Методические указания к курсовому проектированию


НазваниеМетодические указания к курсовому проектированию
страница1/6
Дата публикации20.02.2014
Размер0.61 Mb.
ТипМетодические указания
vb2.userdocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт государственного управления и права
Кафедра теории организации и управления

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к курсовому проектированию
по учебной дисциплине

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

для студентов заочного отделения специальностей

«Банковское дело», «Гостиничный и туристический бизнес»

«Финансовый менеджмент», «Управление в здравоохранении»

Москва - 2010

Методические указания к курсовому проектированию по учебной дисциплине «Управленческие решения» / Сост.: Л.В.Орлова; ГУУ. – М., 2010.

С о с т а в и т е л ь

кандидат экономических наук, доцент

Л.В.ОРЛОВА

О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р

заведующий кафедрой теории организации и управления,

доктор экономических наук, профессор

Г.Р.ЛАТФУЛЛИН

О б с у ж д е н о

На заседании кафедры теории и организации управления

03 марта 2010 г.

О б с у ж д е н о и о д о б р е н о

на заседании методического совета

Института государственного управления и права ГУУ

15 марта 2010 г.
Р е ц е н з е н т

доцент кафедры экономики и управления в промышленности,

кандидат экономических наук

В.В.ЛОБАЧЕВ

ВВЕДЕНИЕ

Курсовой проект по дисциплине «Управленческие решения» явля­ется самостоятельной исследовательской работой студентов заочной формы обучения, предусмотренной учебным планом подго­товки специалистов по менеджменту организаций всех специализаций.

Основная цель курсового проекта - закрепление полученных зна­ний по дисциплине «Разработка управленческих решений» и приобретение ими на­выков самостоятельного решения практических задач.

Задачи курсового проекта:

  • практически овладеть комплексом знаний, полученных в процессе изучения дисциплины путем их использования в реальной ситуации, предложенной студентом для анализа;

  • обосновать актуальность рассматриваемой проблемы;

  • провести анализ проблемы, используя графические инструменты;

  • разработать альтернативы решения поставленных проблем, предварительно обосновав использование изученных методов;

  • предложить модель реализации оптимального решения, используя сетевой график.

Курсовая работа обязывает студента отбирать, систематизировать фактический материал, обобщать и анализировать его, формулировать определенные выводы и предложения.

Выполнение курсового проекта и его защита играет большую роль в развитии навыков применения теоретических основ процесса разработки, выбора и реализации управленческого решения на практике.

^ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовая работа должна состоять из введения, основной части и заключения. В конце курсовой работы приводятся список использованной литературы и приложения.

Введение представляет собой важную часть курсовой работы, в ко­торой дается обоснование актуальности темы работы, формулируются цели работы и определяются задачи, решение которых необходимо для достиже­ния поставленной цели. Отмечается место данного объекта в системе управленческой деятельности компа­нии. Доказывается важность темы для данного объекта. Объем введения не должен превышать трех страниц.

Основная часть курсовой работы должна состоять из трех разделов (глав).

Первый раздел содержит описание реальной ситуации. Студент представляет развернутую характеристику организации, в которой необходимо привести данные, дающие представление как о самой организации, так и о ситуации, которая может привести в появлению проблемы:

  • Вид деятельности, которую выполняет организация: продукция, услуги, отраслевая принадлежность, границы распространения (региональная, национальная, межгосударственная).

  • Организационно-правовая форма и характер собственности (в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации) и законодательная основа функционирования.

  • Территориальное размещение, характеризуемое указанием территории или нескольких территорий, на которых расположены подразделения объекта.

  • История создания и развития объекта: время образования, основные события развития (роста, объединения, разукрупнения, выделения в самостоятельный объект, изменения организационно-правовой формы и т.д.)

  • Масштабы деятельности, то есть характеристики объёмов производства (не обязательно в точных количественных измерителях, но и в терминах: крупное или сверхкрупное, среднее, малое или мелкое предприятие), значения и роли организации в отрасли, регионе, стране, в международном разделении труда.

  • Современное состояние объекта, позволяющее получить достаточно полное представление об условиях его функционирования и финансовых возможностях, а также о намерениях (или заданиях) руководства по дальнейшему развитию. Здесь уместно привести данные о численности персонала, о характере производства и сбыта, о структуре производства и управления и другие сведения

  • Описание проблемной ситуации: её формулировка в симптомах (как проявляется в организации), уровень распространения, история возникновения, испробованные пути решения (если такие попытки делались), предполагаемые сроки и желаемые результаты решения проблемы. Кроме того, студент указывает какой руководитель будет выступать в качестве лица, принимающего решение (ЛПР) и приводит о нём краткие сведения.


Второй раздел представляет собой аналитическую часть курсового проекта, которая включает две составляющие:

- анализ ситуации

- анализ проблемы.

Большое внимание должно быть уделено анализу исследуемой си­туации, который состоит из следующих шагов:

а) характеристика факторов внутренней среды и внешней среды, влияющих на ситуацию;

б) распознавание ситуации с т.зр. неопределенности, динамичности и сложности

в) идентификация ситуации по ряду признаков.

Ситуация - совокупность факторов, условий или обстоятельств, возникающих под влиянием внутренних и/или внешних воздействий, которые нарушают заданное функционирование системы и могут потребовать перевода ее в новое состояние.

Управление, основанное на выявлении ситуаций, их классификации и выполнении различных преобразований, приводящих к их разрешению, получило название ситуационного, позволяющего правильно интерпретировать ситуацию, выявить ее переменные.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. В основном, они являются результатом реализации ранее принятых УР. Основные внутренние переменные - цели, структура, задачи, технология и человеческие ресурсы.

Один из способов определения внешних переменных состоит в делении на две группы: факторов косвенного и прямого влияния на организацию, исследование которых базируется на стратегическом анализе, когда исследуются сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, возникающие во внешней среде (SWOT-анализ).

Наличие и проявление системной взаимосвязи элементов микросреды и внешнего окружения приводит к выводу о закономерной обусловленности возникновения ситуаций при взаимодействии этих элементов. Поэтому каждому типу ситуаций должны соответствовать определенная последовательность процедуры управления с ее информационным обеспечением, специфические формы взаимодействия элементов организации, критерии и методы принятия решений.

Поведение человека, принимающего решение, и само решение во многом зависят от структуры и объективных характеристик ситуации, применительно к которой он принимает решение. Ситуации являются частью окружающей среды, в которой действует человек, и для их анализа требуется предварительное знание характери­стик этой среды.

Среду (как природную, так и общественную) принято представлять в виде трехмерного пространства, измерениями которого являются неопределенность, динамика и сложность (рис.).

В окружающей среде, как правило, происходят события, которые нельзя предсказать с полной опре­деленностью. Поэтому сте­пень неопределенности с точ­ки зрения принятия реше­ний является весьма важной характеристикой среды. Кро­ме того, среде присуща оп­ределенная степень динами­ки, так как с течением вре­мени она подвергается модификации и преобразованию. Наконец, среда характеризуется определенной степенью сложности. В некотором приближении можно допустить, что среда человеческой деятель­ности и поведения тем сложнее, чем больше переменных факто­ров в ней содержится.

Согласно указанным характеристикам среды используется следующий подход к анализу ситуаций и соответствую­щих им задач, требующих принятия решения.

Каждая ситуация представляется как точка в пространстве среды, т.е. как упорядоченная тройка чисел X, У и Z, каждое из которых может принимать значения 0 или 1 (низкая или высо­кая степень качества). Это значит, что каждой ситуации соответ­ствует своя вершина куба в системе координат X, У, Z.



X— степень неопределенности

^ У — степень динамики

Zстепень сложности
Рис. 1. Среда как трехмерное пространство с размещенными в нем видами ситуаций
Вершины 1, 2, 3 и 4 (рис.) — это детерминированные си­туации, в которых решения принимаются в условиях определен­ности и которые поэтому часто называют нерискованными си­туациями (задачами). В этих ситуациях каждая альтернатива приводит к однозначно определенным последствиям. Детерми­нированные ситуации могут быть простыми и статическими (вершина 1), сложными и статическими (вершина 2), простыми и динамическими (вершина 3) или сложными и динамическими (вершина 4),

Вершины 5, 6, 7 и 8 (рис.) — это рискованные ситуации. В рискованных (вероятностных) ситуациях лицо, принимающее решения, не знает наверняка, какого результата оно достигнет после принятия того или иного решения. Рискованные ситуации могут быть простыми и статическими (вершина 5), сложными и статическими (вершина б), простыми и динамическими (вершина 7) или сложными и динамическими (вершина 8)

Для предварительной оценки возможного характера проблем и привлечения заблаговременно необходимой информации или помощи консультантов определяется тип ситуаций в соответствии классификацией :

По источнику возникновения

  • Под влиянием внешних воздействий

  • Внутренних воздействий

  • Стыковые (возникшие под влиянием внешней и внутренней среды)

По масштабу действий

  • Общесистемные

  • Возникающие в подсистемах

  • Возникающие в элементах системы




По причинам возникновения

  • Сохранение функционирования объекта на оптимальном уровне

  • Появление новой цели

  • Искусственно создаваемые трудности

  • Случайные обстоятельства




По содержанию

  • Производственные

  • Экономические

  • Организационные

  • Социальные




По временному признаку

  • Кратковременные

  • Долгосрочные




По степени структуризации

  • Структурированные

  • Трудно поддающиеся анализу




Распознавание ситуации – важнейший элемент подготовки решения, поскольку оно связано с необратимым преобразованием информации – выбор метода разработки решения непосредственно связан с определенным на данном этапе типом ситуации.
Следующий этап во втором разделе - анализ проблемы. Необходимо различать такие понятия как «ситуация» и «проблема».

Ситуация – это сложившаяся комбинация факторов, а проблема – несоответствие реальной комбинации той, которая желательна.

Одна и та же ситуация порождает неоднородные проблемы на разных уровнях управления.

Чтобы ее решить необходимо ее сначала определить, т.е. «увидеть» возникшее противоречие. Определение - это сложная процедура, состоящая из нескольких фаз, основными являются:

диагноз проблемы, т.е. определение ее симптомов (первых признаков, сформулированных на этапе описания ситуации), а также следствий (результатов, к которым приводят проблемы; симптомы являются частью следствий), что позволяет установить наличие проблемы, но не причины ее возникновения, поэтому необходима вторая фаза - установление причин ее возникновения; диагностика базируется на сборе и анализе информации о факторах, послуживших причиной появления проблемы и выделения среди них управляемых, воздействуя на которые можно решить проблему. Основным инструментом диагностики выступает причинно-следственный анализ; несмотря на очевидность различий понятий «симптомы», «причины», «следствия», в практике управленческой деятельности довольно часто они подменяются друг другом, что приводит не к решению проблемы, а к ее усугублению и тиражированию.

Важным этапом исследования проблемы является ее распознавание, связанное с осуществлением следующих операций:

формулирование проблемы, включающее постановку центрального вопроса; фиксацию того противоречия, которое составляет основу проблемы и описание предположительных последствий.

построение проблемы, базирующееся на методе декомпозиции и изучении ее внутренней структуры. Внутреннюю структуру составляют такие элементы, как предмет, субъект, связи и цель решения. Предмет характеризует возникшее главное противоречие, которое отражается в вопросе: «В чем сущность проблемы?» Объект проблемы отвечает на вопрос: «Где возникла проблема?» Субъект - тот, кто связан с проблемой. Связи характеризуют ограничения и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: «С чем связана проблема?» Цель решения проблемы выражается в вопросе: «Для чего необходимо решать проблему?»

оценка проблемы, связанная с выявлением условий решения проблемы, соотнесения потребностей и возможностей при ее решении, ее классификация;

обоснование проблемы, т.е. установление взаимосвязей с другими проблемами организации.

Для изучения проблемы, выяснения ее особенностей необходимо придерживаться следующей последовательности:

• разделение проблемы на части;

• выделение основных и второстепенных характеристик проблемы;

• установление причинно-следственных характеристик проблемы;

• прогнозирование и анализ требуемых действий;

• разработка рекомендаций к действиям.

При исследовании проблемы следует рассмотреть ряд аспектов, касающихся масштаба проблемы, ее повторяемости, времени реагирования, уровня и вида риска, ресурсообеспеченности, охвата, ее уникальности.

Следующим этапом анализа проблемы является определение типа в соответствии с классификацией:


^ По содержанию

  • проблемы функционирования (если фактические результаты деятельности не соответствуют требуемым, другими словами, когда цели организации не достигнуты)

  • проблемы развития (когда фактические результаты деятельности ниже, чем потенциально возможные, т.е. когда не реализуется потенциал организации, даже если ее дела идут хорошо и все цели деятельности успешно достигаются)




По степени новизны

  • типовые

  • уникальные

По приоритетности решения


  • самые важные

  • важные, средней срочности

важные, но несрочные - накапливаемые, не заслуживающие внимания в настоящий момент

По классности

  • прямые (связанные с определением эффективности, с выбором способа действий, обеспечивающих эту эффективность

  • обратные (связанные с нахождением условий, при которых достижение целей невозможно)

По используемым средствам

    • экстенсивно решаемые

    • интенсивно решаемые

По степени структуризации


  • хорошо структурированные ( в них взаимодействие между факторами влияния на проблему можно выразить количественно – например, прибыль снизилась, потому, что повышение цен на продукцию на 3% привело к сокращению объемов реализации на 10%)

  • слабо структурированные проблемы (вызываются факторами, описанными и качественно и количественно, например, текучесть кадров вызвана повышением норм выработки на 5% и грубостью руководителя)

  • неструктурированные ( содержат самые общие сведения – продажа продукции резко сократилась при том, что не выявлено никаких причин – товар не устарел, на рынке не появилось никаких заменяющих его новинок)

^ По фактору предвидения


  • планируемые

  • не планируемые




  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические указания к курсовому проектированию iconМетодические указания и контрольные задания к практическим, лабораторным...
Кафедра “Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем”
Методические указания к курсовому проектированию iconМетодические указания по курсовому проектированию Расчет кожухотрубного теплообменника
Кожухотрубные теплообменники наиболее широко распространены в пищевых производствах. Это объясняется следующими их достоинствами...
Методические указания к курсовому проектированию iconМетодические указания и контрольные задания к практическим, лабораторным...
«Теория расписаний», для дисциплин «Алгоритмические языки и программирование», «Вычислительная техника и программирование»
Методические указания к курсовому проектированию iconМетодические указания и контрольные задания к практическим, лабораторным...
«Теория расписаний», для дисциплин «Алгоритмические языки и программирование», «Вычислительная техника и программирование»
Методические указания к курсовому проектированию iconМетодические указания по проектированию технологии монтажных работ...
Методические указания предназначены для руководства и оказания помощи студентам при выполнении ими курсовой работы по дисциплине...
Методические указания к курсовому проектированию iconМетодические указания к курсовому проекту по дисциплине «Организация строительного производства»
Васильев В. М. и др. Управление в строительстве. М.: изд-во «Ассоциация строительных вузов», 1994, 2001
Методические указания к курсовому проектированию iconУчебно-методологического комплекса дисциплины
Методические указания к выполнению курсовой работы, а также методические указания в целом
Методические указания к курсовому проектированию iconМетодические указания по организации обучения студентов высших учебных заведений
Методические указания предназначены для медицинских работников вузов и врачей
Методические указания к курсовому проектированию iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «курортология»
Методические указания предназначены для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Методические указания к курсовому проектированию iconМетодические указания по выполнению курсовой работы технология и организация сопровождения
Методические указания обсуждены на заседании кафедры международного сервиса и туризма, протокол №6 от «25» января 2013г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница