Управление на предприятии и налоговое планирование Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии


Скачать 89.21 Kb.
НазваниеУправление на предприятии и налоговое планирование Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии
Дата публикации03.12.2013
Размер89.21 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Экономика > Документы
ТЕМА 2.2 (4) МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИИ
1. Управление на предприятии и налоговое планирование

2. Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка.

3. Постановка системы налогового планирования на предприятии

4. Документооборот налогового планирования

5. Налоговый паспорт предприятия

3. Постановка системы налогового планирования на предприятии
Постановка системы налогового планирования начинается с определения стратегических целей и задач предприя­тия на современном этапе развития экономики. Затем формируется организационная структура налогового менеджмента, подбираются необходимые кадры, разрабатывается аппарат исследования, выделяются финансовые и материально-тех­нические ресурсы, необходимые для достижения стратегических целей налогового планирования.

Начальной целью должна стать идея о целесообразности для данного хозяйствующего субъекта уплаты налоговых платежей. Конечной целью системы стратегических уста­новок налогового планирования должно стать своевременное, пол­ное, формирование сетевого графика денежных потоков налоговых от­числений, служащих, в свою очередь, статьями расходной части бюджета предприятия, разрабатываемого в процессе бюджетиро­вания.

При построении организационной структуры налогового планирования необходи­мо исходить из двойственной структуры этого процесса.

- с одной стороны, планирование налоговых выплат — составляющая дея­тельности по финансовому планированию;

- с другой стороны, налоговое планирование призвано не только упорядочить выплату налогов, но и оптимизировать их. В данном случае необходимо использование прямой помощи юридических, коммерческих, экономических, ревизионных служб предприятия, которые лишь опосредованно участвуют в процессе финансового планирования.

В этой связи важным элементом системы налогового планирова­ния становится его организационная структура.

Организационная структура налогового планирования должна строиться, бази­руясь на двух принципах: служить неотъемлемой составляющей организационной структуры бюджетного процесса в рамках фи­нансового планирования и использовать навыки, потенциал иных служб предприятия при планировании мероприятий по оптимиза­ции совокупности налогооблагаемых баз.

Проектная организационная структура — это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифициро­ванных сотрудников предприятия для осуществления сложного проекта в установленные сроки, с заданным уровнем качества.

Необходимость реорганизации традиционных организационных структур связана с быстрым изменением внешней среды и услож­нением задач и проектов предприятия.

В процессе налогового планирования предлагается создание трех независимых налоговых групп, призванных выполнять три основные функции планирования:

1) составление плана;

2) реализацию плана;

3) контроль за реализацией плана.

1-я налоговая группа создается по поводу составления плана оптимизационных мероприятий. Группа состоит, во-пер­вых, из специалистов, занятых формированием финансовой (бюд­жетной) части производственной программы (экономистов ПЭО, бухгалтеров, финансистов, сотрудников налогового отдела, если такая служба существует) и, во-вторых, из юристов и сторонних консультантов.

2-я налоговая группа создается для реализации плана мероприятий по налоговой опти­мизации. Она состоит из со­трудников юридического отдела, бухгалтерской службы, коммерческого блока и отдела налогов.

^ 3-я группа осуществляет контроль и оценку эффективности мероприятий по налого­вой оптимизации. Она состоит из сотрудников службы внутреннего аудита и планово-экономического отдела совместно с ревизором общест­ва и сторонним консультантом (аудитором). Цель группы: обнаружить и обосновать причины расхождений в запланированных и фактических данных, основания невыполне­ния запланированных оптимизационных мероприятий.

^ 4. Документооборот налогового планирования
Эффективность контроля и оценки мероприятий по налоговой оптимизации, равно как и результатов реализации запланирован­ных действий, зависит от наличия на предприятии рационально организованного документооборота налогового планирования.

Все действия, предпринимаемые в процессе налогового плани­рования, требуют документального закрепления, поскольку:

- во-пер­вых, четко оформленный документооборот налогового планирова­ния позволяет осуществлять объективный контроль со стороны руководства предприятия за действиями групп налогового планирова­ния.

- во-вторых, учитывая весьма большую вероятность судебных раз­бирательств по результатам применения оптимизационных мероприя­тий, наличие правильно оформленных отношений по поводу оптимизации совокупности налогооблагаемых баз позволяет аргументированно отстаивать свою точку зрения в арбитражных судах.

- в-третьих, документооборот — важная составляющая управления, обеспечивающая стабильность хозяйственно-производственных связей.

^ Документооборот налогового планировани — неотъемлемая часть централизованного документооборота предприятия. Вся до­кументация налогового планирования должна регистрироваться от­ветственным секретарем групп налогового планирования либо в сек­ретариате, либо в канцелярии предприятия. Кроме того, документация должна визироваться сотрудником, осуществляющим руководство налоговой группой (иными работниками руководящего звена). Основные документальные источники, использованные в процессе на­логового планирования, сдаются в архив предприятия, где хранятся по функциональным группам налогового планирования, согласно действующему налоговому законодательству (от 3 до 5 лет).

Правильный выбор организационной структуры налогового пла­нирования, организация документооборота между ее элементами создают предпосылки для эффективной работы подразделений на­логового планирования. Для четкого функционирования необходи­мо укомплектовать эти службы квалифицированными специалиста­ми, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы.

Должностные инструкции специалистов, занятых в процессе на­логового планирования, должны содержать, помимо обязательных для административно-управленческого состава, специальные тре­бования, предъявляемые в связи с комплексным характером нало­говых отношений.

В целях рационализации распределения задач, прав и ответствен­ности между различными структурными звеньями предприятия при выполнении функций налогового планирования может стать полез­ной линейная карта распределения обязанностей (матричный ме­тод). Матрица показывает, кто и в какой степени принимает уча­стие в подготовке решения и работе по его выполнению. Она отражает объем и характер полномочий, реализуемых каждым долж­ностным

Матричный метод распределения задач, прав и ответственности представляет собой таблицу, в верхней части которой (наименование столбцов) дан перечень структурных подразделений и должностей выполняющих те или иные функции налогового планирования, а в ле­вой части (наименование строк) — перечень задач и функций, сгруппированных в соответствии с основными элементами налогового планирования. На пересечении вертикальных и горизонтальны; линий с помощью символов указаны управленческие действия, по средством которых реализуются права и обязанности субъектов планирования.

Матричный метод распределения задач, прав и ответственности обладает рядом достоинств:

  • процесс составления матрицы предусматривает ликвидацию перекрещивания и параллелизма при функционировании системы налогового планирования;

  • достигается наглядность процедур подготовки, принятия и peaлизации решений в области налогового планирования;

  • выявление элементов системы налогового планирования, работающих с недогрузкой или перегрузкой;

  • простота реализации данного метода;

  • персональное и коллегиальное признание полученного распределения задач, прав и ответственности в системе налогового планирования при утверждении результатов применения данного метода,

  • легкость составления по полученным результатам положений и должностных инструкций.


^ 5. Налоговый паспорт предприятия
Решением проблемы информационной недостаточности при оценке налогового потенциала может служить система налоговых паспортов предприятий.

^ Налоговый паспорт - документарный источник, содержащий основные показатели результативности ме­роприятий по налоговому планированию, который позволяет обеспечить контроль за своевременностью и правильностью расчетов, составления первичной документации, ведения бухгалтерских регистров, исполнения налоговых обяза­тельств, а также мониторинг и прогноз эффективности налогового планирования.

Существующий налоговый паспорт предприятия представля­ет собой совокупность показателей, приведенных в табличной фор­ме. Эта форма не унифицирована, показатели, система оценки и отчетный период значительно варьируются в различных регионах.

Однако современная форма налогового паспорта предприятия в полной мере не способна обеспечить решение задач внутренне­го налогового администрирования по ряду причин:

1) инициатива введения этого документа в систему документообо­рота предприятия принадлежит налоговым органам. Таким образом, данный документ составлен с учетом задач, решаемых в рамках внешнего налого­вого администрирования;

2) налоговый паспорт предприятий на данном этапе реформы на­логовой системы рассматривается как одноразовый информаци­онный ресурс выявления налогового потенциала территории, несмотря на попытки администраций ряда регионов законода­тельно закрепить данную форму отчетности на регулярной ос­нове.

В настоящее время актуальным представляется введение нало­гового паспорта предприятия, который позволит сгладить существую­щие противоречия между внешним и внутренним налоговым адми­нистрированием.

В налоговый паспорт предприятия целесооб­разно включить следующие разделы.

1. Общая характеристика предприятия.

2. Основные социально-экономические показатели организации.

3. Сведения о счетах в банках и иных кредитных учреждениях.

4. Показатели организации, используемые для расчета налогов и сборов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

5. Выпадающие доходы.

6. Данные о проверках налогоплательщика.

7. Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ.

8. Эффективность налогового планирования.

Раздел «Общая характеристика предприятия», кроме тривиаль­ных параметров, таких как реквизиты, данные о лицах, ответствен­ных за финансово-хозяйственную деятельность, составе Совета директоров, учредителей и т.п., может включать позиции, характе­ризующие особенности налогообложения головного предприятия и структурных подразделений (филиалов, представительств и пр.), данные, касающиеся территориальной юрисдикции предприятия и прочее, т.е. группировать показатели, формирующиеся под вли­янием внешних факторов оптимизации налогового планирования.

^ Раздел «Основные социально-экономические показатели орга­низации может содержать совокупность показателей в соответ­ствии с формами статистической отчетности и отражать кадровый потенциал предприятия, структуру собственного капитала, ви­дов деятельности предприятия, характер внешнеэкономической деятельности хозяйствующего субъекта, его торгово-финансовые связи.

^ Сведения о счетах в банках и иных кредитных учреждения предлагается сгруппировать в отдельный раздел, принимая во вни­мание масштабы злоупотреблений при уплате налогов и сборов в финансово-кредитных организациях. Выделение этих сведений поз­волит территориальным службам Министерства финансов РФ от­слеживать пути перемещения денежных средств предприятия.

^ Показатели организации, используемые для расчета налогов и сборов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, вы­падающие доходы, данные о проверках налогоплательщика, задол­женность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ необходи­мы для определения прогнозных оценок налоговых платежей в зависимости от стоимостных показателей. Значения этих показа­телей предлагается рассчитывать, например, от реального объема произведенной продукции, которые будут очищены от влияния факторов цен, т.е. с учетом инфляции.

^ В разделе «Выпадающие доходы», кроме отсроченных (рассро­ченных) платежей, налоговых льгот и прочего, целесообразно отра­жать налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению и фактически возмещенный из федерального бюджета не только на расчетный счет, но и зачтенный в уплату других долгов. Таким образом, разделы 2-7 группируют показатели, сформированные под влиянием внутренних факторов налогового планирования.

Све­дения, представленные в данных разделах налогового паспорта пред­приятия, позволят сформировать позитивную налоговую историю организации, которая позволит хозяйствующему субъекту повысить свой рейтинг в области межбюджетных отношений и положительно отразится на инвестиционном потенциале. Ру­ководство получит необходимую информацию о положении предприятия в области налогообложения и совокупных налого­вых издержках.






Похожие:

Управление на предприятии и налоговое планирование Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии iconПерсонал и его роль на современном торговом предприятии
Процесс разработки системы материального стимулирования персонала на предприятии торговли
Управление на предприятии и налоговое планирование Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии iconКонтрольная работа для студентов заочной формы обучения по дисциплине...
Дайте определение понятия «планирование», «средства планирования», «бюджеты», «план», «стратегический горизонт»
Управление на предприятии и налоговое планирование Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии iconУчебное пособие для лабораторно- практических занятий и самостоятельной...
Учебное пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предусмотрено...
Управление на предприятии и налоговое планирование Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии iconТемы 1Теоретические основы прогнозирования экономического развития...
Роль прогнозирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия в системе планирования
Управление на предприятии и налоговое планирование Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии iconВыполняют управленческие функции на предприятии и в его подразделениях

Управление на предприятии и налоговое планирование Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Специальность: 080502. 65 – «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)»
Управление на предприятии и налоговое планирование Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Специальность: 080502. 65– «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)»
Управление на предприятии и налоговое планирование Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Специальность: 080502. 65 – «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)»
Управление на предприятии и налоговое планирование Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии iconЗакономерности и принципы управления персоналом
Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Менеджмент, часть 2 (Управление персоналом)» для специальности 080502 Экономика и управление...
Управление на предприятии и налоговое планирование Информационная база, налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии iconРасписание учебных занятий группы специальности «Экономика и управление...
Санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов заочное отделение эк 6-10
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница