Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/15
Дата публикации13.02.2014
Размер2.21 Mb.
ТипУчебное пособие
vb2.userdocs.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Красноярский государственный торгово-экономический

институт

МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Учебное пособие

Красноярск 2002

Методы стратегического анализа: Учебное пособие/ Сост. Т.А.. Вашко ; КГТЭИ; Кафедра «Менеджмент». – Красноярск, 2002. – 110 с.

© Красноярский государственный

торгово-экономический институт, 2002


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования и характера управления. Они все больше требуют от руководителей умения видеть перспективы и принимать обоснованные стратегические решения. И в первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий.

Решения в отношении товаров, расположения, структуры, назначения высшего руководства и т.п. являются основополагающими и затрагивают различные, но в тоже время взаимосвязанные аспекты деятельности фирмы, которые, будучи взяты вместе, определяют эффективность достижения намеченных целей. Они всегда оказывают влияние на эффективность работы фирмы. То, как принимаются и реализуются эти основные (стратегические) решения, можно определить как процесс стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент – наиболее современная модификация современного управления деловой организацией, обеспечивающая выработку долгосрочной стратегии для победы в конкуренции, создающая управленческий инструментарий, способный превратить концепцию стратегии в конкретный производственно-хозяйственный план, подлежащий реализации на практике. Стратегический менеджмент - это управление, в котором отдается приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определяющее влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, контроль, работу с персоналом, информационные технологии и пр.

Разработка и реализация методологии и конкретных форм стратегического менеджмента – результат эволюции теории и методологии управления. Они вызваны глубокими объективными предпосылками, вытекающими из ускоряющихся темпов изменения организационной среды деятельности любой фирмы. Разработка стратегии развития организации как концепция стратегического менеджмента позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, но то, как и почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка. По своему существу стратегия фирмы есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности:

1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. (Качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание — заданием.)

2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. (Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.)

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. (Их нередко называют организационной концепцией.)

В зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают: корпоративную стратегию-стратегию организации целом; бизнес-стратегию – стратегию отдельного стратегического подразделения организации; функциональную стратегию – стратегию функциональной зоны хозяйствования. Все они находятся в иерархической зависимости и разрабатываются при реализации процесса стратегического управления.

Наибольшую сложность в стратегическом управлении представляет стратегический анализ, суть которого заключается в умении руководителя правильно применить теоретические знания в области методологии стратегического управления и практический опыт.

Данное учебное пособие разработано с целью сориентировать менеджера в методологической области стратегического управления. Оно раскрывает теоретические основы современных методов стратегического анализа и содержит практические примеры использования некоторых из них в стратегической деятельности предприятия.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ^ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Базируясь на системном подходе к управлению, можно отметить, что стратегический менеджмент представляет собой целостную открытую систему, состоящую из некоторого набора взаимосвязанных элементов. В состав этого набора входит и процесс, который дает представление об этапах и содержании стратегического управления.

Процесс стратегического управления является разновидностью процесса разработки и принятия управленческих решений и содержит в общем виде следующие этапы (рис. 1): диагностирование и структуризация проблем, формирование решения, реализация решения, контроль за выполнением и оценка решения.

Особенностью процесса стратегического управления являются:

  • сложность описания объектов анализа, которое может быть произведено на словесном, структурно-логическом и математическом языках;

  • невозможность полного описания объектов анализа, вследствие чего преобладают слабоструктурированные и неструктурированные задачи;

  • большая степень неопределенности получения результатов при реализации решений (стратегий);

  • наличие значительного количества частично управляемых и неуправляемых переменных;

  • критерии решения задач заранее четко не установлены и уточняются руководством по мере их решения;

  • большая трудоемкость и длительность процесса, требующая значительных затрат и использования высококвалифицированных специалистов.

Изучая различные литературные источники, хотелось бы отметить, что авторы по-разному определяют количественный и качественный состав этапов процесса стратегического управления. Однако можно выделить характерную особенность. Рассматривая более или менее углубленно ту или иную стадию процесса, все специалисты в области стратегического управления отмечают, что процесс состоит из шести основных этапов:

    1. Определение миссии и целей.

    2. Анализ организационной среды.

    3. Разработка и выбор стратегии.

    4. Выполнение стратегии.

    5. Контроль и оценка реализации стратегии.

    6. Корректировка (регулирование) действий.

Эти этапы процесса стратегического управления имеют свои характерные особенности, цели и состав. Их последовательная реализация в сочетании с правильно подобранным набором инструментов позволяет руководителю организации эффективно разрабатывать стратегию фирмы в зависимости от условий окружающей среды, целей деятельности и иерархии стратегических направлений.

В качестве инструментов стратегического управления выступают основные ресурсы организации (человеческие, финансовые, информационные, технические и др.), принципы и подходы к управлению, организационная структура и культура, стиль руководства и др., а также методы стратегического анализа.

Данная группа методов относится к числу специфических методов управления. В связи с этим каждый из рассмотренных ниже методов целесообразно использовать в каждой конкретной ситуации в соответствии с его целевым назначением. Выбор того или иного метода стратегического анализа в процессе разработки стратегии, прежде всего, зависит от цели анализа, этапа процесса, конкретной ситуации, финансовых, информационных и человеческих ресурсов. В общем виде распределение методов стратегического анализа представлено в табл. 1.

^ Рис. . Стратегическое управление на основе процедуры принятия решений

Таблица

Методы стратегического анализа в процессе стратегического управления


Этапы процесса

Цель

Основные элементы

Содержание

Методы анализа

1

2

3

4

5

Определение миссии и целей

Определение основных ориентиров деятельности организации и разработка системы критериев оценки деятельности

Прогнозирование деятельности организации

Получение научно обоснованных тенденций развития основных показателей

Различные методы прогнозирования основных показателей эффективности деятельности организации, «GAP-анализ», «Кривая опыта», Метод LOTS

Установление миссии

Разработка комплексной цели, включающей как внутренние, так и внешние ориентиры деятельности фирмы и выражающей суть будущего успеха.

«Целевой портрет», «Дерево целей», Методы выработки управленческих решений (Метод структуризации целей, Мозговой штурм, Деловые игры, Творческие совещания и т.д.), Методы системного анализа, Аналитические методы


Построение иерархии целей

Определить, какие из возможных характеристик деятельности организации следует использовать в качестве целей и разработать систему критериев

Разработка индивидуальных целей (задач)

Определить такие цели для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей

Анализ организационной среды

Определение критических точек организационной среды

Анализ макроокружения

Определение степени влияния макроокружения на деятельность организации. Выявление возможностей и угроз.

SWOT-анализ, СТЭП – анализ (PEST-анализ), Метод «5х5», «Перечень 4 вопросов» + Матрица «вероятность-воздействие»

Анализ микроокружения

Определение степени влияния микроокружения на деятельность организации. Выявление возможностей и угроз. Оценка конкурентных позиций организации (преимуществ организации и возможностей рынка).

SWOT-анализ, Метод «5х5», «Перечень 4 вопросов» + Матрица «вероятность-воздействие», Методы анализа конкурентных преимуществ (Портер, МакКинси, Омаэ, Матрица БКГ и др.),

Анализ внутренней среды

Определение потенциала организации и ее слабых сторон.

SWOT-анализ, Анализ функциональных областей, SNW-анализ

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Разработка и выбор стратегии

Выбор средств, с помощью которых организация будет решать поставленные стратегические цели

Уяснение текущей стратегии

Формирование четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится организация, и какие стратегии она реализует

Матрица Томпсона и Стрикленда, Матрица БКГ, «Цепочки ценностей», ЖЦ отрасли, организации и товара, «Производственные цепочки»

Анализ портфеля бизнесов (продукции)

Дать наглядное представление об отдельных частях бизнеса и портфеле бизнесов, сбалансировать такие факторы бизнеса как риск, поступление денег, обновление и отмирание.

Матрица ADL, «Цепочки ценностей», Матрица БКГ, Матрица General Electric, Матрица Хоуфера, Матрица Ансоффа, Трехмерная схема Абеля, Деловой анализ PIMS

Выбор стратегии фирмы

Разработка корпоративной, деловой и функциональных стратегий соответствующих стратегическим целям и учитывающих результаты анализа организационной среды. Формирование портфеля стратегий

Матрица стратегий по Портеру, Матрица «продукт-рынок», Матрица БКГ, Матрица Томпсона и Стрикленда, Матрица СС, Методы выбора и принятия управленческих решений

Оценка выбранной стратегии

Проведение анализа правильности и достаточности учета (при выборе стратегии) основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии.

Матрица «МакКинси», Методы оценки эффективности стратегий, Функционально-стоимостной анализ

Составление стратегического плана

Документальное оформление плана мероприятий по реализации стратегических преобразований

Бизнес-план, Сетевые графики, План-график, Органиграммы, Оперограмма

Выполнение стратегии

Создание базы для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей. Предвидение стратегичес-

Углубленное изучение состояния среды, целей и стратегий

Окончательное уяснение сущности поставленных целей, выбранных стратегий, их корректности и соответствия друг другу и состоянию среды. Доведение стратегических идей и целей до сотрудников фирмы.

Метод декомпозиции, Метод структуризации целей, Мозговой штурм, Деловые игры, Творческие совещания

Принятие решения по эффективному использованию ресурсов

Приведение ресурсов в соответствие с реализуемыми стратегиями.

Экспертно-аналитический метод, Метод аналогии

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5




ких изменений, переводящих организацию в состояние, когда она будет готова к проведению стратегии в жизнь

Адаптация организационной структуры, культуры и др.

Определение соответствия имеющейся структуры, культуры и т.д. принятым к реализации стратегиям. Разработка мероприятий по изменениям или адаптации структуры и т.д.

Функционально-стоимостной анализ, Анкетирование

Проведение предварительных изменений

Определение необходимости и степени изменения основных факторов.

Поле сил Левина, Матрица Д.Пью

В случае необходимости пересмотр стратегического плана

Модификация стратегического плана в случае возникновения обстоятельств в условиях, что новый план сулит заметно большие возможности получения выгод, чем существующий.

Метод 6-5-3, Метод коллективного блокнота, План-график, Сетевые графики

Контроль и оценка реализации стратегии

Уяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению поставленных целей

Разработка требований к информации

Повышение эффективности системы стратегического контроля посредством удовлетворения требований к информации

Методы принятия управленческих решений («Мозговой штурм», Делфи и др.)

Установление показателей оценки реализации стратегии

Определение показателей, по которым фиксируется состояние организации

Методы принятия управленческих решений («Мозговой штурм», Делфи и др.), Экспертные методы, метод аналогии

Создание системы измерения и отслеживания параметров контроля

Для повышения качества и эффективности контроля

Методы формирования системы управления (системного анализа)

Сравнение реального состояния параметров контроля с желаемым

Определение ситуации: реальное состояние выше желаемого, реальное состояние соответствует желаемому и реальное состояние хуже желаемого

Методы сравнительного анализа

Оценка результата сравнения и принятие решения о корректировке

Определение необходимости в корректировке и объекта корректировки

Аналитические методы оценки

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Корректировка (регулирование)

Устранение недостатков в системе стратегического управления

Пересмотр параметров контроля







Пересмотр стратегии







Пересмотр структуры организации, системы информационного обеспечения и др.







Пересмотр работы организации на уровне отдельных операций и процессов







Выбор методов и проведение стратегического анализа — трудоемкая работа, требующая хорошей организации и определенного порядка ее выполнения (табл. 2).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Ученым советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз, Приказом Минобрнауки России от 06. 06. 2013 г. №443 «Об утверждении Порядка и случаев...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница