Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов) Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ


Скачать 202.92 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов) Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ
Дата публикации21.11.2013
Размер202.92 Kb.
ТипРабочая программа
vb2.userdocs.ru > Экономика > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов)

Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ

Пояснительная записка

Программа элективного курса разработана на основе элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов) «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ»
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса рассчитана в течение 1 года обучения 1 час в неделю.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.*

При разработке программы решена проблема: с одной стороны, избежать дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение заданий ЕГЭ.
^ Целевые установки курса:

  • Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

  • Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;

  • Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.



Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.

Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.

При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

^ Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

^ Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

^ Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.

Реализация данной программы осуществляется с опорой на учебно- справочные пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией Л.Боголюбова, дидактическими материаламидля подготовки в ЕГЭ, ресурсами сети Интернев в режиме On-line.

^ Ожидаемые результаты:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;

  • Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;

  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.


^ Содержание программы
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1 ч).

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
^ 2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (32 ч.).

2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (8 ч).

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий
^ 2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (8 ч.)

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
^ 2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч).

Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
^ 2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (8 ч.).

Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.
^ Учебно-тематический план




пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

^ В том числе

Теор. Практ.

Формы занятий

1.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

1

1




вводная лекция

практикум

(входной контроль)

2.

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

32

24

8



2.1

Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

8

6

2

лекция

семинар

практикум

2.2

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

8

6

2

лекция

семинар

практикум

2.3

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

8

6

2

лекция

семинар

практикум

2.4

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

8

6

2

лекция

семинар

практикум

3

Повторение .

2




2

практикум




^ Итого в 10 классе

35

25

10









пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

^ В том числе

Теор. Практ.

Содержание занятий

1.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

1

1




вводная лекция

практикум

(входной контроль)

2.

^ Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

32

24

8



2.1

Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

8

6

2







Социум как особенная часть мира.


1







Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура




Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.

1







Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты..




Многовариантность общественного развития.

1







Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества




Культура и духовная жизнь. Тенденции духовной жизни

1







Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни




Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности).

1







Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира).




Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития).


1







Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.





Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий


2




2

Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий


2.2

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

8

6

2







Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.


1

1




Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность.





Цель и смысл жизни человека..

1

1




Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности.




Познание мира.



1

1




Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.






Человек как индивид, индивидуальность, личность.

1

1




Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов).




Социализация личности

1

1




Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).




Научное познание

1

1




Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).




Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.


2




2

Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.


2.3

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

8

6

2







Социальное взаимодействие и общественные отношения.



1

1




Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация.




Социальный статус.

1

1




Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.




Социальные нормы.

1

1




Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль..




Семья и брак как социальные институты.

1

1




Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.




Этнические общности.

1

1




Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России




Характеристика понятия «социальный конфликт».

1

1




Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук




Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.


2




2

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.


2.4

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

8

6

2







Экономика и экономическая наука. Предпринимательство.

1

1




Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса.




Экономическое содержание собственности.

1

1




Экономическое содержание собственности. Экономические системы..

Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена.




Рыночный механизм.

1

1




Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие




Роль государства в экономике.

1

1




Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги.




Банковская система.

1

1




Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.




Экономика потребителя. Семейная экономика..

1




1

Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль.




Рынок труда.

1

1




Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.




Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.


1




1

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.


3

Повторение .

2




2

практикум




^ Итого в 10 классе

35

25

10





Литература
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2007.

2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2006.

3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2007.

4. ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

5. ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

6. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2007.

7. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2008.

8. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.

9. ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.

9. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.

10. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2010: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 20010.

11. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007 -2011

12. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.

13. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.

14. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

15. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

16. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

17. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

18. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

19. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

120. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

21. www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2005-2011 гг.

Похожие:

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов) Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ iconПояснительная записка в настоящее время актуальной стала проблема...
...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов) Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ iconПрограмма элективного курса «Подготовка к егэ по обществознанию»
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов) Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ iconРабочая программа курса обществознания

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов) Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ iconРабочая программа курса обществознания

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов) Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ iconРабочая программа курса обществознания в 7 классе

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов) Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ iconРабочая программа элективного курса по истории в 8-9 классах общеобразовательных...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов) Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ iconРабочая программа по истории для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов) Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ iconРабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального...
При составлении рабочей программы были использованы результаты егэ по обществознанию 2010- 2011 гг. Реализуется посредством умк,...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов) Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ iconРабочая учебная программа по экономике 10 класс (базовый уровень) пояснительная записка
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 класса (35 часов) Актуальные вопросы обществознания: подготовка к егэ iconРабочая программа элективного курса по истории России 10 класс пояснительная записка
Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложив­шихся ранее представлений на основе знакомства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница