Лекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия


Скачать 388.63 Kb.
НазваниеЛекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия
страница1/2
Дата публикации19.11.2013
Размер388.63 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Экономика > Лекция
  1   2


Лекция 13.

Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия.

Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и особенностей макроэкономической политики обеспечения рыночного равновесия.

Время: 2 часа.

План лекции:

  1. Основы регулирования национальных рынков и обеспечения их равновесия в глобальной макроэкономической политике.

  2. Макроэкономическое регулирование рынка товаров и платных услуг.

  3. Макроэкономическое регулирование рынка денег и ценных бумаг.

  4. Макроэкономическое регулирование рынка рабочей силы.

Литература


Основная:

  1. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика: Учебное пособие. – М.: Бизнес-школа, Интел Синтез, 1999. – 336с.

Дополнительная:

  1. Андреев Б.Я. Системный курс экономической теории: “Микроэкономика”, “Макроэкономика”: Учебное пособие. – СПб.: Лениздат, 1998.

  2. Бажан Ю.М. Економічна теорія технологічних змін: Навч. посібник. – К.: Заповіт, 1996. – 240

  3. Базилевич В.Д., Базилевич К.С. Макроекономіка: Підручник. – 3-тє вид., випр. – К.: Знання, 2006. – 623

  4. Базылев Н.И. и др. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 190 с.

  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2005. – 399с.

  6. Боровский В.Н. Государственное регулирование экономики. – Симферополь, 2005. – 133с.

  7. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 256с.

  8. Вініченко І.І. Гончаренко О. Макроекономіка: Навч. посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2006. – 176 с.

  9. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.

  10. Дзюбік С.Д. Фіскальна політика: Навчальний посібник. – К.: Вид-во УАДУ, 1998. – 64 с.

  11. Економічна теорія / Воробйов Є.М., Грищенко А.А. – Х.: ФОП Чиженко С.Ю., 2006.– 396 с.

  12. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие. – МГИУ, 2005. – 368 с.

  13. Заболоцький Б.Ф. Перехідна економіка: Посібник. – К.: Академія, 2004. – 512 с.

  14. Кучеренко В.Р., Карпов В.А. Основи економічної кон’юнктури: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2004. – 224 с.

  15. Михасюк І. та ін. Державне регулювання економіки / І. Михасюк, А. Мельник, М Крупка, З. Залога. – Львів: Українські технології, 1999. – 640 с.

  16. Мочерний С.В., Фомишин С. Політична економія: Навч. посібник. – Х.: Дніпро, 2002. – 794 с.

  17. Наливайченко С.П. Основи теорії державного регулювання економіки: Навч. посібник. – Сімферополь: Таврія, 2003. – 120 с.

  18. Наливайченко С.П. Современная экономическая теория: Учебное пособие для студентов эконом. ВУЗов и факультетов в 2-х ч. – Ч. 2. – Симферополь, 2004. – 106 с.

  19. Новиков Ю.Н. Государственные механизмы регулирования экономики Украины: Монография. – Симферополь: АРИАЛ, 2009. – 332 с.

  20. Пивоваров И.А. Государственное регулирование экономики Украины (тезисы лекций для студентов экономических факультетов ВУЗов). – Симферополь: КНЭУ, 2001. – 296 с.

  21. Пивоваров И.А. Государственное регулирование экономики. – Симферополь: КНЭУ, 2003. –

  22. Савченко А.Г. Макроекономічна політика: Навч.-метод. посібник для самост. вивч. дисц. – К.: КНЕУ, 2002. – 125с.

  23. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. – 15-е изд. / Пер. с англ. – М.: Бином, Лаборатория базовых знаний, 1999. – 800с.

  24. Селищев А.С. Макроэкономика. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 464с.

  25. Современная экономика / Научн. ред. Мамедов О.Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 608 с.

  26. Стельмах В.С. Грошово-кредитна політика в Україні. – 2-ге вид., перероб. і доп. – К.: Знання, КОО, 2003. – 421 с.

  27. Стеченко Д.М. Державне регулювання економіки. – К.: Знання, 2004. – 462с.

  28. Уразов А.У. Основи економічної теорії. – К.: МАУП, 2005. – 328с.


1. Основы регулирования национальных рынков и обеспечения их равновесия в глобальной макроэкономической политике.
Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие увеличение экономики как единого целого: ВВП, средний уровень цен, рыночную ставку процента, уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д.

В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель кругооборота доходов и расходов. В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов – домашние хозяйства и фирмы – и не предполагает государственного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром

(рис. 1.).



^ Рис. 1. Кругооборот доходов и расходов
Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции.

Потоки "доходы – расходы" и "ресурсы – продукция" осуществляются одновременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются. Основным выводом из модели является равенство суммарной величины продаж фирм суммарной величине доходов домашних хозяйств. Это означает, что для закрытой экономики величина общего объема производства в денежном выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.

В открытой экономике с государственным вмешательством модель круговых потоков несколько усложняется рис. 2.

Когда в модель вводятся две другие группы экономических агентов (правительство и остальной мир), то указанное равенство нарушается, так как из потока "доходы – расходы" образуются "утечки" в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. "Утечки" – любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции. Одновременно в поток "доходы-расходы" вливаются дополнительные средства в виде "инъекций" – инвестиции, государственные расходы и экспорт. "Инъекции" – любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.

Схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства остается прежней, хотя и усложняется: с помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции.

Если домашние хозяйства решают тратить меньше, то фирмы вынуждены сокращать выпуск продукции, что, в свою очередь, приводит к снижению доходов. Уровень спроса на товары определяет уровень производства и занятости, а уровень выпуска определяет уровень доходов владельцев факторов производства, которые (доходы), в свою очередь, определяют совокупный спрос.

^ Система национальных счетов (СНС). В целях измерения совокупного производства в экономике были созданы национальные счета. Первые международные стандарты по СНС были опубликованы в 1953 г. в ООН. Они явились основой стандартизации международной статистики, международных сопоставлений сводных экономических показателей. Система национальных счетов пересматривалась в 1968г., в 1993г., ныне действует вариант 1997г. СНС – система взаимоувязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы, условия и результаты воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные отношения. Построение СНС основано на принципах корреспонденции счетов, двойной записи, баланса активов и пассивов. Выполняет для экономики те же функции, что и бухгалтерский учет для отдельного предприятия. СНС – информационная база: а) для формирования и проведения соответствующей экономической политики государства; б) для оценки конъюнктуры и выработки экономической стратегии хозяйствующими субъектами; в) для исследовательских структур, занимающихся выработкой рекомендаций правительственным органом; г) для координации внешнеэкономической и международной экономической деятельности.

В Украине активный переход макроэкономической статистики на между­народную методику СНС осуществляется со второй половины 90-х годов XXв.



Рис. 2. Полный кругооборот
Прежде чем перейти к рассмотрению модели макроэкономического равновесия AD – АS, сформулируем понятия совокупного спроса и совокупного предложения с учетом факторов, их определяющих.

Совокупный спрос показывает реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Кривая совокупного спроса указывает на обратную, или отрицательную, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства (рис. 3).

Характер кривой совокупного спроса (AD) определяется тремя факторами: эффектом процентной ставки; эффектом богатства, или реальных кассовых остатков; эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект богатства, или реальных кассовых остатков выражается в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательская способность материальных ценностей (деньги на срочных счетах, облигации с фиксированной денежной стоимостью) уменьшается и, следовательно, население беднеет и будет сокращать свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость материальных ценностей возрастает и расходы увеличатся.

Эффект импортных закупок предполагает, что при повышении уровня цен по сравнению с ценами за рубежом эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары (услуги). И наоборот, уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и тем самым увеличению чистого экспорта в совокупном спросе.

Следует отличать изменения совокупного спроса, вызванные изменением в уровне цен, от тех, которые вызваны изменениями в неценовых факторах совокупного спроса. К последним относятся изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах, чистых объемов экспорта.

Совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривой совокупного предложения (AS) при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Кривая АS показывает реальный объем национального производства, который будет произведен при различных уровнях цен. Она состоит из трех отрезков: 1) горизонтального (или кейнсианского), когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; 2) вертикального (или классического), когда национальный продукт остается постоянным на уровне «полной занятости», а уровень цен может изменяться; 3) промежуточного, когда изменяются и реальный объем национального производства, и уровень цен.



Рис. 3. Кривая совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS)
Кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений неценовых факторов (цен на внутренние и импортные ресурсы, производительности труда, правовых норм, методов государственного регулирования).

Объем реального национального продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют «состоянием общего макроэкономического равновесия» экономики. Пересечение кривых АD и АS определяет макроэкономическое равновесие: устанавливается равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.

Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит. Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национального продукта, но не затрагивает уровня цен, т.к. экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности (рис.4,а). Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема ВНП, так и уровня цен (рис.4,б), так как экономика приближается к состоянию полной занятости (QFE). На классическом отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости» – ресурсы исчерпаны (рис.4,в).



a

б

в

Рис. 4. Виды макроэкономического равновесия:

а – на промежуточном отрезке AS; б – на кейнсианском отрезке AS;

 в – на классическом отрезке AS

^ 2. Макроэкономическое регулирование рынка товаров и платных услуг.
Классическая экономическая теория исходит из двух основных положений. Во-первых, утверждается, что вряд ли возможна ситуация, в которой уровень совокупных расходов

Y=C + I + G+Xn будет недостаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости ресурсов (то есть вряд ли возможна ситуация, когда AD #AS).

Во-вторых, даже если эта ситуация возникнет, то немедленно изменятся заработная плата, цены и рыночная ставка процента, и вслед за спадом совокупного спроса произойдет быстрый и крайне незначительный спад производства, что стабилизирует ситуацию. Важно, что денежный рынок всегда гарантирует равенство инвестиций и сбережений и, следовательно, полную занятость ресурсов. Возможна лишь "добровольная" безработица в пределах ее естественного уровня. Это означает, что в точке равновесия AD и AS объем производства Y всегда равен потенциальному У.

Кейнсианская экономическая теория оспаривает существование такого механизма саморегулирования. На основе эмпирических данных, полученных в период Великой Депрессии, Д. Кейнсу удалось доказать, что полная занятость в нерегулируемой экономике может возникнуть только случайно. .Равновесие спроса и предложения (см. рис.5.1.), как правило, не совпадает с полной занятостью ресурсов: в точке А устанавливается равенство AD = AS, однако равновесный объем производства Y0 < У.



Одной из причин такого несовпадения является несоответствие планов инвестиций и сбережений, которые осуществляются разными экономическими агентами по различным мотивам и определяются различными факторами.

Мотивы сбережений домашних хозяйств:

1) покупки дорогостоящих товаров;

2) обеспечение в старости;

3) страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т.д.);

4) обеспечение детей в будущем.

Мотивы инвестиций фирм:

1) максимизация нормы чистой прибыли;

2) реальная ставка процента - плата за приобретение денежного капитала для инвестирования – учитывается при составлении планов инвестиций.

Согласно классической экономической теории, основным фактором, определяющим динамику сбережений и инвестиций, является ставка процента: если она возрастает, то домашние хозяйства начинают относительно больше сберегать и меньше потреблять из каждой дополнительной единицы дохода. Рост сбережений домашних хозяйств со временем приводит к снижению цены кредита, что обеспечивает рост инвестиций.

Согласно кейнсианской экономической теории не ставка процента, а величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережений. При этом сберегается та часть дохода, которая остается после осуществления всех потребительских расходов. Влияние ставки процента вторично и играет относительно небольшую роль по отношению к воздействию дохода на потребление и сбережения. В то же время, динамика инвестиций определяется, прежде всего, динамикой процентных ставок, что находит отражение в соответствующих функциях потребления, сбережений и инвестиций.

Простейшая функция потребления имеет вид:
C = a+b(Y- Т), где

С - потребительские расходы;

а - автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода;

b - предельная склонность к потреблению;

Y- доход;

Т- налоговые отчисления;

(Y- Т) - располагаемый доход (доход после внесения налоговых отчислений). В макроэкономических моделях этот показатель часто обозначается как Yd или DI.

Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume - MFC) - доля прироста расходов на потребительские товары и услуги в любом изменении располагаемого дохода.



Средняя склонность к потреблению (average propensity to consume - АРС) - доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства расходуют на потребительские товары и услуги.



В краткосрочной перспективе по мере роста текущего располагаемого дохода АРС убывает, a APS возрастает, то есть с ростом дохода семьи относительно сокращается доля затрат на потребление и относительно возрастает доля сбережений. Однако, в долгосрочной перспективе средняя склонность к потреблению стабилизируется, так как на величину потребительских расходов оказывает влияние не только размер текущего располагаемого дохода семьи, но и размер общего жизненного достатка, а также величины ожидаемого и постоянного дохода.

Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений:

1) доход домашних хозяйств;

2) богатство, накопленное в домашнем хозяйстве;

3) уровень цен;

4) экономические ожидания;

5) величина потребительской задолженности;

6) уровень налогообложения.

Величины потребления и сбережений относительно стабильны при условии, что государство не предпринимает специальных действий по их изменению, в том числе через систему налогообложения. Стабильность этих величин связана с тем, что на решения домашних хозяйств "потреблять" или "сберегать" влияют соответствующие традиции. К тому же факторы, не связанные с доходом, многообразны и изменения в них нередко взаимоуравновешиваются.

Если потребительские расходы, как первый компонент совокупного спроса, относительно стабильны, то второй компонент - инвестиции, наоборот, изменчивы.

Основные типы инвестиций:

1) производственные инвестиции;

2) инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ);

3) инвестиции в жилищное строительство.



Факторы, определяющие динамику инвестиций:

1) ожидаемая норма чистой прибыли;

2) реальная ставка процента;

3) уровень налогообложения;

4) изменения в технологии производства;

5) наличный основной капитал;

6) экономические ожидания;

7) динамика совокупного дохода.

С ростом совокупного дохода автономные инвестиции дополняются стимулированными, величина которых возрастает по мере роста ВНП. Так как инвестиции финансируются из предпринимательской прибыли, а последняя растет с ростом совокупного дохода Y, то и инвестиции увеличиваются с ростом Y. При этом с ростом совокупного дохода возрастают не только собственно производственные инвестиции, но и инвестиции в товарно-материальные запасы и в жилищное строительство, так как на подъеме экономики увеличиваются стимулы к пополнению истощившихся запасов капитала и повышается спрос на жилые дома.

Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции:



Основные факторы нестабильности инвестиций:

1) продолжительные сроки службы оборудования;

2) нерегулярность инноваций;

3) изменчивость экономических ожиданий;

4) циклические колебания ВНП.

Несовпадение планов инвестиций и сбережений обусловливает колебания фактического объема производства вокруг потенциального уровня, а также несоответствие фактического уровня безработицы величине NAIRU. Этим колебаниям способствует низкая эластичность заработной платы и цен в

сторону понижения. Поэтому циклическая безработица, имеющая вынужденный, а не добровольный характер, является экономической закономерностью.

Чтобы избежать значительных потерь от спада производства, необходима активная государственная политика по регулированию совокупного спроса. Поэтому кейнсианскую экономическую теорию часто называют теорией совокупного спроса.

Фактические инвестиции включают в себя как запланированные, так и незапланированные инвестиции. Последние представляют собой непредусмотренные изменения инвестиций в товарно-материальные запасы (ТМЗ). Эти незапланированные инвестиции функционируют как выравнивающий механизм, который приводит в соответствие фактические величины сбережений и инвестиций и устанавливает макроэкономическое равновесие.

Планируемые расходы представляют собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир планируют истратить на товары и услуги. Реальные расходы отличаются от планируемых тогда, когда фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы в условиях неожиданных изменений в уровне продаж.

В данном случае для простоты анализа предполагается, что величина чистого экспорта автономна от динамики совокупного дохода Y. Поэтому чистый экспорт полностью включается в величину автономных расходов (а+ I + G + Х„).

Величина автономных расходов будет равна (a+1+G+g) с учетом функции чистого экспорта

Хn =g-m' Y, где Х„ - чистый экспорт; g - автономный чистый экспорт; т - предельная склонность к импортированию; Y - доход.



С ростом совокупного дохода увеличивается импорт, так как потребители и инвесторы увеличивают свои расходы на покупки как отечественных, так и импортных товаров. А экспорт из данной страны не зависит непосредственно от величины ее совокупного дохода Y, а зависит от динамики совокупного дохода страны, ввозящей эти товары и услуги. Поэтому зависимость между динамикой совокупного дохода данной страны Y и динамикой ее чистого экспорта Х„ отрицательна, что и фиксируется знаком минус в функции чистого экспорта.



Очевидно, что линия планируемых расходов пересечет линию, на которой реальные и планируемые расходы равны друг другу (то есть линию Y = Е) в какой-то одной точке А (см. рис.5.2.). Приведенный чертеж получил название креста Кейнса. На линии Y = Е всегда соблюдается равенство фактических инвестиций и сбережений. В точке А, где доход равен

планируемым расходам, достигается равенство планируемых и фактических инвестиций и сбережений, то есть устанавливается макроэкономическое равновесие.

Если фактический объем производства Y/ превышает равновесный YQ, то это означает, что покупатели приобретают товаров меньше, чем фирмы производят, то есть AD
Наоборот, если фактический выпуск У^ меньше равновесного YO, то это означает, что фирмы производят меньше, чем покупатели готовы приобрести, то есть AD>AS. Повышенный спрос удовлетворяется за счет незапланированного сокращения запасов фирм, что создает стимулы к увеличению занятости и выпуска. В итоге ВНП постепенно возрастает от У? до YO и вновь достигается равновесие AD = AS.

Равновесный уровень выпуска У# может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: потребления, инвестиций, государственных расходов или чистого экспорта. Увеличение любого из этих компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов совокупного спроса сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска.

Приращение любого компонента автономных расходов

DА = D (а + I + G + XJ

вызывает несколько большее приращение совокупного дохода DY благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов - отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.



Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Важно, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВНП. Если, например, автономное потребление увеличивается на какую-то величину ЛСА, то это увеличивает совокупные расходы и доход К на ту же величину, что, в свою очередь, вызывает вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величину МРСхАСд. Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину МРСхЛСА и так далее по схеме кругооборота "доходы-расходы". Возникает цепочка:



Из этой простой схемы видно, что совокупный доход Y многократно реагирует на первоначальный импульс ЛСА Т, что и отражается в величине мультипликатора автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах С, I, G или Х„ могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска. Мультипликатор, таким образом, является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики правительства является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины предельной склонности к потреблению (МРС)1. Данная проблема становится более сложной в условиях стимулированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возросшего совокупного дохода У финансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвестиционные расходы и возникает эффект супермультипликатора.

Рецессионный разрыв - величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный объем выпуска YO ниже потенциального У* (см. рис.5.3.), то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.



Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и "переместить" равновесие из точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода AY составляет:



Инфляционный разрыв - величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до не инфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный уровень выпуска YQ (см. рис.5.4.) больше потенциального У*, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширять производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты.



Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и "перемещение" равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода AY составляет:



5.4. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели ADAS и Кейнсианского креста.

Парадокс бережливости - попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений. Если прирост сбережений не сопровождается приростом

инвестиций, то любая попытка домашних хозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВНП, обусловленным эффектом мультипликации.

Экономика стартует в точке А (см. рис.5.5.). В ожидании спада домашние хозяйства стремятся побольше сберегать: график сбережений перемещается от S до S', а инвестиции остаются на том же уровне I. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от YO до УI. Так как совокупный доход У снизился, то и сбережения в точке В окажутся теми же, что и в точке А.



Если одновременно с ростом сбережений от S до S' возрастут и запланированные инвестиции от I до I', то равновесный уровень выпуска остается равным Yg и спад производства не возникнет. Напротив, в структуре производства будут преобладать инвестиционные товары, что создает хорошие условия для экономического роста, но может относительно ограничить уровень текущего потребления населения. Возникает альтернатива выбора: либо экономический рост в будущем при относительном ограничении текущего потребления, либо отказ от ограничений в потреблении ценой ухудшения условий долгосрочного экономического роста.

Рост сбережений может оказать на экономику антиинфляционное воздействие в условиях, близких к полной занятости ресурсов: спад потребления и следующее за ним сокращение

совокупных расходов, занятости и выпуска (с эффектом мультипликатора) ограничивают давление инфляции спроса -совокупный спрос снижается от AD до ADj, что сопровождается спадом производства от У1 до У2 и снижением уровня цен от P1 до P2 (см. рис.5.6.).



Модель Кейнсианского креста не позволяет иллюстрировать процесс изменения уровня цен Р, так как предполагает фиксированные цены. Крест Кейнса конкретизирует модель AD-AS для целей краткосрочного макроэкономического анализа с "жесткими" ценами и не может быть использован для исследования долгосрочных последствий макроэкономической политики, связанных с ростом или снижением уровня инфляции.
  1   2

Похожие:

Лекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия iconЛекция Тема Макроэкономическая политика открытости
Глобальная макроэкономическая политика и глобализация современной экономической жизни
Лекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия iconЛекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической...
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и принципов макроэкономической политики обеспечения...
Лекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия iconЛекция 12. Тема 12. Макроэкономическая политика обеспечения экономического...
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и принципов макроэкономической политики обеспечения...
Лекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия iconЛекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность
...
Лекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия iconЛекция Тема Макроэкономическая политика валютного регулирования
Цель занятия: приобретение студентами знаний относительно сущности, направлений и инструментов макроэкономической политики валютного...
Лекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия icon51. Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе
В открытой эк-ке анализ эк-ой политики осуществляется из модели Манделла-Флеминга. Она является модифицированной моделью is-lm. Проблему...
Лекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия iconОглавление
Макроэкономическая политика государства и особенности ее осуществления в открытой экономике
Лекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия iconМакроэкономика для студентов-заочников
...
Лекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия iconЛекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная...
...
Лекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия iconЛекция 14. Тема 14. Внешнеэкономическая политика государств
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница