Президенте Республики Беларусь Кафедра международных экономических отношений Курс лекций «Международная экономика»


НазваниеПрезиденте Республики Беларусь Кафедра международных экономических отношений Курс лекций «Международная экономика»
страница1/28
Дата публикации30.11.2013
Размер3.22 Mb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Кафедра международных экономических отношений

Курс лекций

«Международная экономика»

Минск, 2004

Введение.

Современная международная экономика представляет собой динамично развивающуюся сложноструктурированную систему, главной отличительной особенностью и объективной тенденцией которой является глобализация мирохозяйственных отношений. Глобализация наполняет новым содержанием традиционные экономические явления и процессы – международное разделение труда в неразрывном единстве международной специализацией и кооперацией производства, интернационализацию производства и капитала, деятельность международных корпораций, функционирование мировых рынков. В этой связи авторский коллектив предпринял попытку рассмотрения учебного материала сквозь призму именно глобализации.

В настоящее время научно-техническая революция, чрезвычайно ускоряя развитие производственных сил международной экономики, обусловила понятие «новых» мировых рынков – в первую очередь услуг и технологии. Указанные процессы также нашли свое отражение в учебнике.

Сегодняшние условия требуют приближения курса «Международной экономики» к решаемым задачам социально-экономического развития национальной экономики, ее внешнеэкономической стратегии с приоритетной экспортной ориентацией. Это, в свою очередь, обуславливает иллюстрирование излагаемого материала статистическими данными, примерами из реальной хозяйственной жизни.

Исходя из того, что экономическая образованность слушателей и студентов дает возможность свободно оперировать экономическими понятиями, уметь прогнозировать развитие социально-экономических процессов, в конечном счете выбирать наиболее эффективные способы решения проблем и принятия управленческих решений, авторы используют методику проблемного изложения учебного материала.

Такой подход во многом определил структуру учебника. Вначале раскрывается сущность мирового хозяйства и его структура, далее рассматривается международное разделение труда, которое является «фундаментом» развития мирового хозяйства. В свою очередь, развитие международного разделения труда приводит к интернационализации производства и капитала, определяет и усиливает всеобщую зависимость субъектов мировой экономики, т. е. глобализацию, которой посвящена отдельная тема. Главный субъект глобализации – международные корпорации – представлены далее. С учетом того, что деятельность последних имеет место в условиях нарастания интеграционных процессов, вслед за деятельностью международных корпораций рассматривается международная экономическая интеграция, включая Содружество Независимых Государств. Затем, на основе существующих теорий международной торговли как основной формы международных экономических отношений, освещается функционирование мировых рынков товаров, услуг, технологий. Мировой валютной системе и механизмам функционирования валютного и финансового рынка посвящены отдельные темы. Завершит учебник тема, в которой исследуется мировой рынок рабочей силы.

Введение написаны В.К. Матюшевской и Н.В. Черченко, тема 1 - Н.В. Черченко, темы 2, 3 - Н.В. Черченко и Д.Ф. Рутко, тема 4 – А.А. Бакановым, тема 5 - Н.В. Черченко и Д.Ф. Рутко, темы 6,7 - А.А. Бакановым, темы 8,9 - Н.В. Черченко, темы 10, 11, 12 – А.П. Чечко, тема 13 – Д.Ф. Рутко.
^

Лекция 1. Современное мировое хозяйство и его структура

1. Понятие «мировое хозяйство»

2. Мировое сообщество и различные группы составляющих его государств

3. Основные этапы эволюции мирового хозяйства

^

4. Отличительные особенности современного этапа развития мирового хозяйства



1. Понятие «мировое хозяйство»

Мировое хозяйство – сложный экономический организм. Оно не возникло сразу в готовом виде, а прошло длительный, уместившийся в рамках многих столетий, период становления.

В настоящее время в учебной и научной литературе обозначились два основных подхода к раскрытию сущности мирового хозяйства. В соотношении с одним подходом, мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных экономик, находящихся в тесном взаимодействии и взаимозависимости, подчиняющуюся объективным экономическим законам. Второй подход предполагает, что мировое хозяйство (или мировая экономика) охватывает систему международных экономических взаимоотношений, органично и универсально связывающих национальные хозяйства в единое целое. Хотя в литературных источниках встречаются различные толкования категорий «мировое хозяйство», «мировая экономика», «международная экономика» и «международные экономические отношения», указанные два подхода позволяют, абстрагируясь от несущественных деталей, считать данные понятия по сути тождественными.

«Предметом теории международной экономики является экономическая взаимозависимость между странами. Изучается поток товаров, услуг и платежей между страной и остальным миром; политика, направленная на регулирование этого потока, и ее воздействие на благосостояние страны. Экономическая взаимозависимость между странами находится под воздействием политических, социальных, культурных и военных отношений между странами и, в свою очередь, влияет на них»1.

Предмет изучения мировой экономики, будучи весьма сложным, имеет свою специфику — экономические взаимоотношения реализуются посредством сделки, заключаемой резидентами различных суверенных государств. В самом общем виде под резидентом данной страны понимается экономический агент, постоянно находящийся на территории данной страны, независимо от его гражданства или принадлежности капитала.

Раскрытие сущности понятия «мировое хозяйство» требует выявления субъектов последнего. В этой связи «под субъектами мирового хозяйства принято понимать экономико-географические обособленные, замкнутые хозяйства, социально-экономические системы и структуры, более или менее жестко управляемые из единого центра»2. Взаимодействие субъектов мировой экономики можно представить в виде многоуровневой системы:

  • на микроуровне экономические отношения складываются между отдельными гражданами и предприятиями (фирмами), осуществляющими внешнеэкономическую деятельность;

  • на макроуровне субъектами международных экономических отношений выступают национальные государства.

Наднациональный уровень предполагает взаимодействие международных организаций и наднациональных институтов.

Реалии мирохозяйственных связей конца ХХ – начала ХХI века свидетельствуют о том, что набирает силу и становится доминирующим еще один уровень взаимодействия субъектов мировой экономики – глобальный. Признаками глобального мирохозяйственного взаимодействия служат: болезненная ломка традиционных экономических устоев в границах государств, «выдавливание» с национальных рыночных пространств отечественных производителей международными корпорациями, рост степени открытости национальных экономик и одновременно зависимости последних от внешних факторов. Фактически эти процессы свидетельствуют о том, что мировая политика постепенно перестает существовать на уровне отдельных государств.3

Между субъектами мирового хозяйства экономические отношения складываются по поводу экспорта (импорта) товаров и услуг, технологий, рабочей силы и капитала, осуществления хозяйственной деятельности за рубежом, привлечения валютных и финансовых операций.

Принципы функционирования международных экономических отношений изложены в декларации Организации Объединенных Наций «Новый экономический порядок». Среди них особо выделяются следующие:

  • суверенитет;

  • принцип мирного сосуществования;

  • равноправие;

  • уважение прав и свобод человека;

  • взаимопомощь;

  • взаимовыгода;

  • недопущение дискриминаций.

Теория международной экономики, исследуя те или иные стороны взаимоотношений субъектов мировой экономики, использует совокупность приемов и способов. В их числе: живое созерцание реальной экономической жизни, метод научного абстрагирования, анализ и синтез, индукция и дедукция, проверка научных выводов экономической практикой общества и др. Однако главный метод познания мирохозяйственных отношений – диалектический, предполагающий, что все в мире находится во взаимной связи и зависимости, в непрерывном движении, изменении, развитии. Мировая экономика, кроме того, оперирует инструментарием микро- и макроэкономического анализа, методами экономико-математического моделирования.

Итак, мировое хозяйство представляет собой, во-первых, совокупность национальных экономик, находящихся в тесном взаимодействии и взаимозависимости, и, во-вторых, охватывает систему международных экономических взаимоотношений, органично и универсально связывающих национальные хозяйства в единое целое.


^ 2. Мировое сообщество и различные группы составляющих его государств

Структурирование мирового хозяйства по социально-экономическим признакам предполагает выделение в мировом сообществе различных групп составляющих его государств. Признаки, критерии градации государств могут быть различными.

Например, в 90-е годы ХХ в. чаще других использовалась разбивка стран, предложенная Экономическим и социальным советом ООН, в соответствии с которой все страны мира подразделялись на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада и др.); страны с переходной экономикой (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, а также государства, возникшие после распада Советского Союза и Югославии); развивающиеся страны.

Классификация стран по методологии Мирового банка в качестве основного критерия разбивки государств рассматривает уровень дохода.

Таблица 1.1

Классификация стран по методологии Мирового банка4


Группы стран

ВНП/чел.,долл.

Число стран

Число жителей

млн. чел.

%

С высоким доходом

Со средним доходом

В т.ч.: выше среднего

ниже среднего

С низким доходом

От 9656

785 – 9656

3126 – 9656

785 – 3126

до 785

53

96

61

927
574

2283

2036

16
10

39

35


Многие ученые классифицируют страны по стадиям экономического развития. У. Ростоу (США) подразделяет страны на традиционные, индустриальные и зрелые.

Классификация по типу хозяйственной системы5 разделяет страны мира на четыре основные группы:

  • страны с экономикой типа натурального хозяйства;

  • страны-экспортеры сырья;

  • промышленно развивающиеся страны;

  • промышленно развитые страны;

  • новые индустриальные страны.

Первую группу составляют страны, в экономике которых преобладает низкоэффективное сельскохозяйственное производство. Примером может служить Эфиопия. Во второй группе преобладают ближневосточные государства – экспортеры энергоносителей. Группа промышленно развивающихся стран демонстрирует быстрое развитие обрабатывающей промышленности и формирование среднего класса, как, например, в Индии. Промышленно развитые страны, как США, Япония, ФРГ, и др., образуют «ядро» мировой экономики, в котором создаются передовые технологии, производится наукоемкая и сложнотехническая продукция, складываются организационно-управленческие и социально-экономические стандарты, на основе которых формируется мирохозяйственный порядок. Новые индустриальные страны, как, скажем, Южная Корея, ускоренно осуществив индустриализацию, добились преобладания в национальной экономике промышленности, потеснившей аграрный сектор, и пока занимают промежуточное место между промышленно развивающимися и развитыми странами.

Наиболее распространенный подход к структурированию мирового хозяйства выделяет группы стран, с точки зрения уровня их экономического развития на основе комплекса используемых показателей: ВВП (ВНП) или национального дохода на душу населения; отраслевой структуры национальной экономики; производства основных видов продукции на душу населения; уровня и качества жизни населения; показателя экономической эффективности, важнейшим из которых является производительность труда.

Рассмотрим, как «выглядят» указанные показатели в различных странах.

Наиболее важным макроэкономическим показателем, как известно, является ВВП в расчете на душу населения, который позволяет оценить уровень развития производительных сил в национальной или мировой экономике. Динамика данного показателя представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2





1900 г.

1950 г.

1990 г.

2000 г., оценка

Весь мир

Развитые страны Запада

Россия

1,7

4,4

2,2

3,0

8,2

4,7

6,9

24,8

13,4

8,1

29,0

8,7
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Президенте Республики Беларусь Кафедра международных экономических отношений Курс лекций «Международная экономика» iconВопросы к экзамену по курсу «Международные экономические отношения»...
На заседании кафедры международных экономических отношений и международной информации
Президенте Республики Беларусь Кафедра международных экономических отношений Курс лекций «Международная экономика» iconКурс лекций 4-е издание, стереотипное Минск 2006 удк 620. 9(076. 6) Б
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления...
Президенте Республики Беларусь Кафедра международных экономических отношений Курс лекций «Международная экономика» iconКафедра международных отношений о. И. Брусиловская, И. Н. Коваль
Методическое пособие содержит изложение дат и событий, связанных с историей международных отношений с сер. III тыс до н э до сер....
Президенте Республики Беларусь Кафедра международных экономических отношений Курс лекций «Международная экономика» iconО прокуратуре республики беларусь
Республики Беларусь и регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на...
Президенте Республики Беларусь Кафедра международных экономических отношений Курс лекций «Международная экономика» iconКафедра патофизиологии патофизиология в схемах и таблицах (курс лекций)
Настоящее учебное пособие подготовлено коллективом высококвалифицированных патофизиологов, сотрудников кафедры патофизиологии Казахского...
Президенте Республики Беларусь Кафедра международных экономических отношений Курс лекций «Международная экономика» iconIii I учебно-методические материалы по дисциплине
Конституция Республики Беларусь// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс]/ Национальный центр правовой информации Республики Беларусь....
Президенте Республики Беларусь Кафедра международных экономических отношений Курс лекций «Международная экономика» iconСекции
Расписание студенческой научной конференции для факультета финансово-кредитных и международных экономических отношений
Президенте Республики Беларусь Кафедра международных экономических отношений Курс лекций «Международная экономика» iconИнститут туризма и международных экономических отношений
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»
Президенте Республики Беларусь Кафедра международных экономических отношений Курс лекций «Международная экономика» iconУчебное пособие представляет собой полный курс лекций по оператив-ной...
...
Президенте Республики Беларусь Кафедра международных экономических отношений Курс лекций «Международная экономика» iconМеждународная научно-практическая конференция
Т. Р. Кузьмина, директор Информационно-аналитического центра международной коммуникации и международных отношений спб гуэ
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница