные являлись эффективным средством «демографической политики» древних, а именно: они были либо приговором больному, слабому, лишнему и т.д., либо, в более «мягком» варианте, средством испытания грудного ребенка на живучесть, на волю к жизни.

Потребность в эстетическом переживании — неотъемлемая составная ритуала и священной традиции — реальная потребность человека, как реальна его потребность в празднике, в жертве, крике, крови, сильных эмоциях. Замещение в последующем кровавой архаической жертвы ребенка не вытесняет ее окончательно. О жертвенном очистительном смысле детской смерти проговаривается «неискушенное» народное отношение к ней. На ритуально-праздничный характер этого мотива указывают следующие строки колыбельных: «святых запоем», «буде хоронить веселее», «вечну память пропоют», «в большой колокол звонить». В них очевиден разрыв с повседневностью и удручающей монотонностью жизни, слышны праздничные чувства проводов в иной мир еще не успевшего нагрешить, а потому верного кандидата в рай. Смерть ребенка очистительна и, как в случае со стариками, наиболее естественна. В России у светил медицинской науки вплоть до XVIII в. бытовало убеждение, что ребенка до двух лет лечить не надо, так как им в это время распоряжаются давшие ему жизнь Бог и природа. Такое простодушное отношение к смерти ребенка, имевшее место еще на рубеже XX в., описал в своих воспоминаниях В. Н. Кузьмин: «Детские гробики в нашем быту появлялись часто. Доброжелательная соседка, любуясь младенцем на руках у матери, восклицала: «Да какой же хороший, да пригожий, да нарядный, чистый ангел! Кума, отложи-ка ему платьице на смерть!»15

В своих рассуждениях нам не избежать вопроса о принципиальной возможности такого сильного воздействия колыбельной песни на организм ребенка.

Как орадинамия— средство введения в гармоничное состояние организма и окружающей среды, средство снятия психосоматических напряжений и т.д., так и ритмы, структура музыки, голос могут влиять на организм человека. Примеров тому множество. В Индии, например, по сей день существует традиция излечивать многочисленные заболевания игрой на ситаре и других музыкальных инструментах, о чем говорит известный исполнитель Рави Шинкар, ибо она созвучна природным биоритмам человека. На африканском континенте, как свидетельствует Л.Н. Федотова, успешно поддаются лечению музыкой, ритмическими движениями, танцами различные заболевания.16 Музыкотерапия древними ритмами используется и сегодня. Майкл Гарнер из США успешно излечивает алкоголизм почерпнутыми у индейцев древними шаманскими ритмами,17 словно подтверждая мысль известного психолога Л.С. Выготского о том, что «искусство есть необходимый разряд и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего поведения».18 Следует добавить, что слово, музыка, танец могут не только гармонизировать, но и нарушать гармонию организма и среды, ранить, убивать (вспомним известный способ казни в одном из африканских племен — барабанным боем). Неожиданным подтверждением действенности колыбельных песен стал эксперимент ученых из Гёттингенского университета в Германии, которые проверяли эффективность средств против бессонницы. Проверку проходили многие снотворные препараты, а также наряду с ними и записи старинных колыбельных песен. К удивлению специалистов, именно эти песни «посрамили» все медикаменты. Сон от их воздействия был особенно крепким и глубоким.19

В случае с колыбельными песнями немаловажным соображением является то, что их поет мать, которая (лингвисты, психологи и этнографы в этом вопросе едины) олицетворяет собой весь мир для ребенка. Не говоря уже о том, что его естественный разрыв с телом матери приблизительно в возрасте одного года и появление «я» проходит болезненно. Согласно Ж. Лакану, это источник психической «драмы», это первые разрывы и раны, наносимые ребенку.20 Обратившись к популярной ныне у большинства психоаналитиков США теории «психоанализа самости» Хейнца Кохута, увидим, что основные ее положения сводятся к следующему: до двух лет у ребенка нет «Эдипова комплекса» (отец отсутствует на этой стадии); мать слита с телом ребенка, граница между ними еще не определена. Опираясь на основоположения современных психоаналитиков, можно предположить, что негативный импульс, идущий от матери, оформленный в соответствующие ритмы, совпадающие по структуре с заклинаниями, парализует все жизненные функции ребенка и лишает его воли к жизни. Вероятно, не будет отступлением от действительного положения дел утверждение о том, что смертные колыбельные в своих архаических истоках несли собой решительный приговор ребенку. Однако следует учитывать все смысловые оттенки слова «приговор», включающие и отсылку к «уговору», «заговору» и т.д. После размышления на эту тему и дискуссий со специалистами, отрицающими такую функцию колыбельных песен, возможна коррекция взглядов на сей мотив в сторону его полифункциональности и, в частности, как на способ проверки ребенка на «волю к жизни», средство испытания. «Приговор» колыбельной, или, точнее будет сказать, «к колыбельной», не абсолютен в своей принудительности — он лишен той обреченности на смерть, на которую толкали платоновское идеальное государство, где должны были убивать младенцев не только с телесными недостатками, но и рожденных от «худших родителей», или обычаи Спарты, оправдывающие смерть больного ребенка тем, что «жизнь не нужна ни ему самому, ни государству» (Lye. XVI), — так как дает возможность выжить вопреки агрессии ритмом и словом и отвержения матерью. В силу своей древности данный мотив может быть прочитан еще и как фактор естественного отбора либо как максимально приближенный к нему. Этологи подметили, что инстинкт материнства подавляется иногда заботой о полноценности тех, кого предстоит подготовить к жизни, полной опасностей. Бывают случаи, волчица вдруг пристально начинает смотреть на волчонка-заморыша. И тут же без всякой команды на несчастного бросаются его братцы. Все кончается за минуту. Бывает, аисты выкидывают птенца из гнезда. Попытки вернуть упавшее чадо родителям ни к чему не приводят. Почему? Поведение малыша свидетельствует о плохом здоровье либо недостатке в окрестности пищи, а аистам «выгоднее» вырастить двух полноценных детей, чем четырех слабых. В беднейших слоях традиционного общества формы регулирования численности членов и отношение к больным и слабым было, по-видимому, сходным.

Колыбельные песни — это то, что объединяет людей в едином пра-океане, едином потоке и ритме дыхания. Они пелись всем детям вне зависимости от знатности, богатства (бедные няньки пели грустные песни своим воспитанникам) и темперамента: хорошенькая, бойкая андалузка, без малейшей червоточины меланхолии, пела печальную колыбельную потому, что «жившая традиция совершала в ней свою работу, и она добросовестно выполняла приказ, будто прислушиваясь к властным древним голосам, которые шумели в ее крови».21 У бедных крестьян не было возможности много времени уделять обучению и воспитанию ребенка, но те редкие минуты общения, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере: в момент засыпания, в так называемых просоночных состояниях психики, посредством колыбельных происходило интенсивное обучение всему тому, что окружало ребенка, давалась оценка его поведения, загодя говорилось о тяжелой взрослой жизни, «впечатывалась» программа его будущей деятельности. Колыбельная — микрокосм, содержащий весь мир со всеми его оттенками, проблемами и радостями, грустью и праздниками.

Нет большей ошибки, чем подходить к явлениям архаического сознания с позиций либо-либо, настаивая на какой-нибудь одной версии, исключая иные. Кроме того, особенностью его является совмещение несовместимого, сочетание противоположных друг другу значений (такое сочетание радикально не совпадает с нашим наполненным непримиримыми оппозициями миром). Не хватаясь за спасательную в подобных случаях соломинку принципа дополнительности, можно построить целую систему последовательной трансформации одного в другое. Данные этнологии свидетельствуют о том, что произнесение тех или иных слов, заклинаний и пр. необходимо понимать в противоположном значении, если они сопровождаются соответствующими знаками, символами, действиями (такими, например, как скрещенные пальцы, дополнительная повязка, вывернутая одежда и т. д.). Таким образом, приговор обращался в оберег, а последний мог быть в результате дополнительных действий или отсутствия таковых средством испытания или приговором.

1 Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970. С. 39.

2 Крестьянская лирика / Общ. ред. М. Азадовского. Л., 1935. С. 124.

3 Там же. С. 123.

4 Там же. С. 125.

5 Шейн П. В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. Т. 1. Вып. 1. СПб., 1898. С. 10.

6 Капица О. И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки и проч. Л., 1928. С. 41.

7 Колыбельные песни, записанные в Курганской области / Сост. М. Н. Чебыкина. Курган, 1990. С. 27.

8 Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. С. 39.

9 См.: Там же.

10 Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. С. 91.

11 Кавелин К. Д. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. СПб., 1900. С. 49.

12 Лорка Ф.-Г. Об искусстве. М., 1971. С. 53.

13 Там же. С. 55.— О том, что именно смертные колыбельные имеют наиболее архаичную ритмическую основу, см.: Ефименкова Б. Б. Северные народные байки, колыбельные песни. М., 1977.

14 Пыпин А. Н. История русской этнографии: В 4 т. Т. 2. СПб., 1891. С. 26.

15 Кузьмин В.Н. Круг царя Соломона. М., 1991. С. 55.

16 Федотова Л. Н. Африканский танец. Обычаи, ритуалы, традиции. М., 1986. С. 75— 82.

17 Цивилизованное шаманство. Возможно ли это? // Наука в СССР. 1990. № 4. С. 109.

18 Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965. С. 324.

19 Колыбельная надежней // Знание— сила. 1991. № 10. С. 76.

20 Лакан Ж. «Стадия зеркала» и другие тексты. Париж, 1992. С. 9— 19.

21 Лорка Ф.-Г. Об искусстве. С. 29— 30.

Похожие:

Обратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным iconДомашнее задание от оргкомитета «Привлечение практикующих pr-специалистов...
Онней, и при подготовке специалистов требуются как теоретические, так и прикладные знания. Вузы уделяют большое внимание комплексной...
Обратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным iconПамятка вашему ребенку: как не стать жертвой преступления
Дети доверчивы и беспечны, а преступник может подобрать ключ к любому ребенку. Поэтому, прежде чем что-то делать, вашему ребенку...
Обратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным iconКатегории «деятельность» и «труд» в психологии
«определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не...
Обратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным iconК признакам клинической смерти не относится
Профилактика западения языка при наркозе заключается в аспирации желудочного содержимого
Обратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным iconПривязанности
Бетси Кифер, Джейн И. Скулер «Как рассказать правду усыновленному или приемному ребенку. Как помочь ребенку осознать свое прошлое»...
Обратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным iconЗнаю кота, который очень любит огурцы, бананы, орехи и самые разные...

Обратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным iconЭта статья посвящена всем, кто желает улучшить свой микроконтроль...
Копирование, видоизменение и прочие действия с этой статьей разрешены, указание автора не обязательно, но желательно. Если у вас...
Обратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным iconВнимание! внимание! внимание!
Малое инновационное предприятие «УниверТур», открытое на базе одного из самых стабильных университетов Брянского государственного...
Обратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным iconЗакон «Что посеешь, то и пожнешь». Вы оставляете за собой право не...
В статье описаны основные законы границ. На этой странице перечислены и кратко описаны некоторые законы. Если, вам интересно глубже...
Обратим внимание на сюжет пожелания смерти ребенку, который, по мнению специалистов, относится к наиболее архаичным iconДремлющий демон Декстера
Настоящий южанин, благородный джентльмен, старомодный в отношениях с женщинами, он убивает исключительно «плохих парней». Его жертвами...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница