Лекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической безопасности государств


Скачать 255.22 Kb.
НазваниеЛекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической безопасности государств
Дата публикации19.11.2013
Размер255.22 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Экономика > Лекция


Лекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения
экономической безопасности государств.


Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и принципов макроэкономической политики обеспечения экономической безопасности государств.

Время: 2 часа.

План лекции:

  1. Национальные интересы – объективное условие экономического развития государств.

  2. Макроэкономическая политика противодействия угрозам экономических интересов государства.

  3. Макроэкономическая политика управления критериями и индикаторами устойчивого экономического развития.

  4. Макроэкономическая политика и стратегии экономической безопасности.

  5. Практические вопросы и правовое обеспечение экономической безопасности государств.


1. Национальные интересы – объективное условие экономического развития государств.

Совокупность интересов можно определить как круг жизненно важных обстоятельств для этнических и социальных групп на определенной территории, которые:

в цивилизованно-культурном смысле исторически самоопределяются в качестве единой нации, народа;

в политическом отношении исторически самоорганизуются как государство.

Реализация индивидуальных интересов способствует реализации общих интересов лишь тогда, когда их носители объединены в единую систему, ни один из элементов которой не может эффективно функционировать автономно. Они выражают обобщенные стремления всех членов — граждан данного общества к обеспечению его независимости, благосостояния и высокого качества жизни народа, сохранения его культуры и духовных ценностей. Термин "наци­ональный интерес" следует относить не к "нации-этносу", а к "нации-государству", употребляя как синоним понятия "национально-государственный интерес", т.е. интерес всех лиц, живущих по законам данного государства и равных перед этими законами. Национальные интересы диктуют приоритеты сотрудничества и использования собственного экономического потенциала.

Процессы общественного развития по регионам планеты имеют особенности, что существенно отражается на жизни народа, понимании и определении целей удовлетворения потребностей общества, перспектив и путей формирования, отстаивания, защиты его интересов. Соответственно выявляются приоритеты в политической, социальной, технологической, экономической сферах. Национальные интересы Украины как любой страны включают основополагающие цели: государственная независимость и процветание народа, защита и благополучие территории его жизнедеятельности, сохранение и развитие культурно-духовных ценностей.

В пространственно-географическом плане с развитием международного общения интересы приобретают форму национально-государственных.

Формирование национально-государственных интересов становится определяющим в системе базовых приоритетов развития экономики, социальных Предпосылок и институциональных механизмов государственности.

В Послании по национальной безопасности Президента Украины указывается на своеобразие интересов и внутренней логики развития государства.

Любые преобразования в Украине неизменно оказывали существенное влияние на весь мир. Сегодняшние изменения являются важным и наглядным проявлением общего процесса выработки новой модели развития мира.

Обстановка в мире позволяет рассматривать реальность следующих новых парадигм отношений:

от концепции баланса сил к концепции баланса интересов;

от идеологии и структуры взглядов конфронтационного типа к моделям партнерства, делового сотрудничества;

дополнение принципа независимости и целостности территории принципом необходимости обеспечения благополучия личности.

Национальные интересы Украины основываются на национальном достоянии и ценностях народов Украины, обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального украинского общества.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных производителей, повышения инновационной и инвестиционной активности, постоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость Украины на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой области является переход экономики на модель устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего устойчивое функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Без достаточно ясного суждения об интересах поведение и политика хозяйствующего субъекта превращается в беспорядочный набор конъюнктурных действий, дающих в конечном итоге совокупный отрицательный эффект.

Разнообразие интересов не исключает антагонизма и соперничества хозяйствующих субъектов в поддержании мер по их удовлетворению на должном уровне.

На этой основе формируются экономические интересы, содержание и правовой статус которых включают оценки ущербов и потерь, вынужденных расходов и требуемых инвестиций, оценки прибыльности и упущенной выгоды. Формирование экономических интересов определяется множеством факторов жизнедеятельности, которые характеризуются как индивидуально-эгоистическими принципами (выживание, стабилизация, развитие), так и отношениями взаимодействия (преимущество, предпочтение, устойчивость, рациональность). В стремлении к успеху хозяйствующий субъект вынужден учитывать складывающиеся ситуации ресурсного и товарного спроса и предложения, зависимости и экономической самостоятельности. Последние приобрели к настоящему моменту существенное значение и для нашей хозяйственной деятельности в связи с реформами и переходом к рыночным отношениям.

Наряду с политическими средствами отстаивания национально-государственных интересов важное значение приобрели чисто экономические процессы методы управления. Они становятся весомым компонентом укрепления национальной безопасности, обязательным условием сохранения государственности и важной предпосылкой предотвращения региональных конфликтов. Но "экономизация" международной жизни была отмечена уже давно. В Послании Президента Украины отмечается необходимость "экономизировать" внешнюю политику так же, как это делается в других странах. В этом значительный резерв повышения эффективности украинской дипломатии.

В мировом пространстве звенья хозяйственных систем действуют подчас согласованно в силу объективного совпадения интересов. Эти звенья составляют самовоспроизводящуюся целостность, формирующую правила игры, язык, технологии влияния, организационные структуры и коммуникации. Они создают условия реализации экономических интересов, интегрирующих крупный международный капитал для осуществления выгодной ему политики. Поскольку этот капитал действует в масштабах мирового рынка, то и политика обретает глобальный характер, причудливо переплетаясь с политикой различных стран и их межгосударственных союзов.

Несерьезно сводить эту тенденцию к злодейскому заговору "сатанинских сил", ибо определяющими в ней являются мотивы защиты, отстаивания своих интересов. Важнейшие инструменты такой работы — втягивание стран в долговую зависимость, подкуп и деморализация их национальных элит, дезинформация общественного мнения.

Формирование экономической модели каждой страны идет в напряженной борьбе за контроль над институтами государственной власти между представителями транснационального и национального капиталов, мировой олигархией и национальной элитой. У них разные (часто противоположные) интересы и ценности, различные инструменты воздействия на экономику.

Международная финансовая олигархия и крупный транснациональный капитал стремятся к тотальному контролю над мировым рынком и каждой его страновой составляющей. Они представляют собой внушительную силу, контролируя более половины оборота мировой торговли и финансов, наиболее прибыльные производственные отрасли.

"Загадочность" сохраняющихся отношений к Украине объясняется противоречивым сочетанием национальных интересов ведущих стран и интересов мировой олигархии. Во внутренней политике этих стран в общем и целом доминируют национальные интересы, во внешней — интересы транснационального капитала (который частично представлен и их национальным капиталом).

Итак, интересы и прежде всего экономические, определяют направления развития хозяйственной деятельности, мотивы поведения и функционирование хозяйствующего субъекта, а также обострение отношений между участниками хозяйственного процесса.
^ 2. Макроэкономическая политика противодействия угрозам
экономических интересов государства.


В процессе хозяйственной деятельности складываются определенные связи и формы отношений между производителями, потребителями и посредниками или распорядителями жизненно необходимых благ и услуг. Они формируют механизмы хозяйствования, способы и методы которых обеспечивают предложение и спрос, движение ресурсов и удовлетворение потребностей.

Каждое звено этого механизма, будучи динамичным элементом системы, подвержено влиянию различного рода воздействий: политических, психологических, экологических, технологических, информационных, силовых, могущих приносить вред, создавать ситуацию опасности, угрозы экономическим интересам.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации в стране имеет тенденцию к расширению из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности и их высокой ресурсоемкости, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

Падение научно-технического потенциала страны ведет, к утрате Украиной передовых позиций в мире, снижению качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости Украины от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потенциала государства.

Угрозой безопасности Украины в социальной сфере, как следствие кризисного состояния экономики, являются увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности.

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала Украины, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний.

Продолжающееся разрушение единого духовного пространства Украины экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, способствуют усилению национального сепаратизма, создают благоприятные условия для возникновения конфликтов на этой почве.

Помимо усиления политической нестабильности, это ведет к ослаблению единого экономического пространства Украины и его важнейших составляющих — производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Исходя из характеристики опасностей и состояния угроз определяются структурные элементы системы противодействия, обеспечивающие национальную экономическую безопасность.

В настоящее время остается дискуссионным само понятие "экономическая безопасность". До недавнего времени доминировало традиционное понимание, согласно которому экономическая безопасность рассматривалась как одна из характеристик глобального военно-стратегического противостояния социализма и империализма. Разновидностью традиционного подхода стало понимание экономической безопасности как способности выживания экономики в случае природных бедствий или техногенных катастроф. На Западе под ним термином рассматривается обеспечение живучести национальной экономики в условиях мировых экономических кризисов. Ряд исследователей, сторонников рыночной модели полагают, что использование понятия "экономическая безопасность" в условиях нормального (желательного) развития не имеет смысла, поскольку наличие всякого рода опасностей является одним из необходимых условий рыночных отношений. Видимо, поэтому в западной литературе термин "экономическая безопасность" непопулярен, считается понятийно неопределенным. Здесь есть рациональное зерно. Но только зерно.

Собственно рыночные отношения рождают массу обстоятельств, ситуаций и условий, которые заставляют анализировать не только неопределенность последствий, но и заведомо расчетливые поступки партнеров, мотивируемые стремлением нанести вред.

Сегодня экономическую безопасность следует рассматривать в качестве важнейшей характеристики экономической системы, которая определяет способность реализации национально-государственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйствующих субъектов, достойные условия жизнедеятельности населения, устранение возникающих угроз их достижению.
^ 3. Макроэкономическая политика управления критериями и
индикаторами устойчивого экономического развития.


При определении характеристик угроз экономической безопасности следует исходить из возможности, доступности качественной оценки и количественного представления о нанесенном вреде, ущербе, потерях. В результате как для слабых, так и сильных хозяйствующих субъектов, появляются ориентиры в хозяйственной деятельности, поскольку динамизм присущ экономике в принципе. В условиях экономического кризиса крайне важно ориентироваться на критические параметры угроз, такие их размеры, достижение которых предопределяют разрушительные процессы в экономике. Критическая величина экономических показателей прежде всего свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций. Поэтому установление общепризнанных пороговых пределов деструктивного развития экономики позволяет ограничить существующую ныне свободу оценок ситуации в стране и найти точки взаимопонимания различных субъектов хозяйствования и политических сил.

При определении пороговых, критических значений возникают многочисленные трудности. Во-первых, при принятии решений следует учитывать не один, а целую совокупность показателей, так как отклонение от нормы одного-двух параметров далеко не всегда точно характеризует общую ситуацию в экономике страны.

Во-вторых, поскольку в каждом обществе существуют свои политические и социально-экономические особенности, необходимо с большой осторожностью использовать унифицированные показатели экономической безопасности, разработанные и применяемые за рубежом. Критические точки экономического положения, выход за которые недопустим в одних странах, могут быть условно допустимы или даже приемлемы в других.

В-третьих, в различных странах приняты свои методики сбора и обработки статистической и иной информации, касающейся экономической безопасности, которые существенно отличаются от методик, применяемых в Украине.

Положение усугубляется тем, что в официальной отчетности или отсутствуют или искажаются важные показатели, характеризующие реальный процесс реформирования экономики и динамику кризисного развития.

Разработка количественных параметров (пороговых значений) экономической безопасности, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, позволяет создать инструмент для оценки состояния, которая осуществляется путем индикативного анализа.

Для переходного периода определяющей является разработка пороговых значений по следующим параметрам:

объем ВВП, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на современном, конкурентоспособном базисе, а также инвестирование и финансирование основных сфер деятельности;

удельный вес в промышленном производстве высокотехнологичных обрабатывающих отраслей, в том числе наукоемких, и производства потребительских товаров, позволяющий осуществлять процесс воспроизводства в основном на базе отечественного производства;

удельный вес импорта во внутреннем потреблении по отдельным группам продовольственных товаров, товаров народного потребления и изделий производственно-технического назначения;

уровень жизни основной массы населения, за пределами которого возникает опасность неконтролируемых социальных конфликтов, создается угроза депопуляции населения и утраты наиболее продуктивной части национально "человеческого капитала";

обеспеченность поддержания и воспроизводства природно-экологического потенциала для предотвращения необратимого разрушения природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста и нанесения ущерба здоровью нынешнего и будущих поколений;

показатели оценки уровня экономической независимости страны от зарубежных стран, характеризующие влияние внешних факторов на экономическое развитие: структура импорта и экспорта, доля украинской экономики на мировых товарных рынках;

объемы государственных материальных резервов, а также золотовалютных и финансовых резервов, состояние финансово-бюджетной и кредитной систем.

Количественные параметры (пороговые значения) экономической безопасности будут меняться во времени в зависимости от международной политической и военной ситуации, степени вероятности возникновения тех или иных угроз, новых научно-технических открытий и потребностей людей, общества и государства. Отклонение в худшую сторону этих пороговых значений от фактического или прогнозируемого уровня и характера развития экономики свидетельствует об угрозе экономической безопасности и о необходимости принятия специальных, в том числе государственных, мер по выправлению положения.

На основе сформулированных национальных интересов в области экономики и количественных параметров экономической безопасности определяются приоритеты экономической политики, а также в случае необходимости разрабатываются целевые программы по решению отдельных проблем обеспечения экономической безопасности страны.
^ 4. Макроэкономическая политика и стратегии экономической безопасности.

Государственная экономическая политика формируется на базе системы документов, определяющих цели хозяйственной деятельности и направления их достижения в определенных временных координатах. Концепция государственной экономической политики включает программу развития экономики, ее важнейших отраслей и сфер, соответствующих взаимоувязанных механизмов. Важно прослеживать соотношение вероятных последствий деятельности отдельных звеньев системы в достижении поставленных целей, отвечающих экономическим интересам, и достаточно жесткой регламентации организационного, процедурного и временного порядка по реализации общих программных положений.

Различные звенья системы государственной власти должны выполнять свои специфические функции, распределение и закрепление которых призвано обеспечить жесткую регламентацию этапов разработки, корректировки и реализации экономической политики государства. Одной из центральных процедур в этом процессе должен стать мониторинг подготавливаемых документов и нормативных материалов, выражающих экономическую политику, с точки зрения их воздействия на показатели экономической безопасности.

Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика — категории и инструменты государственного регулирования экономики, которые должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии друг с другом. С одной стороны, стратегия экономической безопасности является частью экономической политики, отражая се стратегические целевые ориентиры желаемого качества регулируемой макроэкономической системы. С другой сторо­ны, оценки _ количественных параметров, характеризующих желаемое состояние экономики, определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны ухудшить (снизить) уровень экономической безопасности.

Основы стратегии экономической безопасности разрабатываются и реализуются аппаратом законодательной и исполнительной власти через систему нормативных актов Президента Украины, Правительства, Верховной Рады.

В Совете Национальной Безопасности и обороны при Президенте Украины созданы: Управление экономической безопасности, НИСИ, НИУРО. Кабинет министров издал распоряжение №345(р) от 25. 05. 1998 г. о создании рабочей группы, задача которой являлась разработка до 15 октября 1999 г. Национальной программы обеспечения экономической безопасности Украины до 2005 г.

Экономическая безопасность в этом документе определяется как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз' и быть материальной основой национальной безопасности.

Основные положения государственной стратегии в области экономической безопасности определяют понятия, объекты, индикаторы, угрозы и основные механизмы их предотвращения или погашения в рамках реально существующих ресурсных ограничений. Можно выделить три блока положений этой стратегии:

1) определение национальных государственных интересов в области экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту важных условий жизнедеятельности страны;

выявление опасностей и угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, наносящих вред жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства, определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной и среднесрочной (3-S лет) перспективе;

формирование предложений по корректировке экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействия, подрывающие устойчивость экономики.

Украина имеет все объективные условия, чтобы обеспечить свои жизненно важные интересы. Это — квалифицированные кадры, разнообразные и достаточные природные ресурсы, мощный производственный и научно-технический потенциал.

Богатый ресурсный и интеллектуально-производственный потенциал — важнейшие преимущества Украины , позволяющие ей занять на мировом рынке приоритетное положение. При рациональном подходе к использованию этого потенциала, повышении конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности и высокой общей эффективности функционирования экономики он может стать основой технологического совершенствования производства.

Пересмотр отношений во многих сферах хозяйственной жизни позволил трансформировать взгляды на перспективы развития экономики, ее устойчивость и безопасность. В связи с этим представляется возможным сформулировать основные принципы обеспечения экономической безопасности. К ним относятся:

1) стратегия экономической безопасности — составная часть стратегии национальной безопасности;

2) противодействие интересам источников потенциальной экономической опасности;

3) мониторинг и индикативный анализ объективных показателей состояния экономики;

4) технологическое совершенствование как условие прогресса и устойчивого развития экономики;

5) целевое управление во внешнеэкономической деятельности и международных экономических отношениях;

эффективное взаимодействие органов власти в ходе реализации стратегии экономической безопасности;

ориентиры инвестиционной политики.

Экономика все больше влияет на политические решения, а ее состояние нуждается в государственном регулировании. В мировой практике подобная констатация воспринимается как государственные интересы национальной безопасности.

В Украине при наличии функциональных особенностей управления экономикой координирующим органом является Совет Безопасности и обороны при Президенте Украины.

^ 5. Практические вопросы и правовое обеспечение экономической безопасности государств.

Многоукладность экономики, дифференциация в концентрации капитала, противоречия политических партий и движений но основным проблемам экономики определяют сложности достижения согласия в реализации стратегии экономической безопасности. Различия в экономических интересах личности, общества и государства способствуют развитию криминальных и теневых направлений в экономике. Нечетко сформулированные принципы и необоснованные действия способствуют их бесконтрольному функционированию и возможности уклоняться от справедливого наказания.

Признавая перспективность и правовых, и экономических методов управления, на текущий момент можно рассматривать реальность принимаемых мер по мере выявления обстановки опасностей для экономики в той или иной сфере деятельности.

Переход на путь рыночных отношений видоизменил структуру преступлений в экономической сфере. Активное развитие новых форм собственности и предпринимательства, несовершенство многих правовых норм привели к тому, что на протяжении всего рассматриваемого периода акцент в деятельности преступных групп стал перемещаться из торговли в сферу денежно-кредитных отношений. За 1991-1994 гг. количество преступлений в сфере денежно-кредитных отношений выросло на 70%, причем свыше 80% злоупотреблений в этой области было непосредственно связано с деятельностью коммерческих банков.

Анализ правонарушений в банковской сфере позволяет сделать вывод о том, что наиболее часто встречающимися видами преступлений являются злоупотребления при получении и использовании кредитов, хищения денежных средств с расчетных и депозитных счетов (в том числе с использованием авизо), хищения с использованием кредитных карточек, так называемые "компьютерные" хищения, нарушения правил при проведении валютных операций и пр. Борьба с этими нарушениями ведется путем внедрения новых банковских технологий.

Также имеют место новые виды преступлений, связанные с внедрением в информационные сети коммерческих банков с целью последующего незаконного перечисления денежных средств на особые расчетные счета. Распространен также умышленный невозврат кредитов, полученных клиентами банков, в свою очередь перечислявшими их на счета специально созданных структур, которые после обналичивания и конвертации прекращали свое существование.

В этой связи следует отметить, что в большинстве развитых стран Западной Европы в уголовном праве предусмотрена ответственность за получение кредитов обманным путем.

Основными факторами, способствующими необоснованному предоставлению кредитов и их расходованию не по назначению, является отсутствие контроля при заключении договоров кредитования и необходимых проверок со стороны коммерческих банков подлинности и достоверности документов заемщика, его платежеспособности, экономического обоснования кредитуемых проектов, а также дальнейшего использования полученных кредитов в соответствии с деятельностью, объявленной в уставе заемщика.

В условиях многоплановости факторов нарушений укреплению экономической безопасности могла бы способствовать также деятельность в следующих направлениях.

/. В экономической сфере в целом:

гарантированное обеспечение снабжения страны основными продовольственными товарами за счет внутреннего производства;

упорядочение экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов различных регионов страны в интересах повышения устойчивости функционирования национального хозяйства.

2. Во внешней торговле и внешнеэкономической деятельности:

сочетание в торговой политике курса либерализации с совершенствованием механизма государственного регулирования импорта и экспорта в соответствии с общепринятой международной практикой, не исключающей использования и административных защитных мер в интересах местных производителей товаров и услуг;

расширение экономического сотрудничества на многосторонней основе, что предполагает определенные обязательства по уменьшению опасности произвола и односторонних противоправных действий во внешнеэкономической политике и создаст условия для ее координации, в том числе для коллективного ослабления внешних факторов риска;

выполнение программы развития экспорта в целях совершенствования его товарной структуры с ориентацией на расширение ассортимента и повышение степени переработки вывозимой продукции, с особым акцентом на увеличение доли наукоемких, в том числе принципиально новых, изделий, пользую­щихся более высоким и устойчивым спросом на мировом рынке;

развитие экспорта услуг при использовании большого интеллектуального потенциала Украины, что даст возможность превратить услуги, как и в других экономически развитых странах, в надежный источник значительных валютных поступлений;

содействие рассредоточению внешних рынков сбыта и источников снабжения по основным экспортным и импортным товарам при одновременном предпочтении в торговле надежным странам, что позволит при проведении внешнеторговых операций маневрировать с учетом отношений с менее дружественными странами и потенциально враждебными странами.

3. В области международного инвестиционного сотрудничества:

совершенствование государственного регулирования притока иностранного капитала, которое обеспечивало бы контроль государства над жизненно

важными ресурсами и сферами экономической деятельности, защиту от монополизма в лице иностранных компаний, расширение инвестиционной активности в приоритетных для страны отраслях хозяйства и районах;

систематическое отслеживание деятельности иностранных и совместных предприятий с точки зрения выполнения ими требований национального законодательства и принятых при их создании обязательств;

применение достаточно эффективных санкций против таких предприятий в случае нарушения ими законодательства и обязательств;

корректировка соответствующих нормативных документов.

4. В «алютно-финансовой сфере:

• преодоление кризиса внешней платежеспособности и сбалансирование внешнеэкономических расчетов страны при ограничении роста задолженности и принятии мер по прекращению оттока капиталов из Украины.

поддержание на определенном уровне (достаточном для стабильного развития внешнеэкономических связей) свободно конвертируемой валюты и других ликвидных ценностей;

упорядочение кредитно-финансовых отношений с зарубежными странами, чтобы эти отношения не могли использоваться как инструмент давления кредиторов на должника и вмешательства в его внутренние дела.

Формирование благоприятной среды экономического развития нуждается в законодательной поддержке. Формы сотрудничества и возможные осложнения, система преференций и защита экономических интересов, обслуживание долга и гарантии государства должны логично и легитимно располагаться в пространстве правового поля хозяйственной деятельности.

В целях обеспечения эффективных мер стратегии экономической безопасности целесообразна система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование и поддержание экономики страны на безопасном уровне. При этом должны быть четко определены границы и условия государственного вмешательства в экономику, в частности границы государственного сектора, обеспечено развитие, эффективных методов государственного регулирования.

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности включает:

выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются От пороговых значений экономической безопасности, и подготовка комплексных государственных мер но выходу из зоны опасности. Эта работа осуществляется в ходе подготовки прогнозов социально- экономического развития и бюджета УКРАИНЫ на каждый год и среднесрочную перспективу;

организацию работы по реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности;

экспертизу принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.

Верховная Рада в силу конституционных функций рассматривает различные аспекты обеспечения безопасности Украины, представляет собой мозаику территорий и народов, поэтому решение многих проблем, возникающих в результате региональных влияний, должно быть ориентировано на нужды, интересы.

Комитетами Верховной Рады и Правительством Украины ведется целенаправленная законотворческая работа по национальной безопасности и ее основным направлениям.

По своему составу Верховная Рада объединяет интересы центра и регионов, отношения и направленность действий между субъектами государства. На уровне регионов решаются на практике многие вопросы социально-экономического развития и, следовательно, обеспечения экономической безопасности.

В деятельности по обеспечению экономической безопасности в законодательной сфере целесообразно проведение своеобразной экспертизы подготавливаемых проектов документов с учетом воздействия закрепляемых в них положений на уровень обеспечения экономической безопасности (интересов). Для этого необходимо осуществление приведенных мероприятий:

1) производится оценка целесообразности принятия законопроекта по следующим критериям:

соответствие норм предлагаемого законопроекта целям и задачам стратегии экономической безопасности (по параметрам, характеризующим устойчивость социально-экономической системы страны);

соответствие норм предлагаемого законопроекта действующему законодательству, особенно его кодексным фрагментам;

совместимость интересов субъектов хозяйственной деятельности и государства с точки зрения предлагаемого законопроекта (с учетом отраслевых, региональных, корпоративных и прочих аспектов) при безусловном приоритете общегосударственных интересов, предполагаемых государственной стратегией экономической безопасности Украины;

2) по результатам анализа законопроекта дается итоговая оценка возможных угроз экономической безопасности в случае его принятия и практической реализации. Оценка производится по следующей шкале:

представляет значительную угрозу;

не представляет значительной угрозы;

экономически безопасен;

угроза неопределенна.

Первая оценка означает- прежде всего, что законопроект требует дополнительного бюджетного финансирования в значительных объемах (количественные показатели требуют дополнительного изучения), причем обоснование в пользу такого финансирования признано неудовлeтворительным.

Другими основаниями для данной оценки могут быть прогнозируемые последствия, несущие непосредственные угрозы экономической безопасности страны (например, утрата прав собственности государства на стратегически важные хозяйственные объекты, усиление зависимости страны от импорта, углубление негативных явлений в высокотехнологичных отраслях промышленности, ослабление государственного контроля за добычей, обработкой и оборотом стратегически важных материалов и т.д.).

Основаниями для второй оценки могут быть следующие критерии:

законопроект не требует значительных сумм дополнительного

бюджетного финансирования;

• имеется удовлетворительная аргументация в пользу значительного дополнительного бюджетного финансирования (указываются размеры предполагаемой будущей выгоды, источники дополнительного финансирования и т.п.)- В то же время сохраняются элементы экономического риска.

Третья оценка означает, что экономический риск практически отсутствует. Основанием для четвертой оценки является недостаточная проработанность законопроекта, предполагающая более глубокое изучение возможных экономических последствий реализации законопроекта;

экспертиза законопроектов, затрагивающих интересы экономической безопасности страны, целесообразно проводить уже на первых этапах их прохождения через Верховную Раду. Формулировка заключений осуществляется специалистами профильных комитетов с привлечением специалистов из научно-исследовательских организаций;

учитывая сложность законодательного регулирования экономической жизни страны под углом зрения обеспечения необходимых мер безопасности, а также сугубую важность системного взгляда на положение в сфере экономической безопасности Украины, целесообразно создать парламентскую структуру, специальной задачей которой стали бы комплексный анализ законотворчества в экономической сфере и формулировка обобщенных заключений об основных тенденциях развития экономики под воздействием всей совокупности принимаемых законов.

Литература


Основная:

  1. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика: Учебное пособие. – М.: Бизнес-школа, 1999. –366 с.

Дополнительная:

  1. Баулінська О.Я. Макроекономіка: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – 442 с.

  2. Гурне Б. Державне управління. – К.: Основи, 1998.

  3. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.

  4. Кирієнко М.П. Сучасні макроекономічні теорії. – Львів: Світ, 1996. – 412 с.

  5. Кубко Е.Б. Программно-целевая организация государственного управления – К.: Наукова думка, 1998.

  6. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.

  7. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  8. Мельник А.Ф. Державне регулювання економіки. – К.: Вентурі, 2000.

  9. Мельникова В.І. Макроекономіка: Навчальний посібник. – 2-ге вид., випр. – К.: Професіонал, 2005. – 400 с.

  10. Новицький В.С. Економічні ресурси цивілізаційного розвитку: Навчальний посібник. – К.: НДУ, 2004. – 268 с.

  11. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. – М.: ЮНИТИ, 2000.

  12. Панасюк Б., Науменко В. Впровадження методів прогнозування. – К.: Афіша, 2000.

  13. Практикум з прогнозування і державного регулювання економічного і соціального розвитку / За ред. А.Ф. Мельник: Навч. посібник. – К., 2000.

  14. Райт Г. Державне управління. – К.: Основи, 1998.

  15. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. – М.: БИНОМ; Лаборатория базовых знаний, 1999. – 800 с.

  16. Солонінко Є.С. Макроекономіка: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2002. – 320 с.

  17. Фишер С. и др. Экономика. – М.: Дело, 2002. – 864 с.

  18. Хайне П. Экономический образ мышления. – М.: Академия, 1999.

  19. Экономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д.э.н., проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 896 с.


Похожие:

Лекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической безопасности государств iconЛекция Тема Макроэкономическая политика открытости
Глобальная макроэкономическая политика и глобализация современной экономической жизни
Лекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической безопасности государств iconЛекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и особенностей макроэкономической политики обеспечения...
Лекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической безопасности государств iconЛекция 12. Тема 12. Макроэкономическая политика обеспечения экономического...
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и принципов макроэкономической политики обеспечения...
Лекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической безопасности государств iconЛекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность
...
Лекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической безопасности государств iconЛекция 14. Тема 14. Внешнеэкономическая политика государств
...
Лекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической безопасности государств iconЛекция Тема Макроэкономическая политика валютного регулирования
Цель занятия: приобретение студентами знаний относительно сущности, направлений и инструментов макроэкономической политики валютного...
Лекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической безопасности государств iconЛекция 17. Международные аспекты экономической теории
Купеческие караваны пересекали пустыни, а торговые суда бороздили моря и океаны, прокладывая все более прочные пути хозяйственного...
Лекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической безопасности государств iconКонцепция многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности...
Новые требования к системам управления определяют необходимость единого системного подхода к процессу управления и его автоматизации....
Лекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической безопасности государств iconЛекция №1
В начале XX в стала формироваться русская школа безопасности ( Кипричев и др.). В россии появились курсы безопасности, тогда же появился...
Лекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической безопасности государств iconКонцепция уголовно-правовой политики Российской Федерации
Уголовно-правовая политика Российской Федерации выступает одним из направлений реализации государственной стратегии обеспечения криминологической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница