Лекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность


НазваниеЛекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность
страница1/4
Дата публикации19.11.2013
Размер0.54 Mb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4
Лекция 11.

Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность.

Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, проблем и путей преодоления макроэкономической нестабильности.

Время: 2 часа.

План лекции:

  1. Макроэкономическая политика управления цикличностью как формой экономического развития.

  2. Макроэкономическая политика борьбы с безработицей.

  3. Инфляционные процессы в экономике и антиинфляционная макроэкономическая политика.


1. Макроэкономическая политика управления цикличностью
как формой экономического развития.


Цикличность как экономическую закономерность отрицают многие ученые-экономисты, например лауреаты Нобелевской премии П. Самуэльсон, автор первого учебника “Экономикс ”, В. Леонтьев, многие отечественные ученые. Однако жизнь торжествует, и цикличность приковывает внимание наиболее пытливых исследователей.

Цикличность – это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса.

Наконец, цикличность – важнейший фактор экономической динамики, один из детерминантов макроэкономического равновесия. Из-за сложных, взаимопересекающихся трендов различных компонентов цикличности зачастую крайне трудно выделить отдельные циклы. Наиболее характерная черта цикличности – движение происходит не по кругу, а по спирали.

Поэтому цикличность – форма прогрессивного развития. Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность. Характеристики фаз неповторимы в своих конкретных показателях. У конкретного цикла, фазы нет двойников. Они оригинальны как в историческом , так и в региональных аспектах.

Цикличность – это движение от одного макроэкономического равновесия в масштабах как минимум национальной экономики к другому. Фактически это один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе и изменения ее отраслевой структуры. Одновременно цикличность весьма чувствительна к государственному воздействию на национальное хозяйство и мировое хозяйство в целом.

Известно несколько типов экономических циклов, которые иногда называют волнами. Их трудно выделить из-за множества показателей, из-за временной размытости границ между ними. Так называемые длинные волны (циклы) имеют протяженность в 40–60 лет. Разработка теории длинных волн была начата в 1847 г., когда англичанин Х. Кларк обратил внимание на 54- летний разрыв между кризисами 1793 и 1847 гг. Он предположил, что это не случайно, что разрыв был объективно обусловлен.

Существенный вклад в развитие теории длинных волн внес его соотечественник В. Джевонс, который впервые привлек статистику колебаний цен для объяснения нового для науки явления.

Значительный вклад в теорию цикличности внес К. Маркс. Он все уделил изучению коротких волн, получивших в экономической литературе наименование периодических циклов, или периодических циклов перепроизводства. Каждый цикл, по Марксу, состоит из четырех фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем, что полностью согласовывается с теорией цикличности.

Упоминание о долговременных флуктуациях модно найти в исследованиях М. Туган-Барановского. Теория цикличности получила свое отражение и в трудах русского ученого А. Гельфанда (Парвуса). Он сделал попытку доказать, что цикличность имманентна капитализму. Оригинальная статистическая обработка материала содержится в работах голландских ученых Я. Гельдерена и С. Вольфа. Новизна их учений состояла и в том, что они рассмотрели технический прогресс в качестве фактора цикличности, а также сроки функционирования транспортной инфраструктуры.

Не будет преувеличением утверждение, что особое место в разработке теории цикличности принадлежит Н.Д. Кондратьеву. Признанием его заслуг в этой области служит то, что многие зарубежные ученые называют длинные волны его именем. Выпускник юридического факультета Петербургского, Н.Д. Кондратьев еще в 20-х гг. XX в. открыл широкую дискуссию по проблемам длинных волн. Подлинно мировую известность ему принес доклад “Большие циклы конъюнктуры”, сделанный им заседании ученого совета Института экономики в 1928 г. Исследования Кондратьева охватывают развитие стран Европы за 100–150 лет. В числе показателей конъюнктуры, исследованных им, индексы цен, государственных бумаг, номинальная заработная плата, внешнеторговый оборот, добыча угля, золота, выплавка чугуна и т. д. Большой научной заслугой нашего соотечественника следует считать понимание их вероятностного характера подхода при анализе статистических рядов показателей конъюнктуры. Наибольшей заслугой Кондратьева является то, что он осуществил попытку сконструировать теоретическую социально-экономическую систему, которая сама может генерировать длинные колебания.

Цикличность – отклонения от равновесия.

Теория длинных волн исходит из того, что экономическая система постоянно находится в состоянии отклонения от макроэкономического равновесия. Во-первых, это отклонение спроса от предложения и наоборот на длительных участках времени.

Во-вторых, это отклонения, связанные с изменение спроса на оборудование, сооружения, строительные материалы и т.д.

В-третьих, это длительные отклонения от равновесия, продолжительность которых составляет 40–60 лет. Они имеют место на рынках промышленных зданий, сооружений инфраструктуры и рабочей силы. Отметим, что первый и второй типы отклонений имеют место при одном и том же технологическом способе производства, в рамках которого происходит смена поколений техники и технологий.

После того, как возможности повышения эффективности в рамках используемых научно-технических принципов исчерпаны, происходит переход к использованию новых научно-технических принципов, переход к новому технологическому способу производства. Наступает эпоха научно-технической революции. Этот переход занимает значительное время и дает начало новой длинной волне, что и происходит в настоящее время во всех индустриально развитых странах. История свидетельствует, что административно-командная экономическая система не в состоянии обеспечить такой переход.

Доказательство тому – отставание научно-технического прогресса в СССР по сравнению с ведущими странами Запада в 70-90 гг.

Можно утверждать, что рыночная система в этом отношении обладает свойством постоянно стимулировать научно-технический прогресс, так как в этом заинтересовано само общество, основанное на смешанной регулируемой рыночной системе.

Таким образом, циклическое развитие – это проявление самой сущности развития производства, его естественное свойство способ его прогрессивного движения. Тем самым цикличность – свидетельство жизнеспособности данного общественного строя, свидетельство его права на существование.

Промышленный переворот конца XVIII – начала XIX в. обусловил бурное экономическое развитие, которое создало новую основу для проведения в жизнь экономической политики. Задача последнего заключалась лишь в том, чтобы обеспечить рыночный механизм соответствующей инфраструктурой (системой правовых норм, национальной валютой и т. д.). В то время государство находилось в роли постороннего наблюдателя. Однако после мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. стало ясно, что необходим иной подход к проблеме государственного участия в рыночной экономике. Но главное –потребовалось новое качественное состояние рыночного производственного механизма – нахождение способов внешней его коррекции, что не в состоянии сделать изнутри сам рыночный механизм.

Первые попытки государственного регулирования экономики были предприняты в Германии еще в конце XIX в. На глобальном уровне основной целью экономики является обеспечение благосостояния общества. Однако, понятие “благосостояние” является обширным и абстрактным. Поэтому кроме основной задачи существуют задачи второго уровня, которые являются более практическими. К главным целям общества относятся:

1. свободное развитие общества.

2. правовой порядок.

3. внешняя и внутренняя безопасность.

Вышеперечисленные цели имеют социальный характер. Экономические же цели общества выглядят следующим образом:

1. экономический рост.

2. полная занятость.

3. стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты.

4. внешнеэкономическое равновесие.

Преследуя эти цели, государство в числе прочих мер осуществляет стабилизационную антициклическую политику.

Из анализа экономических циклов ясно, что это нежелательное явление в экономике, сопровождающееся колебаниями в ВВП, в уровне занятости и в уровне цен. Государственная экономическая политика направлена именно на то, чтобы сглаживать колебания ВВП вокруг тренда, т.е. на ликвидацию или хотя бы уменьшение амплитуды циклических колебаний. Надо сказать, что существуют немало экономических школ и направлений, каждая из которых дает свой рецепт к достижению данной цели. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

  • кейнсианский;

  • классический;

  • теория рациональных ожиданий;

  • неоклассический синтез;

  • новая кейнсианская теория;

  • теория реального экономического цикла.

Традиционным среди этих взглядов стал кейнсианский, который направлен на управление совокупным спросом. Основным положением данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х гг. Основной идеей управления совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных. Во время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению совокупного спроса. Основными направлениями макроэкономической политики кейнсианцы считают фискальную и денежно-кредитную политику. Фискальная политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства. Если в экономике наблюдается недостаточность совокупных расходов фискальная политика предполагает:

1. снижение ставки налога.

2. увеличение расходов государства.

3. применение обоих методов одновременно.

Если же в экономике существует избыточный уровень совокупных расходов, тогда правительству нужно предпринять следующие меры:

1. увеличение ставки налога.

2. сокращение расходов.

3. применение обоих методов одновременно.

Данные меры приводят к тому, что в первом случае увеличивается располагаемый доход и, соответственно, потребительские расходы, а также увеличиваются расходы государства; увеличение же потребительских и государственных расходов приводит к многократному увеличению совокупного спроса (эффект мультипликатора). Во втором же случае, наоборот, происходит сокращение государственных и потребительских расходов, что ведет к многократному сокращению совокупного спроса. В первом случае мы имеем дело со стимулирующей фискальной политикой, во втором случае – со сдерживающей.

Однако фискальная политика имеет ряд недостатков:

1. Разрыв восприятия, т.е. требуется некоторое время, чтобы осознать на какой стадии цикла находится экономика.

2. Административный разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике.

3. Функциональный разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т.к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время, как на изменение ставки налогов много времени не уходит.

Стимулирующие меры фискальной политики обычно более популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства и снижение налогов обычно приветствуется большей частью населения и может принести больше голосов избирателей тому или иному политику. Поэтому многие критики обвиняют политиков в пристрастии к стимулирующим мерам фискальной политики.

Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы. Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:

1. операции на открытом рынке.

2. изменение резервной нормы.

3. изменение учетной ставки.

При помощи этих инструментов государство регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного пользования (изменения экономических параметров перечислены в причинно-следственном порядке).

При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику “дешевых” денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает:

1. покупку ценных бумаг.

2. снижение резервной нормы.

3. снижение учетной ставки.

В результате проведения в жизнь вышеперечисленных мер происходит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, что, в свою очередь, является необходимым условием увеличения массы денег в обращении.

Если же в экономике уровень производства и занятости находятся на уровне выше равновесного, то необходимо предпринять следующие шаги:

1. продажа ценных бумаг.

2. повышение резервной нормы.

3. повышение учетной ставки.

Такой набор мер получил название политики “дорогих” денег. Политика “дорогих” денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.

Применение кредитно-денежной политики также имеет определенные сложности и недостатки:

1. Ослабление контроля за предложением денег.

2. Циклическая ассиметрия.

3. Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых экономистов скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, что сводит на нет применение кредитно-денежной политики.

4. Инвестиционный эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением в жизнь кредитно-денежной политики.

Учитывая вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую политику государства бесполезной и даже вредной. Они сравнивают антициклическую политику со стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализа различных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какую политику целесообразнее проводить (т.е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников.

Однако, несмотря на все сложности и недостатки антициклической политики правительства почти всех стран проводят ее, разумеется, в каждой стране с учетом ее социо-культурных, экономических и других особенностей.
  1   2   3   4

Похожие:

Лекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность iconЛекция Тема Макроэкономическая политика открытости
Глобальная макроэкономическая политика и глобализация современной экономической жизни
Лекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность iconЛекция Тема Макроэкономическая политика валютного регулирования
Цель занятия: приобретение студентами знаний относительно сущности, направлений и инструментов макроэкономической политики валютного...
Лекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность iconЛекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и особенностей макроэкономической политики обеспечения...
Лекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность iconЛекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической...
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и принципов макроэкономической политики обеспечения...
Лекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность iconЛекция 12. Тема 12. Макроэкономическая политика обеспечения экономического...
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и принципов макроэкономической политики обеспечения...
Лекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность iconОглавление
Макроэкономическая политика государства и особенности ее осуществления в открытой экономике
Лекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность iconМакроэкономика для студентов-заочников
...
Лекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность iconТеоретические вопросы к письменной модульной контрольной работе №1...
Система индивидуальных предпочтений и коллективного поведения в глобальной макроэкономической политике
Лекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность iconПланы семинарских занятий по дисциплине: “
Цель занятия: в ходе дискуссии закрепить знания студентов относительно сущности учебной дисциплины “Глобальная макроэкономическая...
Лекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность icon51. Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе
В открытой эк-ке анализ эк-ой политики осуществляется из модели Манделла-Флеминга. Она является модифицированной моделью is-lm. Проблему...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница