Осуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих


НазваниеОсуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих
страница1/8
Дата публикации21.06.2013
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Занятость молодежи

Осуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема безработицы, которая оказывает непосредственное воздействие на каждого человека.

Особенно важной является проблема молодежной занятости и безработицы. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних пяти лет составляет 30% и выше. Молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами социальной работы и социальной политики государства. Проблема молодежной занятости и безработицы обостряется в современных условиях, когда ярко обнаруживается противоречие между системой образования и рынком труда. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду, комплексный подход к решению вопросов трудовой занятости молодежи способствует успешности профессиональной деятельности и сокращению безработицы среди молодежи.

Гл. 1. Молодежь как трудовой ресурс современного общества

1.1. Трудовая занятость молодежи и подростков

Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход. Эффективная занятость предполагает наличие системы условий, благоприятствующих высокопроизводительному труду и реализации индивидуальных способностей людей, их профессиональных и деловых качеств. Она позволяет человеку получать заработок (трудовой доход) без ущерба для здоровья при наиболее полном удовлетворении его личных интересов.

Применительно к молодежи понятие «занятость» трактуется расширительно. Занятостью молодежи принято считать причастность молодых граждан к общественно-полезной деятельности. В нее включается участие: 1) в процессе наемного труда, самозанятости, предпринимательской деятельности или производства ради собственного потребления; 2) в любой не запрещенной законодательством деятельности, не связанной с выполнением оплачиваемой работы (учеба с отрывом от производства, служба в армии, воспитание детей, общественная деятельность).

Молодежная безработица – социально-экономическое явление, при котором экономически активная часть населения в возрасте от 16 до 29 лет включительно не находит работу и становится «излишним населением». По определению Международной организации труда (МОТ), применительно к молодежи безработным считается молодой человек, который на данный момент времени не имеет работу, ищет работу, готов приступить к ней и который официально зарегистрирован на бирже труда.

Изучение ресурсов трудовой деятельности имеет большое значение при оценке рынка труда и формирования государством демографической политики с целью воздействия на процессы воспроизводства населения и его занятости. Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. (Рофе). Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которым в данный момент располагает общество.

Молодежь является важнейшим трудовым ресурсом современного общества. Молодежь – это социально-демографическая, возрастная группа общества, характеризующаяся, прежде всего тем, что находится на стадии трудового и социального самоопределения и обладает рядом специфических признаков, отличающих ее от других поколений.

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Они изменялись в разные периоды истории нашей страны.

В современных условиях средняя возрастная граница молодежи определяется от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница этой группы определяется, в частности тем, что с 14 лет открывается доступ молодежи к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение, создание семьи, рождение детей и др.).

В первой пятилетке (1929-1932 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К концу второй пятилетки (1933-1937 гг.) эта граница была повышена до 16 лет. В годы великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время особенности труда молодежи состоят в следующем.

Согласно ст.63 Трудового Кодекса РФ работодатель имеет право заключить трудовой договор только с лицами, достигшими возраста 16 лет. В свободное от занятий время Закон позволяет принимать на работу учащихся с 15-летнего возраста, а с согласия одного из родителей – с 14 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. Во всех случаях с подростками заключаются по общепринятой форме письменные трудовые договоры, заводится трудовая книжка и в ней делается соответствующая запись. Если договор заключается с частным предпринимателем, он должен быть зарегистрирован в отделе трудовых отношений.

Для приема на работу работников моложе 15 лет работодателю необходимо:

- получить письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя);

- направление подростка на медицинское освидетельствование с целью подтверждения возможности выполнения им обусловленной трудовым договором работы;

- иметь справку из образовательного учреждения (во время учебного года), подтверждающую возможность выполнения работником работы без ущерба для расписания учебных занятий и других учебно-воспитательных мероприятий.

Данная категория работников имеет сокращенный рабочий день. Продолжительность ежедневной работы для лиц в возрасте до 16 лет не может превышать 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов.

Согласно ст.265 Трудового Кодекса запрещается применение труда молодежи в возрасте до 18 лет на тяжелых работах, а также с вредными и опасными условиями труда, на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Особенность труда молодежи до 18 лет состоит также в том, что ей запрещается переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные законодательством нормы.

Лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра за счет средств работодателя и должны проходить его ежегодно. Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам и работам в выходные дни. Отпуск для подростков составляет 31 календарный день и может быть использован в любое удобное для них время.

Оплата труда производится за фактически отработанное время, за счет собственных средств работодатель может производить доплаты. Увольнение работников моложе 18 лет по инициативе работодателя допускается с разрешения комиссии по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и государственной инспекции труда.

Данные о тенденциях изменения основных демографических показателей молодежи являются необходимым основанием для прогнозирования профессионально-трудового развития молодого поколения и формирования политики на рынке труда.

По характеру труда в материальном производстве молодежь распределяется следующим образом: 89.8% работают по найму, 2.7% владеют бизнесом с наемным трудом, 2.2% работают по найму и имеют собственный бизнес, 2.5% заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5.5 % - другими видами деятельности - мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве (по данным обследования населения по проблемам занятости – 2007 г., ноябрь). Таким образом, подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу. Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, являются работодателями, около десяти процентов занимаются малым бизнесом.

Уровень образования молодежи, занятой в материальном производстве, достаточно высок. Более двух третей (61.6%) занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование. Удельный вес молодых рабочих, имеющих общее среднее образование, возрос во всех профессиональных группах, кроме занятых в строительстве. В группах строительных и сельскохозяйственных рабочих произошло повышение удельного веса молодежи, имеющей незаконченное высшее и высшее образование.

В непроизводственной сфере (сфере распределения и обмена) было занято 20,9% молодежи. Это важный резерв воспроизводства среднего класса в структуре общества, необходимое условие его стабильности. Значимым фактором роста является переход молодежи из государственного в негосударственный сектор, где концентрируются сегодня отношения распределения и обмена.

Подавляющее большинство молодежи, занятой в данной сфере, работает в негосударственном секторе экономики: около 80% из них выполняют работу по найму; 7.1% владеют собственным бизнесом с привлечением наемного труда; 8% занимаются мелким предпринимательством; 4.5% - индивидуальной трудовой деятельностью. О высоком образовательно-квалификационном статусе молодежи, занятой в этой сфере, можно судить по тому, что больше половины из них имеют среднее специальное образование и каждый четвертый – незаконченное высшее и высшее образование. Таким образом, численный рост занятых в сфере распределения и обмена за счет притока в нее молодежи сопровождается качественным улучшением структуры работающих.

У молодежи, занятой в государственном секторе, уровень социально-профессионального статуса выше, чем у работающих в частном секторе. Они имеют большую удовлетворенность профессией и более высокий уровень квалификации. Это является важной предпосылкой стабильности социально-профессионального положения данной группы молодежи.

Заработная плата у молодежи, а значит, и престиж профессионального труда существенно выше в частном секторе. Молодежь, занятая в нем, образует референтную (эталонную) в социальном отношении группу для остальных. Тем самым создается мощный мотивационный стимул для перемещения молодежи из сферы материального производства в другие сектора экономики.

Существенные подвижки произошли в сфере трудовой занятости подростков. Отмечается резкое снижение уровня их занятости, что связано с переходом молодежи из сферы труда в сферу образования.

Большинство подростков нуждаются в работе, которую можно было бы совмещать с учебой (68%), что позволяет одновременно реализовывать возможности карьерного роста (образование, стаж работы, навыки) и решать финансовые проблемы, как личные, так и семейные. Требования к работе у подростков характеризуются как завышенные, несмотря на существующее предложение рабочих мест. Четко прослеживаются тенденции сокращения квалифицированного труда и роста доли неквалифицированного труда. Им занят каждый четвертый работающий подросток. Подавляющее большинство экспертов (85%) считают наиболее предпочтительной и возможной для подростков работу, не требующих специальных навыков и умений. Это профессии курьера, официанта, расклейщика объявлений, грузчика, упаковщика, рекламного агента, сборщика подписей, продавца и т.п. Высока занятость подростков в сельском и лесном хозяйствах, отличающихся тяжелым и преимущественно неквалифицированным трудом.

В отношении этой категории работающих наиболее распространены нарушения законодательства о труде со стороны работодателей. Результаты проверок показали, что наиболее распространенными среди них являются: применение труда несовершеннолетних на запрещенных для них работах; привлечение к сверхурочной работе; работе в ночное время; в выходные и праздничные дни; работа в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. Продолжает оставаться высоким уровень производственного травматизма среди этой категории работников.

По данным Министерства образования и науки, в России появилась многочисленная категория подростков (более 2 млн.), которые формально нигде не работают и не учатся. Такая ситуация с профессиональной ориентацией подростков отчасти порождается тяжелым положением, в котором находится система начального профессионального образования. Хроническое недофинансирование привело учебно-материальные базы в негодность. Недостаточно уделяется внимания профессиональному обучению подростков в детских домах, колониях для несовершеннолетних. Это касается прежде всего создания учебно-производственной базы, а также содержания обучения и характера профессий. Трудоустройство выпускников детских социальных учреждений, также является сложной проблемой, так как они не имеют специальности, не умеют планировать свое будущее. Большинство из них трудоустраиваются не по собственному выбору, им приходится чаще всего заниматься неквалифицированным трудом. Тяжелый малооплачиваемый труд вынуждает эту категорию подростков искать более легкие пути получения доходов.

При разумной организации занятость подростков может быть как экономически выгодной, так и ориентированной на воспитательные и социальные функции. Со стороны подростков и работодателей отмечается потребность в таких рабочих местах, которые позволили бы задействовать потенциал работника с учетом его будущей профессии, предоставить возможности карьерного роста. Работодатели ориентируются на экономическую выгоду от трудоустройства подростков, на возможность в будущем пополнить свой штат новыми молодыми сотрудниками, а также на возможность найти сотрудников на рабочие места, не являющиеся привлекательными для взрослых. Практика показывает, что между этими потребностями можно достичь компромисса.

Социальный эффект от реализации программ занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на его организацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние. Нельзя допускать формирования иждивенческой ориентации на существование за счет пособий и материальной помощи. Лучшая форма социальной защиты молодежи – профессиональный труд. Самым перспективным направлением работы по данной проблеме является создание специальных предприятий, ориентированных на занятость подростков и молодежи.

Сегодня социальные предприятия для подростков – реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что они действуют в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию. Применяются разнообразные формы организации рабочих мест для учащихся: создание некоммерческих предприятий, организация социальных производств на базе учебных заведений. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется профессионально и психологически, он может стать полноценным участником рынка труда.

Официальная статистика не учитывает такую часть рабочей силы, как «уличные дети». Маргинальность положения уличных детей заключается в том, что, самостоятельно обеспечивая свое существование, они лишаются детского статуса. В самом термине «работающие уличные дети» содержится понятие труда детей как индикатора их статуса. При этом подчеркивается неформальный характер занятости, которая осуществляется без официального оформления трудовых соглашений. Причины неформальной занятости уличных детей понятна: потребность в дешевой рабочей силы и развитие теневой экономики, которая стимулирует сокрытие факторов занятости. Оно позволяет уйти от налогов и тем самым увеличить прибыль работодателя.

В большинстве случаев работа «уличных детей» носит случайный или сезонный характер. Для 27.2% опрошенных собственный заработок – условие выживания. По оценкам работодателей, средняя продолжительность рабочего дня детей составляет 5.3 часа. Причем 19.8% работодателей признали факт работы в ночное время. Серьезно проявляется риск заболеваний, травм от поднятия тяжестей, работа без соответствующих защитных средств. Опасности имеют не только физический, но и психологический характер. Нелегальный характер трудовой деятельности обусловливает полную их беззащитность перед произволом со стороны работодателей и криминальных структур. Здесь не только явственно проявляется проблема существования безнадзорных детей, но и эксплуатации их труда. При всей важности и необходимости помощи «детям улицы» магистральным направлением решения этой проблемы является система профилактических и предупреждающих мероприятий. Центр тяжести должен быть перенесен на работу с семьей. Эта работа должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Осуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих iconВторой уровень урегулировать спорные вопросы с торговыми партнерами
В россии было особое внимание, т к. Россия – социалистическая страна, и внимание было приковано к факту того, как Россия отходит...
Осуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих iconX IV международная научно-практическая конференция для
«Оценка и планирование экономической деятельности субъектов рыночных отношений: вызовы и решения»
Осуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих iconБ. Г. Ананьев полагает, что первыми в процессе характерообразования...
Действительно, человек становится субъектом отношений, по мере того как он развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве...
Осуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих iconВ соответствии с существующими в рыночных условиях экономическими...
Оба этих класса образуют систему плановых нормативов, которые можно объединить в отдельные группы по следующим классификационным...
Осуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих iconМетодическое пособие по курсовой работе приведены темы курсовых работ...
Фирма как основной субъект рыночных отношений и механизм функционирования хозяй-ственных единиц в рыночной экономике
Осуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих iconВопросы к экзамену (зачету)
Основные этапы становления налоговых отношений. Правовые основы организации и развития налоговых отношений в России
Осуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «ит в управлении»...
Понятие информационных систем и информационных технологий в управлении, их роль на современном этапе развития рыночных отношений
Осуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих iconБриф Дегустация Сельдь филе компании «Вичюнай» Время работы
Предварительно хлеб режется не большими кусочками (квадратиками), сверху ложиться селедка, чтоб получилось канапе
Осуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих iconРабочая учебная программа дисциплины Внешнеэкономическая деятельность в туризме
«Экономика предприятия» студенты осваивают экономику предприятий в условиях становления рыночных отношений, изучают методы анализа,...
Осуществляемый в России в настоящее время переход и вхождение в систему рыночных отношений связан с большими трудностями, возникновением многих iconБессуффиксный: взрывать-взрыв, привозить-привоз, высокий-высь, гладкий-гладь
Морфолого-синтаксический (переход в сущ., прил., мест.): переход из одной части речи в другую
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница