9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Конкуренция


Скачать 38.88 Kb.
Название9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Конкуренция
Дата публикации29.09.2013
Размер38.88 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Экономика > Документы
9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция.

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

- бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

- однородность и делимость продаваемой продукции

- отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

- высокая мобильность факторов производства

- равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

Первое из этих условий гарантирует, что ни одна из фирм не может оказывать заметного влияния на совокупный объём предложения. Это условие чётко выполняется на рыке сельскохозяйственной продукции. Даже ели владелец небольшого фермерского хозяйства утроит производство какого-либо продукта, то обусловленное этим изменение в совокупном объёме предложения данного продукта в стране в процентах будет совершенно ничтожным и, следовательно, таким же будет и воздействие, который индивидуальный производитель мог бы оказать на цену. Поэтому цена, по которой продаёт фермер, не зависит от количества продаваемого продукта.
Второе условие, согласно которому продукт должен быть однородным, гарантирует, что потребители будут столь же удовлетворены покупкой товара как у одного продавца, так и у другого. Продукты на многих рынках являются однородными; соль есть соль, сорта пшеницы и других сельскохозяйственных продуктов отвечают установленным стандартам, тогда как ни одна картина, написанная маслом, не похожа на другую. Если продукты однородны и если выполняется третье условие, согласно которому покупатели осведомлены обо всех ценах продавцов, то любой продавец, повышающий цену, растеряют всех своих клиентов.

Третье условие, согласно которому фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из неё, гарантирует, что любая фирма, использующая лучший способ производства, может войти в отрасль и что убыточные фирмы могут по своему желанию выйти из отрасли. Свободные вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посредством соглашения о сокращении выпуска, поскольку любое повышение цены, вероятно, способствует вхождению новых фирм, которые увеличат объём предложения.

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

- Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

- Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место быть.

- Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

- Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

- Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.
Рынок монополистической конкуренции сочетает в себе признаки чистой конкуренции и чистой монополии

Дифференцированный продукт - это продукт, отличающийся по качеству у различных производителей, в силу различий в технологии. На этом рынке каждая фирма самостоятельно решает, какой товарной стратегии придерживаться. Производить ли ей дешевый, ни низкокачественный товар, или товар высокого качества, но более дорогой. Для этого рынка характерно наличие товарных знаков и торговых марок, а также реклама. Торговые марки и товарные знаки необходимы для того, чтобы покупатель мог ориентироваться в разнообразии товаров и услуг.

Монополистическая конкуренция – это несовершенная конкуренция. Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной три черты: наличие большого числа покупателей и продавцов, свобода входа на рынок и выхода с него, а также невозможность для отдельной фирмы влиять на рыночную цену.

Похожие:

9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Конкуренция iconЖизненный цикл товара
Цель – создание рынка нового товара. Продолжительность фазы зависит от спроса на товар. Объемы продаж незначительны, торговля как...
9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Конкуренция iconЭл Райс, Джек Траут. Маркетинговые войны
Десять лет назад еще не существовало понятия "глобальная конкуренция". Все технологии, которые мы
9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Конкуренция iconПолина дашкова вечная ночь
Что это — месть? Деньги? Конкуренция? Или спасение ангела, как считает сам убийца?
9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Конкуренция iconБизнес-план киоска содержание резюме Характеристика продукции (услуг)...
Характеристика продукции (услуг) и анализ ситуации в сфере следующей деятельности
9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Конкуренция iconКачество и конкурентоспособность стратегии маркетинга
Уточнение и корректировка объемов сбыта. Исследование конкуренции средств производства товаров
9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Конкуренция iconЧастного высшего учебного заведения «международный славянский университет. Харьков»
Дисциплина «Конкуренция на мировых товарных рынках» имеет важное значение в системе подготовки экономиста-международника
9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Конкуренция iconКонкурс эссе не тему: "Россия и нато: партнерство или конкуренция?"
Холодная война. Стала ли мировая система стабильнее и безопаснее? Сменился ли дух соперничества, царивший в отношениях Запада и Востока...
9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Конкуренция iconМ стиль стиль сотрудничества конкуренции стиль компромисса стиль приспособления стиль
Долгосрочное обеспечение денежного дохода, гарантия рабочего места на длительный срок
9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Конкуренция icon1билет. Понятие и основные признаки права
Право это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера,...
9. Понятие конкуренции. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Конкуренция iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Трудовое право»
Понятие труда и его роль в жизни человека и общества. Основные признаки наемного труда
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница