Задачами анализа себестоимости продукции являются


Скачать 153.93 Kb.
НазваниеЗадачами анализа себестоимости продукции являются
Дата публикации22.06.2013
Размер153.93 Kb.
ТипЗадача
vb2.userdocs.ru > Экономика > Задача

Лекция 12



Анализ себестоимости продукции


  1. Цели и задачи анализа себестоимости продукции

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условии производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования - самими предприятиями.

Цель экономического анализа себестоимости - управление издержками производства, создание необходимых условий для последовательного снижения себестоимости продукции, работ и услуг во всех звеньях хозяйствующего субъекта.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

  1. оценка обоснованности и напряженности сметы по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

  2. установление динамики и степени выполнения сметы по себестоимости;

  3. определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним;

  4. анализ себестоимости отдельных видов продукции;

  5. выявление резервов снижения себестоимости продукции.




  1. Затраты и их классификация

Затраты - стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации.

В зависимости от задач управления затратами и себестоимостью в планировании, учете и анализе применяют классификации затрат по разным признакам.

По методу признания в качестве расхода

Затраты на продукт - непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности предприятия, изготовлением продукции.

Затраты периода - Затраты периода признаются в том периоде (месяц, квартал, год), когда они были произведены; они не проходят через стадию запасов (то есть не признаются активами), а сразу же оказывают влияние на размер прибыли, отражаясь в отчете о прибылях и убытках. Их можно также назвать «не- запасоемкими» (например, ими могут быть управленческие и коммерческие затраты)

По экономическим элементам – экономические элементы. Это экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг).

По статьям – статьи затрат. Это совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование.

По способу отнесения на себестоимость

Прямые затраты - это затраты, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на носитель затрат (объект калькулирования) на основе первичных документов.

Косвенные затраты - не могут быть отнесены в момент возникновения прямо на носитель затрат (объект калькулирования), для их отнесения необходимы дополнительные расчеты по распределений пропорционально той или иной выбранной базе.

По отношению к технологическому процессу. (По участию в создании потребительной стоимости):

Основные - создающие субстанцию, саму сущность товара: основные и вспомогательные материалы, оборудование, машины, инструменты (через амортизацию), труд основного персонала.

Накладные - непосредственно не участвующие в создании потребительной стоимости товара, но создающие условия для создания ее (руководство, топливо и энергия не для производственных нужд.

По отношению к уровню деловой активности (объема производства):

Условно-переменные

Условно-постоянные

По отношению к конкретному центру ответственности затраты могут быть подконтрольными и неподконтрольными.

По возможности охвата планом – планируемые и не планируемые.

По отношению к готовому продукту – затраты в незавершенном производстве и затраты на готовый продукт.

  1. ^

    Анализ поведения затрат


Поведение затрат целесообразно рассмотреть на основе их классификации на переменные и постоянные.

Эта классификация служит информационной базой для проведения анализа при обосновании разнообразных управленческих решений.

Переменные затраты неоднородны. В зависимости от соотношения изменения затрат и объема производства их можно подразделить на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные, регрессивные.

Относительное изменение пропорциональных затрат равно относительному изменению объема или загрузки (например, основная заработная плата производственных рабочих при прямой сдельной оплате труда). Прогрессивные растут быстрее, чем увеличивается объем производства (например, оплата труда производственных рабочих при сдельно-прогрессивной системе). Дегрессивные растут медленнее, чем объем производства (например, затраты на технологическую энергию и топливо, смазочные и обтирочные материалы). Регрессивные сокращаются в абсолютном выражении, несмотря на рост объема производства.(затраты, связанные с освоением новых видов продукции, отладкой оборудования).

Для описания поведения затрат целесообразно использовать коэффициент реагирования затрат.

,

где - изменение затрат за период, %;

- изменение объема производства, %.

Коэффициент реагирования пропорциональных затрат равен 1, дегрессивных затрат - находится в пределах от 0 до 1, прогрессивных затрат - больше 1. Коэффициент реагирования постоянных затрат равен 0 (поскольку они не зависят от объема производства или продаж).

Постоянные затраты принято классифицировать на полезные и бесполезные ("холостые").

Бесполезные затраты возникают, если производственный фактор используется не на полную мощность. Возникновение подобных затрат может быть связано с неделимостью производственного фактора (например, средства труда или рабочей силы).

Такое деление особенно актуально при анализе использования дорогостоящего оборудования, поскольку при его неполном использовании все равно начисляется амортизация, и уплачиваются проценты на вложенный капитал, которые в данном случае только частично являются полезными.

Бесполезные затраты являются в данном случае прямыми убытками предприятия.

Величина большинства постоянных затрат не является абсолютно фиксированной. То есть мы имеем дело с полупостоянными затратами, которые постоянны для конкретного объема производства, но в какой-то критический момент возрастают на определенную величину.

Чтобы обеспечить снижение себестоимости и повышение прибыльности работы предприятия, необходимо выполнять следующее условие: темпы снижения дегрессивных расходов должны превышать темпы роста прогрессивных и пропорциональных расходов.

  1. ^

    Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли.


Запишем исходное уравнение для анализа, Объем реализации продукции, или выручка (ДВ), связан с себестоимостью (З) и прибылью от реализации (П) следующим соотношением:



Если ^ П = 0, то нет ни прибыли, ни убытка и выручка от реализации равна затратам. Точка перехода из одного состояния в другое (при П = 0) называется критической точкой. Она примечательна тем, что позволяет получить оценки объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей, исходя из требований общего финансового состояния предприятия. Для критической точки имеем

,

где - объем производства продукции в стоимостном выражении;

- затраты постоянные;

- затраты переменные.

Если выручку представить как произведение цены продаж единицы изделия (р) и количества проданных единиц (q), а затраты пересчитать на единицу изделия, то получим развернутое уравнение



- постоянные расходы на весь объем производства продукции;

- переменные расходы в расчете на единицу изделия.

Это уравнение является основным для получения необходимых оценок.

Расчет критического объема производства



- критический объем производства продукции (количество единиц изделий);

- маржинальный доход на единицу изделия, руб.

Маржинальный доход на весь выпуск определяется как разность между выручкой и суммой переменных затрат.

Расчет критического объема выручки (реализации)

Для определения критического объема реализации используется уравнение критического объема производства. Умножив левую и правую части этого уравнения на цену (р), получим необходимую формулу



Критический объем реализации по форме №2


Для расчета критического объема реализации при условии снижения цены на изделие и сохранения прежней величины маржинального дохода используется формула



- маржинальный доход на единицу продукции в базисном периоде;

- маржинальный доход на единицу продукции в отчетном периоде;
Расчет критического уровня постоянных затрат.

Для расчета используется исходная формула выручки в критической точке




Расчет критической цены реализации

Цена реализации определяется исходя из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат в расчете на единицу изделия.



Если известно соотношение между величиной маржинального дохода и выручкой (или между величиной маржинального дохода на единицу изделия и ценой изделия), то минимальную цену изделия можно определить по формуле



^ Расчет уровня минимального маржинального дохода. Если известны величина постоянных расходов и ожидаемая величина выручки, то уровень минимального маржинального дохода в % к выручке определится из формулы



Расчет планового объема для заданной суммы плановой (ожидаемой) прибыли

Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма расчетной (желаемой) суммы прибыли, то объем продаж определится по следующей формуле:



- объем продаж, обеспечивающих получение плановой суммы прибыли;

- плановая сумма прибыли.
  1. ^

    Анализ себестоимости продукции по элементам и статьям затрат


Группировка по первичным экономическим элементам позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяются: общая потребность предприятия в материальных ресурсах; сумма амортизационных отчислений основных фондов; затраты на оплату труда; прочие денежные расходы предприятия.

Эта группировка используется для согласования плана по себестоимости с другими его разделами, в частности при определении плановой потребности оборотных средств на ближайшую перспективу.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты организации (предприятия) без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции.

Принято выделять следующие экономические элементы:

  1. материальные затраты;

  2. затраты на оплату труда;

  3. отчисления на социальные нужды;

  4. амортизация;

  5. прочие затраты.

Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяет структуру затрат на производство, которая характеризуется следующими показателями:

  1. соотношением между живым и овеществленным трудом;

  2. долей отдельного элемента или статьи в полных затратах;

  3. соотношением между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими, а также управленческими расходами, между прямыми и косвенными затратами и пр.

В зависимости от этого соотношения, отрасли экономики можно разделить соответственно на материалоемкие (высок удельный вес материальных затрат в себестоимости), трудоемкие (высока доля затрат на оплату труда), фондоемкие (преобладает амортизация основных средств и иных внеоборотных активов).

В различных отраслях экономики структура затрат на производство неодинакова и зависит от специфических условий каждой отрасли.

Наряду с группировкой затрат по экономическим элементам, затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).

^ Группировка затрат по статьям расходов дает возможность определить затраты по местам их возникновения, установить, во что обходится организации (предприятию) производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, по каким направлениям можно ее снижать.

Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера и структуры производства и носят рекомендательный характер.

Так, в промышленности применяется следующая номенклатура основных калькуляционных статей:

  1. Сырье и материалы;

  2. Возвратные отходы (вычитаются);

  3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий;

  4. Топливо и энергия на технологические цели;

  5. Заработная плата производственных рабочих;

  6. Отчисления на социальные нужды;

  7. Расходы на подготовку и освоение производства;

  8. Потери от брака;

  9. Общепроизводственные расходы;

  10. Прочие производственные расходы;

  11. Общехозяйственные расходы;

  12. Коммерческие расходы.

Первые 10 статей образуют так называемую производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации (продажи).


  1. Сметный расчет себестоимости реализованной продукции

Эта смета составляется на основе ожидаемых величин товарных запасов, а также сводных данных, по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из следующих смет: прямых материальных затрат; затрат по оплате труда; накладных расходов.

Смета себестоимости продаж выглядит следующим образом.

Смета себестоимости реализованной продукции

1. Запасы готовой продукции на начало периода

2. Незавершенное производство на начало периода

3. Прямые материальные затраты:

3.1 запасы основных материалов на начало периода;

3.2 закупки основных материалов;

3.3 стоимость имеющихся в наличии основных материалов (3.1+3.2);

3.4 запасы основных материалов на конец периода

3.5 стоимость основных материалов, израсходованных в производстве (3.3-3.4).

4. Прямые расходы на оплату труда основного персонала

5. Общепроизводственные расходы

6. Итого производственные расходы (стр. 3+4+5)

7. Незавершенное производство за весь период (стр. 2+6)

8. Незавершенное производство на конец периода

9. Себестоимость произведенной продукции (стр. 7—8)

10. Себестоимость продукции, готовой к реализации (стр. 1 + 9)

11. Запасы готовой продукции на конец периода

12. Себестоимость продаж (стр. 10—II)

Смета себестоимости продукции складывается из смет прямых материальных затрат, затрат на оплату труда и накладных расходов. Методика анализа исполнения этих смет следующая.

Анализ сметы прямых материальных затрат

На отклонение прямых материальных затрат оказывают влияние количество израсходованных материалов и цена единицы материала.

В начале необходимо сравнить запланированную величину материальных затрат с фактическим их расходом. Перерасход может быть вызван дополнительным увеличением объема производства, а так же повышением цены за единицу материала.

Если объем производства не увеличен, то необходимо проанализировать сложившиеся цены на материалы, так как возможно придется поменять поставщиков материальных ресурсов. Увеличение материальных затрат может быть так же вызвано их ростом на конец года, в связи с увеличением плана производства на новый год.

Анализ сметы расходов на оплату труда

Отклонение в выполнении сметы может быть вызвано за счет изменения количества рабочих или оплаты одного человеко-часа.

Целесообразность изменения оплаты труда можно определить выходом количества произведенной продукции на один рубль заработной платы.

Анализ сметы накладных расходов

Особое внимание уделяется перерасходу по отдельным статьям, определяются причины и намечаются пути накладных расходов.

Смета себестоимости продукции складывается из смет прямых материальных затрат, затрат на оплату труда и накладных расходов. Методика анализа исполнения этих смет следующая.

Дополнительно необходимо проанализировать изменения в незавершенном производстве и запасах готовой продукции.

  1. ^

    Расчет и оценка влияния на себестоимость продукции использования труда, материалов и основных производственных средств


Повышение эффективности использования отдельных видов ресурсов обусловливает сокращение затрат на производство реализованной продукции, снижение ее себестоимости и рост прибыли. Количественная оценка влияния этих факторов - первостепенная задача анализа деятельности любого предприятия. При этом наряду с влиянием факторов, характеризующих изменение затрат по отдельным элементам, анализируются факторы, отражающие изменения в режиме хозяйствования.

Рассмотрим порядок расчетов изменения себестоимости в результате изменения затрат по оплате труда, материалов, амортизации.

Общее изменение себестоимости за анализируемый период составляет

,

где - общее изменение затрат на производство реализованной продукции;

- изменение затрат по оплате труда;

- изменение материальных затрат;

- изменение амортизации.

Рассмотрим методику оценки влияния на себестоимость изменения затрат по оплате труда:

,

где- изменение себестоимости реализованной продукции в зависимости от изменения оплаты труда;

- изменение себестоимости реализованной продукции в зависимости от изменения зарплатоотдачи.

,

где ;- оплата труда в отчетном и базисном периодах;

;- зарплатоотдача в базисном периоде;

;- зарплатоотдача в отчетном периоде;

- изменение оплаты труда;

- изменение зарплатоотдачи.

Аналогичные расчеты проводят по материальным затратам и амортизации. Условные обозначения следующие:

где ;- материальные затраты в отчетном и базисном периодах;

;- материалоотдача в базисном периоде;

;- материалоотдача в отчетном периоде;

- изменение материальных затрат;

- изменение материалоотдачи.

Необходимо также определить влияние себестоимости продукции на отклонение прибыли

,

где - себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах базисного периода;

- фактическая себестоимость реализованной продукции анализируемого периода.





где - количество реализованной продукции в отчетном периоде;

;- себестоимость единицы продукции в отчетном и базисном периодах.

  1. Операционный рычаг и оценка эффекта операционного рычага.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Решая задачу максимизации темпов прироста прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов возрастет прибыль.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

или



- сила воздействия операционного рычага;

- денежная выручка от реализации продукции;

- суммарные переменные затраты;

- суммарные постоянные затраты.

Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает тогда все больший и больший

Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем выгоднее сотрудничество, но тем больше предпринимательский риск.

Данный вывод можно пояснить на следующем примере:

  1. Денежная выручка возрастает на 10%;

  2. Сила операционного рычага = 2,00;

  3. Прибыль возрастет на 20% (10  2).

Но если денежная выручка снизится на 10%, то прибыль уже сократиться на 20%.



Похожие:

Задачами анализа себестоимости продукции являются iconЗатраты на производство продукции, выполнение работ и услуг
Методы учета затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции
Задачами анализа себестоимости продукции являются iconКалькуляция себестоимости единицы продукции

Задачами анализа себестоимости продукции являются iconУчет реализации готовой продукции
Основными нормативными документами, определяющими порядок учета готовой продукции являются
Задачами анализа себестоимости продукции являются iconПримеры тестов на экзамен по дисциплине «Планирование деятельности предприятий»
Какой из методов планирования себестоимости продукции не относится к затратной группе методов
Задачами анализа себестоимости продукции являются icon2. Задачами гигиены являются: 2
Внедрение нормативов, правил и мероприятии в практику здравоохранения и народное хозяйство, оценка их эффективности
Задачами анализа себестоимости продукции являются iconЗадачами Конкурса являются
Всероссийском конкурсе лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века»
Задачами анализа себестоимости продукции являются icon5. Задачами санитарии являются
Забота о здоровье человека основная задача всей медицины и ее цель эффективнее достигается следующим путем
Задачами анализа себестоимости продукции являются iconПланирование себестоимости методом пооперационного учета (для контрольной работы задача 1)
Запланировать предприятию себестоимость продукции методом пооперационного учета. Исходные данные по отчетному периоду
Задачами анализа себестоимости продукции являются iconЗадачами студенческого совета являются
Положение об органе студенческого самоуправления Юридической школы двфу «Юридический сенат»
Задачами анализа себестоимости продукции являются icon2. Современная денежная система. Денежное обращение. Денежная масса
Виды издержек предприятия, структура себестоимости продукции и услуг. Финансово-экономические результаты деятельности предприятия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница